Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 20 июня 2007 г. N А33-27219/2005-Ф02-3611/2007
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 июня 2007 г. N А33-27220/2005-Ф02-3852/2007
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N6 им. Н.С. Карповича" (далее - МУЗ "ГКБ N6") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к военному комиссариату Октябрьского района г. Красноярска (далее - военный комиссариат) о взыскании задолженности по договору об оказании медицинских услуг от 11.01.2005 N38-С в размере 422 977 руб. 36 коп.
Решением от 10 января 2006 года иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 15 марта 2006 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.06.2006 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Определениями от 02.08.2006 и от 21.11.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Красноярский краевой ФОМС, МинФин России в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю, военный комиссариат Красноярского края.
На основании статьи 48 АПК РФ произведена замена ответчика - военного комиссариата Октябрьского района г. Красноярска - на его правопреемника - военный комиссариат Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска.
Определением от 03.10.2006 Министерство обороны Российской Федерации и МинФин России привлечены в качестве субсидиарных ответчиков.
Решением от 6 марта 2007 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МУЗ "Городская клиническая больница N6 им. Н.С. Карповича" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 6 марта 2007 года Арбитражного суда Красноярского края отменить.
Так, заявитель указывает на необходимость применения статьи 173 Гражданского кодекса Российской Федерации, являющейся специальной нормой и подлежащей применению в случае заключения юридическим лицом сделки, выходящей за пределы его специальной правоспособности.
Заявитель считает, что, признав сделку недействительной, суд должен был применить последствия недействительности при доказанности объема оказанных услуг, их качества и стоимости.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 11.01.2005 между МУЗ "ГКБ N6" (исполнитель) и военным комиссариатом (заказчик) подписан договор N38-С об оказании медицинских услуг.
В пункте 1.1 договора установлена обязанность истца по направлению ответчика обследовать (лечить) граждан в соответствии с Федеральным законом N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно пунктам 2.1.2, 3.1 и 3.2 договора военный комиссариат обязался оплачивать услуги по действующим тарифам, утвержденным Согласительной комиссией системы обязательного медицинского страхования Красноярского края, на основании выставленных исполнителем счета и счет-фактуры.
Настоящий договор заключен с протоколом разногласий, изменяющим положения об оплате, который подписан МУЗ "ГКБ N6" и не подписан ответчиком.
За период с января по сентябрь 2005 года исполнителем составлялись реестры призывников, направленных военным комиссариатом для обследования и лечения, на основании чего были выставлены счета-фактуры на общую сумму 422 977 руб. 36 коп.
Истец направил заказчику претензию от 02.08.2005 N324 с требованием погасить задолженность до 15.08.2005.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате оказанных ему услуг, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в иске, суд признал спорный договор ничтожным, указав, что военный комиссариат, как бюджетное учреждение, заключил сделку с МУЗ "ГКБ N6" и вышел при этом за пределы специальной правоспособности.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит правильными выводы Арбитражного суда Красноярского края об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 7 статьи 1 ФЗ N53-ФЗ от 28.02.98 "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением указанного Закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ.
Пункт 3 статьи 16 ФЗ N53-ФЗ (действовавшей до 31.12.2005) устанавливает, что финансирование медицинского освидетельствования, медицинского обследования и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, связанных с исполнением гражданами военной обязанности, осуществляются в порядке, определенном Правительством РФ за счет средств федерального бюджета.
Данный порядок до 2005 года определялся Положением о финансировании расходов, связанных с реализацией ФЗ "О военной обязанности и военной службе", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 N157, а после 1-го января 2005 года - Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией ФЗ "О военной обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N704.
Как следует из этих актов, названные выше расходы на проведение лечебно-оздоровительных мероприятий в компенсацию не входят.
Кроме того, действие пункта 3 статьи 16 в части финансирования медицинского обследования и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий за счет средств федерального бюджета приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 года Федеральным законом от 23.12.2003 N186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Подписывая договор об оказании медицинских услуг от 11.01.2005 N38-с, военный комиссариат, как бюджетное учреждение, принял на себя дополнительные обязательства, финансирование которых в 2005 году за счет средств федерального бюджета предусмотрено не было.
Денежные средства выделяются военному комиссариату из федерального бюджета и носят строго целевой характер. Отсутствие финансирования на указанный вид расходов подтверждается представленными в материалы дела сметами расходов на 2005 год, отчетом об исполнении сметы расходов за 2005 год.
Правомерным является и вывод суда о том, что в силу пункта 2 статьи 16 ФЗ N53-ФЗ от 28.02.98 "О воинской обязанности и военной службе" в случае необходимости гражданин может быть направлен в медицинское учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживает, для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Таким образом, медицинское обследование и лечение граждан, подлежащих постановке на воинский учет или призыву на военную службу, является одной из мер, направленных на реализацию государственной гарантии права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статье 25 Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной системы здравоохранения.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда отсутствовали основания для удовлетворения иска.
МУЗ "ГКБ N6" не представлено доказательств того, что расходы, связанные с проведением лечебно-оздоровительных мероприятий граждан, подлежащих постановке на воинский учет или призыву на военную службу, должны компенсироваться в ином порядке, чем это установлено действующим законодательством Российской Федерации о здравоохранении.
Довод заявителя о необходимости применения статьи 173 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае заключения юридическим лицом сделки, выходящей за пределы его специальной правоспособности, отклоняется по следующим основаниям.
Пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N21 установлено, что в случае, если специальная правоспособность учреждения установлена не законом или иным правовым актом (например, ненормативным правовым актом органа местного самоуправления), сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности учреждения, могут быть признаны недействительными по основанию, предусмотренному статьей 173 Кодекса. Правовой статус и деятельность военкоматов регулируются Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.10.99 N1372.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, изменению не подлежит, а кассационную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 6 марта 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-27219/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 25 Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной системы здравоохранения.
...
Довод заявителя о необходимости применения статьи 173 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае заключения юридическим лицом сделки, выходящей за пределы его специальной правоспособности, отклоняется по следующим основаниям.
Пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N21 установлено, что в случае, если специальная правоспособность учреждения установлена не законом или иным правовым актом (например, ненормативным правовым актом органа местного самоуправления), сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности учреждения, могут быть признаны недействительными по основанию, предусмотренному статьей 173 Кодекса. Правовой статус и деятельность военкоматов регулируются Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.10.99 N1372."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 июня 2007 г. N А33-27219/2005-Ф02-3611/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании