Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Решению Думы г.Иркутска
от 5 июля 2005 г. N 004-20-140149/5
Целевая муниципальная социальная программа
"Молодым семьям города Иркутска - доступное жилье"
на 2005 - 2010 годы
29 мая, 30 октября 2006 г., 26 апреля 2007 г.
См. Отчет о выполнении программы за 2005 г.
Решением Думы г.Иркутска от 30 октября 2006 г. N 004-20-300438/6 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
целевой муниципальной социальной программы
"Молодым семьям города Иркутска - доступное жилье"
на 2005 - 2010 годы
N п/п |
Наименование програм- мы: |
Целевая муниципальная социальная программа "Молодым семьям города Иркутска - доступное жилье" на 2005 - 2010 годы (далее - Программа) |
1. | Заказчик программы | Администрация города Иркутска |
2. | Разработчики програм- мы |
Комитет по городскому обустройству администрации г.Иркутска (далее - КГО); Комитет по экономике и финансам администрации г.Иркутска (далее - КЭФ); Аппарат мэра администрации г.Иркутска (далее - Аппарат мэра); Комитет по делам горожан администрации г.Иркутска (далее - КДГ) |
3. | Исполнители программы | Комитет по городскому обустройству администрации г.Иркутска; Аппарат мэра администрации г.Иркутска; Комитет по экономике и финансам администрации г.Иркутска; организации и физические лица, привлекаемые к исполнению Программы на договорной основе в порядке, установленном правовыми актами органов городского самоуправления г.Иркутска (далее - "Застройщик"); Иркутская региональная общественная организация "Молодежный жилищный комплекс" (далее - ИРОО "МЖК") |
4. | Основная цель программы |
Обеспечение молодых семей доступным жильем на территории г.Иркутска |
5. | Объемы финансирования Программы (с расшифровкой по годам и источникам# |
Источником финансирования Программы является бюджет города Иркутска, областной бюджет, федераль ный бюджет, внебюджетные источники. Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета г.Иркутска составит - 146652 тыс. руб., в т.ч. по годам: 2005 год - 828 тыс. руб.; 2006 год - 7000 тыс. руб. 2007 год - 32640 тыс.руб. 2008 год - 34083 тыс.руб. 2009 год - 35415 тыс.руб. 2010 год - 36686 тыс.руб. Объемы финансирования Программы на 2006 -2010 годы являются примерными и могут уточняться при формировании бюджета города Иркутска на соответствующий финансовый год, исходя из возможностей бюджета г.Иркутска и затрат, необходимых для реализации Программы. На финансирование Программы могут быть использованы следующие виды средств: - личные средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости строительства жилья - средства бюджета г.Иркутска, направляемые на реализацию Программы - финансовые средства областного бюджета на реализацию областной государственной социальной программы "Молодым семьям доступное жилье" на 2005 - 2019 годы; - финансовые средства федерального бюджета с учетом доведенных лимитов финансирования на соответствующий финансовый год на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865) (далее - федеральная подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей")"; - средства кредитных организаций, используемые для кредитования молодых семей, в том числе под залог строящегося жилья; - и другие источники финансирования. |
6. | Контроль за исполнением программы |
Вице-мэр города Иркутска, Дума города Иркутска |
1. Введение
Жилье является важнейшим благом, обеспечивающим достойное существование человека. Проблема обеспеченности жильем - одна из главных причин снижения рождаемости и возникновения социальных проблем современного общества. В современных условиях большинство молодых семей не имеет финансовой возможности решить жилищную проблему самостоятельно, что отрицательно сказывается на институте семьи, демографической ситуации в обществе.
Стремление иметь достойное жилье является одним из основных мотивов экономической активности большой части населения.
Ввод в эксплуатацию жилой площади по г.Иркутску за 2000 - 2004 гг. с тенденцией роста жилищного строительства и показатели фактического состояния жилищного фонда представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели
фактического состояния жилищного рынка г.Иркутска
Показатель | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. (прогноз) |
Жилищный фонд, тыс. кв. м |
10 541,6 | 10 579,9 | 10 698,0 | 10 796,8 | 10 877,9 | 11 032 |
Средняя жилищная обеспеченность, кв. м/чел. |
17,95 | 18,15 | 18,03 | 18,35 | 18,67 | 19,02 |
Объем ввода нового жилья, тыс. кв. м |
56,2 | 73,5 | 124,8 | 106,1 | 126,8 | 149,7 |
Средняя обеспеченность граждан жильем в городе за период с 2000 г. по 2004 г. выросла на 6%, изменилась структура жилищного фонда по формам собственности: с 49,1 % до 61,32% увеличилась доля квартир, находящихся в частной собственности. Несмотря на увеличение объемов ввода жилой площади в городе Иркутске существует дефицит свободного и доступного по цене жилого фонда.
В июне текущего года было проведено анкетирование потенциальных участников Программы в городе Иркутске. Опрошено 1,3 % респондентов от общего числа молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, численность которых составляла на начало 2004 года 156795 человек.
Из общего числа 62 % опрошенных составили работники бюджетной сферы, 25 % - работники ведомственных организаций и 13 % - иные граждане.
Анкетирование дало следующие результаты:
- Средний состав семьи - 2,7 человека.
- Планируют увеличение состава семьи 63 % респондентов.
- 30% граждан, являющихся работниками бюджетной сферы, стоят на очереди на улучшение жилищных условий, в то время как из работников других форм организаций стоят на очереди только 10 %.
- 36% опрошенных не обеспечены жильем, либо имеют до 5 кв. м на члена семьи, у 48% обеспеченность жильем составляет до 10 кв. м, 16% имеют обеспеченность до 15 кв. м.
- 40 % молодых семей проживают вместе с родителями, 36% снимают квартиру, 13% имеют собственную квартиру или дом, 11% имеют комнату в общежитии.
- Большинство из участников анкетирования желают иметь площадь квартиры от 36 до 51 кв. м.
- Только 29% респондентов считают возможным обратиться за помощью к родителям.
- 60% молодых семей приемлют первый взнос за квартиру в размере до 100 тыс. рублей, 24% - до 150 тыс. рублей.
- Из работников бюджетных организаций 50% опрошенных готовы ежемесячно вносить за квартиру не более 3 тыс. рублей, 23% - не более 5 тыс. рублей; из работников иных форм организаций 29 % считают приемлемым платеж в размере до 3 тыс. рублей, 18% - до 5 тыс. рублей, 30% до 7 тыс. рублей, 14% - до 10 тыс. рублей, а остальные свыше.
На текущий момент население города рассматривается как основная категория инвесторов жилищного строительства. Рост доходов стимулирует желание и готовность граждан вкладывать собственные средства в улучшение жилищных условий своей семьи.
Динамика изменения среднемесячной заработной платы представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика
изменения среднемесячной заработной платы
по городу и коэффициент доступности жилья
Показатель | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
6050,1 | 7421,1 | 8935,2 |
Средняя стоимость жилья, руб. за 1 кв. м |
17810 | 20390 | 20760 |
Коэффициент доступности жилья |
0,34 | 0,36 | 0,43 |
Таким образом, при сохранении существующих тенденций - высоких цен на квартиры и незначительного роста заработной платы - для большинства населения города Иркутска жилье будет оставаться недоступным, и необходимо внедрение новых кредитно-финансовых механизмов, позволяющих населению улучшить жилищные условия и стимулировать строительство доступного жилья.
2. Обоснование необходимости решения проблемы
программными методами
Одной из основных причин, тормозящей широкое развитие жилищного кредитования населения, является короткий срок кредитов и высокие процентные ставки, предлагаемые коммерческими банками по кредитам на строительство и приобретение жилья. На сегодняшний день, при действующей ставке рефинансирования Центрального Банка РФ 13% годовых, ставки банков в городе Иркутске по кредитам составляют 16-20% годовых (без учета дополнительных и сопутствующих расходов). При этом первоначальный взнос составляет не менее 25 % - 30 % от стоимости покупаемой квартиры.
Расходы, связанные с получением кредита, ежемесячным обслуживанием и погашением дорогостоящих заемных средств, являются непосильным финансовым бременем для молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Самостоятельно коммерческие банки не готовы существенно снижать ставку по предлагаемым кредитам в основном по причинам:
- регулирующего воздействия ставки рефинансирования ЦБ РФ;
- высокого уровня реальных инфляционных процессов и сохраняющейся общей нестабильности российской экономики;
- собственных высоких расходов банков (по депозитам 7 - 13 % годовых, содержание банковского персонала);
- нежелание акционеров коммерческих банков снижать доходность финансово-кредитных операций.
Таким образом, ситуация, сложившаяся в сфере жилищного кредитования, усиливает проблему получения молодыми семьями заемных средств кредитных организаций на строительство и приобретение квартир и требует применения программно-целевых методов по созданию финансово-организационных условий для улучшения жилищных условий граждан.
3. Основные цели и задачи программы.
Принципы реализации программы
Основной целью программы является обеспечение молодых семей доступным жильем на территории г.Иркутска.
Для достижения поставленной цели Программой предлагается решение следующих основных задач:
- консолидация инвестиционных ресурсов различных источников в целях создания финансовых условий по предоставлению молодым семьям города Иркутска возможности льготного кредитования на строительство жилья под пониженную процентную ставку;
- создание условий для формирования долгосрочной системы муниципальной поддержки молодых семей г.Иркутска по улучшению жилищных условий;
- разработка и внедрение более эффективных методов поддержки молодых семей города Иркутска в приобретении собственного жилья.
Основными принципами реализации Программы являются:
добровольность участия в Программе молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального, областного бюджетов и бюджета города Иркутска при улучшении жилищных условий в рамках Программы только один раз.
Решением Думы г.Иркутска от 26 апреля 2007 г. N 004-20-360541/7 в Раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Механизм реализации программы
Участником Программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей, постоянно проживающая на территории города Иркутска (далее - молодая семья), имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях и:
1) подавшие заявление об участии в Программе по улучшению жилищных условий молодых семей и состоящие в установленном порядке на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления по состоянию на 1 марта 2005 года;
и (или)
2) подавшие заявление об участии в Программе по улучшению жилищных условий молодых семей и отвечающие одному или нескольким из следующих условий:
а) не являющиеся собственниками жилых помещений (оба супруга); не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо нанимателями жилых помещений в жилищно-строительных кооперативах (оба супруга);
б) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 18 кв. м для семьи состоящей из трех и более человек, менее 20 кв. м - для семей из двух человек и менее 28 кв. м - на одного человека;
в) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
г) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;
д) проживающие в служебных жилых помещениях или общежитиях и не имеющие иного жилого помещения по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Преимущественным правом участвовать в Программе обладают:
- семьи молодых специалистов, работающих в муниципальных учреждениях и муниципальных унитарных предприятиях г.Иркутска (по ходатайству муниципального учреждения, муниципального унитарного предприятия);
- молодые семьи, получающие финансовую поддержку предприятий, заинтересованных в улучшении жилищных условий своих молодых специалистов.
В состав молодой семьи для участия в Программе включаются оба (или один в неполной семье) супруга, а при наличии ребенка (детей) - также их ребенок (дети).
Средства, предусмотренные в бюджете г.Иркутска на реализацию Программы, могут быть использованы:
- на предоставление молодым семьям - участникам Программы компенсации на погашение части процентной ставки по кредитам (займам), полученным для приобретения (строительства) жилья в уполномоченных организациях, в размере 2/3 годовой процентной ставки за пользование жилищным кредитом. Период банковского кредита не превышает 15 лет, процентная ставка компенсируется за счет средств бюджета города Иркутска не более 10 лет. Предоставление участникам Программы компенсации за счет средств бюджета города Иркутска на погашение части процентной ставки по кредитам (займам) осуществляется в порядке, установленном решением городской Думы г.Иркутска от 1 декабря 2003 года N 409-33гД(3) "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления компенсации процентных ставок по кредитам и займам, полученным гражданами для строительства жилья".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 1 декабря 2003 года" следует читать как "от 5 декабря 2003 года"
- на предоставление молодым семьям - участникам Программы субсидии за счет средств бюджета г.Иркутска на частичную оплату первоначального взноса при получении кредита (займа) на строительство жилья в размере:
- 25% стоимости строительства жилья из расчета средней стоимости одного квадратного метра строительства жилья в г.Иркутске и установленной нормы общей площади жилья молодым семьям, один из супругов в которой работает в муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях г.Иркутска, является сотрудником милиции общественной безопасности УВД г.Иркутска, муниципальным служащим органов городского самоуправления г.Иркутска, занимает муниципальные должности в органах городского самоуправления г.Иркутска на освобожденной основе, и имеет стаж работы в указанных органах и организациях не менее трех лет;
- 20% стоимости строительства жилья из расчета средней стоимости одного квадратного метра строительства жилья в г.Иркутске и установленной нормы общей площади жилья иным молодым семьям.
Предоставление участникам Программы субсидии за счет бюджета г.Иркутска на частичную оплату первоначального взноса при получении кредита (займа) на строительство жилья осуществляется в порядке, установленном Положением о предоставлении субсидии на частичную оплату первоначального взноса при получении кредита на строительство жилья, утвержденным решением Думы г.Иркутска от 29.05.2006 N 004-20-250344/6.
- на иные нужды, связанные с оформлением документов в рамках реализации Программы.
2). В случае участия органов городского самоуправления г.Иркутска в реализации областной государственной социальной программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы" (далее областная Программа), предоставляется государственная поддержка за счет средств областного бюджета в виде:
2.1. субсидии на погашение 1/3 процентной ставки по кредитам и займам, полученным молодыми семьями для приобретения (строительство) жилья.
При этом размер субсидии определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, определяемого в соответствии с требованиями областной Программы и стоимости 1 квадратного метра жилья, но не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья, сложившейся в муниципальном образовании, определяемой в соответствии с условиями соглашения об участии в реализации областной Программы в порядке, установленном постановлением администрации Иркутской области от 05.05.2005 N 65-па "О порядке проведения конкурса муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей в рамках реализации областной государственной социальной программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы"
2.2. субсидии в размере не менее 10 процентов средней стоимости жилья на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья при рождении (усыновлении) ребенка.
Предоставление субсидии при рождении ребенка производится один раз при рождении (усыновлении) каждого ребенка.
Размер субсидии при рождении ребенка не может превышать стоимости приобретенного жилья, с учетом предоставленной субсидии на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам) или субсидии на приобретение жилья.
Получателями субсидии при рождении ребенка могут быть участвующие в Программе молодые семьи, при условии, что на момент рождения ребенка возраст обоих супругов, а в неполной семье - молодого родителя, не превышает 30 лет.
Вопросы предоставления субсидий за счет средств областного бюджета, не урегулируемые Программой, разрешаются в соответствии с нормами областной Программы.
Предоставление участникам Программы компенсации за счет средств бюджета города Иркутска на погашение части процентной ставки по кредитам (займам), полученным для строительства жилья, осуществляется в порядке установленном решением городской Думы г.Иркутска от 1 декабря 2003 N 409-33гД3) "Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления компенсации процентных ставок по кредитам и займам, полученным гражданами для строительства жилья".
Для снижения стоимости жилья участникам Программы предлагается непосредственное их участие на заключительном этапе строительства (внутриквартирная отделка).
В случае участия органов городского самоуправления г.Иркутска в реализации федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 865, молодым семьям может быть предоставлена государственная и муниципальная поддержка в виде субсидии на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья (далее - субсидия на приобретение жилья): для молодых семей, не имеющих детей, - 10% средней стоимости жилья - за счет средств федерального бюджета, 10% средней стоимости жилья, - за счет средств областного бюджета, 15% средней стоимости жилья за счет средств бюджета г.Иркутска. Для молодых семей, имеющих одного и более ребенка, - 10% средней стоимости жилья - за счет средств федерального бюджета, 15% средней стоимости жилья, - за счет средств областного бюджета, 15% средней стоимости жилья за счет средств бюджета г.Иркутска.
Условием получения субсидии на приобретение жилья является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
Субсидии на приобретение жилья предоставляются при приобретении у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений), отвечающего (отвечающих) установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного (благоустроенных) применительно к условиям данного населенного пункта.
Жилое помещение, приобретенное или построенное молодой семьей, должно находиться на территории г.Иркутска.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения в г.Иркутске, что составляет 15 кв.м общей площади на одного члена семьи. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, которой предоставлена субсидия на приобретение жилья.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии на приобретение жилья, составляет:
1) для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м;
2) для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей), - по 18 кв. м на каждого члена семьи.
Субсидия на приобретение жилья также может быть использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи.
Предоставление субсидии на приобретение жилья осуществляется с учетом преимущественного права на получение такой субсидии молодыми семьями, поставленными на учет в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года.
Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии на приобретение жилья, определяется по формуле:
СтЖ = Н х РЖ,
где:
СтЖ - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии;
Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по г.Иркутску, определяемый в соответствии с требованиями Программы;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями Программы.
Расчет размера субсидии производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по г.Иркутску, но не выше средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади по субъекту Российской Федерации, определяемую уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предоставление субсидий на приобретение жилья осуществляется при условии доведения в установленном порядке соответствующих лимитов рефинансирования за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
Вопросы предоставления субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, не урегулированные Программой, разрешаются в соответствии с нормами федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
5. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
1. Улучшение демографической ситуации в городе Иркутске.
2. Улучшение жилищных условий молодых семей по более доступной цене одного квадратного метра жилой площади.
3. Закрепление молодых специалистов в организациях города Иркутска.
4. Создание предпосылок для развития и создания предприятий строительной индустрии в городе Иркутске.
5. Привлечение внебюджетных средств и средств бюджетов разных уровней в инвестиционно-строительный процесс.
И.о. первого заместителя мэра - |
С.С.Чертков |
Заместитель председателя |
И.В.Хомутинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.