Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 20 марта 2007 г. N А58-4794/2006-Ф02-1362/2007
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Сахателеком" (ОАО "Сахателеком", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительными Приказа от 28.04.2006 N 1421, уведомления от 03.05.2006 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и требования от 13.07.2006 N 1701 Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (ФСС, Фонд).
Решением суда от 10 ноября 2006 года заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые акты, проверенные на соответствие Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", признаны недействительными.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Сахателеком" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить по мотивам неправильного применения судом норм материального права и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом не учтено, что согласно статье 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", также Постановлению Фонда социального страхования от 23.03.2004 N 27 обязательной регистрации в качестве страхователей подлежат также юридические лица по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
На основании анализа действующего законодательства в области социального страхования Фонд считает, что поскольку ОАО "Сахателеком" является страхователем не только по месту своей государственной регистрации, но и также является страхователем по месту нахождения своего обособленного подразделения, Общество обладает статусом страхователя как по месту своей основной регистрации, так и по месту нахождения Якутского технического центра электросвязи Общества (ЯТЦЭ). На ОАО "Сахателеком", являющееся страхователем по месту нахождения ЯТЦЭ, по мнению Фонда, может быть возложена обязанность в установлении надбавки, распространяющейся непосредственно на указанное обособленное подразделение, а не в целом на предприятие в случае, если значения основных показателей страхователя больше утвержденных средних значений аналогичных показателей по отрасли (подотрасли), которой соответствует основной вид деятельности страхователя.
В отзыве на кассационную жалобу Общество считает судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения. Указывает на несоответствие доводов кассационной жалобы нормам действующего законодательства о социальном страховании. Поскольку подразделение ЯТЦЭ осуществляет основной вид деятельности Общества и не осуществляет иных видов экономической деятельности, ему не может быть установлена отдельная повышенная надбавка к страховому тарифу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (уведомления NN 38893, 38894 от 07.03.2007), однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, 15.01.2006 ОАО "Сахателеком" представлена в Фонд расчетная ведомость по средствам фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год, 07.04.2006 - расчетная ведомость по средствам фонда социального страхования Российской Федерации за 1 квартал 2006 года.
15.01.2006 в ФСС представлена расчетная ведомость по средствам фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год Якутским техническим центром электросвязи Общества (ЯТЦЭ, Технический центр), 13.04.2006 - расчетная ведомость по средствам фонда социального страхования Российской Федерации за 1 квартал 2006 года.
Приказом Фонда от 28.04.2006 N 1421 Техническому центру ОАО "Сахателеком" установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с мая 2006 года в размере 40%.
На основании данного приказа ФСС направило в адрес Общества уведомление от 03.05.2006 об определении обособленному подразделению юридического лица - Техническому центру 1 класса профессионального риска и установлении надбавки к страховому тарифу в размере 40 %, размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с мая 2006 года составляет 0,28% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Письмом от 12.07.2006 ОАО "Сахателеком" сообщило Фонду об отсутствии оснований для установления надбавки для ЯТЦЭ, поскольку размер страховых взносов должен быть установлен для страхователя - юридического лица, которым является Общество, а не для структурного подразделения, и ходатайствовало о рассмотрении размера страхового тарифа в целом по ОАО "Сахателеком".
По результатам камеральной проверки представленной отчетности за 1 квартал 2006 года Фондом установлено нарушение Техническим центром ОАО "Сахателком" приказа ФСС от 28.04.2006 N 1421 - при исчислении сумм платежей не применена надбавка в размере 40 % к установленному страховому тарифу.
Требованием от 13.07.2006 N 7101 ФСС Техническому центру Общества сообщено о доначислении страховых взносов в размере 43 093 рублей 92 копеек и предложено в 5-дневный срок внести соответствующие исправления в отчетность.
Считая Приказ ФСС от 28.04.2006 N 1421, уведомление Фонда от 03.05.2006 и требование ФСС от 13.07.2006 N 1701 незаконными, ОАО "Сахателеком" обратилось в арбитражный суд с названным заявлением.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), удовлетворяя заявленные требования, исходил из незаконности оспариваемых актов в связи с отсутствием у Фонда правовых оснований для установления надбавки к страховым тарифам для обособленного подразделения ОАО "Сахателеком".
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) соответствуют установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Закон N 125-ФЗ) устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Статьей 4 названного Закона установлены принципы: обязательности регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательности уплаты страхователями страховых взносов, а также дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
Статьей 18 Закона N 125-ФЗ право устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу предоставлено страховщику - Фонду социального страхования.
Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ под страхователем понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Как видно из устава ОАО "Сахателеком" Технический центр является филиалом Общества (л.д. 24).
В силу статьи 6 Закона N 125-ФЗ в исполнительных органах страховщика осуществляется регистрация страхователей - юридических лиц, и страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
С учетом названной нормы суд пришел к обоснованному выводу о том, что обособленное подразделение не указано в качестве самостоятельного субъекта правоотношений по обязательному социальному страхованию.
Вместе с тем, в соответствии с Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, помимо страхователей могут являться обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя (пункт 7 Правил).
Пунктом 7 "Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются подразделения страхователя при условии выполнения ими следующих требований: осуществление подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя; ведение страхователем бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности подразделений страхователя, позволяющего обеспечить составление "Раздела III по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации; представление в исполнительный орган Фонда в установленные сроки расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) в целом по организации и "Раздела III по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) по каждому подразделению страхователя, являющемуся самостоятельной классификационной единицей.
Как установлено арбитражным судом, ЯТЦЭ осуществляет деятельность по предоставлению услуг электросвязи, то есть деятельность, которая относится к основному виду деятельности ОАО "Сахателеком". Доказательств осуществления данным подразделением страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя, Фондом не представлено. Следовательно, правомерен вывод суда о том, что Технический центр не является в данном случае самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Данный вывод сделан судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в материалах дела доказательств, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях доводы кассационной инстанции, направленные на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, не могут быть приняты судом кассационной инстанции с учетом пределов его компетенции, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 10 ноября 2006 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-4794/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 марта 2007 г. N А58-4794/2006-Ф02-1362/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании