Принят Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 20 ноября 2002 г. N 23/5-ЗС
I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования
Настоящий Закон определяет полномочия органов государственной власти Иркутской области (далее - область) в сфере охраны труда, формы взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления, профессиональных союзов, органов общественной самодеятельности работников по вопросам охраны труда, устанавливает иные нормы в пределах полномочий органов государственной власти области.
Статья 2. Сфера действия
Настоящий Закон действует на всей территории области и распространяется:
а) на работодателей, работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
б) на членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;
в) на студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;
г) на военнослужащих, направленных на работу в организации;
д) на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.
Статья 3. Формы взаимодействия
Обеспечение разработки приоритетных направлений деятельности в сфере охраны труда, координация взаимодействия заинтересованных органов и организаций при реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда осуществляются в рамках деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, совещательных органов, создаваемых в установленном порядке, и в иных формах, определенных действующим законодательством.
Статья 4. Полномочия Законодательного собрания в сфере охраны труда
К ведению Законодательного собрания области в сфере охраны труда относится:
а) принятие и толкование законов области, осуществление контроля за их исполнением;
б) утверждение в составе областного бюджета расходов на охрану труда, областных программ по улучшению условий и охраны труда;
в) осуществление контроля за целевым использованием средств областного бюджета;
г) предоставление налоговых льгот, стимулирующих создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.
Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти в сфере охраны труда
К ведению органов исполнительной власти области в сфере охраны труда относится:
а) реализация государственной политики на территории области;
б) государственное управление охраной труда на территории области в пределах их полномочий;
в) участие в установленном законодательством порядке в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, разработка областной целевой программы по улучшению условий и охраны труда и контроль за ее выполнением;
г) принятие нормативных правовых актов;
д) разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
е) организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;
ж) организация и осуществление государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по охране труда в организациях в соответствии с федеральным законодательством;
з) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны труда
1. Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти области в установленном порядке.
2. Органы местного самоуправления в сфере охраны труда могут:
а) разрабатывать и реализовывать территориальные программы по улучшению условий и охраны труда;
б) оказывать методическую помощь организациям, расположенным на территории муниципального образования, в создании служб охраны труда и осуществлении их деятельности;
в) осуществлять подготовку предложений в соответствующие органы надзора и контроля для рассмотрения и принятия мер при выявлении нарушений законодательства об охране труда в организациях, расположенных на территории муниципального образования;
г) изучать и распространять передовой опыт по охране труда, содействовать проведению совещаний, семинаров, выставок по охране труда, смотров-конкурсов, Дней охраны труда на территории муниципального образования;
д) проводить иные мероприятия.
II. Иные гарантии права работников на охрану труда
Статья 7. Иные гарантии права работников на охрану труда
1. Законом области, соглашением, коллективным договором, трудовым договором могут быть установлены компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
2. При ликвидации по решению компетентного органа рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить за свой счет переподготовку работника с его согласия с сохранением на этот период средней заработной платы.
3. В случае невозможности своевременного прохождения работником обязательного периодического медицинского осмотра по вине работодателя работник вправе отказаться от выполнения работы впредь до прохождения обязательного медицинского осмотра, письменно предупредив об этом работодателя. При этом за ним сохраняется место работы и заработная плата в размере не менее 2/3 средней заработной платы.
III. Управление охраной труда в области
Статья 8. Государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда на территории области осуществляется в соответствии с федеральным законодательством федеральными органами государственной власти и органом исполнительной власти области - администрацией области в лице органа, ведающего вопросами охраны труда.
Статья 9. Областная комиссия по охране труда
1. Для содействия органам государственной власти области по реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории области создается областная комиссия по охране труда (далее - комиссия).
2. Комиссия осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого Губернатором области в соответствии с настоящим Законом.
3. Основными задачами комиссии являются:
- координация деятельности органов государственной власти с органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей, органами государственного надзора и контроля;
- выработка предложений по приоритетным направлениям работы по охране труда в области;
4. В состав комиссии, как правило, включаются специалисты в сфере охраны труда, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций.
5. Количественный и персональный состав комиссии утверждается Губернатором области.
Статья 10. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда на территории области осуществляется в рамках федеральной, областных целевых программ, целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления, за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законодательством.
2. Работодатели ежегодно выделяют средства, необходимые для обеспечения условий и охраны труда, в соответствии с федеральным законодательством, законодательством области об охране труда и условиями коллективного договора.
Пункт 3 статьи 10 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2004 г.
3. Бюджетные организации, финансируемые из областного бюджета (кроме организаций, занимающихся производством продукции (работ, услуг) и эксплуатационной деятельностью), осуществляют расходы на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,1% сумм затрат на содержание.
4. Нормативы финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях, финансируемых из местных бюджетов (кроме организаций, занимающихся производством продукции (работ, услуг) и эксплуатационной деятельностью), устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
IV. Заключительные положения
Статья 11. Вступление Закона в силу
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней с момента его официального опубликования.
2. Пункт 3 статьи 10 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2004 года.
Губернатор Иркутской области |
Б.А.Говорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.