Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 21 марта 2007 г. N А19-19487/06-45-Ф02-1557/2007
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Ангарский керамический завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску Иркутской области (далее-инспекция) о признании недействительным требования от 04.08.2006г. N65652 в части: пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 6 969,77 рублей, пени по единому социальному налогу в суммах 2 170 рублей и 12 789,30 рублей.
Решением от 27 октября 2006 года заявленные требования удовлетворены частично. Требование от 04.08.2006г. N65652 признано недействительным в части начисления пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 6 969,77 рублей, пени по единому социальному налогу в суммах 1 845,43 рублей и 11 813,20 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 11 января 2007 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами в обжалуемой части, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако своих представителей на судебное заседание не направило, в связи с чем, дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив судебные акты в приделах доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес общества направлено требование от 04.08.2006 N65652 об уплате в срок до 20.08.2006, в том числе пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 6 969,77 рублей, пени по единому социальному налогу в суммах 2 170 рублей и 12 789,30 рублей.
Считая требование незаконным в указанной части, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя требования общества в обжалуемой части, исходил из того, что пени по единому социальному налогу начисляются поквартально.
Кассационная инстанция находит указанный вывод судов ошибочным.
Статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В то же время, статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ежемесячная уплата единого социального налога, определены порядок исчисления ежемесячных авансовых платежей и срок их уплаты.
Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по единому социальному налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты ежемесячных авансовых платежей - не позднее 15-го числа следующего месяца.
В абзаце 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Как следует из абзаца 4 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, эта разница признается занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по этому налогу.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также данные о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 этого Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Таким образом, законодатель установил, что разница между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей определяется по итогам отчетного периода. Эта разница подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, который представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, налогоплательщикам, выполнившим данное требование, не могут начисляться пени.
В то же время при невыполнении данного условия налогоплательщик считается не исполнившим обязанность по уплате разницы между суммой налога и суммой уплаченных авансовых платежей в срок.
Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении налогоплательщика, не уплатившего указанную выше разницу не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.
Срок уплаты разницы между суммами авансовых платежей, перечисленными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), установлен не позднее 15 дней со дня, предусмотренного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период. Поэтому страхователям, уплатившим указанную разницу в установленный срок, также не могут начисляться пени.
Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам также производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении страхователя, не уплатившего указанную выше разницу в течение 15 дней со дня, предусмотренного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи (решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.10.2006 N 8540/06).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.07.2002 N 200-О, анализ статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в целом, а также других положений Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 Кодекса ); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57 Кодекса) и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57 Кодекса); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (пункт 2 статьи 58 Кодекса).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанция находит ошибочным вывод судов о том, что начисление пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу производится только по итогам отчетных периодов - первого квартала, полугодия, 9 месяцев, а не помесячно.
С учетом изложенного, поскольку вывод суда в данной части не соответствует нормам материального права, решение и постановление апелляционной инстанции в части признания требования от 04.08.2006г. N65652 недействительным в части начисления пени по единому социальному налогу в суммах 1 845,43 рублей и 11 813,20 рублей незаконно. Поскольку в деле имеется достаточно доказательств для принятия нового решения, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает возможным принять новое решение, отказав в удовлетворении требований общества о признании требования от 04.08.2006г. N65652 недействительным в части начисления пени по единому социальному налогу в суммах 1 845,43 рублей и 11 813,20 рублей.
В остальной части решение и постановление апелляционной инстанции законны и обоснованны, и оснований для их отмены Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения, как судом первой, так и судом апелляционной инстанции, им дана правильная оценка и у суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки.
Кроме того, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации с закрытого акционерного общества "Ангарский керамический завод" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 500 рублей за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 27 октября 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 11 января 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-19487/06-45 в части признания требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску Иркутской области от 04.08.2006г. N65652 недействительным в части начисления пени единому социальному налогу в суммах 1 845,43 рублей и 11 813,20 рублей отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Ангарский керамический завод" в указанной части отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Ангарский керамический завод" государственную пошлину в размере 500 рублей.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.07.2002 N 200-О, анализ статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в целом, а также других положений Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 Кодекса ); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57 Кодекса) и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57 Кодекса); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (пункт 2 статьи 58 Кодекса).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанция находит ошибочным вывод судов о том, что начисление пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу производится только по итогам отчетных периодов - первого квартала, полугодия, 9 месяцев, а не помесячно.
С учетом изложенного, поскольку вывод суда в данной части не соответствует нормам материального права, решение и постановление апелляционной инстанции в части признания требования от 04.08.2006г. N65652 недействительным в части начисления пени по единому социальному налогу в суммах 1 845,43 рублей и 11 813,20 рублей незаконно. Поскольку в деле имеется достаточно доказательств для принятия нового решения, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает возможным принять новое решение, отказав в удовлетворении требований общества о признании требования от 04.08.2006г. N65652 недействительным в части начисления пени по единому социальному налогу в суммах 1 845,43 рублей и 11 813,20 рублей.
В остальной части решение и постановление апелляционной инстанции законны и обоснованны, и оснований для их отмены Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения, как судом первой, так и судом апелляционной инстанции, им дана правильная оценка и у суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки.
Кроме того, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации с закрытого акционерного общества "Ангарский керамический завод" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 500 рублей за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 марта 2007 г. N А19-19487/06-45-Ф02-1557/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании