Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 26 июля 2007 г. N А19-27093/06-Ф02-4724/2007
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Ремонт зданий и сооружений" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской федерации, Иркутской области в лице департамента финансов Иркутской области о взыскании 94 063 рублей 70 копеек - расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг на основании Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в 2004 году.
В качестве третьих лиц, не заявляющих требований относительно предмета спора, привлечены департамент социальной защиты населения Иркутской области, управление социальной защиты населения Шелеховской администрации.
До принятия решения по делу истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской федерации убытки в сумме 94 058 рублей 70 копеек. От требований к Иркутской области в лице департамента финансов Иркутской области и от требований о взыскании процентов отказался.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2007 года исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ЗАО "Управляющая компания "Ремонт зданий и сооружений" взыскано 94 058 рублей 70 копеек расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". В части требований, заявленных к Иркутской области в лице департамента финансов Иркутской области, и требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами производство по делу прекращено.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с судебным актом Арбитражного суда Иркутской области, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2007 года.
По мнению заявителя кассационной жалобы, компенсация расходов по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" должна осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Заявитель считает, что истцом не доказан состав гражданского правонарушения.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы подтвердил ее доводы.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно иску материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков, возникших у организации от предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что в 2004 году в соответствии с указанным законом оказывал реабилитированным лицам и членам их семей льготы по оплате коммунальных услуг. Поскольку расходы истца по предоставлению льгот были возмещены не полностью, истец просил в судебном порядке взыскать с Российской Федерации задолженность в сумме 94 058 рублей 70 копеек.
Как следует из материалов дела, истец на основании пункта "ж" статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в 2004 году предоставлял льготы по оплате коммунальных услуг в размере 50% от стоимости гражданам, имеющим право на данные льготы.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что истцом доказаны наличие и размер убытков, возникших в результате неполного возмещения расходов по предоставлению льгот согласно Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Иркутской области правильными.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и пунктом 9 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N419, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, а также проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на снижение размера оплаты жилья на 50% в пределах социальной нормы площади жилья, а также скидку в размере 50% с установленной платы за пользование коммунальными услугами в пределах нормативов потребления коммунальных услуг и со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Во исполнение названного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N419 утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (далее - Положение), в соответствии с пунктом 14 которого расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением расходов из федерального бюджета.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.05 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.05), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.01 N584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализацией установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Арбитражный суд Иркутской области установил, что все денежные средства, предусмотренные федеральным бюджетом 2004 года и выделенные Иркутской области по исполнению обязательств по оплате льгот в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", распределены в полном объеме.
Доказательства нецелевого использования Шелеховским районным муниципальным образованием полученных от Иркутской области в 2004 году средств на реализацию Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" в материалах дела отсутствуют.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме расходы истца.
Исходя из анализа постановления Правительства Российской Федерации N584 от 15.08.01 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", Арбитражный суд Иркутской области пришел к правомерному выводу, что в федеральном бюджете необходимая сумма для выплаты расходов, связанных с предоставлением льгот по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", не была предусмотрена. Поэтому следует признать обоснованным вывод Арбитражного суда Иркутской области о том, что компенсация расходов, понесенных истцом, должна производиться за счет средств федерального бюджета и надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебный акт вынесен с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2007 года по делу N А19-27093/06 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Иркутской области установил, что все денежные средства, предусмотренные федеральным бюджетом 2004 года и выделенные Иркутской области по исполнению обязательств по оплате льгот в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", распределены в полном объеме.
Доказательства нецелевого использования Шелеховским районным муниципальным образованием полученных от Иркутской области в 2004 году средств на реализацию Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" в материалах дела отсутствуют.
...
Исходя из анализа постановления Правительства Российской Федерации N584 от 15.08.01 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", Арбитражный суд Иркутской области пришел к правомерному выводу, что в федеральном бюджете необходимая сумма для выплаты расходов, связанных с предоставлением льгот по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", не была предусмотрена. Поэтому следует признать обоснованным вывод Арбитражного суда Иркутской области о том, что компенсация расходов, понесенных истцом, должна производиться за счет средств федерального бюджета и надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 июля 2007 г. N А19-27093/06-Ф02-4724/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании