Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 5 апреля 2007 г. N А33-12868/2006-Ф02-1597/2007
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Сибмост" (далее - общество, ОАО "Сибмост") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 22 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам (переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 22 по Красноярскому краю, далее - налоговая инспекция) о признании недействительными решения от 01.06.2006 N 616 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и требования от 06.06.2006 N 146059 об уплате налога.
Решением суда от 2 октября 2006 года заявленные требования удовлетворены частично: решение от 01.06.2006 N 616 налоговой инспекции признано недействительным в части доначисления транспортного налога в сумме 63 050 рублей, пеней в сумме 2 638 рублей 85 копеек и взыскания налоговых санкций в сумме 21 340 рублей.
Требование от 06.06.2006 N 146059 признано недействительным в части предложения уплатить транспортный налог в сумме 63 050 рублей и пени в сумме 2 638 рублей 85 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
На налоговую инспекцию возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества.
Постановлением апелляционной инстанции от 12 января 2007 года решение суда первой инстанции об удовлетворении требований ОАО "Сибмост" о признании недействительными решения от 01.06.2006 N 616 налоговой инспекции в части доначисления транспортного налога в сумме 63 050 рублей и пеней в сумме 2 638 рублей 85 копеек, требования от 06.06.2006 N 146059 в части предложения уплатить транспортный налог в сумме 63 050 рублей и пени в сумме 2 638 рублей 85 копеек отменено. В указанной части в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ОАО "Сибмост" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты в обжалуемой части и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, для целей исчисления транспортного налога им правомерно автокраны и экскаватор отнесены к другим самоходным транспортным средствам, а не к специальным грузовым автомобилям.
Кроме того, при исследовании законности вынесения оспариваемого решения арбитражным судом была проигнорирована правовая позиция, изложенная в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года N267-О, то есть налоговым органом нарушен порядок принятия оспариваемого решения.
Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу отклонила изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов в обжалуемой обществом части.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 03.04.2007 до 11-00 часов 05.04.2007.
После перерыва представители сторон в заседание суда не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее и пояснениях принимавших участие в заседании суда кассационной инстанции 03.04.2007 представителей сторон, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, в ходе камеральной проверки представленной ОАО "Сибмост" декларации по транспортному налогу за 2005 год налоговой инспекцией выявлены факты неполной уплаты указанного налога в результате применения неправильной ставки налогообложения.
По результатам проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 01.06.2006 N 616 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 21 340 рублей за неуплату транспортного налога, предложения уплатить указанную сумму штрафа, транспортный налог в сумме 106 700 рублей и пени в сумме 4 465 рублей 75 копеек по данному налогу.
Требованием N 146059 от 06.06.2006 ОАО "Сибмост" предложено в добровольном порядке уплатить доначисленные по результатам проверки суммы налога и пени в срок до 27.06.2006.
Не согласившись с решением и требованием налоговой инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
При отказе в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отнесении имеющихся на балансе ОАО "Сибмост" автокранов на базе грузовых автомобилей КРАЗ, МАЗ, КАМАЗ, на базе спецшасси автомобильного типа КАТО и экскаватора ТАТРА к специальным грузовым автомобилям и, соответственно, необоснованном применении обществом при их налогообложении ставки по транспортному налогу, применяемой для других самоходных транспортных средств. Выводы суда основаны на правильном применении норм права и подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
На территории Красноярского края транспортный налог установлен Законом Красноярского края от 31.10.2002 N 4-584 "О транспортном налоге".
Согласно статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, регистрация транспортного средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке является важным условием идентификации объекта налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Государственная инспекция) и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее - органы гостехнадзора).
При этом подразделения Государственной инспекции осуществляют регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Органы гостехнадзора производят регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 километров в час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Арбитражным судом по результатам исследования имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что имеющиеся на балансе общества спорные автокраны и экскаватор зарегистрированы в установленном порядке в органах Государственной инспекции.
В силу пункта 16 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.03 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
Согласно пункту 3 статьи 15 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте Советом Министров - Правительством Российской Федерации с 1 июля 1993 года были введены паспорта транспортных средств (ПТС) с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более, максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, прицепов к ним (далее - транспортные средства), а также шасси транспортных средств (далее - шасси) в случае поставки шасси их потребителям.
Так, в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" (с изменениями от 07.12.1996, 31.07.1998) паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.
Данным Постановлением также установлено, что паспорта транспортных средств выдаются:
организациями - изготовителями - на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 1 июля 1993 года;
таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года;
подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями - изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 года, при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета.
Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации было предписано разработать и утвердить Положение о паспорте транспортного средства и его образец.
Согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства, в том числе, подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства".
Таким образом, тип транспортного средства определяется в вышеназванном паспорте транспортного средства.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств (Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Госстандарта Российской Федерации от 30.06.1997 N 399/388/195, признан утратившим силу Приказом МВД РФ Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития РФ N496/192/134 от 23.06.2005), при выдаче паспортов организациями-изготовителями, таможенными органами, подразделениями Госавтоинспекции заполняется раздел паспорта, содержащий идентификационные и технические характеристики транспортного средства и (или) шасси, сведения об организации-изготовителе, о наличии одобрения типа транспортного средства или заключения на шасси, а также данные о собственнике транспортного средства и (или) шасси и организации, выдавшей паспорт.
Из доводов кассационной жалобы общества следует, что оно не согласно с выводами суда относительно того, к какой категории следует отнести спорные транспортные средства. ОАО "Сибмост" указывает на то, что названные транспортные средства подлежат классификации для целей налогообложения как "другие самоходные транспортные средства" и не могут быть отнесены к грузовым автомобилям при расчете налоговой базы по транспортному налогу.
Вместе с тем, согласно представленным обществом паспортам транспортного средства спорные автокраны на базе грузовых автомобилей КРАЗ, МАЗ, КАМАЗ, на базе спецшасси автомобильного типа КАТО и экскаватор ТАТРА отнесены к транспортным средствам категории "С", тип - грузовой (кран), специальный, автокран, экскаватор.
Согласно пункту 2.2.4 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом от 30.06.1997 Министерством внутренних дел Российской Федерации N 399, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации N 388 и Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации N 195 транспортные средства категории "С" - это автомобили, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, что соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в городе Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года.
В третьей строке "Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства, согласно названному Положению, указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства или в другом документе, подтверждающем соответствие конструкции установленным требованиям безопасности.
Представленная в материалы дела документация на автокраны включает техническое описание и инструкцию по эксплуатации автомобилей соответствующих марок. Из технического описания спорных кранов следует, что подъемное оборудование (краны автомобильные), состоящее из поворотной платформы, телескопической стрелы, рамы, удлинителя, установлено на базе шасси автомобилей соответствующих марок.
ГОСТом Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому содержанию и методы проверки" определены категории автотранспортных средств в соответствии с классификацией, принятой Женевским соглашением.
В соответствии с Приложением А к указанному ГОСТу, специальное оборудование, устанавливаемое на специальных автомобильных автотранспортных средствах, рассматривается как эквивалент груза.
Согласно классификации транспортных средств, используемой в Соглашении о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов, оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесах транспортных средств, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выданных на основе этих предписаний, заключенном в Женеве 20.03.1958, участником которого является Российская Федерация, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.
Приоритет действия международных договоров установлен пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, частью 4 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В отличие от классификации транспортных средств, используемой Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) в классификации транспортных средств, используемой указанным Соглашением, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.
Классификация транспортных средств, введенная Женевским соглашением, используется в Российской Федерации при сертификации транспортных средств.
Основное функциональное назначение автомобилей - это доставление какого-либо груза в обусловленное место. Таким грузом может являться любая вещь, в том числе и специальное оборудование. Неразрывность транспортного средства (автомобильного шасси) и специального оборудования, на нем установленного, не изменят функционального назначения автомобилей доставлять такое оборудование в определенное место, то есть назначение автомобиля как грузового. Специальное оборудование в таком случае выступает специальным грузом, перевозимым транспортным средством.
Кроме того, данная позиция нашла свое подтверждение и в пунктах 2, 3 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития РФ N496/192/134 от 23 июня 2005 , согласно которым паспорта выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более, прицепы к ним, подлежащие регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, и на шасси транспортных средств, не входящие в комплект транспортного средства, принадлежащие юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, а также лицам без гражданства в порядке, установленном настоящим Положением.
В целях настоящего Положения к полнокомплектным транспортным средствам относятся транспортные средства:
а) грузовые автомобили, оборудованные кабиной, двигателем, кузовом или имеющие иное исполнение загрузочного пространства (седельно-сцепное устройство, кузов-фургон, крановая установка и т.п.).
Таким образом, при отнесении спорных транспортных средств к определенному классу транспортных средств, поименованных в статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались всей совокупностью имеющихся документов и представленных в деле доказательств и сделали правильный вывод о том, что спорные транспортные средства относятся к специальным грузовым автомобилям, подлежащим налогообложению транспортным налогом по соответствующей налоговой ставке.
Суд кассационной инстанции также считает необоснованной ссылку ОАО "Сибмост" на непринятие судебными инстанциями во внимание Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года N 267-О, согласно которому несообщение налогоплательщику о дате и месте рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа ведет к безусловному признанию принятого им решения недействительным, поскольку указанный вывод из данного Определения не следует.
Согласно вышеназванному Определению Конституционного Суда Российской Федерации Взаимосвязанные положения частей третьей и четвертой статьи 88 и пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предполагают, что налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, при обнаружении налоговых правонарушений обязан требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, и уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предполагает, что налогоплательщик вправе предоставить, а арбитражные суды обязаны исследовать документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета.
Заявитель кассационной жалобы ни в апелляционной, ни в кассационной жалобе не указал, какие конкретно доказательства, которые бы могли повлиять на результаты проверки, были бы им представлены, если бы налоговая инспекция известила общество о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки. Вместе с тем, предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций являлись все представленные ОАО "Сибмост" при проведении камеральной проверки в налоговую инспекцию и в обоснование своих требований при рассмотрении настоящего дела в суд доказательства и им дана правильная юридическая оценка.
Кроме того, пунктом 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что по смыслу пункта 6 статьи 101 Кодекса нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным.
В данном случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.
На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу, что Арбитражный суд Красноярского края на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовал имеющиеся в деле доказательства и дал им надлежащую оценку, поэтому у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств.
При таких обстоятельствах решение суда и постановление апелляционной инстанции в обжалуемой части соответствуют законодательству и материалам дела и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 2 октября 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 12 января 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-12868/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 апреля 2007 г. N А33-12868/2006-Ф02-1597/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании