Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 16 апреля 2007 г. N А33-15167/2006-Ф02-1857/2007
(извлечение)
Открытое акционерное общество " Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к филиалу N 3 государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) о признании недействительным решения от 03.08.2006 N 43 о непринятии к зачету расходов страхователя - плательщика страховых взносов и единого социального налога на цели государственного социального страхования в части непринятия к зачету сумм пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам в размере 1 419 143 рублей 15 копеек и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия к зачету произведенных обществом расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам в размере 1 419 143 рублей 15 копеек.
Решением суда первой инстанции от 24 октября 2006 года заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 11 января 2007 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, фонд обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, так как при определении гарантированных государством пособий и их выплаты применяются районные коэффициенты к заработной плате работников непроизводственных отраслей, установленные на федеральном уровне, то есть, в размере 1,2 , то вывод арбитражного суда о правомерном применении обществом при расчете и выплате пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам районного коэффициента равного 1,3 является необоснованным.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фондом заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства, назначенного на 16 апреля 2007 года, на более поздний срок в связи с невозможностью прибытия представителя фонда.
Однако суд кассационной инстанции не усматривает основании для удовлетворения указанного ходатайства.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательства, если признает причины неявки уважительными.
Ходатайство фонда об отложении судебного разбирательства не содержит обоснованности причин невозможности прибытия представителя в судебное заседание.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная документальная проверка общества по вопросам использования средств фонда на цели обязательного социального страхования за период с 27.04.2006 по 02.06.2006.
В ходе проведения проверки фондом установлен, в том числе факт расчета страхователем максимального размера пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам с применением районного коэффициента равного 1,3 вместо 1,2, в результате чего расходы предприятия увеличились на 1 419 143 рубля 15 копеек.
Данные нарушения отражены в акте проверки от 10.07.2006.
Решением от 03.08.2006 N 43 фонд отказал в принятии к зачету за счет средств государственного социального страхования расходов общества на сумму 1 648 131 рубль 88 копеек, в том числе 1 419 143 рубля 15 копеек, в результате неправильного применения коэффициента 1,3 вместо 1,2.
Общество, не согласившись с принятым фондом решением в части отказа в принятии к зачету суммы 1 419 143 рубля 15 копеек, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании решения недействительным в указанной части и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия к зачету данной суммы произведенных расходов по выплате пособий.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования общества, исходил из того, что, так как общество, являясь плательщиком единого социального налога, уплачивает его в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации, от заработной платы, начисленной с учетом районного коэффициента 1,3, то размер пособия, выплачиваемого за счет средств социального страхования должен определяться с учетом данного коэффициента.
Статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 19.05.1999 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что выплата пособий по беременности и родам производится за счет Фонда социального страхования Российской Федерации.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 19.05.1999" следует читать как "от 19.05.1995"
В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 101 от 12.02.1994, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 22.12.2005 N 180-ФЗ "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году" в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов.
Статьей 15 Федерального закона N 17-ФЗ от 11.02.2002 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", в соответствии с которой был определен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, установлено также, что в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 81-ФЗ от 19.05.1995 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
При этом названные нормативные акты не указывают на возможность применения районных коэффициентов, установленных только федеральными законами Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 4 названного Закона установлено, что источниками финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации являются республиканский бюджет Российской Федерации, а также Фонд социального страхования Российской Федерации - для лиц, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и имеющих право на выплаты, связанные с санаторно-курортным лечением, в соответствии с положениями об указанных фондах.
В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка и с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Данная норма носит общий характер, и определяющим является то обстоятельство, что на соответствующей территории действуют районные коэффициенты.
На территории Красноярского края, в том числе на территории города Красноярска, действовали как минимальный (1,2), так и максимальный (1,3) размеры районных коэффициентов.
Во исполнение постановления от 04.02.1991 N 76 администрацией Красноярского края принято постановление от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента", которым установлен единый районный коэффициент 1,3 вместо действующего коэффициента 1,2 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края.
Данный нормативный правовой акт в установленном законодательством порядке не оспорен.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает, что при определении размера пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, общество правомерно применяло районный коэффициент, руководствуясь нормативным правовым актом Красноярского края.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых отделением судебных актов, принятых на основании всестороннего и полного исследования представленных в дело доказательств и при правильном применении норм материального права.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение от 24 октября 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 11 января 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-15167/2006 оставить без изменения кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Данная норма носит общий характер, и определяющим является то обстоятельство, что на соответствующей территории действуют районные коэффициенты.
...
Во исполнение постановления от 04.02.1991 N 76 администрацией Красноярского края принято постановление от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента", которым установлен единый районный коэффициент 1,3 вместо действующего коэффициента 1,2 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 апреля 2007 г. N А33-15167/2006-Ф02-1857/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании