Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 12 апреля 2007 г. N А10-5608/06-Ф02-1772/2007
(извлечение)
Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу в лице Прибайкальского территориального отдела (далее - Сибирское территориальное управление Росрезерва) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Правительству Республики Бурятия о признании недействительным ненормативного правового акта - ликвидационного баланса Государственного комитета Республики Бурятия по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - Госкомитет Республики Бурятия по делам ГО и ЧС) от 28 октября 2005 года и о признании незаконным Постановления Правительства Республики Бурятия от 27 января 2005 года N 15 "Об упразднении Государственного комитета Республики Бурятия по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и создании Государственного учреждения Республики Бурятия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности".
До принятия решения по делу заявитель на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил предмет заявленных требовний: просил признать недействительными пункты 1, 2, 3 Постановления Правительства Республики Бурятия от 27 января 2005 года N 15 и ликвидационный баланс Госкомитета Республики Бурятия по делам ГО и ЧС от 28 октября 2005 года.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 декабря 2006 года по делу N А10-5608/06 в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительными пунктов 1, 2, 3 Постановления Правительства Республики Бурятия от 27 января 2005 года N 15 отказано, в части заявленных требований о признании недействительным ликвидационного баланса Госкомитета Республики Бурятия по делам ГО и ЧС от 28 октября 2005 года производство по делу прекращено.
Решение от 24 декабря 2006 года принято со ссылкой на часть 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 40, 41, 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, распоряжение Правительства Республики Бурятия от 3 мая 2005 года N 234р "О создании ликвидационной комиссии", статью 13 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете", и мотивировано отсутствием оснований для признания недействительными пунктов 1, 2, 3 оспариваемого постановления Правительства Республики Бурятия, поскольку они соответствуют требованиям законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя. Частичное прекращение производства по делу мотивировано тем, что ликвидационный баланс входит в состав бухгалтерской отчетности и не является ненормативным правовым актом.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Сибирское территориальное управление Росрезерва обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 24 декабря 2006 года в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, признать недействительным ненормативный правовой акт - Постановление Правительства Республики Бурятия от 27 января 2005 года N 15.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права: статья 61, пункт 2 статьи 62, пункт 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По утверждению Сибирского территориального управления Росрезерва, оспариваемое постановление Правительства Республики Бурятия не соответствует закону, поскольку законодательство не содержит термина "упразднить".
Кроме того, заявитель кассационной жалобы полагает, что при ликвидации Госкомитета Республики Бурятия по делам ГО и ЧС были нарушены требования закона и права и законные интересы кредитора (заявителя): кредитор не был извещен о ликвидации должника, в ликвидационный баланс должника не была внесена задолженность перед кредитором, ликвидационный баланс не утвержден Правительством Республики Бурятия, а также не предусмотрено правопреемство создаваемого государственного учреждения.
Сибирское территориальное управление Росрезерва так же полагает, что выводы суда первой инстанции необоснованны и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, кроме того, суд необоснованно и немотивированно отклонил ходатайство о привлечении председателя ликвидационной комиссии к участию в деле в качестве второго ответчика.
Правительство Республики Бурятия отзыв на кассационную жалобу не представило.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель Сибирского территориального управления Росрезерва подтвердила доводы кассационной жалобы, представитель Правительства Республики Бурятия заявила о своем согласии с обжалуемым судебным актом.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражного суда первой инстанции о применении нормы права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что предметом заявленных требований является признание недействительными ненормативных правовых актов - ликвидационного баланса и пунктов 1, 2, 3 постановления исполнительного органа субъекта Российской Федерации, а правовым основанием заявленных требований является несоответствие указанных ненормативных правовых актов статье 61, пункту 2 статьи 62, пункту 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении должны быть указаны, в том числе законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, из содержания приведенных выше норм права следует, что в предмет доказывания по настоящему делу входит совокупность фактов:
несоответствие оспариваемых ненормативных правовых актов статье 61, пункту 2 статьи 62, пункту 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации;
нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми ненормативными правовыми актами.
Отсутствие или недоказанность хотя бы одного из указанных выше фактов является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Прекращая производство в части требования о признании недействительным ликвидационного баланса, суд первой инстанции ссылался на то, что ликвидационный баланс не является ненормативным правовым актом.
Отказывая в удовлетворении требования о признании недействительными пунктов 1, 2, 3 оспариваемого постановления Правительства Республики Бурятия, суд первой инстанции исходил из правомерности действий Правительства Республики Бурятия, поскольку Госкомитет Республики Бурятия по делам ГО и ЧС являлся органом исполнительной власти Республики Бурятия и был создан в соответствии с Конституцией Республики Бурятия, а не в соответствии с гражданским законодательством.
Изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано, в частности, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В силу требований пункта 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Постановлением от 27 января 2005 года N 15 Правительство Республики Бурятия в целях совершенствования системы управления, контроля и осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности постановило:
1. Упразднить Государственный комитет Республики Бурятия по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
2. Республиканскому агентству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия и Государственному комитету Республики Бурятия по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (Эглит В.Э.) создать ликвидационную комиссию и осуществить все необходимые действия по упразднению Государственного комитета Республики Бурятия по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - Госкомитет).
3. Создать Государственное учреждение Республики Бурятия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - Учреждение) в пределах установленной численности и фонда оплаты труда по должностям работников Госкомитета, содержащихся за счет средств республиканского бюджета.
Из анализа содержания пунктов 1, 2 оспариваемого ненормативного правового акта следует, что Госкомитет Республики Бурятия по делам ГО и ЧС был ликвидирован.
Применение Правительством Республики Бурятия термина "упразднить" вместо "ликвидировать" не влияет на суть совершенного юридически значимого действия, поскольку ликвидационная комиссия, которую предписано создать пунктом 2 оспариваемого ненормативного правового акта, занимается ликвидацией юридического лица.
Создание государственного учреждения Республики Бурятия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности не может противоречить статьям 61-63 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в указанных статьях идет речь о ликвидации юридических лиц, а не о их создании.
Таким образом, пункты 1, 2, 3 Постановления Правительства от 27 января 2005 года N 15 соответствуют статье 61, пункту 2 статьи 62 и пункту 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По сути, доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к нарушению порядка ликвидации Госкомитета Республики Бурятия по делам ГО и ЧС, в частности: не извещение заявителя как кредитора о ликвидации должника и не включение имущественных требований заявителя как кредитора в ликвидационный баланс.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 1, пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 49, 125, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выбор способа защиты нарушенного права является прерогативой истца (заявителя).
Сибирским территориальным управление Росрезерва избран такой способ защиты нарушенного права как признание ненормативного правового акта - пунктов 1, 2, 3 Постановления Правительства Республики Бурятия от 27 января 2005 года N 15 не соответствующим требованиям статьи 61, пункту 2 статьи 62, пункту 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В предмет доказывания по данному делу входят обстоятельства, указанные выше. Проверка порядка ликвидации Госкомитета Республики Бурятия по делам ГО и ЧС выходит за рамки судебного исследования по настоящему делу.
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованном отклонении его ходатайства о привлечении в качестве ответчика председателя ликвидационной комиссии не принимается Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа во внимание, поскольку в силу требований статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанное физическое лицо не может быть ответчиком в арбитражном процессе.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Сибирского территориального управления Росрезерва Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение от 24 декабря 2006 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-5608/06 соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-5608/06 от 24 декабря 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применение Правительством Республики Бурятия термина "упразднить" вместо "ликвидировать" не влияет на суть совершенного юридически значимого действия, поскольку ликвидационная комиссия, которую предписано создать пунктом 2 оспариваемого ненормативного правового акта, занимается ликвидацией юридического лица.
Создание государственного учреждения Республики Бурятия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности не может противоречить статьям 61-63 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в указанных статьях идет речь о ликвидации юридических лиц, а не о их создании.
Таким образом, пункты 1, 2, 3 Постановления Правительства от 27 января 2005 года N 15 соответствуют статье 61, пункту 2 статьи 62 и пункту 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Сибирским территориальным управление Росрезерва избран такой способ защиты нарушенного права как признание ненормативного правового акта - пунктов 1, 2, 3 Постановления Правительства Республики Бурятия от 27 января 2005 года N 15 не соответствующим требованиям статьи 61, пункту 2 статьи 62, пункту 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 апреля 2007 г. N А10-5608/06-Ф02-1772/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании