Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 22 марта 2007 г. N А19-22615/06-13-Ф02-1541/2007
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 марта 2007 г. N А69-1524/06-5-9-Ф02-1512/2007, от 7 июля 2008 г. NА69-1524/06-Ф02-3107/2008
Федеральное государственное унитарное предприятие "Ангарский электролизный химический комбинат" (ФГУП "АЭХК") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 161 461 рубля 72 копеек, составляющих расходы, понесенные в связи с предоставлением гражданам в период с июня по декабрь 2004 года субсидий во исполнение Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ангарское муниципальное образование в лице Управления по экономике и финансам администрации Ангарского муниципального образования, Иркутская область в лице Главного финансового управления, Управление соцзащиты населения города Ангарска.
Решением от 12 января 2007 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с судебным актом, Министерство финансов РФ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, принять новое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, арбитражный суд неправильно применил нормы материального права (статью 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", статьи 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 259 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 51 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год").
Заявитель полагает, что органы местного самоуправления обязаны предоставлять субсидии гражданам за счет средств местных бюджетов с последующей компенсацией из бюджета субъекта Российской Федерации исходя из фактических данных. Бюджету субъекта в порядке межбюджетных отношений из федерального бюджета может быть предоставлена финансовая помощь на частичную компенсацию льгот.
Министерство финансов РФ также ссылается на недоказанность наличия состава правонарушения, являющегося основанием для наступления ответственности вследствие причинения вреда.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП "АЭХК" возражало против ее доводов и просило в удовлетворении жалобы отказать.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав мнения сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что ФГУП "АЭХК" в период с июня по декабрь 2004 года во исполнение Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" предоставляло гражданам субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
В результате предоставления субсидий и уменьшения размера платежей за предоставление коммунальных услуг в указанный период ФГУП "АЭХК" понесло расходы в сумме 161 461 рубль 72 копейки, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что ФГУП "АЭХК" не получило из перечисленных муниципальному образованию средств на реализацию Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" денежные средства в достаточном количестве. Размер невозмещенных расходов от предоставления истцом субсидий составил 161 461 рубль 72 копейки, что подтверждается счетами-фактурами, списками граждан, получивших субсидии, актами сверки на 01.01.2005.
В 2004 году в федеральном бюджете не была заложена необходимая для выплаты расходов по предоставлению субсидий сумма. Российская Федерация, устанавливая субсидии для малоимущих граждан, не передала Ангарскому муниципальному образованию достаточных для реализации субсидий финансовых средств, возложив бремя расходов на средства местного бюджета. При таких обстоятельствах ответственность за неполное возмещение произведенных коммерческой организацией расходов в связи с предоставлением субсидий должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" возмещение предприятию расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг в меньшем размере, чем оно фактически понесло, не предусмотрено.
Поскольку коммерческая организация в связи с предоставлением льгот понесла расходы, которые не были компенсированы ей в полном объеме, у такой организации возникло право требования их возмещения.
Российская Федерация, принимая Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и устанавливая субсидии для малоимущих граждан, не передала муниципальному образованию денежные средства в полном объеме.
Понесенные ФГУП "АЭХК" в период с июня по декабрь 2004 года расходы, связанные с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, подлежат взысканию за счет средств казны Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы Арбитражного суда Иркутской области обоснованными и правомерными.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции Федерального закона от 08.07.1999 N 152-ФЗ органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и законом Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства" субсидии гражданам предоставляются на основании федеральных стандартов и региональных стандартов.
Истец, исполняя названное законодательство, в 2004 году понес расходы в сумме 161 461 рубль 72 копейки.
В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг", субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.
Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по федеральному закону, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовой год (статья 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики").
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ увеличение расходов органов самоуправления, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется органами, принявшими решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Органы государственной власти гарантируют компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов (пункт 3 статьи 5 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.1997 N 126-ФЗ).
Арбитражный суд Иркутской области установил, что в соответствии с Федеральным законом N 186-ФЗ от 23.12.2003 "О федеральном бюджете на 2004 год" государством установлены размеры дотаций, выделяемые из фонда софинансирования социальных расходов и направляемые на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг из федерального бюджета Российской Федерации. Так, в 2004 году Иркутской области выделено 268 540 рублей.
Названные средства, направленные на частичное финансирование расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, отражены в областных законах об областных бюджетах на соответствующие годы.
Все заложенные и перечисленные денежные средства распределены между муниципальными образованиями, из которых Ангарскому муниципальному образованию выделено в 2004 году - 22 680 рублей.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции установлено, что истец не получил денежные средства в достаточном количестве из перечисленных муниципальному образованию.
Таким образом, муниципальное образование и субъект Российской Федерации (Иркутская область) предусмотренные в бюджетах денежные средства на возмещение расходов в связи с предоставлением гражданам субсидий распределили в полном объеме.
Между тем, выделенные средства не компенсировали в полном объеме понесенные истцом расходы.
Поскольку Российская Федерация, принимая Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", наделила органы местного самоуправления государственными полномочиями по выплате субсидий населению, при этом в спорный период Российская Федерация в целях реализации указанных полномочий передала в муниципальное образование недостаточно денежных средств, ответственность за неполное возмещение произведенных коммерческой организацией расходов в связи с предоставлением субсидий должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Полномочий для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 12 января 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-22615/06-13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Иркутской области установил, что в соответствии с Федеральным законом N 186-ФЗ от 23.12.2003 "О федеральном бюджете на 2004 год" государством установлены размеры дотаций, выделяемые из фонда софинансирования социальных расходов и направляемые на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг из федерального бюджета Российской Федерации. Так, в 2004 году Иркутской области выделено 268 540 рублей.
...
Поскольку Российская Федерация, принимая Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", наделила органы местного самоуправления государственными полномочиями по выплате субсидий населению, при этом в спорный период Российская Федерация в целях реализации указанных полномочий передала в муниципальное образование недостаточно денежных средств, ответственность за неполное возмещение произведенных коммерческой организацией расходов в связи с предоставлением субсидий должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 марта 2007 г. N А19-22615/06-13-Ф02-1541/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании