Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 27 марта 2007 г. N А69-1524/06-5-9-Ф02-1512/2007
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 марта 2007 г. N А19-22615/06-13-Ф02-1541/2007, от 7 июля 2008 г. NА69-1524/06-Ф02-3107/2008
Государственное унитарное предприятие "Ак-Довуракская ТЭЦ" (ГУП "Ак-Довуракская ТЭЦ") обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с иском к муниципальному производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства г.Ак-Довурака (МПП ЖКХ г.Ак-Довурака) о взыскании 9 271 000 рублей задолженности, возникшей вследствие предоставления населению жилищных субсидий на оплату отопления и горячего водоснабжения.
Решением от 24 октября 2006 года в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 15 декабря 2006 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, ГУП "Ак-Довуракская ТЭЦ" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель полагает необоснованным вывод суда об отсутствии у ответчика обязанности перечислить истцу денежные средства за предоставленные населению г.Ак-Довурака в 2004 году услуги.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 21 марта 2007 года судом объявлен перерыв до 15 часов 27 марта 2007 года.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об обоснованности кассационной жалобы и необходимости отмены судебных актов по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации города Ак-Довурака N 47 от 23.01.2004 "Об упорядочении сбора платежей за теплоэнергию и горячее водоснабжение" на МПП ЖКХ г.Ак-Довурака возложена обязанность при поступлении финансовых средств на субсидии своевременно перечислять причитающуюся сумму за теплоэнергию ГУП "Ак-Довуракская ТЭЦ".
По сведениям МУ МПП ЖКХ г.Ак-Довурака за 2004 год начислена сумма субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе за отопление - 9 366 000 рублей, за горячее водоснабжение - 3 105 000 рублей.
Финансовое управление Министерства финансов Республики Тыва по г.Ак-Довураку по запросу истца предоставило информацию о том, что за 2004 год МУ МПП ЖКХ г.Ак-Довурака было перечислено 13 516 000 рублей субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
За 2004 год МУ МПП ЖКХ г.Ак-Довурака перечислило ГУП "Ак-Довуракская ТЭЦ" субсидии населению за отопление и горячее водоснабжение в сумме 3 200 000 рублей.
Ссылаясь на неполное погашение ответчиком задолженности за предоставленные жилищные субсидии, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд сослался на отсутствие доказательств того, что поступившие субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 13 516 000 рублей должны быть направлены в полном объеме только на погашение задолженности за отопление и горячее водоснабжение.
Выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права и неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции Федерального закона от 08.07.1999 N 152-ФЗ органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг", субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.
Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по федеральному закону, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовой год (статья 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики").
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ увеличение расходов органов самоуправления, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется органами, принявшими решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Органы государственной власти гарантируют компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов (пункт 3 статьи 5 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.1997 N 126-ФЗ).
Исходя из вышеизложенного в предмет судебного исследования в рамках настоящего спора должны быть включены следующие вопросы: факт оказания истцом услуг с предоставлением субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг; размер понесенных при этом расходов; размер возмещенных расходов, объемы выделенных из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом N 186-ФЗ от 23.12.2003 "О федеральном бюджете на 2004 год" средств, направляемых на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; распределение направленных денежных средств между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, использование их на соответствующие цели; достаточность перечисленных денежных средств на реализацию Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики".
Названные обстоятельства судом не исследовались, им не дана правовая оценка.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Таким образом, решение вопроса о субъекте ответственности по требованию истца о взыскании задолженности, возникшей вследствие предоставления населению жилищных субсидий на оплату отопления и горячего водоснабжения, зависит от того, в каком объеме были выделены денежные средства на эти цели из федерального бюджета.
Указанный вопрос Арбитражным судом Республики Тыва также не исследовался.
При таких условиях обжалуемые судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам с неправильным применением норм материального и процессуального права и подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении суду следует с учетом вышеизложенного установить обстоятельства, имеющие значение для дела и входящие в предмет доказывания, в соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Российскую Федерацию, оценить представленные в материалы дела доказательства, рассмотреть спор по существу в зависимости от установленного и с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", а также распределить расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение от 24 октября 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 15 декабря 2006 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-1524/06-5-9 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
...
При новом рассмотрении суду следует с учетом вышеизложенного установить обстоятельства, имеющие значение для дела и входящие в предмет доказывания, в соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Российскую Федерацию, оценить представленные в материалы дела доказательства, рассмотреть спор по существу в зависимости от установленного и с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", а также распределить расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 марта 2007 г. N А69-1524/06-5-9-Ф02-1512/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании