Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Законодательного собрания
Иркутской области
от 26 ноября 2003 г. N 32/10-ЗС
Областная государственная социальная программа
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
на 2004 - 2008 годы
25 мая 2005 г., 19 апреля 2006 г., 24 октября 2007 г., 22 ноября 2008 г.
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 22 декабря 2006 г. N 100-ОЗ на сумму 28 952 тыс. рублей
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 28 декабря 2005 г. N 114-ОЗ на сумму 550 тыс. рублей
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 22 декабря 2004 г. N 116-ОЗ на сумму 74744 тыс. рублей
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 22 ноября 2008 г. N 3/48-ЗС в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
областной государственной социальной программы
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
на 2004 - 2008 годы
Наименование программы Областная государственная социальная
программа "Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" на 2004 -
2008 годы
Основание для разработки Постановление Губернатора Иркутской области
программы от 19.06.03 г. N 336-п "О дополнительных
мерах по усилению профилактики беспризорности
и безнадзорности несовершеннолетних на 2003
год".
Государственный заказчик Администрация области.
программы
Ответственный исполнитель Департамент социальной защиты населения
программы Иркутской области.
Основные разработчики Департамент социальной защиты населения
программы населения Иркутской области.
Основная цель программы Совершенствование государственной системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних в Иркутской области;
Создание условий для эффективной реабилитации
и всестороннего развития детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
Основные задачи программы: - Реализация мер по повышению эффективности
функционирования и координации деятельности
областных государственных и муниципальных
учреждений в системе профилактики
безнадзорности и правонарушений детей и
подростков;
- развитие сети, расширение и укрепление
материально-технической базы учреждений,
оказывающих помощь детям, находящимся в
трудной жизненной ситуации;
- развитие в муниципальных образованиях
области условий для социальной,
психолого-педагогической, медицинской,
правовой поддержки и реабилитации детей и
подростков, в том числе с девиантным
поведением и имеющих аномалии в психическом
развитии, а также детей, нуждающихся в особых
условиях воспитания;
- развитие семейных форм жизнеустройства
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей;
- осуществление на областном уровне мер
стимулирования развития в муниципальных
образованиях социально-реабилитационных
учреждений, занимающихся профилактикой
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
- развитие научно-методических основ
деятельности учреждений, оказывающих помощь
детям, разработка современных технологий,
форм и методов работы с несовершеннолетними;
- организация подготовки кадров на базе
образовательных учреждений высшего
профессионального образования и повышение
квалификации кадров работников
государственной системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, специалистов по
социальной профилактике и реабилитации
несовершеннолетних с девиантным поведением.
Срок и этапы реализации 2004 - 2008 годы, программа реализуется
программы в течение всего периода.
Перечень основных - Создание и внедрение электронной
мероприятий программы информационной системы выявления и учета
детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации;
- развитие новых технологий и форм
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
- оказание содействия муниципальным
образованиям в создании новых социальных
учреждений для детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации;
- укрепление материально-технической базы
учреждений профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
- организация и проведение мероприятий,
способствующих всестороннему развитию детей,
их социальной реабилитации;
- проведение научно-исследовательских работ
по приоритетным вопросам профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
- организация подготовки и повышения
квалификации кадров, занимающихся
профилактикой безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
Исполнители основных Департамент социальной защиты населения
мероприятий населения Иркутской области;
Департамент образования Иркутской области;
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите
их прав при Иркутской области.
Объемы финансирования Общий объем затрат на реализацию программы за
программы (с расшифровкой счет средств областного бюджета составляет
по годам и указанием 134 051 тыс. рублей, в том числе:
источника) 2004 год - 11000 тыс. рублей;
2005 год - 87402 тыс. рублей;
2006 год - 11000 тыс. рублей;
2007 год - 11000 тыс. рублей;
2008 год - 13649 тыс. рублей
Ожидаемые конечные - Значительное снижение численности
результаты реализации беспризорных и безнадзорных детей,
программы несовершеннолетних, злоупотребляющих
наркотическими средствами и психотропными
веществами, алкоголем, а также сокращение
числа правонарушений несовершеннолетних;
- расширение сети специализированных
учреждений для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации;
- укрепление материально-технической базы
учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
- увеличение объема и повышение качества
социальных услуг, предоставляемых
несовершеннолетним, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации, и их семьям.
Система организации Департамент социальной защиты населения Иркутской
и контроля за исполнением области осуществляет координацию реализации
программы мероприятий программы непосредственными
исполнителями в соответствии с действующим
законодательством. Контроль за реализацией программы
осуществляется в установленном порядке
главным управлением социальной защиты
населения Иркутской области и иными
исполнительными органами государственной
власти Иркутской области, уполномоченными
государственными органами в установленном
порядке.
Основные цели и задачи, сроки и этапы выполнения
Основной целью программы является совершенствование государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Иркутской области, создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
- реализация мер по повышению эффективности функционирования и координации деятельности областных государственных и муниципальных учреждений в системе профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков;
- развитие сети, расширение и укрепление материально-технической базы учреждений, оказывающих помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- развитие в муниципальных образованиях области условий для социальной, психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением и имеющих аномалии в психическом развитии, а также детей, нуждающихся в особых условиях воспитания;
- развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
- осуществление на областном уровне мер стимулирования развития в городах и районах социально-реабилитационных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- развитие научно-методических основ деятельности учреждений, оказывающих помощь детям, разработка современных технологий, форм и методов работы с несовершеннолетними;
- организация подготовки и повышения квалификации кадров на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования и повышение квалификации кадров работников государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, специалистов по социальной профилактике и реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением.
Программа рассчитана на весь период 2004-2008 г.г., согласно перечню мероприятий.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 22 ноября 2008 г. N 3/48-ЗС в раздел "Объемы и источник финансирования программы" настоящей программы внесены изменения
Объемы и источник финансирования программы
Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета, общий объем ассигнований на реализацию программы на 2004 - 2008 годы составляет 134051 тысяч рублей, в том числе:
Сведения о государственном заказчике и разработчиках
Государственным заказчиком программы является администрация Иркутской области.
Основным разработчиком программы является главное управление социальной защиты населения Иркутской области.
Механизм реализации и система организации
контроля за исполнением
Основные исполнители программы разрабатывают и утверждают планы работ по выполнению конкретных соответствующих мероприятий, указанных в программе. Приобретение материально-технических средств, определенных программой, осуществляется на основании государственных контрактов, заключенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Распределение материально-технических средств, предусмотренных в перечне мероприятий программы, осуществляется непосредственными исполнителями программы на основе заявок. Предоставление средств в рамках настоящей программы муниципальным образованиям и гражданам осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Департамент социальной защиты населения Иркутской области осуществляет координацию реализации мероприятий программы непосредственными исполнителями в соответствии с действующим законодательством.
Контроль за реализацией программы осуществляется в установленном порядке департаментом социальной защиты населения Иркутской области, иными исполнительными органами государственной власти Иркутской области, уполномоченными государственными органами в установленном порядке.
Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов
реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- внедрить электронную информационную систему для создания банка данных по выявлению, диагностики и социальной реабилитации безнадзорных детей и их семей. Обеспечить мониторинг межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений на областном уровне;
- развить межведомственное социальное партнерство в решении проблем профилактики безнадзорности несовершеннолетних с целью обеспечения комплексного подхода к решению поставленных задач;
- увеличить сеть учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расширить сферу их деятельности, увеличить спектр услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям.
- укрепить материально-техническую базу учреждений, оказывающих помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- продолжить развитие научно-методических основ деятельности учреждений, предоставляющих помощь детям, разработке современных технологий, форм и методов работы с несовершеннолетними;
- активизировать общепрофилактические меры в отношении всех несовершеннолетних и социальную профилактику безнадзорности среди детей и семей "группы риска";
- обеспечить в городах и районах области условия для социальной, психолого-педагогической поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением имеющих аномалии в психическом развитии, а также детей, нуждающихся в особых условиях воспитания;
- привлечь внимание общественности к проблемам социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних путем информирования через СМИ широких слоев населения о состоянии выше обозначенной проблемы;
- повысить профессиональный и квалифицированный уровень кадрового состава учреждений, оказывающих помощь детям, улучшить информационное обеспечение деятельности этих учреждений;
- за счет развития сети детских социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, помимо сохранения существующих, планируется создать более 5 тысяч новых рабочих мест, ожидаемый размер экономии по выплате пособий по безработице - 96,5 млн. руб., что позволит оказать помощь около 53 тыс. несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения
Начиная с 1993 г. демографическая ситуация в Иркутской области характеризуется сокращением численности населения. Основным фактором, обуславливающим снижение численности, является естественная убыль населения.
На территории Иркутской области на начало 2003 года проживает 2446,3 тыс. человек. Из них: взрослого населения - 1873900 чел. - 161940 инвалиды; детского населения - 572400 чел. - 17500 ребенок инвалид
На 15.06.03 г. в Иркутской области 438 беспризорных и 9827 безнадзорных детей, за 1-е полугодие 2002 года количество безнадзорных - 354, беспризорных - 9034 детей.
Причины детской беспризорности и безнадзорности:
- социально-экономическая и политическая нестабильность в стране (уровень промышленного производства области в 1997 г. составил 47% к уровню 1990 г., а в 2003 г. мы выйдем на 67%);
- снижение роли основных институтов социализации детей - семьи и школы;
- падение жизненного уровня большинства семей;
- безработица;
- резкое снижение качества жизни;
- неуверенность в завтрашнем дне;
- жестокое обращение в семье, физическое или сексуальное насилие.
Следствия:
- рост социальной дезадаптации детей;
- ухудшение нервно-психического и физического здоровья детей;
- отчуждение от труда
- увеличение процента ранней подростковой алкоголизации, употребления наркотиков, суицида;
- возрастания количества несовершеннолетних правонарушителей;
В Российской Федерации разработана и действует федеральная целевая программа "Дети России", которая включает в себя подпрограмму "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Наличие аналогичной программы в Иркутской области позволило получить из средств Федерального бюджета более 8 млн. рублей на строительство, капитальный ремонт, приобретение автотранспорта, реабилитационного и сельскохозяйственного оборудования.
Реализация государственной областной социальной программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2001 - 2003 годы", положила начало формированию государственной политики, ориентированной на поддержку детства, решению проблем неблагополучия детей, в т.ч. беспризорности безнадзорности, способствовала созданию и развитию системы предупреждения этих явлений, основанной на социозащитных принципах.
Ее исполнение из областного бюджета составило:
- 2001 г. - объем средств по программе 6 млн. руб., утверждено законом об областном бюджете 6,0 млн. руб., фактическое исполнение 5 770 тыс. руб., что составляет к закону об областном бюджете 96,2 %;
- 2002 г. - объем средств по программе 7,5 млн. руб., утверждено законом об областном бюджете 6,0 млн. руб., фактическое исполнение 6 млн. руб., что составляет к закону об областном бюджете 100 %;
- 2003 г. - объем средств по программе 7500 тыс. руб., утверждено законом об областном бюджете 7 500 тыс. руб. фактическое исполнение за 1-е полугодие 3377 тыс. руб., что составляет к закону об областном бюджете 45 %.
Основные финансовые средства программы были использованы:
1. На развитие и расширение сети учреждений, оказывающих помощь детям, находящихся в трудной жизненной ситуации - 2630,0 тыс. рублей (сеть социозащитных учреждений увеличилась на 11 единиц - гг. Иркутск, Нижнеудинск, Шелехов, Усть-Илимск, районы Иркутский, Ольхонский, Нижнеудинский, Заларинский).
2. Открытие новых и обеспечение деятельности действующих семейных воспитательных групп - 5082,0 тыс. рублей (в 35 территориях области функционирует 301 семейная воспитательная группа, в них проживает 446 детей) - остаток средств на 2 полугодие 2003 года 1168,0 тыс. рублей.
3. Оказание финансовой помощи областным и муниципальным учреждениям в укреплении материально-технической базы и оснащение сельхозоборудованием для трудовой реабилитации - 1176,0 тыс. рублей (оказана финансовая помощь специализированным учреждениям для несовершеннолетних Братского, Киренского, Мамско-Чуйского, Нижнеудинского, Черемховского, Заларинского, Иркутского, Тулунского, Куйтунского, Слюдянского, Тайшетского, Чунского районов, г. Тайшета).
4. Проведение эксперимента по семейному жизнеустройству детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (строительство семейно-воспитательного комплекса "Молодежный") - 2340,0 тыс. рублей (построено 8 домов, в них проживает 48 несовершеннолетних).
5. Приобретение оборудования, проведение строительства, капитального ремонта и реконструкции государственного учреждения - областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей - 1993,0 тыс. рублей (в Центре проходят социальную реабилитацию 99 несовершеннолетних).
6. Проведение конкурсов, конференций, слетов - 771,0 тыс. рублей (повышение престижа профессии "социальный работник", распространение опыта работы победителей конкурсов).
7. Организация подготовки и повышения квалификации кадров, специалистов по социально-реабилитационной работе - 350,0 тыс. рублей (повышение профессионального и квалификационного уровня кадрового состава детских социозащитных учреждений, 27 специалистов).
8. Освещение в СМИ проблем семьи, профилактики социального сиротства, подготовка ежегодного государственного доклада "О положении детей в Иркутской области", издание карты - схемы, социального паспорта, сборника "Законодательное и нормативно-правовое обеспечение профилактики безнадзорности правонарушений и охраны прав несовершеннолетних" - 442,0 тыс. рублей (привлечение общественности к проблемам социального сиротства, безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, повышение уровня воспитательной грамотности родителей).
9. На создание областного государственного учреждения закрытого типа для девочек с девиантным поведением на 25 мест Усольский р-н п.Тельма.# - 1160 тыс. рублей (оздоровление оперативной обстановки среди несовершеннолетних правонарушителей с отклонениями в психике).
10. На проведение областных операций "Подросток", "Вихрь", "Бродяга", направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 120 тыс. рублей (выявление семей и детей находящихся в социально-опасном положении).
11. Оказание финансовой помощи в проведении капитального ремонта и реконструкции СРЦ для несовершеннолетних п.Шумский Нижнеудинского района, СРЦ для несовершеннолетних г.Бодайбо, на строительство бани-прачечной социальному приюту для детей и подростков Качугского района - 300 тыс. рублей (улучшение условия проживания несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства).
Всего благодаря реализации данной программы учреждениями социальной защиты населения была оказана помощь 29249 несовершеннолетним, 15358 семьям, находящимся в социально опасном положении.
По причине безнадзорности несовершеннолетними в первом полугодии 2003 г. совершено 1733 правонарушения, в органы милиции было доставлено более 20 тысяч несовершеннолетних правонарушителей, из которых 3250 безнадзорных, 85 - беспризорных, 1328 - находящихся в обстановке, не отвечающей требованиям к воспитанию, 391 - находящихся в обстановке, представляющей опасность для жизни и здоровья. Все 85 беспризорников, не имеющих места жительства, устроены в детские учреждения. На учете в милиции состоит более 7 тысяч неблагополучных семей.
Из-за отсутствия достаточного количества мест в детских социозащитных и интернатных учреждениях, органами опеки и попечительства в течение ряда лет искусственно сдерживается направление материалов в суды на лишение родительских прав, злостно уклоняющихся от воспитания и содержания детей. В суды подразделениями по делам несовершеннолетних направлено 589 исков о лишении родительских прав, из них только 314 исков удовлетворены. На сегодняшний день 92 подростка продолжают проживать в социально-опасном положении с родителями, уже лишенными прав за уклонение от своих родительских обязанностей.
В результате количество детей нуждающихся в устройстве в специализированные детские учреждения не уменьшается. При утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах (1 учреждение на 5-10 тысяч детского населения) потребность в социозащитных учреждениях удовлетворена в области на 15 - 20 %, отсюда острая необходимость в расширении сети вышеназванных учреждений, способствующих профилактике безнадзорности и правонарушений. Для решения вопроса устройства безнадзорных, беспризорных детей в социозащитные учреждения необходимо увеличить их количество на 45 - 49 учреждений.
Решение вышеозначенных проблем на областном уровне требует пролонгирования программно-целевого подхода.
Основной целью мероприятий областной государственной социальной программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2004 - 2008 годы является улучшение положения детей в Иркутской области, совершенствование государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совершенствование системы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, комплексное решение проблем и создание условий для полноценного развития детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и обеспечение условий их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации, защита их законных прав и интересов.
Отсутствие должного финансирования мероприятий, включенных в программу, поставит под угрозу срыва не только развитие, но и существование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и в большей степени усугубит проблему детской беспризорности и безнадзорности в Иркутской области.
<< Назад |
>> Распределение средств по разделам программы |
|
Содержание Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 26 ноября 2003 г. N 32/10-ЗС "Об областной государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.