Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Законодательного собрания
Иркутской области
от 26 ноября 2003 г. N 32/16-ЗС
Областная государственная социальная программа
"Старшее поколение" на 2004 - 2008 годы
22 сентября 2004 г., 21 ноября 2007 г., 25 июня 2008 г.
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 22 декабря 2006 г. N 100-ОЗ на сумму 22 938 тыс. рублей
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 28 декабря 2005 г. N 114-ОЗ на сумму 21218 тыс. рублей
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 22 декабря 2004 г. N 116-ОЗ на сумму 19448 тыс. рублей
Паспорт
областной государственной социальной программы
"Старшее поколение на 2004 - 2008 годы"
Наименование "Старшее поколение на 2004 - 2008 годы"
Программы
Государственный Администрация Иркутской области
заказчик прог-
раммы
Основные разра- Департамент социальной защиты населения Иркутской области
ботчики программы
Ответственный Департамент социальной защиты населения Иркутской области
исполнитель
программы
Исполнители Департамент социальной защиты населения Иркутской
подпрограмм и области, департамент здравоохранения Иркутской области,
основных меро- департамент культуры и архивов Иркутской области,
приятий агентство по физической культуре и спорту Иркутской области
Основная цель Основной целью Программы является создание условий для
программы повышения качества жизни, благоприятной среды жизнедея-
тельности и условий для использования остаточного
потенциала трудоспособности граждан пожилого возраста
(для целей настоящей Программы граждане пожилого воз-
раста указываются и как граждане старшего поколения).
Основные задачи В процессе достижения поставленной цели предстоит
программы обеспечить выполнение следующих задач:
- укрепление здоровья граждан старшего поколения путем
организации и проведения оздоровления, диагностики,
реабилитации, санаторно-курортного лечения, дорого-
стоящих медицинских процедур;
- материально-техническое оснащение, ремонт и реконст-
рукция учреждений для граждан старшего поколения;
- создание условий для удовлетворения интеллектуальных
и культурных потребностей граждан старшего поколения,
дальнейшее развитие культурно-массовой работы с
гражданами пожилого возраста;
- организация и координация деятельности по подготовке,
переподготовке и повышению квалификации кадров учреж-
дений и служб социального обслуживания граждан стар-
шего поколения, информационно-методическое обеспече-
ние учреждений с целью совершенствования социального
обслуживания.
Сроки реализа- 2004 - 2008 годы. Программа реализуется в один этап.
ции программы
Перечень основ- Меры по укреплению здоровья граждан старшего поколения.
ных мероприятий Материально-техническое оснащение учреждений для граж-
программы дан старшего поколения.
Проведение культурно-массовых и досуговых мероприятий
для граждан старшего поколения.
Организация и координация деятельности по подготовке,
переподготовке и повышению квалификации кадров,
информационно-методическое обеспечение деятельности
учреждений социального обслуживания с целью повышения
качества социального обслуживания граждан старшего
поколения.
Объемы финанси- Областной бюджет
рования Программы
(с расшифровкой
по годам и указа-
нием источника)
(тыс.руб.)
|
Всего |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Общая стоимость программы |
132146 |
30760 |
34650 |
36090 |
15202 |
15444 |
Департамент здравоохранения Иркутской области |
25787 |
6980 |
6990 |
7620 |
3347 |
850 |
Департамент культуры и архивов Иркутской области |
2960 |
750 |
690 |
770 |
375 |
375 |
Агентство по физической культуре и спорту Иркутской области |
530 |
100 |
120 |
150 |
80 |
80 |
Департамент социальной защиты населения Иркутской области |
102869 |
22930 |
26850 |
27550 |
11400 |
14139 |
Ожидаемые Граждане пожилого возраста в составе населения области
конечные составляют 453795 чел. или 16,7%. Реализация мероприя-
результаты тий областной государственной социальной программы
реализации "Старшее поколение" на 2004 - 2008 годы позволит 6150
программы гражданам пожилого возраста или 1,4% от общего числа
граждан данной категории в целом по области повысить
среднедушевой доход на 721,83 руб. или 36,1%.
Последовательная реализация Программы позволит:
1. Улучшить здоровье, провести профилактику
заболеваемости, повысить качество жизни граждан стар-
шего поколения:
- в области проживает 165 тыс. граждан пожилого
возраста, выработавших стаж, достойных чести и славы,
не имеющих государственных наград, документов,
подтверждающих факт работы в тылу в годы войны, следо-
вательно не имеющих каких-либо льгот. В большинстве
своем эти граждане оказываются в экстремальных
условиях, 115 тыс. человек имеют размер пенсии ниже
прожиточного минимума, в связи с чем испытывают большие
трудности в обеспечении себя самым необходимым: продук-
тами, одеждой, лекарствами, топливом, что отрицательно
сказывается и на здоровье граждан пожилого возраста.
Предоставление бесплатного санаторно-курортного лече-
ния, проведения диагностики и дорогостоящих медицинских
процедур более чем 600 гражданам указанной категории
позволит поддержать их здоровье, провести профилактику
заболеваемости среди граждан пожилого возраста, повы-
сить уровень их социальной защищенности;
- проведение областных соревнований и участие во
всероссийских соревнованиях ветеранов спорта по волей-
болу, баскетболу, футболу, конькобежному спорту позво-
лит поддержать здоровье более 140 человек, активизиро-
вать их жизнедеятельность;
- проведение реабилитации граждан пожилого возраста,
перенесших инфаркт миокарда, динамическое нарушение
мозгового кровообращения, страдающих заболеваниями
почек, эндокринной и нервной системы, желудочно-
кишечного тракта, ветеранов войны и тружеников тыла в
муниципальных госпиталях, оздоровление по отдельным
методикам массажа, гимнастики и других дорогостоящих
процедур снизит обострение хронических заболеваний и,
как результат, потребность в оказании медицинской
помощи в условиях стационара более 290 человек
ежегодно. За 2001 - 2002 гг и 1 полугодие 2003 г данную
помощь получили 785 человек.
2. Провести ремонт, реконструкцию и материально
техническое оснащение учреждений социального обслужива-
ния граждан пожилого возраста. В настоящее время в
области для граждан пожилого возраста и инвалидов,
нуждающихся в социальном обслуживании, в областных и
муниципальных стационарных условиях развернуто 2992
койко-мест. Кроме того, в области действует 115
полустационарных и нестационарных учреждений и служб,
которыми ежегодно обслуживается около 30 тыс. человек.
Проведение ремонта и реконструкции этих учреждений
позволит улучшить техническое состояние зданий и соору-
жений, улучшение материально-технического оснащения
организаций и служб социального обслуживания даст
возможность повышения качества обслуживания граждан
пожилого возраста, приобретение сельскохозяйственной
техники позволит организовать подсобные хозяйства при
учреждениях социального обслуживания, создаст условия
для проведения трудотерапии проживающих и их
реабилитации.
3. Создать благоприятные условия для удовлетворения
интеллектуальных и культурных потребностей граждан
пожилого возраста. В области существует 30 хоров
ветеранов войны и труда, в творческих коллективах
занимаются 250 граждан пожилого возраста, 75
художников-любителей выставляют свои живописные работы,
женщины пожилого возраста принимают участие в жизни
клубов по интересам "Хозяюшка", "Ветераночка",
"Рукодельница". Проведение культурно-массовой работы с
гражданами пожилого возраста способствует активизации
их жизнедеятельности, реализации имеющегося потенциала.
4. Повысить уровень подготовки специалистов социальной
сферы, занятых обслуживанием граждан пожилого возраста,
путем обучения 10 человек в учреждениях высшего и
среднего профессионального образования, и как
следствие - улучшить качество обслуживания граждан
пожилого возраста с применением современных методик и
технологий работы.
5. Провести научно-исследовательские работы по пробле-
мам старшего поколения в целях разработки и внедрения
современных форм и методов социального обслуживания
граждан пожилого возраста, повышения качества и эффек-
тивности их социальной защиты.
В целом реализация программы будет способствовать
реализации единой концепции Российской Федерации в
отношении граждан пожилого возраста.
Система орга- Отчеты, координацию исполнения Программы, информацию и
низации и конт- доклады о ходе ее выполнения осуществляет главное
роля за испол- управление социальной защиты населения администрации
нением програм- области. Контроль за исполнением Программы осуществляют
мы государственные органы Иркутской области в пределах
компетенции и в установленном порядке.
Областная государственная социальная программа
"Старшее поколение" на 2004 - 2008 годы
Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения
В основе политики социального государства, каковым в соответствие с Конституцией является Российская Федерация, лежит создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан. Эта конституционная формула предполагает повышенное внимание к социально-уязвимым группам населения, в том числе к гражданам старшего поколения, т.е. гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет).
Уважение к гражданам пожилого возраста и забота о них всегда являлась одной из немногих неизменных качественных характеристик человеческой цивилизации.
Старение населения является основной характеристикой современной демографической ситуации. Согласно прогнозу российских демографов к 2016 году доля граждан пожилого возраста составит в структуре населения 24,8%. В Иркутской области также наблюдается устойчивый рост в общем составе населения доли граждан пожилого возраста с 11% в 1979 году до 16,7% в 2002 году. Старение населения вызывает серьезные экономические, демографические, общественные, социопсихологические, культурные и медицинские последствия. Граждане пожилого возраста - наиболее многочисленная категория потребителей медицинских и социальных услуг - не получают их регулярно и в требуемом объеме. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения. Все эти проблемы обуславливают необходимость разработки дополнительных мер по социальной защите граждан старшего поколения. В Российской Федерации на государственном уровне, начиная с 1997 года, действует федеральная социальная программа "Старшее поколение". На основании федеральной программы в области принята областная государственная социальная программа "Старшее поколение" на 1998 - 2000 гг. и 2001 - 2003 гг. Финансирование мероприятий программы "Старшее поколение на 2001 -2003 годы" позволило:
1. Укрепить здоровье граждан старшего поколения:
- на курорте "Ангара" пролечились 122 человека, перенесших инфаркт миокарда, динамическое нарушение мозгового кровообращения, страдающих заболеваниями почек, желудочно-кишечного тракта;
- в муниципальных госпиталях пролечены 633 ветеранов войны и тружеников тыла;
- областным врачебно-физкультурным диспансером "Здоровье" охвачено оздоровительно-реабилитационными процедурами 30 человек, учитывая хроническое течение заболеваний выполнено 304 процедуры.
- Заботясь о самочувствии граждан пожилого возраста и пропагандируя здоровый образ жизни, проводятся областные спортивные мероприятия и организуется участие ветеранов спорта в российских и международных спортивных мероприятиях. Ежегодно в этих соревнованиях принимают участие более 200 ветеранов и любителей спорта разных возрастных групп. Агентством по физической культуре и спорту Иркутской области проведен 16 областной традиционный матч ветеранов конькобежного спорта (100 чел), проведены областные соревнования по стритболу (132 чел), турнир среди женских команд, посвященный памяти мастера спорта О.Г.Ивановой.
2. Одним из основных положений современной государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения является оптимизация среды жизнедеятельности с учетом ограничений, обусловленных возрастными изменениями. Особое место среди учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста занимают стационарные учреждения системы социальной защиты населения, основным видом которых являются дома-интернаты. Основная причина, побуждающая граждан пожилого возраста поступать в дома-интернаты - это ухудшение состояния здоровья и потребность в постоянной медицинской помощи и уходе. В настоящее время в области для граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, в областных стационарных условиях развернуто 2486 коек. Начиная с 1998 года, в области активно развивается сеть муниципальных учреждений, которая на 01.07.2003 года включает в себя 11 домов-интернатов с общей коечной сетью 506 мест. Несмотря на то, что за 1 половину 2003 года в областные стационарные учреждения направлено 307 человек, очередность в дома-интернаты на 01.07.2003 года составляет 625 человек. Средства программы позволили улучшить материально-техническое обеспечение областных и муниципальных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста:
- в областных стационарных учреждениях были проведены ремонт систем отопления, тепловодоснабжения, ремонт водонапорных башен и насосных станций, медблоков, проведены отделочные работы в жилых корпусах, закуплено медицинское оборудование для лежачих больных, автоклавы, кровати, стоматологические установки, оборудование для кухни, приобретены по лизингу тракторы;
- перечислены средства на оплату ремонтных работ 10 муниципальным учреждениям, для 5 муниципальных учреждений приобретены бытовые холодильники и электроплиты, мебель для столовой, аппараты для восстановления двигательной функции, трости, тонометры, швейная машина, телевизор.
3. Для удовлетворения интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения в области проведены следующие мероприятия:
- областной телевизионный конкурс "Играй гармонь. Звени частушка", в котором приняли участие свыше 100 человек из 9 территорий;
- областные фестивали хоров, ансамблей ветеранов войны и труда, участие приняли 12 ансамблей и хоровых коллективов (300 человек);
- областная выставка живописных работ художников-любителей ветеранов войны и тыла "Славные сыны Отечества";
- Иркутским областным кинофондом для проведения областного кинофестиваля, посвященного Дню Победы, приобретено 5 художественных тематических фильмов;
- проведен областной кинофестиваль "Нам дороги эти позабыть нельзя";
- заключительный концерт областного фестиваля ветеранов войны и труда "Не стареют душой ветераны", в котором приняло участие 256 человек.
4. Средства программы позволили повысить квалификацию кадров и осуществить информационно-методическое обеспечение деятельности учреждений и служб социального обслуживания граждан пожилого возраста:
- сотрудники ОВФД (областной физкультурный диспансер) приняли участие в первом Российском научном форуме "Геронтология 21 века", прошли обучение по тематическому циклу по усовершенствованию "Физическая реабилитация в геронтологии", приобретена контрольная программа по обучению специалистов, 2 человека прошли цикл обучения в г. Москве "Новые информационные технологии в оздоровлении граждан пожилого и старческого возраста";
- каждый год проводится областной конкурс "Лучшее социальное учреждение года", в котором принимают участие областные и муниципальные учреждения социального обслуживания
- проведено обучение и повышение квалификации 6 чел в Госуниверситете по специальности "Социальный работник", 21 чел обучен в педагогическом колледже;
- проведена областная конференция "О проблемах социального обслуживания граждан старшего поколения и инвалидов в стационарных учреждениях области".
Таким образом, благодаря программам удалось оказать поддержку гражданам старшего поколения. Однако часть проблем, обозначенных в программе, осталась не решенной. Эти и другие моменты во многом обусловили необходимость разработки программы "Старшее поколение на 2004 - 2008 годы".
Граждане "старшего поколения" - полноправные члены общества, которые внесли свою лепту в его развитие и вправе требовать создания условий для достойной старости. Не следует считать граждан пожилого возраста людьми вчерашнего дня.
Реализация программы позволит гражданам пожилого возраста оставаться независимыми и полезными для общества.
Основные цели и задачи,
сроки и этапы выполнения
Основной целью программы является создание условий для повышения качества жизни, благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточного потенциала трудоспособности граждан старшего поколения.
В процессе достижения поставленных целей предстоит обеспечить выполнение следующих задач:
- укрепление здоровья граждан старшего поколения путем организации и проведения оздоровления, диагностики, реабилитации, санаторно-курортного лечения, дорогостоящих медицинских процедур;
- материально-техническое оснащение, ремонт и реконструкция учреждений для граждан старшего поколения;
- создание условий для удовлетворения интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения, дальнейшее развитие культурно-массовой работы с гражданами пожилого возраста;
- организация и координация деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров учреждений и служб социального обслуживания граждан старшего поколения, информационно-методическое обеспечение учреждений с целью совершенствования социального обслуживания. Программа рассчитана на весь период 2004 - 2008 гг. согласно перечню мероприятий.
Объемы и источники финансовых,
материальных и иных затрат
Финансирование программы осуществляется за счет областного бюджета.
Общий объем ассигнований на финансирование программы на 2004 -2008 гг. составляет 132146 тыс. рублей.
Механизм реализации и система
организации контроля за исполнением
Основными исполнителями программы в пределах своей компетенции являются департамент социальной защиты населения Иркутской области, департамент здравоохранения Иркутской области, агентство по физической культуре и спорту Иркутской области, департамент культуры и архивов Иркутской области.
Основные исполнители программы разрабатывают и утверждают планы работ по выполнению соответствующих мероприятий, указанных в программе.
Приобретение материально-технических средств или иного имущества, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных мероприятиями Программы, осуществляется на основании государственных контрактов (договоров), заключенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Приобретаемое в рамках настоящей Программы имущество поступает в установленном порядке в государственную собственность Иркутской области.
Предоставление бюджетных средств в рамках настоящей Программы осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Контроль за исполнением Программы осуществляют государственные органы Иркутской области в пределах компетенции и в установленном порядке.
Прогноз ожидаемых социально-экономических
результатов реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит
- продолжить работу по оптимизации условий жизнедеятельности граждан пожилого возраста, начатую в процессе реализации мероприятий, принятых Федеральной программой "Старшее поколение", областными программами "Старшее поколение 1998-2000 гг", "Старшее поколение 2001 - 2003 гг";
- обеспечить системный подход к решению проблем граждан пожилого возраста и способствовать достижению позитивных результатов в развитии систем, направленных на социальную защищенность граждан пожилого возраста;
- смягчить сложившиеся в настоящее время сложные социально-экономические условия жизни для самих граждан пожилого возраста и для семей, имеющих в своем составе граждан пожилого возраста, в первую очередь за счет совершенствования предоставления помощи и услуг учреждениями и службами социальной сферы;
- обеспечить проведение исследований и научно-методической работы по проблемам, связанным со старением населения, осуществление научных обменов;
- организовать областные и межрегиональные научно-практические конференции, семинары, коллегии по проблемам старения населения, обеспечения социальной защищенности граждан старшего поколения в целях расширения научных обменов, распространения опыта, развития взаимодействия с общественностью;
- организовать периодический выпуск вестника департамента социальной защиты населения Иркутской области с целью повышения информированности специалистов социальной защиты, распространения опыта работы, привлечение внимания общественности к проблемам граждан старшего поколения и публикацию выполненных по Программе мероприятий;
- привлечь внимание общества к проблеме старения населения и способствовать преодолению стереотипа негативного восприятия старости людьми всех возрастов.
Сведения о государственном
заказчике и разработчиках
Государственным заказчиком Программы является администрация Иркутской области, основной разработчик программы департамент социальной защиты населения Иркутской области.
Сведения о распределении объемов и источников
финансирования программы по годам
(тыс.руб.) | ||||||
|
Всего |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Общая стоимость программы |
132146 |
30760 |
34650 |
36090 |
15202 |
15444 |
Департамент здравоохранения Иркутской области |
25787 |
6980 |
6990 |
7620 |
3347 |
850 |
Департамент культуры и архивов Иркутской области |
2960 |
750 |
690 |
770 |
375 |
375 |
Агентство по физической культуре и спорту Иркутской области |
530 |
100 |
120 |
150 |
80 |
80 |
Департамент социальной защиты населения Иркутской области |
102869 |
22930 |
26850 |
27550 |
11400 |
14139 |
По разделам мероприятий Программы указанные средства распределяются следующим образом:
- меры по укреплению здоровья граждан старшего поколения - 44504 тыс. рублей;
- материально-техническое оснащение учреждений для лиц старшего поколения - 71160 тыс. рублей;
- проведение культурно-массовых и досуговых мероприятий для граждан старшего поколения - 8912 тыс. рублей;
- организация и координация деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания граждан старшего поколения - 7570 тыс. рублей.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 25 июня 2008 г. N 44/51-ЗС в перечень мероприятий настоящей программы внесены изменения
Перечень мероприятий
областной государственной социальной программы
"Старшее поколение" на 2004 - 2008 гг.
Заместитель председателя
Законодательного собрания |
Ю.И.Рожков |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 26 ноября 2003 г. N 32/16-ЗС "Об областной государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.