Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Законодательного собрания
Иркутской области
от 5 октября 2006 г. N 24/42-ЗС
Отчет
о реализации в 2005 году Программы социально-экономического
развития Иркутской области до 2005 года
I. Программа социально-экономического развития Иркутской области до 2005 года (далее - Программа) является комплексным документом, определяющим развитие области на среднесрочную перспективу.
Иркутская область (далее - область) как субъект Российской Федерации вырабатывает и реализует социально-экономическую политику в едином экономическом и правовом пространстве Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Уставом области.
Программа разработана в соответствии с Типовым макетом программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденным Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Устава области и статьи 10 Закона области "О системе прогнозирования и программе социально-экономического развития Иркутской области".
Главная цель Программы - обеспечение реального роста уровня жизни населения области на основе устойчивого экономического роста.
Для достижения поставленной цели администрация области ставила перед собой следующие задачи:
1. Повышение уровня жизни населения, что, в первую очередь, требовало снижения уровня бедности и сокращения дифференциации покупательной способности населения за счет усиления адресности социальной поддержки, стимулирования роста оплаты труда на предприятиях и обеспечения эффективного уровня занятости трудоспособного населения.
2. Повышение качества жизни населения за счет более полного удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, что требовало повышения уровня комфорта и безопасных условий существования, уровня благосостояния, доступности образования и культуры, эффективности деятельности сферы медицинского обслуживания, стабильности среды обитания и жилища.
3. Создание предпосылок для роста производства, повышения производительности и качества.
4. Создание в регионе благоприятного инвестиционного климата.
5. Развитие инновационного потенциала, содействие внедрению современных инновационных технологий в реальном секторе и отраслях социальной сферы.
6. Увеличение доходной базы бюджета как основы социальной защищенности населения области.
7. Активизация социально-экономической политики на уровне муниципальных образований через совершенствование механизма межбюджетных отношений.
8. Формирование институциональной среды, которая бы стимулировала экономический рост.
Необходимость разработки Программы была вызвана тем, что целевые установки предыдущей программы, направленные на приостановление экономического спада, стабилизацию социально-экономической обстановки в Приангарье и обеспечение экономического роста во многом реализованы. Соответственно, возникла необходимость в определении новых задач и приоритетов социально-экономического развития, формирования комплекса мероприятий, направленных на их достижение.
Ведущая роль, связанная с осуществлением общей координации, мониторинга, оценки эффективности реализации мероприятий Программы, а также реализации большинства мероприятий Программы в области социальной политики отводилась администрации области.
В силу рыночной ориентированности экономики области, основной объем мероприятий по осуществлению экономической политики выполняли коммерческие организации области. Научные организации области, кроме реализации политики в области науки и технологий, обеспечения экономики области новыми технологиями и инновациями, оказывали методическую поддержку реализации Программы. Значительная роль при реализации Программы отводилась общественным организациям, которые при активной государственной поддержке осуществляли содействие в формировании гражданского общества.
Органы местного самоуправления, являясь одним из уровней публичной власти, наиболее приближенным к населению, осуществляли выполнение и непосредственный контроль за реализацией мероприятий Программы на местах.
Для эффективной реализации Программы был разработан механизм ее реализации, который отдельным разделом был включен в нее. В соответствии с данным механизмом по большинству разделов Программы разработаны целевые подпрограммы, оформленные в виде областных целевых программ - что является наиболее эффективным на сегодняшний день инструментом реализации областных государственных приоритетов.
Работа администрации области, как ведущего субъекта реализации Программы, в период ее реализации строилась в соответствии с Планами действий администрации области, разрабатываемыми на каждый год и утверждаемыми постановлениями губернатора области.
На реализацию Программы в отчетном периоде влиял ряд внешних и внутренних факторов, которые предопределили невыполнение программных установок по некоторым позициям. Среди этих факторов необходимо, во-первых, выделить несоответствие возможностей и принципов формирования областного бюджета потребностям в реализации программных мероприятий. Сложная финансовая ситуация не позволила областному бюджету стать эффективным инструментом реализации областной государственной политики. К тому же, существующий дефицитный бюджет не позволил охватить потребность во всех запланированных мероприятиях (Приложение 1).
Реформирование системы налогообложения не привело к повышению эффективности работы организаций. Кроме этого, оно не сопровождались работой по улучшению инвестиционной привлекательности Российской Федерации.
Относительно низкая конкурентоспособность местной продукции глубокой степени переработки не позволила производственным организациям области в полной мере реализовать поставленные перед ними задачи.
Местное производство оказалось во многом не готово к усилению конкуренции в таких секторах, как продукты питания, продукция легкой промышленности, угольной отрасли, промышленности строительных материалов.
Существенное влияние на реализацию Программы оказывал и ряд положительных факторов.
Сохранилась благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на основную производимую в регионе продукцию (лесопромышленная продукция, алюминий).
Результатом согласованной работы администрации области и Законодательного собрания области стало то, что все запланированные в Программе нормативные правовые акты были приняты (Приложение 2).
II. Социальная политика в 2005 году в соответствии с Программой концентрировалась на решении ключевых проблем сопровождающих жизнь населения области. Для сокращения недопустимо высокой доли населения, имеющей доходы ниже прожиточного минимума и снижения значительной дифференциации доходов населения осуществлялось в рамках реализации системы мер обеспечение адресной социальной поддержки населения. В целях повышения качества условий жизни граждан совершенствовались механизмы социальной поддержки населения, здравоохранения, образования, культуры, молодежной политики, физкультуры и спорта.
Расходы областного бюджета в расчете на душу населения по реализации социальной политики в 2005 году по области составили - 1850 руб., тем самым, опередив Красноярский край - 399,6 руб., Кемеровскую область - 574 руб., а также ряд других соседних регионов.
В 2005 году на финансирование областных государственных программ за счет средств областного бюджета было выделено 674 млн. руб., в том числе:
"Социальная поддержка населения Иркутской области" - 12952 тыс. руб.;
"Старшее поколение" - 15184 тыс. руб.;
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - 12619 тыс. руб.;
"Дети-инвалиды" - 11979 тыс. руб.;
"Социальная адаптация и реабилитация инвалидов" - 11768 тыс. руб.;
"Содействие занятости инвалидов на территории Иркутской области" - 61963 тыс. руб.
Для граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе, в области функционировала сеть из 28 стационарных учреждений социального обслуживания, в которых проживало 3604 человека. Кроме того, работу по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляли 44 полустационарных и 135 нестационарных учреждения социального обслуживания, которыми были оказаны услуги 44080 пенсионерам и инвалидам.
Количество мест в стационарных учреждениях социального обслуживания в 2005 г. увеличилось на 131 единицу за счет открытия Тулунского дома-интерната на 101 место и расширения Тулюшкинского психоневрологического интерната на 30 мест.
В области внедряются и новые формы социального обслуживания. В конце 2005 года в Марковском геронтологическом центре открыто отделение, которое предназначено для временного проживания престарелых граждан, а также проведения диагностики, лечения и оздоровления указанных граждан.
Самым крупным по своей структуре и охвату населения является Государственное областное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения". В нем созданы 12 отделений социального обслуживания на дому, отделение срочного социального обслуживания, служба экстренной психологической помощи, служба транспортного обслуживания "Социальное такси", отдел организации общественного питания, отделение социально-бытового обслуживания (социальная парикмахерская), отдел учета, выдачи и ремонта технических средств реабилитации, консультативное отделение. В 2005 году при государственном областном учреждении "Комплексный центр социального обслуживания населения" было открыто отделение дневного пребывания. За отчетный период услугами данных учреждений социального обслуживания воспользовалось более 19 тыс. жителей области.
Для детей-инвалидов в области функционируют 4 областных детских дома-интерната, в которых проживает 905 детей. В 8 реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями в 2005 году реабилитацию прошли около 2,5 тыс. детей-инвалидов.
Открытие в феврале 2005 года первой очереди Братского детского дома-интерната для умственно отсталых детей на 140 мест позволило сократить очередность в дома-интернаты.
Одной из актуальных проблем в области является проблема профилактики безнадзорности и беспризорности. Действующая сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей (50 учреждений с общим количеством мест 2640) позволяет оказывать экстренную помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, в первую очередь безнадзорным и беспризорным.
Продолжается работа по открытию новых и обеспечению деятельности действующих семейных воспитательных групп. В настоящее время в 28 муниципальных образованиях области функционирует 311 семейных воспитательных групп, в которых проживает 493 ребенка в возрасте от 3-х до 18 лет. В результате принимаемых администрацией области мер уровень детской беспризорности и безнадзорности по итогам 2005 года снизился на 49%.
В отчетном периоде велась работа по выполнению Закона области от 29 декабря 2004 года N 131-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области". В областном бюджете на 2005 год на реализацию указанного Закона было предусмотрено и профинансировано в полном объеме 7900 млн. руб., что позволило оказать государственную социальную помощь 2811 малоимущим семьям, 1131 малоимущему одиноко проживающему гражданину, 73 реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий.
Приоритетом государственной политики в сфере образования в прошедшем периоде стало обеспечение образовательного процесса современными учебными материалами и оборудованием, укрепление материально-технической базы учреждений образования, обеспечение доступности и качества образования.
В течение 2005 года осуществлялась реализация областных инвестиционных, проектов в сфере образования.
Областной инвестиционный проект "Школьный автобус". В течение отчетного периода за счет средств областного бюджета приобретено 43 автобуса. Увеличиваются расходы на приобретение автобусов для школ за счет местных бюджетов муниципальных образований области, включившихся в областной проект на условиях софинансирования: 2002 год - 340 тыс. руб., 2003 год - 370 тыс. руб., 2004 год - 2340 тыс. руб., 2005 год - 5405 тыс. руб., что позволило минимизировать потребность общеобразовательных учреждений в автотранспорте.
Областной инвестиционный проект "Школьный учебник". В 2005 году из средств областного бюджета на приобретение учебной и художественной литературы было выделено 19,3 млн. рублей. Обеспеченность учащихся общеобразовательных учреждений современными учебниками составила 90%, в том числе 57% за счет областного бюджета.
В 2005 году каждое общеобразовательное учреждение получило комплект из 60 наименований художественной литературы для учащихся начальных классов, а также учащихся среднего и старшего школьного возраста.
Областной инвестиционный проект "Современные учебно-наглядные пособия, спортивное оборудование школе". Для общеобразовательных учреждений области приобретено и поставлено 110 комплектов учебно-наглядных пособий для кабинетов физики, химии и биологии на сумму 4,6 млн. рублей.
Областной инвестиционный проект "Информатизация общеобразовательных учреждений". На начало 2006 года в области созданы условия для включения образовательных учреждений в единое образовательное пространство региона. 98,2% средних общеобразовательных учреждений области оснащены компьютерными классами; один компьютер в общеобразовательных учреждениях области приходится на 35 учеников, что значительно превышает ориентиры, заданные федеральными целевыми программами (один на 80).
Компьютерную технику и выход в Интернет имеют все муниципальные органы управления образованием области, что позволяет вести быстрый и качественный обмен информацией.
В 2005 году из областного бюджета целевым назначением выделены средства в размере 18 млн. рублей на обеспечение общеобразовательных учреждений спортивным оборудованием и инвентарем. Комплекты спортивного оборудования и инвентаря получили 558 учреждений среднего (полного) общего образования 37 муниципальных образований области.
Важным условием сохранения и укрепления здоровья школьников является организация горячего питания в общеобразовательных учреждениях. Охват школьным питанием составляет 71,5% (2003/2004 учебный год - 63%). Компенсационные выплаты на питание обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляются за счет местных бюджетов муниципальных образований и за 2004-2005 учебный год составили 34947,3 тыс. рублей. Всего в области питаются бесплатно 46650 учащихся или 17% от общего количества учащихся (2003/2004 год - 16,2%).
В 2005 году организованным отдыхом, оздоровлением и трудовой занятостью были охвачены 64,7% школьников (191812 детей и подростков, в том числе 3800 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). На базе образовательных учреждений, клубов по месту жительства было развернуто около 700 лагерей с дневным пребыванием, которые позволяют отдохнуть более 50 тыс. школьникам.
Важным направлением деятельности администрации области является работа с детьми, нуждающимися в государственной поддержке, реализация которого осуществлялась посредством областной государственной социальной программы "Дети-сироты" на 2005-2007 годы.
В 2005 году была продолжена работа по формированию нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, внесены изменения в статью 7 Закона Иркутской области от 28 июля 1999 года N 41-оз "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Иркутской области".
Постановлением администрации области от 16 марта 2005 года N 37-па утверждено Положение о порядке предоставления в Иркутской области бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из областного бюджета выделялись средства на приобретение жилых помещений. Так, в 2005 году приобретено 30 жилых помещений для 32 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 28 муниципальных образованиях области.
С принятием Закона области от 28 мая 2004 года N 28-оз "О патронатной форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области" продолжено развитие патронатной формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области. На 1 января 2006 года были определены в семьи патронатных воспитателей 137 воспитанников из 5 областных детских домов.
В области продолжают развиваться вариативные формы дошкольного образования, сохранена сеть образовательных учреждений начального профессионального образования, обеспечивающих доступность и бесплатность получения профессии. Сохраняется устойчивая положительная тенденция востребованности выпускников системы начального профессионального образования на рынке труда.
Общий объем финансирования сферы образования за счет средств областного бюджета в 2005 вырос в 3 раза, что связано с реализацией на территории области положений действующего законодательства по разграничению расходных обязательств между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В частности, с 2005 года к полномочиям органов государственной власти области по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств областного бюджета (за исключением субвенций из федерального бюджета) отнесено решение вопросов предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).
В 2005 году администрация области проводила активную политику, направленную на сохранение и развитие культурного пространства области и расширение возможности доступа населения к культурным ценностям.
Для достижения этих целей, на территории области реализовались мероприятия по развитию культуры в сельской местности, подготовке и повышению квалификации работников культуры и искусства.
Усилено оказание методической помощи органам местного самоуправления в сфере культуры и учреждениям культуры, в частности в муниципальные образования области направлена программа модернизации сети учреждений культуры, сборник методических материалов "Программа действий администрации муниципального образования по осуществлению преобразований в области культуры в условиях реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Основными мероприятиями 2005 года стало проведение 3 этапа Всероссийского фестиваля "Салют, Победа", областного фестиваля "Не стареют душой ветераны"; Дней русской духовности и культуры "Сияние России", выступление детско-юношеского хорового фестиваля духовной музыки "Песнь православного Приангарья", Всероссийского театрального фестиваля современной драматургии им. А.Вампилова, регионального фестиваля к 70-летию Иркутского областного театра кукол "Аистенок". В областных фестивалях приняли участие все муниципальные образования области.
В прошедшем году улучшение состояния здоровья населения достигалось на основе повышения доступности и качества предоставляемых услуг.
Выполнение в 2005 году областных и федеральных государственных программ в сфере здравоохранения обеспечило следующий социальный эффект:
1) стабилизировался показатель младенческой смертности на уровне 12,1 на 1000 родившихся живыми.
2) снизился до 4% уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных женщин.
3) увеличились объемы кардиохирургических операций у детей на 29% и взрослых на 20,8%.
4) стабилизировалось эпидемиологическое благополучие по управляемым вакцинацией инфекциям.
5) оказывалась практическая помощь муниципальной системе здравоохранения посредством организации деятельности выездных бригад врачей, обеспечения вакцинами, лекарственными препаратами, тест-системами, оборудованием за счет средств областного бюджета.
6) обеспечивалось проведение диспансеризации детского населения с обновлением электронной базы данных о состоянии здоровья детей.
7) организовывалось лекарственное обеспечение, зубопротезирование и санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на социальную поддержку в соответствии с действующим законодательством.
8) продолжилось развитие новых видов высокотехнологичной медицинской помощи - пересадка почек от родственных доноров 8 пациентам (впервые).
Система превентивных мер в 2005 году обеспечила в области сохранение, а по отдельным позициям и повышение эпидемиологического благополучия.
Для улучшения качества оказания медицинской помощи продолжено проведение дистанционных консультаций и медицинской помощи жителям области. Это позволило не только своевременно уточнить диагноз и скорректировать лечение, но и обеспечить экономию средств областного бюджета (14,4 млн. рублей) за счет привлечения в регион дополнительных средств федерального бюджета в рамках квот на оказание высокотехнологичных и дорогостоящих видов медицинской помощи жителям области. Всего проведено 415 телеконсультаций, в том числе 312 - детям, а за счет указанных квот в федеральные учреждения здравоохранения направлено 484 жителя области, в том числе 220 детей.
С целью повышения доступности специализированной медицинской помощи на базе государственного учреждения здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница продолжала работать постоянно действующая выездная бригада специалистов педиатрического профиля. В течение года осуществлены выезды в 18 районов области, оказана консультативная медицинская помощь более 10 тыс. детей.
В рамках акции "Дети улицы" в муниципальных образованиях области осмотрен 671 ребенок из социально-неблагополучных семей. Всего в лечебно-профилактических учреждениях области специализированная медицинская помощь оказана 2363 беспризорным и безнадзорным детям, госпитализировано 1446 детей.
В 2005 году на базе государственного учреждения здравоохранения Иркутская государственная областная детская клиническая больница организован Центр по диагностике и лечению острых вялых параличей.
В соответствии с Федеральным Законом "О Федеральном бюджете на 2005 год" из средств федерального бюджета профинансировано 5 объектов здравоохранения области в размере 172,13 млн. руб., в том числе:
1) строительство хирургического корпуса на 180 коек с лечебно-диагностическими, вспомогательными, хозяйственными службами и пансионатом для больных для Восточно-Сибирского онкологического центра в г.Иркутске (120 млн. руб.);
2) строительство городского родильного дома в г.Ангарске (8 млн. руб.);
3) строительство поликлиники на 600 посещений в смену в г.Черемхово (10 млн. руб.);
4) реконструкция операционного блока областной клинической больницы в г.Иркутске (на приобретение ангиографического комплекса 14,1 млн. руб.);
5) реконструкция противотуберкулезного диспансера на 120 коек в г.Тайшет (20 млн. руб.).
6) Кроме того, за счет средств федерального и областного бюджетов в 2005 году введен в эксплуатацию операционный блок государственного учреждения здравоохранения Иркутская государственная областная детская клиническая больница на 22 операционных, оснащенный новым современным оборудованием стоимостью 411,4 млн. руб.
На капитальный ремонт государственных учреждений здравоохранения в 2005 году выделено 117,4 млн. руб.
Приоритетными направлениями региональной молодежной политики являлись: профилактика социально-негативных явлений в молодежной среде, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, содействие решению проблем молодежной занятости, поддержка молодых семей, в том числе в сфере решения жилищных вопросов, развитие системы подростковых клубов, социальных центров и служб для молодежи.
В течение отчетного периода продолжалась работа поисковых отрядов области. За время проведения "Вахты Памяти - 2004" поисковыми отрядами области были проведены 11 экспедиций, было поднято 77 останков защитников Отечества, найдено три медальона. В течение 2005 года, года 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, администрацией области была развернута широкомасштабная деятельность по увековечиванию памяти погибших воинов, организации помощи ветеранам и развитию системы патриотического воспитания детей, подростков и молодежи.
В течение 2005 года реализовывались проекты, направленные на поддержку молодежной предпринимательской инициативы и организацию временной и сезонной занятости учащейся молодежи: "Молодой предприниматель", "Профессия и карьера", "Студенческие трудовые отряды Иркутской области и летний трудовой сезон", "Ярмарка вакансий" и другие.
В 2005 году была создана областная молодежная программа "Кадры нового поколения для местного самоуправления", направленная на формирование управленческого кадрового резерва и поддержку наиболее перспективных молодых специалистов области.
Особое внимание администрацией области уделялось профилактике социально-негативных явлений в молодежной среде. В 2005 году была принята областная государственная социальная программа "Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами на 2005-2007 годы", которая направлена на снижение уровня наркотизации и связанных с ней социально-негативных явлений в области.
Другим немаловажным проектом администрации области стала областная государственная социальная программа "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005-2019 годы, направленная на оказание государственной поддержки молодежи в решении ее жилищных проблем.
В 2005 году в сфере развития физической культуры и спорта администрация области в рамках реализации Программы уделяла большое внимание привлечению к занятиям физической культурой более широких масс населения области и пропаганды здорового образа жизни. Доля населения, занимающихся в физкультурно-оздоровительных группах и спортивных секциях, по итогам 2005 года составила 9% населения области, что соответствует запланированному уровню (8,9%).
Для расширения и укрепления имеющейся материально-технической базы физкультурно-спортивных сооружений, построены спортивные корты в 10 муниципальных образованиях, поле с искусственным льдом на стадионе "Рекорд" в г.Иркутске, ведется реконструкция хоккейного корта зимнего дворца спорта "Ермак" в г. Ангарске и санной трассы в г. Братске. За счет средств областного бюджета организована подготовка высококвалифицированных кадров по физкультуре и спорту для работы в общеобразовательных учреждениях.
Кроме того, спортивным школам, дошкольным и общеобразовательным учреждениям оказана финансовая поддержка в приобретении учебно-спортивного оборудования, инвентаря и спортивной формы для занятий по легкой и тяжелой атлетике, футболу, настольному теннису, греко-римской борьбе, самбо и конькобежному спорту.
Обеспечение общественной безопасности является одной из важных задач органов государственной власти области. Программные мероприятия в сфере правопорядка в 2005 году были направлены на повышение кадрового потенциала сотрудников правоохранительных органов и техническое оснащение силовых структур области.
Таблица 1
Показатель |
2003 |
в % к соотв. периоду прошлого года |
2004 |
в % к соотв. периоду прошлого года |
2005 |
в % к соотв. периоду прошлого года |
Число зарегистрированных преступлений, ед. |
66017 | 98% | 67560 | 102,3% | 82378 | 121,9% |
Раскрываемость преступлений, % |
58,2 | - | 55,0 | 96,8% | 50,2 | 95,2% |
В 2005 году за счет средств областного бюджета осуществлялась подготовка специалистов для правоохранительных органов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
III. Основной задачей в рамках экономической политики в отчетном периоде являлось обеспечение стабильного функционирования экономики области.
Интегральным показателем развития экономики и социальной сферы области является валовой региональный продукт области (далее - ВРП области). По оценке, в 2005 году ВРП области вырос на 5,2% по отношению к 2004 году. Это выше уровня запланированного в Программе. В целом перевыполнение фактически полученного ВРП области от программных установок составило 0,2 процентных пункта (оценка).
В связи с опережающим ростом сектора услуг, доля ВРП области, произведенного в промышленности, постепенно снижается. В 2004 году, по оценке, она составила 33%, доля же транспорта и связи - 15% и торговли - 16,8%.
Темпы роста объемов промышленного производства в 2005 году в Программе были запланированы в размере 104%. Фактический темп роста объемов промышленного производства по полному кругу предприятий в 2005 году по отношению к 2004 году составил 103,7%. Отклонение от программных установок составило 0,3 процентных пункта.
Общее состояние промышленного комплекса области в 2005 году характеризуется:
1) ростом промышленного производства;
2) снижением энергоемкости производства;
3) снижением индекса цен производителей;
4) увеличением сальдированного финансового результата;
5) ростом заработной платы.
Топливно-энергетический комплекс области включает в себя организации электроэнергетики, угольной, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.
В 2005 организациями комплекса отгружено товарной продукции и оказано услуг на сумму 34,5 млрд. руб., индекс промышленного производства составил 96%. Среднегодовая численность работников организаций топливно-энергетического комплекса - 26 269 человек.
в том числе по видам экономической деятельности:
Производство, передача и распределение электрической и тепловой энергии (ОАО "Иркутскэнерго") - 100,5%*
добыча топливно-энергетических ресурсов (ОАО "СУЭК", ООО "Трайлинг") - 106,9%
производство нефтепродуктов, кокса и прочих материалов (ОАО "АНХК") - 91%
* не учтены показатели работы организаций, отнесенных к отрасли "Коммунальное хозяйство".
Для решения проблем топливно-энергетического комплекса области в 2005 году администрацией области была инициирована разработка топливно-энергетического баланса области с целью соблюдения интересов газовой и угольной отраслей экономики при проведении газификации области.
Кроме того, 16 декабря 2005 года был подписан Договор между администрацией области и открытым акционерным обществом "Газпром" о газификации области, а также продолжена работа по разработке проекта областной государственной целевой программы "Газификации Иркутской области".
Химический комплекс включает в себя нефтехимию, полимерную и хлорную химию, выпуск удобрений, химикатов, кремнеорганических соединений, микробиологию и другие.
Основные организации комплекса - ОАО "Саянскхимпласт" и ООО "Усольехимпром", обеспечиваемые сырьем (этилен, пропилен), производимым на ОАО "Ангарский завод полимеров", и ФГУП "Ангарский электролизный химический комбинат".
Индекс промышленного производства по итогам 2005 года составил 124,4%, что связано с улучшением ценовой конъюнктуры на внешнем рынке на соду каустическую и ПВХ-смолу. Численность занятых в нефтехимическом производстве - 18347 чел.
Стратегические планы развития комплекса связаны с освоением Ковыктинского газоконденсатного месторождения и реализацией регионального газового проекта. Важнейшим условием развития комплекса также являются техническое перевооружение производства, снижение энергоемкости продукции, более глубокая переработка сырья с выпуском готовых изделий и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Производство синтетического и гидролизного этилового спирта:
ОАО "Бирюсинский гидролизный завод" за 2005 год произвел продукции на сумму 16,4 млн. руб. (59,4% к соответствующему периоду 2004 г.). Численность работающих - 666 человек. В настоящее время завод не имеет лицензии на производство основных видов продукции, отсутствуют оборотные средства, организация находится в процедуре банкротства.
Нерентабельно работает и ОАО "Тулунский гидролизный завод", который произвел за 2005 год продукции на сумму 277,8 млн. руб. (75% к соответствующему периоду 2004 г.)
Одним из перспективных направлений, развития гидролизных организаций области, является развитие производства этилового спирта, используемого в качестве добавок к моторному топливу. Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации создана рабочая группа по рассмотрению этого вопроса.
Кроме того, в 2005 году администрацией области и областной межведомственной комиссией проводилась работа с Правительством Российской Федерации по вопросу разрешения кризисной ситуации организаций гидролизной промышленности области.
Металлургический комплекс области включает в себя организации ОАО "Братский алюминиевый завод", ОАО "СУАЛ" филиал "ИркАЗ-СУАЛ", ЗАО "Алюком-Тайшет", ЗАО "Кремний", ООО "Братский завод ферросплавов", ОАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат".
Объем отгруженной продукции собственного производства организациями комплекса в 2005 году стабильно увеличивался за счет реализации программ модернизации и расширения производства и составил 41553 млн. руб. Численность работников - 16,7 тыс. человек.
Средневзвешенный индекс промышленного производства металлургического комплекса в 2005 году составил 106,4% к предыдущему году, в том числе по видам экономической деятельности:
1) добыча железных руд открытым способом (ОАО "Коршуновский ГОК") 116,7%
2) производство ферросплавов (ЗАО "Кремний", ООО "Братский завод ферросплавов") 128,2%
3) производство первичного алюминия (ОАО "ИркАЗ-СУАЛ", ОАО "БрАЗ", ЗАО "Алюком-Тайшет") 103,3%
Для содействия решению существующих в данном комплексе проблем в 2005 году администрацией области были созданы рабочие группы, в состав которых вошли представители исполнительных органов государственной власти области и подразделений, входящих в администрацию губернатора области. В рамках деятельности рабочей группы администрацией области принимались меры по недопущению задержки при осуществлении работ по реконструкции и расширению ОАО "СУАЛ" филиал "ИркАЗ-СУАЛ".
Машиностроительный комплекс с 2005 года объединяет 73 крупных и средних организаций. Комплекс отличается многопрофильным составом входящих в него организаций и наличием проблем, связанным с высоким износом основных фондов (более 50%), низкой загрузкой мощностей (60%) и медленной модернизацией производственных мощностей.
Сводный индекс промышленного производства комплекса за 2005 год составил 95,2% при объемах отгруженной продукции 16,8 млрд. рублей. Данное снижение индекса прогнозировалась с 2003 года в связи со спецификой деятельности и отчетности крупнейшей организации комплекса - Иркутский авиационный завод - филиал ОАО "Корпорация "Иркут".
Дальнейшее развитие комплекса связано, прежде всего, с деятельностью ведущих организаций - "Иркутский авиационный завод - филиал ОАО "Корпорация "Иркут" и ОАО "Иркутсккабель", а также других значимых для экономики области организаций: ОАО "ПО "ИЗТМ", ОАО "ПО "Усольмаш", ЗАО "Энерпред", ЗАО "Актех-Байкал", ОАО "Иркутский авиаремонтный завод N 403" и др., которые в совокупности обеспечивают занятость 27 тысяч человек при среднемесячной заработной плате в размере 10400 рублей,
С 2007 года и на среднесрочную перспективу прогнозируются устойчивый рост темпов промышленного производства в машиностроительном комплексе, превышающий 100% в год.
Легкая промышленность представлена такими крупными организациями как ОАО "Швейная фирма "ВиД", ООО ПКФ "Ревтруд" и др.
Объем выпуска продукции организациями отрасли в 2005 году увеличился на 45 млн. рублей и составил 296 млн. рублей. Численность работников - 2,5 тыс. человек.
Средневзвешенный индекс промышленного производства в 2005 году составил 103,7%, в том числе по видам экономической деятельности:
1) текстильное и швейное производство 102,0%;
2) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 111,9%.
Для содействия развитию организаций легкой промышленности области на них был размещен областной государственный заказ на сумму более 38 млн. руб. (что превышает уровень 2004 года в 1,9 раза). Кроме того, администрация области оказала содействие в размещении на данных организациях дополнительных заказов на производство корпоративной одежды для нужд крупных промышленных организаций области (ВСЖД - филиал ОАО "РЖД", ОАО АНХК, ОАО "Иркутскэнерго") на сумму более 20 млн. руб.
Проведенная администрацией области в 2005 году работа в лесопромышленном комплексе области привела к увеличению степени переработки древесины. Так, при снижении объемов лесозаготовки в 2005 году на 4%, объем производства пиломатериалов вырос почти на 20%, кроме того, выросло производство целлюлозы, ДСП, ДВП и фанеры.
Таблица 2
Вид продукции | Ед. изм. | 2003 | % 2003 к 2002 |
2004 | % 2004 2003# |
2005 | % 2005 к 2004 |
Заготовка древесины | млн.м3 | 19,5 | 100,5 | 21,8 | 111,8 | 21,0 | 96 |
Производство пиломатериалов |
млн.м3 | 1,6 | 114,3 | 2,1 | 131,2 | 2,5 | 119 |
ДСП | тыс.м3 | 137,0 | 126,5 | 167,7 | 122,4 | 169,5 | 101 |
ДВП | млн.м2 | 28,3 | 93,7 | 21,0 | 74,2 | 28,0 | 133 |
Фанера клееная | тыс.м3 | 128,9 | 101,5 | 149,1 | 115,7 | 155,1 | 104 |
Целлюлоза товарная | тыс.т | 1260,8 | 105,5 | 1286,3 | 102 | 1295,0 | 101 |
Бумага | тыс.т | 3,5 | 134,6 | 2,5 | 71,4 | 2,4 | 96 |
Картон | тыс.т | 203,7 | 104,5 | 220,8 | 108,4 | 214,4 | 97 |
В течение 2005 года продолжалось строительство новых мощностей по переработке древесины. Так, состоялось открытие совместной российско-швейцарской организации ООО "Роял Вуд" в п. Большой Луг, запущена линия по производству клееного бруса для деревянного домостроения на ООО "Восточно-Сибирском заводе железобетонных конструкций" в г.Шелехово. К завершению приближается строительство предприятий ООО "Сиблесиндустрия" и ООО "НЬЮ-ЛЕН-ОЙЛ". Строятся новые мощности в Качугском, Усть-Кутском, Усть-Удинском, Чунском районах.
Динамично растет экспорт лесопродукции. Главными рынками сбыта в 2005 году по-прежнему оставались страны Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В структуре экспорта превалируют поставки пиломатериалов, объемы поставов которых возросли и составляют 185,6% к уровню 2002 года.
В целом внедрение новых технологий производства и ввод новых мощностей с 2002 года по 2005 год позволили увеличить объем выпуска пиломатериалов и привели к созданию более трех тысяч рабочих мест.
Кроме того, администрацией области в 2005 году проводились мероприятия по следующим приоритетным направлениям развития промышленного комплекса области:
1) в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 12 октября 2005 года N МФ-П9-5210, в ноябре 2005 года выполнено согласование сетевого графика проектирования и строительства I этапа нефтепровода на территории области;
2) выстраивание отношений с федеральными органами исполнительной власти, в т.ч. и их территориальными органами, на основе приоритетности развития промышленного комплекса области;
3) оказание содействия в разработке и реализации проектов, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития области, в т.ч. основных:
а) создание новых мощностей по производству первичного алюминия и сплавов на его основе в области;
б) газификация области на базе Ковыктинского газоконденсатного месторождения и малых месторождений углеводородов;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
с) подготовка и заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с корпоративными структурами, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории области;
д) содействие ресурсо- и энергосбережению;
е) содействие внедрению современных систем управления качеством.
Отклонение от программных установок по промышленности строительных материалов вызвано тем, что недостаточно используется местная сырьевая база. Кроме того, рост объемов производства в отрасли сдерживается снижением объема работ, выполненных по договорам строительного подряда. Снижение объемов производства в отрасли зарегистрировано по железобетонным конструкциям, керамической плитке. Устойчивым спросом пользуется цемент и кирпич.
В целях стабилизации ситуации в отрасли администрацией области велась активная работа по содействию в реализации на территории области проектов по производству строительных материалов, одним из которых является проект строительства завода сухих смесей и завода гипсокартонных листов и изделий из гипса немецкой фирмой "KNAUF".
Одним из важнейших разделов программы является "Строительный комплекс".
Ситуация в строительном комплексе области носит неустойчивый характер. На 2005 год Программой был запланирован темп роста объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда 105%; фактически получен - 119%. Превышение программных установок составило 14 процентных пунктов.
Вместе с тем, ситуация в строительном комплексе области продолжает оставаться очень сложной. Непосредственное влияние на низкий объем строительно-подрядных работ оказывают:
1) низкая инвестиционная активность;
2) слабо развитая система коммуникаций;
3) несовершенство механизма получения земельных участков под застройку;
4) несвоевременность расчетов заказчиков и потребителей;
5) недостаток качественных местных строительных материалов;
6) высокая себестоимость строительства;
7) недостаточно высокий уровень платежеспособного спроса населения на жилищное строительство;
8) отсутствие эффективных механизмов реализации программ жилищного строительства.
По уточненным данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Иркутской области в 2005 году на территории области организациями всех форм собственности, а также населением области построено 302,5 тыс. м2 общей площади жилья фактической стоимостью 35389 млн. руб. Ввод составил 113,3% к уровню 2004 года (2004 г. к 2003 г. - 123,5%).
Сдача жилья в эксплуатацию была осуществлена во всех городах областного подчинения и 29 районах области. Больше, чем в 2004 году построено жилья в городах - Иркутске, Ангарске, Бодайбо, Братске, Саянске, Тайшете, Усть-Илимске, Усть-Куте, Черемхово, Шелехове и 15 районах области. В течение года не предъявлялись к сдаче жилые объекты в Балаганском, Бодайбинском и Мамско-Чуйском районах.
В 2005 году доля государственного сектора в общем объеме введенных жилых домов составила 5,8%,
Наибольший удельный вес во вводе жилья приходится на частную (70%) форму собственности. В 2005 году в частном секторе 46% жилья построено индивидуальными застройщиками. Ими за свой счет и с помощью кредитов введено 97,6 тыс. м2 (95,7% к 2004 г.).
На реализацию областной целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области на период до 2010 года", утвержденной постановлением законодательного собрания Иркутской области от 30 октября 2003 года N 31/7-ЗС было предусмотрено 237 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 87 млн. руб., областного бюджета - 150 млн. руб. Профинансировано в полном объеме - 100%.
В 2005 году благодаря реализации данной программы было введено 10,05 тыс. кв. метров и переселено 495 человек. При этом, средняя стоимость 1 кв. м общей площади составила 18,2 тыс. руб.
Кроме того, в рамках программы на вторичном рынке жилья приобретено - 2,27 тыс. кв. метров и переселено 87 человек, в том числе: г.Усть-Илимск - 0,23 тыс. кв.м Переселено 13 человек; г.Иркутск - 2,04 тыс. кв. м, из них заселено -1,38 тыс. кв. м в количестве 74 человек.
Площадь сносимого ветхого и аварийного жилья на территории области, составила 19,1 тыс. кв. м, в том числе: г.Иркутск - 2,5 тыс. кв. м, г.Зима - 2,2 тыс. кв. м, г.Усть-Илимск с районом - 1,7 тыс. кв. м, г.Черемхово - 10,1 тыс. кв. м, г.Усть-Кут - 1,7 тыс. кв. м, Казачинско-Ленский район - 0,9 тыс. кв. м.
Администрация области через взаимодействие с ОАО "Иркутское региональное ипотечное агентство" развивала на территории области ипотечное кредитование. В декабре 2004 года ОАО "ИРИА" заключило соглашение с ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" с лимитом обслуживания 378 млн. рублей.
В 2005 году на содержание действующей сети областных автомобильных дорог общего пользования направлено 709,2 млн. рублей, по данной статье выполнены работы по содержанию автомобильных дорог, мостов и путепроводов, а также ледовых и паромных переправ и автозимника в Катангском районе, проведены работы по обустройству, организации и безопасности движения; на ремонт областных автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, в том числе на ремонт автомобильных дорог и сооружений на них, пострадавших в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций - 298,9 млн. рублей, и в соответствии с планом отремонтировано автомобильных дорог с твердым покрытием - 61,1 км, выполнен ремонт 8 мостов и путепроводов протяженностью 376,5 п.м., находящихся в аварийном состоянии.
На 1 января 2006 года общая готовность моста составила 63%, в том числе основного сооружения мостового перехода - моста через р. Ангару - 83%, подходов - 15%.
В течение отчетного периода администрацией области реализовывались мероприятия по обеспечению роста производства сельскохозяйственной продукции. Темп роста валового выпуска сельскохозяйственной продукции в 2005 году составил 100,9%, что не достигает программных установок (102,7%), в следствии неблагоприятных погодных условий.
Основные производственные показатели агропромышленного комплекса области в 2003-2005 годах представлены в следующей таблице:
Таблица 3
Производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции
(2003-2005 годы)
Показатель |
2003 |
В % к соотв. периоду прошлого года |
2004 |
В % к соотв. периоду прошлого года |
2005 |
В % к соотв. периоду прошлого года |
Валовая продукция в действующих ценах, млн.р. |
13842,4 | 95,8 | 15821 | 101,9 | 19069,6 | 100,9 |
Зерно (амб. вес), тыс. тонн | 307,8 | 83 | 423,4 | 137,6 | 509 | 120,2 |
Картофель, тыс. тонн | 787,1 | 94,5 | 821 | 104,3 | 789,3 | 96,1 |
Овощи (вкл. закр. грунт), тыс.т |
170,3 | 91,6 | 194,2 | 114 | 195,3 | 100,6 |
Молоко, тыс. тонн | 350,5 | 104,6 | 318,7 | 90,9 | 308,9 | 96,9 |
Мясо, тыс. тонн | 95,3 | 108,4 | 90,3 | 94,7 | 92,8 | 102,8 |
Яйца, млн. штук | 776,9 | 98,8 | 780,6 | 100,5 | 793,1 | 101,6 |
Сельхозтоваропроизводители области обеспечивают потребности населения по мясу - на 60,8%, молоку - на 96%, овощам - на 97,4%, а по яйцу и картофелю - полностью. В настоящее время в области ведут сельскохозяйственную деятельность 236 организаций (из которых 88% - прибыльные и 12% - убыточные), в т.ч. 23 интеграционных объединения, 2934 крестьянско-фермерских хозяйства.
В целях получения запланированных объемов растениеводческой продукции была увеличена площадь посевов зерновых культур, большую роль сыграла своевременная поставка новой техники, семенного материала, минеральных удобрений, средств химической защиты растений с участием областного бюджета.
По стабилизации отрасли животноводства были приняты следующие меры: установлены 31 комплект новейшего импортного доильного оборудования, 42 кормозаготовительных комплекса, проведена значительная работа по улучшению генетического потенциала сельскохозяйственных животных, приобретено 112,4 тыс. доз семени для искусственного осеменения, закуплено молока в личных подсобных хозяйствах на 16% больше, чем в прошлом. Тем не менее, выполнить план по производству молока не удалось в силу объективных причин: сократилось поголовье коров.
В связи с недостатком оборотных средств у большинства сельхозяйственных организаций поголовье крупного рогатого скота забивается для оплаты текущих расходов, кроме того, при банкротстве сельхозпредприятий крупный рогатый скот используется как средство расчета с внутренними и внешними долгами.
Продолжалась работа по созданию и расширению интеграционных объединений; по содействию ликвидации низкорентабельных, убыточных и не ведущих производственную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях перераспределения активов в пользу эффективных собственников и сохранения рабочих мест.
В 2005 году привлечено кредитных ресурсов при участии: областного бюджета - 58 млн. рублей, федерального бюджета - 360 млн. рублей среднесрочных кредитов и 581 млн. рублей краткосрочных кредитов.
В реализации запланированных на 2005 год мероприятий Программы по развитию малого предпринимательства совместно с администрацией области активное участие принимали Автономная некоммерческая организация "Фонд поддержки малого предпринимательства", Автономная некоммерческая организация "Агентство развития бизнеса", Региональный центр защиты прав предпринимателей, территориальные агентства развития бизнеса.
В 2005 году количество малых предприятий превысило 9 тысяч, среднесписочная численность работающих на них достигла 77,9 тыс. человек. Общее количество занятых в сфере малого бизнеса с учетом предпринимателей без образования юридического лица и лиц, с которыми заключены трудовые договоры, составило 274,6 тыс. человек, или 36,3% от общего числа занятых в экономике области Предприятиями малого бизнеса за год отгружено товаров собственного производства и оказано услуг на сумму 22,5 млрд. рублей, или на 8% больше, чем в 2004 году.
Наиболее распространенными видами деятельности малых предприятий остаются "торговля" - 45,2%, "строительство" - 12,7%, "обрабатывающие производства" - 10,9%.
Для сохранения и развития предпринимательства администрация области в 2005 году проводила работу по оказанию поддержки развития и становления малого бизнеса.
В области растет количество территориальных агентств развития бизнеса. С открытием в 2005 году агентства в Тулунском районе, общее число территориальных агентств, созданных при содействии администрации области, достигло 15.
Эффективность работы агентств очевидна: за 2005 год ими проконсультировано более 9 тысяч субъектов малого бизнеса по различным вопросам предпринимательской деятельности, проведено 132 семинара, разработано 122 бизнес-плана. При участии Куйтунского, Черемховского, Шелеховского и Иркутского агентств в сферу малого бизнеса данных территорий привлечены инвестиции на общую сумму 926,6 млн. рублей.
Принимая во внимание увеличение доли малых предприятий задействованных в инновационной сфере и сфере производства, администрация области продолжила работу по созданию областного инновационного бизнес-инкубатора.
Для консолидации усилий гражданского общества в развитии малого бизнеса в апреле 2005 года проведены Дни предпринимателей Иркутской области, в рамках которых состоялись Форум "Малый бизнес как основа регионального развития" и выставка "Малый бизнес. Возможности и перспективы". Форум стал местом встречи представителей исполнительной и законодательной власти, общественных объединений предпринимателей, региональных структур поддержки малого бизнеса, финансово-кредитных учреждений, предпринимателей, ученых и молодежи. На прошедших мероприятиях были затронуты разные направления и механизмы развития малого бизнеса.
В 2005 году администрацией области предложена новая форма взаимодействия между исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления муниципальными и предпринимателями - бизнес-брифинг. В течение года брифинг-встречи, посвященные обсуждению проблем и возможностям развития предпринимательства в муниципальных образованиях, прошли в г. Черемхово, г.Усть-Илимске и г.Усолье-Сибирское.
IV. В 2005 году финансовая политика администрации области строилась в условиях и с учетом начатых фундаментальных структурных реформ государственного сектора и в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
Исполнение в 2005 году консолидированного бюджета области по доходам составило 41,6 млрд. руб., или 139,1% по отношению к запланированному Программой объему.
На исполнение плана по доходам значительное влияние оказал рост поступлений налога на прибыль организаций в объеме 8 508 млн. рублей.
Сумма собственных доходов консолидированного бюджета за год составила 33,9 млрд. руб., а сумма финансовой помощи - 7,8 млрд. руб. По уровню обеспеченности собственными средствами область занимает 6-е место среди регионов Сибирского федерального округа, отставая от таких регионов как Красноярский край и Кемеровская область.
По сравнению с 2004 годом в 2005 году значительно возросли безвозмездные перечисления из федерального бюджета - на 97 %. Одной из причин является то, что согласно установленному Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" порядку, трансферты Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу зачислялись в бюджет Иркутской области с последующей передачей в округ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 23 декабря 2003 года" следует читать как "от 23 декабря 2004 года"
Рост объема безвозмездных перечислений в бюджет Иркутской области без учета трансфертов округа составил 46,5 %. Данное изменение сформировало 19 % прироста доходной части бюджета области.
В структуре расходов консолидированного бюджета области в 2005 году 62% занимали расходы на социальную сферу, увеличившиеся на 4 подпункта по сравнению с 2004 годом и на 10 подпунктов - с 2003 годом.
Наблюдаемый по всем отраслям социальной сферы рост расходов обусловлен повышением заработной платы работников учреждений социальной сферы на 20% с 1 января и на 11,1 % с 1 сентября 2005 года, а также произошедшим перераспределением расходных полномочий между уровнями власти.
Если в 2004 году расходы на реализацию федеральных социальных законов за счет областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, с учетом средств федерального бюджета, планировались в объеме 1,5 млрд. рублей, то в 2005 году указанные расходы областного бюджета, включая предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, составили более 2,7 млрд. рублей.
В областном бюджете на 2005 год были предусмотрены расходы на реализацию 30 областных государственных целевых и социальных программ. В отличие от исполнения программ за 2004 год, где исполнение составляло 88,3%, за отчетный период исполнение по ним составило 95,4%. На осуществление запланированных мероприятий программ направлено 673,8 млн. рублей, по сравнению с 2004 годом рост расходов на реализацию областных целевых программ составил 314,8 млн. рублей.
В результате произошедшего разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления произошло перераспределение средств между фондами, образованными в составе областного бюджета. Так, по сравнению с 2003 годом Фонд финансовой поддержки муниципальных образований уменьшился на 646,5 млн. рублей, Фонд софинансирования социальных расходов увеличился на 173 млн. рублей, рост Фонда компенсаций составил 4 398 млн. рублей.
V. Основная задача инвестиционной политики, определенная Программой - создание механизмов, обеспечивающих формирование и поддержание такого инвестиционного климата и предложения на рынке капитала, которые бы максимально удовлетворяли потребности экономики области в инвестициях по приоритетным направлениям социально-экономического развития.
В 2005 году работа по снижению административных барьеров была продолжена. В администрацией области совместно с Консультативной службы по иностранным инвестициям Международной финансовой корпорации и Всемирного банка (FIAS) был организован семинар для представления результатов обследования организаций области по вопросам, связанным с уровнем административных барьеров, препятствующих развитию инвестиционных процессов и предпринимательства в области.# По итогам исследования получен вывод о том, что "среди 29 рассматриваемых административных процедур, ни одна не была классифицирована как большая проблема".
В апреле 2005 года при департаменте инвестиционной политике# администрации губернатора области аккредитованы две консалтинговые компании - ЗАО "Центр финансовой экспертизы" и АНО "Иркутское агентство развития бизнеса", которыми в течение года велась работа по более 50 проектам.
Проведена работа по улучшению инвестиционной ситуации в строительной сфере и развитию ипотечного кредитования: определена готовность муниципальных образований к сотрудничеству по 2-хуровневой системе ипотечного кредитования, сформирована база данных по банковскому ипотечному кредитованию.
В рамках работы по построению системы продвижения инвестиционных проектов среди потенциальных инвесторов администрацией области проводилась экспертиза поступающих инвестиционных проектов, разработана и реализуется система их продвижения.
В течение последних лет информация об области и инвестиционных проектах размещалась в различных общероссийских тематических изданиях по инвестиционной деятельности таких как Справочник "Официальная и деловая Россия", Справочник "Россия: все 89 регионов. Путеводитель по торговле и инвестициям", справочное издание "Инвестиционный потенциал регионов России", каталог "Элита бизнеса Сибири" и др.
VI. Реализация политики в области охраны окружающей среды осуществлялась администрацией области при участии организаций, загрязняющих окружающую среду, через решение основных задач, направленных на улучшение состояния окружающей среды, обеспечение здоровья населения области.
Благоприятные условия проживания непосредственно связаны с состоянием окружающей среды. Реализация политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования в 2005 году осуществлялась администрацией области через решение основных задач, установленных Программой и направленных на стабилизацию состояния окружающей среды, обеспечение сохранения здоровья граждан проживающих на данной территории.
Программой по разделу "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование" установлены пороговые показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на уровне 600-630 тыс. тонн в год и снижение суммарных сбросов в водоемы области ниже уровня 1 млн. м3 в год при увеличении объемов производства промышленных организаций. Динамика достижения данных показателей приведена в таблице 4.
Таблица 4
Динамика показателей,
характеризующих состояние окружающей среды на территории области,
в 2003-2005 годах
Показатель |
2003 |
в % к соотв. периоду прошлого года |
2004 |
в % к соотв. периоду прошлого года |
2005 (оценка) |
в % к соотв. периоду прошлого года |
Динамика суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников (тыс. тонн в год) |
520,0 | 107 | 490,0 | 94 | 493,4 | 100,7 |
Динамика суммарных сбросов сточных вод в водоемы области, всего (млн.м3/год) |
1204,7 | 103 | 961,4 | 30 | 968,0 | 100,7 |
Реализация политики в области охраны окружающей среды осуществлялась через решение задач, установленных Программой, путем выполнения природоохранных мероприятий, запланированных областной государственной целевой программой "Защита окружающей среды в Иркутской области на 2004-2005 годы", утвержденной постановлением Законодательного собрания области от 26 ноября 2003 года N 32/18-ЗС (далее - Программа защиты окружающей среды на 2004-2005 гг.).
В 2005 году профинансированы и выполнены следующие мероприятия: строительство КОС г.Байкальска, мероприятия по учету и контролю радиационных веществ и отходов на территории области, составление радиационно-гигиенического паспорта территории области, создание аквариумной экспозиции видов животных (Байкальский музей СО РАН, пос.Листвянка), проведение Дней защиты от экологической опасности, празднование Дня Байкала и 10-летия присвоения ЮНЕСКО статуса "Всемирного наследия", подготовка и публикация информационных экологических бюллетеней по проведению Дней защиты от экологической опасности, ликвидация повышенного содержания загрязняющих веществ в почвах сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Зиминского района и принадлежащих ООО "Кимильтейское", площадью 164 га путем внесения лигнино-минеральной смеси, приобретение мусоровоза для вывоза бытового мусора в Ольхонском районе. В результате реализации программных мероприятий получено снижение техногенной нагрузки на существующую экосистему.
В 2005 году в рамках Программы защиты окружающей среды на 2004-2005 гг. за счет собственных средств организаций выполнено природоохранных мероприятий на сумму 618 млн. рублей. В результате реализации программных мероприятий получено снижение техногенной нагрузки на существующую экосистему:
1) предотвращено попадание 9,3 тыс. тонн загрязняющих веществ в атмосферу;
2) снижены сбросы загрязняющих веществ в водные объекты на 1 тыс. тонн;
3) сокращен объем потребления свежей воды на 3,6 млн. м3/год;
4) снижены объемы сбросов загрязненных сточных вод на 1,4 млн. м3/год;
5) вовлечено отходов в хозяйственный оборот в объеме 3,55 тыс. тонн/год;
6) выполнена рекультивация нарушенных земель на площади 3,8 тыс. га.
В целях повышения эффективности взаимодействия в сфере природоохранной деятельности создан Координационный совет при губернаторе области по вопросам обеспечения соблюдения законодательства о природопользовании на территории области.
В 2005 году совместно с ОАО "Восточно-Сибирская газовая компания" проведены общественные слушания по предварительной оценке воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС) хозяйственной деятельности по проекту "Обоснования инвестиций газоснабжения Иркутской области на базе Ковыктинского газоконденсатного месторождения". Прошли общественные слушания в г.Тайшете по ОВОС намечаемой хозяйственной деятельности по проекту "Обоснование инвестиций в строительство планируемого алюминиевого завода г.Тайшета мощностью 600 тыс. тонн/год" ООО "ИнЭкА-Консалтинг" г. Новокузнецк и ОАО "РУСАЛ-УК". В результате проведенных общественных слушаний проекты получили одобрение.
С целью определения подходов в реализации Киотского протокола к рамочной конвенции ООН об изменении климата и привлечения инвестиций для внедрения экологически чистых технологий на территории области совместно с Торгово-промышленной палатой Восточной Сибири и Иркутской региональной общественной организацией "Байкальская Экологическая Волна" проведена конференция "Киотский протокол: глобальный климат-региональные решения".
Для продолжения решения экологических проблем на территории области разработана и утверждена постановлением Законодательного собрания области от 22 сентября 2005 года N 12/45-ЗС областная государственная целевая программа "Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2006-2010 годы.
VII. Общие выводы:
Оценка результатов выполнения Программы производилась на основе сравнения фактически полученных показателей со значением индикаторов социально-экономического развития, установленных Программой.
Оценки данных индикаторов констатируют следующее:
1) существенно превышены показатели, характеризующие уровень жизни населения (таблица 5);
2) по ряду экономических показателей наблюдается отставание от программных ориентиров (таблица.# 6).
Сводный перечень показателей социально-экономического развития, утвержденных Программой, приведен в Приложении 3.
Таблица 5
Относительное отклонение фактических показателей
уровня жизни населении от заложенных в Программе показателей
Показатель |
2005 (ПСЭР) |
2005 (факт) |
Отклоне- ние от ПСЭР, % |
Среднедушевой денежный доход в месяц, % | 5928,8 | 7154,5 | + 20,7% |
Среднемесячная начисленная заработная плата, % | 8300,8 | 9310,5 | + 12,2% |
Величина прожиточного минимума в целом по области, % |
2854,0 | 2918 | + 2,2% |
Покупательная способность денежных доходов в целом по области, % |
2,10 | 2,45 | + 0,35 п.п |
Реальные располагаемые денежные доходы, % | 106,0 | 115,8 | + 9,8 п.п. |
Сводный индекс потребительских цен, % | 108,6 | 108,0 | + 0,6 п.п.* |
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % |
31,0 | 23,3 | + 7,7 п.п.* |
Уровень официально регистрируемой безработицы, % | 2,9 | 2,6 | + 0,3 п.п.* |
Темп роста заболеваемости, % | 105,0 | 98,6 | + 6,4 п.п.* |
Обеспеченность общеобразовательными школами (учащихся в 1 смену) % |
77,9 | 75,2 | - 2,7 п.п. |
Количество зарегистрированных преступлений на 10 тыс. населения, ед. |
254,7 | 309 | - 54,3 п.п. |
Удельный вес численности занимающихся в спортивных секциях и группах физкультурно-оздоровительного направления, % |
8,9 | 9,0 | + 0,1 п.п. |
Темп роста объема сброса загрязненных сточных вод, % |
105,3 | 103,5 | + 1,8 п.п.* |
Темп роста объемов выбросов в атмосферу от стационарных источников, % |
105,3 | 102,4 | + 2,9 п.п.* |
Доходы консолидированного бюджета, млн. руб. | 29962 | 41640 | + 39,1 п.п. |
* Примечание: Знак "плюс" означает улучшение показателя по сравнению с прогнозным значением, а знак "минус" - ухудшение.
Таблица 6
Относительное отклонение фактических показателей
экономического развития от заложенных в Программе
Показатель |
2005 (ПСЭР) |
2005 (факт) |
Отклоне- ние от ПСЭР, % |
Темп роста валового регионального продукта, % | 105,0 | 105,2* | + 0,2 п.п. |
Промышленность в целом, % | 104,0 | 103,7 | - 0,3 п.п. |
Сельское хозяйство, % | 102,7 | 100,9 | - 1,8 п.п. |
Инвестиции в основной капитал, % | 105,6 | 103,4 | - 2,2 п.п. |
Строительство, % | 105,0 | 119,0 | + 14,0 п.п. |
Розничная торговля, % | 104,0 | 115,0 | + 11,0 п.п. |
Темп роста объемов экспорта в стоимостном выражении, % |
104,8 | 108,3 | + 3,5 п.п. |
Итоги реализации Программы в 2005 году свидетельствуют о постепенном замедлении темпов экономического роста. Кроме того, фактические данные по ряду экономических показателей значительно отстают от заложенных в Программе. Особенно сильное отставание наблюдается по показателям производства в отраслях, ориентированных на глубокую переработку и производство продукции для конечного потребителя: машиностроение, легкая, пищевая промышленность. Серьезное отставание отмечено по объему инвестиций в основной капитал, которое обусловлено отсутствием в области стратегических инвесторов. Инвестиции направляются в осовном на поддержание существующих мощностей. Объективно низкий объем инвестиций также связан с выводом финансовых средств за пределы области.
Вместе с тем, удалось выполнить поставленные социальные задачи, что выразилось в достижении установленных индикаторов уровня и качества жизни населения.
Среднемесячный денежный доход на душу населения за 2005 год увеличился на 34%, что выше запланированных установок на 20,7 процентных пункта. Превышение темпов роста номинальных денежных доходов над темпами роста потребительских цен обеспечило рост реальных денежных доходов.
Темпы роста реальных денежных доходов населения год от года возрастали и в 2005 году составили максимальную за посткризисный период величину в 15,8% (в 2003 - 107,1%, в 2004 - 107,8%). Благодаря этому, удалось перевыполнить программные установки на 9,8 процентных пунктов.
Величина прожиточного минимума за отчетный период выросла на 8,4%, что выше запланированного по Программе уровня на 2,2 процентных пункта. Это во многом было связано с сопровождающимся ростом цен, в частности на жилищно-коммунальные услуги, которые занимают значительный удельный вес в структуре прожиточного минимума.
Превышение темпов роста номинальных денежных доходов над темпами роста прожиточного минимума способствовало росту покупательной способности денежных доходов в 2005 году до 2,45 наборов прожиточного минимума.
Покупательная способность денежных доходов населения в 2005 году, согласно индикативного плана развития области на период реализации Программы, должна была составить 2,1 раза, фактически - 2,45 раза. В целом в 2005 году покупательная способность денежных доходов превысила запланированный по Программе уровень на 0,35 процентных пункта.
Совокупность этих факторов повлияла на снижение уровня бедности. По Программе снижение уровня бедности должно было происходить следующими темпами: 2003 год - 35,4%, 2004 год - 33%, 2005 год - 31%. Фактически доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, по оперативным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, в 2005 году снизилась до 23,3% с 31,2% в 2003 году. В целом, в 2005 году удалось достичь перевыполнения программных установок на 7,7 процентных пункта. Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, область занимает 5-е место, отставая от Кемеровской, Омской, Томской областей и Красноярского края.
На снижение уровня бедности в области повлиял ряд факторов: наличие определенных резервов загрузки производственных мощностей и соответственно роста заработной платы, сокращение занятости на большинстве крупных предприятий области и проводимая администрацией области социальная политика в отношении малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения.
Согласно программным установкам среднемесячная начисленная заработная плата в 2005 году должна была составить 8300,8 руб., фактически же ее величина составила 9310,5 руб. В целом, в 2005 году перевыполнение программных установок составило 12,2 %.
Не удалось достичь программных установок в сфере охраны окружающей среды области. Вместе с тем, следует отметить, что в рамках Программы реализовано и реализуется ряд областных целевых подпрограмм, способствовавших достижению программных установок в социальной сфере.
Количество целевых программ постоянно возрастает (в 2003 году действовало 22 программы, в 2005 году - уже 33). При этом, растет и финансирование программ. В 2003 году на финансирование областных целевых программ было выделено 306,2 млн.руб., в 2004 году - 359 млн. рублей, в 2005 году - 673,8 млн. руб. С учетом инфляционных процессов средняя обеспеченность программ финансированием сохранялась весь истекший период.
При этом, необходимо признать, что задачи в социальной сфере в Программе социально-экономического развития были недостаточно амбициозными. Социальные проблемы в области все еще остаются достаточно острыми.
Успешное выполнение социальных ориентиров, запланированных Программы#, невозможно было без развития экономики.
Экономика области по-прежнему носит ярко выраженный индустриальный характер. Основной объем валового регионального продукта (свыше 30%) производится в промышленности. Значительный объем добавленной стоимости (около 14%) производится также в транспортной отрасли. При этом, транспорт непосредственно связан с промышленным производством, так как основной объем транспортных услуг приходится на грузооборот промышленной продукции, вывозимой за рубеж и в другие регионы по железной дороге.
Конкурентоспособности экономики области на российском и мировом уровнях способствует относительная низкая стоимость энергетических и других природных ресурсов. В то же время, значительная удаленность предприятий области от основных потребителей продукции приводит к высокой доле транспортных издержек в себестоимости продукции, которая достигает порядка 15-20%.
Промышленное производство продолжает оставаться основой развития экономики и социальной сферы области. На долю промышленности приходится около половины налоговых поступлений, около четверти занятых, здесь формируется до 40% фонда оплаты труда в целом по области.
В сравнении с субъектами Российской Федерации, входящими в состав Сибирского федерального округа, область за последние три года несколько сдала свои лидирующие позиции.
По уровню промышленного производства область среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, опустилась с третьего в 2002 году на пятое место - в 2005 году. При этом, структура промышленного производства в области более диверсифицирована, чем в Красноярском крае (где около 70% промышленного производства составляет цветная металлургия) и Кемеровской области (более 80% - ТЭК и черная металлургия).
К сожалению, во многом не удалось выстроить эффективный диалог с собственниками организаций области, в результате чего имеющиеся ресурсы и условия во многом не были использованы.
По уровню инвестиций в основной капитал область опустилась с четвертого в 2002 году на пятое место - в 2005 году. Наиболее сильное падение произошло в строительство#, где область с 2002 года потеряла сразу четыре позиции, занимая в 2005 году только восьмое место в Сибирском федеральном округе.
Экономика области остается закрытой. Организации не осознают необходимость раскрытия информации, привлечения сторонних инвесторов, повышения имиджа среди населения области и органов государственной власти.
Переориентация производства на внешние рынки привела почти к двукратному увеличению экспорта с 1994 по 2003 годы в долларовом выражении. По итогам реализации Программы запланированные установки по темпам роста экспорта в стоимостном выражении были значительно перевыполнены.
Доминирующее положение в структуре экспорта занимает продукция алюминиевой промышленности. Соответственно, в структуре импорта преобладающую роль играет сырье для алюминиевой промышленности. В последнее время, заметное место в структуре экспорта стала занимать продукция военно-промышленного и лесопромышленного комплексов.
Более динамичное развитие продемонстрировала розничная торговля, перевыполнив программные установки на 24,8 процентных пункта. Это было достигнуто благодаря росту потребительских расходов населения на фоне улучшения уровня жизни населения области.
Возникшие вышеперечисленные проблемы в отраслях экономики области в целом привели к отклонению темпов роста валового регионального продукта от уровня, заложенного в Программе, на 0,3 процентных пункта.
Соответственно уровню экономического развития распределяется и уровень бюджетной обеспеченности населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, по которому область занимает четвертое место, уступая Красноярскому краю, Кемеровской и Томской областям. По уровню бюджетной обеспеченности области удалось несколько поправить свои позиции за счет эффективного распределения налоговых поступлений в сторону областных производств от крупных финансово-промышленных групп.
Однако, ограниченность бюджетных ресурсов не позволила потратить значительные ресурсы на инвестирование в развитие хозяйственного комплекса области.
Таким образом, Программа была основана на вовлечении в хозяйственную деятельность ранее не задействованных экстенсивных источников роста, которые к настоящему моменту полностью себя исчерпали. Несмотря на то, что, при разработке Программы в основу был заложен инерционный сценарий развития, основные индикаторы не достигли запланированного уровня.
Заместитель главы администрации |
В.П.Третьяк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.