Мэр |
Ю.А.Сюсин |
Паспорт
Концепции развития потребительского рынка
Шелеховского района на 2007 - 2010 годы
(утв. Решением Думы Шелеховского муниципального района
Иркутской области
от 28 декабря 2006 г. N 78-РД)
Наименование Концепции | Развитие потребительского рынка Шелеховского района на 2007 - 2010 годы (далее - Концепция) |
Разработчики Концепции | - Отдел по развитию потребительского рынка Администрации Шелеховского муниципального района; - Отдел социально-экономического развития Администрации Шелеховского муниципального района; - АНО "Шелеховское агентство развития бизнеса"; - Шелеховское территориальное отделение Иркутского регионального отделения общественной организации "Опора - России". |
Ответственный исполнитель Концепции |
Отдел по развитию потребительского рынка Администрации Шелеховского муниципального района. |
Цели Концепции | 1. Определение общей идеологии развития отраслей потребительского рынка в Шелеховском районе на среднесрочную перспективу путем создания условий саморазвития потребительского рынка для наибольшего удовлетворения потребностей населения района в качественных и безопасных товарах и услугах. 2. Повышение обеспеченности населения торговыми площадями, посадочными и рабочими местами в сфере потребительского рынка. |
Основные задачи Концепции | - формирование сети объектов потребительского рынка для наиболее полного и всестороннего обеспечения потребностей населения района в качественных и безопасных товарах и услугах; - развитие инфраструктуры потребительского рынка товаров и услуг; - формирование социально ориентированной системы торгового и бытового обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения; - обеспечение доступности объектов сферы потребительского рынка для инвалидов и других маломобильных групп населения; - развитие конкуренции на потребительском рынке; - развитие механизмов предпринимательской и инвестиционной деятельности; - создание условий для обеспечения организаций потребительского рынка квалифицированными кадрами; - формирование нормативно-правового и информа- ционного обеспечения потребительского рынка. |
Основные разделы Концепции | 1. Состояние и проблемы развития потребительского рынка. 2. Цели и задачи развития потребительского рынка. 3. Основные приоритеты развития потребительского рынка. 4. Ожидаемые результаты. |
Сроки реализации Концепции | 2007 - 2010 годы. |
Механизм реализации Концепции | Ежегодно в срок до 1 февраля ответственный исполнитель Концепции разрабатывает план мероприятий на текущий год, направленный на реализацию Концепции. План мероприятий утверждается Мэром Шелеховского муниципального района и представляется для ознакомления депутатам Думы Шелеховского муниципального района. По итогам календарного года ответственный исполнитель Концепции подготавливает отчет о ходе реализации мероприятий Концепции. |
Источники финансирования | Финансовая сторона реализации настоящей Концепции обеспечивается в полном объеме инвестициями предпринимателей, занятых на потребительском рынке Шелеховского района. |
Основные ожидаемые результаты | - формирование на территории Шелеховского района эффективной структуры организаций, занятых предоставлением населению безопасных и качественных услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания в соответствии с потребительским спросом; - увеличение количества стационарных объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания на 100 единиц; - увеличение розничного товарооборота, оборота услуг общественного питания и объемов реализации бытовых услуг в 1,5 раза; - увеличение совокупного количества рабочих мест в отраслях потребительского рынка на 500 единиц; - увеличение налоговых поступлений в местный бюджет от хозяйствующих субъектов в области потребительского рынка в 1,4 раза; - достижение обеспеченности населения Шелеховского района торговыми площадями - 320 кв.м. на 1 тыс. жителей. |
Система контроля | Контроль за реализацией Концепции осуществляют: - Дума Шелеховского муниципального района, - Мэр Шелеховского муниципального района. |
Концепция
развития потребительского рынка
Шелеховского района на 2007 - 2010 годы
Введение
Концепция развития потребительского рынка Шелеховского района на 2007 - 2010 годы (далее - Концепция) разработана в рамках реализации основных направлений Межмуниципальной стратегии социально-экономического развития Шелеховского муниципального района на период до 2015 года.
Концепция определяет цели, задачи и приоритеты в области развития и совершенствования потребительского рынка Шелеховского района (далее - район) на среднесрочный период.
Концепция рассматривает область потребительского рынка, включающую сферы деятельности: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, за исключением обрядовых и ритуальных услуг.
Основная цель Концепции состоит в создании благоприятных условий для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов в области потребительского рынка по наиболее полному удовлетворению населения района в качественных и безопасных товарах и услугах.
Концепция включает мероприятия, направленные на повышение имеющегося уровня обеспеченности населения района услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
1. Состояние и проблемы развития потребительского рынка
Потребительский рынок района характеризует стабильность, высокая предпринимательская активность, положительная динамика развития.
К положительным тенденциям относятся: строительство и ввод новых объектов рынка; расширение сети торговли и услуг на территориях поселений района и качественное улучшение ее структуры.
За 10 лет торговая сеть увеличилась в 3 раза, сеть общественного питания - в 4 раза, сеть бытового обслуживания - в 2,5 раза.
По состоянию на 1 октября 2006 г. на территории района размещено: 146 стационарных магазинов, 160 павильонов и киосков, 9 торговых центров, 5 площадок с открытыми прилавками и 75 предприятий общественного питания на 3600 посадочных мест, предприятия бытового обслуживания оказывают населению около 100 видов услуг.
Розничный товарооборот за 9 месяцев 2006 года составил - 2012 млн. руб., оборот общественного питания - 79,8 млн. руб., объем реализации бытовых услуг составил - 78,4 млн. рублей, что в сравнении с аналогичными показателями прошлого года в сопоставимых ценах превысило значения в торговле на 17%, в общественном питании на 12%, в бытовом обслуживании 15,5%.
На основании данных органов статистики, доля торговли и общественного питания в формировании валового территориального продукта составляет 9,5 %.
Потребительский рынок является достаточно важным источником занятости в хозяйстве района. Занятость населения по отраслям потребительского рынка:
- в торговле - 2650 человек;
- в общественном питании - 670 человек;
- в сфере бытовых услуг - 560 человек.
Средняя заработная плата:
- в торговле - 4500 рублей;
- в бытовом обслуживании - 5300 рублей.
Обеспеченность населения торговыми площадями в поселениях района неравномерна и колеблется от 18 до 225 кв. м. в расчете на 1 тыс. жителей. В отдельных поселениях района сохраняется дефицит объектов торговли и услуг.
Обеспеченность населения района торговыми площадями
N п/п |
Территории района | Численность населения чел. |
Обеспеченность торговыми площадями при продаже продовольственных товаров |
Обеспеченность торговыми площадями при продаже промышленных товаров |
||
всего, кв. м. |
на 1000 жителей, кв. м. |
всего, кв.м. |
на 1000 жителей, кв.м. |
|||
1. | Шелеховское городское поселение | 48331 | 10900 | 225,7 | 4694 | 97,2 |
2. | Большелугское городское посе- ление |
5111 | 965 | 189,2 | 260 | 51 |
3. | Баклашинское сельское поселение | 3759 | 630 | 165,8 | 210 | 55 |
4. | Олхинское сельское поселение | 1273 | 200 | 153,8 | 70 | 53 |
5. | Подкаменское сельское поселение | 810 | 95 | 118,8 | 40 | 50 |
6. | Шаманское сельское поселение | 1676 | 123 | 72,4 | 30 | 18 |
Всего: | 60960 | 12913 | 211,7 | 5304 | 87,0 |
Обеспеченность населения района посадочными местами
предприятий общественного питания
N п/п |
Территории района | Численность населения, чел. |
Обеспеченность посадочными местами предприятий общественного питания |
|
всего, пос. мест |
на 1000 жителей, пос. мест |
|||
1. | Шелеховское городское поселение | 48331 | 685 | 14,2 |
2. | Большелугское городское посе- ление |
5111 | 50 | 9,8 |
3. | Баклашинское сельское поселение | 3759 | 60 | 16,2 |
4. | Олхинское сельское поселение | 1273 | - | - |
5. | Подкаменское сельское поселение | 810 | 160 | 200 |
6. | Шаманское сельское поселение | 123 | - | - |
Всего: | 60960 | 955 | 15,6 |
Обеспеченность населения торговыми площадями, посадочными и рабочими местами в сфере питания и услуг не в полной мере отвечает современным требованиям.
Актуальной остается проблема территориальной доступности объектов сферы потребительского рынка.
Одной из главных проблем, которая требует решения в рассматриваемой перспективе, является обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения района.
2. Цели и задачи развития потребительского рынка
Период 2007 - 2010 годы следует рассматривать как этап качественных преобразований в сфере потребительского рынка района, связанных с переходом на систему планирования, обеспечивающую более высокий уровень обеспеченности населения района услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
2.1. Цели настоящей Концепции:
- определение общей идеологии в области потребительского рынка района на среднесрочную перспективу путем создания условий саморазвития потребительского рынка для наибольшего удовлетворения потребностей населения района в качественных и безопасных товарах и услугах;
- повышение обеспеченности населения торговыми площадями, посадочными местами в сфере питания и услуг.
2.2. Для достижения целей Концепции необходимо решение следующих задач:
- формирование сети объектов потребительского рынка для наиболее полного и всестороннего обеспечения потребностей населения в качественных и безопасных товарах и услугах;
- развитие инфраструктуры потребительского рынка товаров и услуг;
- формирование социально-ориентированной системы торгового и бытового обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения;
- обеспечение доступности объектов сферы потребительского рынка для инвалидов и других маломобильных групп населения;
- развитие конкуренции на потребительском рынке;
- развитие механизмов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- создание условий для обеспечения организаций потребительского рынка квалифицированными кадрами;
- формирование нормативно-правового и информационного обеспечения потребительского рынка.
3. Основные приоритеты развития потребительского рынка
В целях реализации задач Концепции, создания системы мер и повышения эффективности решения проблем в области потребительского рынка, определены следующие основные приоритеты на 2007 - 2010 годы:
3.1. Усиление социальной направленности:
- развитие сети объектов торговли, общественного питания и бытовых услуг, ориентированных на обслуживание малообеспеченных категорий граждан;
- обеспечение доступности объектов торговли и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения района.
Комплекс мер и мероприятий для реализации данного приоритета:
- разработка мер экономического стимулирования развития социально значимых направлений в сферах торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- создание эффективной конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов потребительского рынка;
- обеспечение условий для создания в жилых кварталах магазинов пешеходной доступности, расположенных в радиусе 500 метров от мест проживания и остановочных пунктов;
- обеспечение условий по оснащению подъездных путей и входных групп к объектам потребительского рынка приспособлениями для перемещения детских и инвалидных колясок;
- размещение стационарных объектов быстрого питания различных классов и типов в местах массового пребывания населения: вдоль основных транспортных линий, в здании железнодорожного вокзала, автостанции, в торговых, развлекательных и культурных центрах, парках, зонах отдыха и других местах;
- совершенствование системы услуг питания в общеобразовательных учебных заведениях, в т.ч. основанной на принципах использования продукции высокой степени готовности, произведенной организациями общественного питания, пищевой и перерабатывающей промышленности;
- организация ярмарок выходного дня по реализации сельхозпродукции, произведенной хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками;
- развитие сети комплексных предприятий бытового обслуживания, оказывающих услуги повседневного спроса (Минидома);
- развитие услуг по приему заказов на обслуживание населения района услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания по телефону;
- развитие услуг по стирке белья методом самообслуживания.
3.2. Совершенствование правового регулирования:
- обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров;
- поддержка местного товаропроизводителя;
- повышение налоговых отчислений в местный бюджет от хозяйствующих субъектов в области потребительского рынка;
- осуществление постоянного контроля по выявлению нарушений и нелегального оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, за соблюдением правил торговли, санитарных норм и правил;
- обеспечение соблюдения прав хозяйствующих субъектов в области потребительского рынка, в т.ч. ликвидация необоснованных административных барьеров.
Комплекс мер и мероприятий для реализации данного приоритета:
- создание условий для развития системы добровольной сертификации услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- внедрение на потребительском рынке принципов саморегулирования;
- проведение мониторинга обращений граждан по защите прав потребителей, принятие мер по обоснованным жалобам в рамках компетенции органов местного самоуправления района;
- координация мероприятий, направленных на предотвращение возникновения стихийных рынков и предупреждение торговли в не установленных# местах;
- оказание содействия в развитии ассоциации, союзов и иных организаций, представляющих интересы хозяйствующих субъектов в области потребительского рынка;
- установление объективных налоговых ставок для хозяйствующих субъектов в области потребительского рынка в соответствии с законодательством Российской Федерации, Иркутской области;
- содействие в создании позитивного делового имиджа местного товаропроизводителя.
3.3. Развитие инфраструктуры:
- оптимизация размещения объектов потребительского рынка, обеспечивающая территориальную доступность товаров и услуг для населения района;
- качественные изменения, связанные с увеличением доли сетевой торговли, развитием стационарных объектов торговли - магазинов пешеходной доступности для населения района;
- размещение новых и реконструкция действующих объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания различных типов и специализации;
- упорядочение и качественное улучшение объектов мелкорозничной торговой сети, ликвидация торговли в не установленных# местах;
- решение вопросов занятости, повышения квалификации и подготовки кадров для сферы потребительского рынка.
Комплекс мер и мероприятий для реализации данного приоритета:
- создание эффективной системы управления потребительским рынком;
- мониторинг объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- формирование схемы размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания на 2007 - 2010 годы с учетом положений Межмуниципальной стратегии социально-экономического развития Шелеховского муниципального района на период до 2015 года;
- оптимизация сети и качественное улучшение ее структуры за счет роста числа современных торговых объектов (супермаркетов и торговых центров);
- при выделении земельных участков под строительство капитальных сооружений отдавать предпочтение проектам с запланированным размещением нежилых помещений на первых этажах;
- обеспечение высокой степени транспортной доступности торговых объектов для населения, а также для доставки товаров в торговую сеть;
- модернизация открытых торговых площадок, объектов мелкорозничной торговли;
- расширение инфраструктуры торговой сети за счет организации сельскохозяйственных рынков;
- оптимизация сети общественного питания района, направленная на обеспечение сбалансированного размещения крупных и мелких объектов, исходя из особенностей поселений района;
- увеличение объектов общественного питания с различными национальными кухнями;
- обеспечение территориальной доступности услуг объектов бытового обслуживания для населения района, путем создания новых объектов бытового обслуживания в районах новостроек и определения условия обязательного выделения части площадей под бытовые услуги в договоре на строительство объектов стационарной торговли;
- развитие различных видов кредитования, страхования и других мер финансовой поддержки хозяйствующих субъектов в сфере потребительского рынка.
3.4. Занятость населения и кадровое обеспечение отраслей потребительского рынка:
- ликвидация дефицита профессиональных кадров рабочих специальностей;
- усиление социальной защищенности работников массовых профессий и, как следствие, снижение текучести кадров.
Комплекс мер и мероприятий для реализации данного приоритета:
- определение ежегодной потребности сферы потребительского рынка в выпускниках учреждений профессионального образования на основе прогноза и перспективного планирования потребности объектов потребительского рынка в квалифицированных кадрах;
- создание условий для сотрудничества с отраслевыми ВУЗами, средними специальными и профессиональными учебными заведениями по подготовке и повышению квалификации работников отраслей потребительского рынка;
- организация системного подхода в повышении экономических знаний и профессиональной квалификации руководителей организаций торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- трудоустройство молодых специалистов - выпускников профессиональных учебных заведений по специализации торговля, общественное питание и бытовое обслуживание;
- проведение районных конкурсов профессионального мастерства, семинаров, мастер-классов для повышения профессионального уровня кадров;
- участие в областных отраслевых выставках и конкурсах;
- проведение районных мероприятий, направленных на повышение престижа профессии.
4. Ожидаемые результаты
В результате реализации мероприятий, решения основных задач Концепции произойдет существенное улучшение социально-экономических показателей во всех сферах потребительского рынка.
Предположительно за период 2007 - 2010 годов:
- количество стационарной розничной торговой сети, общественного питания и бытового обслуживания увеличится на 100 единиц;
- оборот розничной торговли, общественного питания и объем реализации бытовых услуг увеличится в 1,5 раза;
- совокупное количество рабочих мест увеличится на 500 единиц;
- налоговые поступления в местный бюджет увеличатся в 1,4 раза;
- обеспеченность населения района торговыми площадями достигнет уровня - 320 кв. м. на 1 тыс. жителей.
Заключение
Достижение целей, определенных настоящей Концепцией, позволит создать благоприятные условия для саморазвития хозяйствующих субъектов в области потребительского рынка по удовлетворению растущих потребностей населения района в качественных и безопасных товарах и услугах.
К 2010 году в районе произойдет существенное повышение обеспеченности населения района торговыми площадями, посадочными местами в общественном питании и рабочими местами в бытовом обслуживании, что позволит значительно расширить ассортимент товаров и перечень оказываемых услуг, стабилизировать ситуацию в ценовой политике, создать эффективную конкурентную среду на потребительском рынке района.
Начальник отдела по развитию
потребительского рынка |
И.Г.Астапенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Шелеховского муниципального района Иркутской области от 28 декабря 2006 г. N 78-РД "Об утверждении Концепции развития потребительского рынка Шелеховского района на 2007 - 2010 годы"
Текст Решения официально опубликован не был