Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 13 августа 2007 г. N А19-23956/06-33-Ф02-3727/2007
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "ИлимБратскДОК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным в части решения N07-1/1439 от 27 июля 2006 года инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному округу города Братска Иркутской области (далее-налоговая инспекция).
Решением суда от 12 декабря 2006 года заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 15 марта 2007 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой. В которой просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы,
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса в судебном заседании был объявлен перерыв до 13 августа 2007 года 10 часов 00 минут.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы нет.
Из материалов дела следует, что на основании статьи 143 Налогового Кодекса Российской Федерации общество является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость. Общество 28.04.2006г. представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за февраль 2006 года.
По результатам камеральной проверки представленной декларации 27.07.2006г. налоговым органом вынесено решение N07-1/1439, согласно которому обществу было предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 1155511 руб. в связи с непринятием заявленных налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, законодатель установил, что право на применение налогоплательщиком вычета (возмещения; налога на добавленную стоимость возникает только при соблюдении им трех условии: 1) наличия счета-фактуры, оформленной в соответствии с требованиями, установленными статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации; 2) принятия товара (работ, услуг) на учет на основании соответствующих документов; 3) фактической оплаты товаров (работ, услуг) поставщикам (продавцам) с учетом начисленного ими налога.
Согласно статье 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принятия к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
По счету-фактуре, выставленному ООО "Техтрейд", N1808 от 16.02.2006г. обществом приобретен товар на сумму 95 400, 60 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в размере 14552,68 руб.
Налоговый орган, отказывая в вычетах по налогу на добавленную стоимость в размере 14552,68 руб., указал, что в представленном счете-фактуре адрес грузоотправителя не соответствует адресу грузоотправителя, указанного в первичных документах. В решении ошибочно указано наименование общества "Технотрейд".
Согласно счету-фактуре адрес грузоотправителя ООО "Техтрейд" указан: 624054, Свердловская обл., Белоярский район, п.Уральский, 105.
И товарной накладной унифицированной формы ТОРГ-12 адрес грузоотправителя ООО "Техтрейд" указан: 6200142, г.Екатеринбург, ул.Фрунзе,35А, ИНН 6639007699.
Согласно постановлению Правительства РФ от 02.12.2000г. N914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" в строке продавец указывается полное или сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами; в строке грузоотправитель и его адрес - полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с учредительными документами. Если продавец и грузоотправитель одно и то же лицо, то в этой строке пишется "он же". Если продавец и грузоотправитель не являются одним и тем же лицом, то указывается почтовый адрес грузоотправителя; в строке грузополучатель и его адрес -полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес; в строке покупатель - полное или сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами.
Как следует из представленного договора поставки N410-18 от 12.12.2005г, заключенного между ООО "Илим Братск ДОК" и ООО "Техтрейд", юридическим адресом ООО "Техтрейд является: Свердловская обл., п.Уральский, 105, что соответствует учредительным документам; почтовым адресом является: г.Екатеринбург, ул. Фрунзе, 35А.
Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" утверждена форма товарной накладной ТОРГ-12, при этом законодатель не предъявляет исключительные требования к указанию адреса грузоотправителя.
Налоговым органом отказано налогоплательщику в возмещении НДС в размере 562202,69 руб. по поставщику ООО "Автобаза-17" по счетам-фактурам N6 от 10.02.2006г., N10 от 28.02.2006г., N9 от 09.02.2006г., N7 от 16.02.2006г., N 8 от 21.02.2006г., и налога на добавленную стоимость в размере 31285,76 руб. по поставщику ООО "Лесное" по счету-фактуре N8 от 28.02.2006г.
В обоснование налоговый орган указал, что представленные товарно-транспортные накладные в транспортном разделе содержат сведения: организация перевозчик и организация заказчик собственными автотранспортными средствами не располагают; реализуют лесопродукцию по договору комиссии; не обладают технологической базой и представляют налоговую отчетность с нулевыми показателями; исчисляют и уплачивают НДС только с комиссионного вознаграждения; закупают лесопродукцию у поставщиков, которые по юридическому адресу не находятся, автотранспортных средств в собственности не имеют; документов, подтверждающих транспортировку лесопродукции и адреса поставщиков не представляют.
Из условий договора на поставку лесопродукции N410-182 от 14.05.2005г. следует, что общество в транспортировке лесопродукции, приобретенной у названных поставщиков, не участвует.
Согласно п.п.2, 6 Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом, перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы N1-Т. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные формы N1-Т.
Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, по автомобилям, работающим по сдельным тарифам, также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы.
Товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.
По договорам купли-продажи и поставки, местом исполнения которых (местом передачи товара) является место нахождения покупателя (его обособленного подразделения), последний не участвует в отношениях по перевозке груза и для него наличие либо отсутствие товарно-транспортных (железнодорожных) накладных, как оправдательных документов, не имеет юридического значения, поскольку покупатель по имеющимся в деле счетам-фактурам не предъявляет к возмещению налог, уплаченный за оказание услуг по перевозке груза.
Принятие обществом на учет приобретенного товара осуществлялось на основании товарных накладных формы ТОРГ-12, составленных в соответствии с требованиями постановления Государственного комитета Российской Федерации от 25.12.1998 N132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций". Выводов относительно несоответствия представленных обществом в налоговую инспекцию товарных накладных формы NТОРГ-12 требованиям, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, оспариваемое решение не содержит.
Суды правомерно не приняли во внимание ссылки налогового органа на то, что указанные организации собственными автотранспортными средствами не располагают, отмеченные в товарно-транспортных накладных транспортные средства невозможно идентифицировать, в товарно-транспортных накладных не отражены реквизиты водительских удостоверений, что не позволяет идентифицировать принадлежность данных водительских удостоверений физическим лицам.
Указанные обстоятельства не относятся к числу условий, при соблюдении которых налогоплательщик вправе реализовать право па применение налоговых вычетов.
Налоговым органом не представлены доказательства, что действия заявителя были согласованы со всеми названными в решении налогового органа организациями и первоначально были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.
Учитывая, что счета-фактуры, выставленные ООО "Автобаза-17" и ООО "Лесное", соответствуют предъявляемым требованиям, товар оприходован, что подтверждается товарными накладными ТОРГ-12, оплата товара, в т.ч. НДС, налоговым органом не оспаривается, суды пришли к выводу о том, что налоговый вычет по указанным поставщикам заявлен правомерно.
В отношении поставщика ООО "Фактория" налоговым органом отказано в применении налогового вычета в сумме 437344,15 руб., поскольку в счетах-фактурах N67.1 от 14.02.2006г., N67.2 от 14.02.2006г., N67.3 от 14.02.2006г., N74.1 от 27.02.2006г., N 74.2 от 27.02.2006г., N 79.1 от 15.02.2006г., N 79.2 от 15.02.2006г., N79.3 от 15.02.2006г., N87.1 от 17.02.2006г., N87.2 от 17.02.2006г., N87.3 от 17.02.2006г., N"100.1 от 28.02.2006г., N 100.2 от 28.02.2006г., N 100.1 от 21.02.2006г., N100.2 от 21.02.200бг., выставленных ООО "Фактория". Указан адрес: Братский район, п.Кежемский, ул. Ручейная, 121, который фактически не существует. ООО "Сигма", являющееся согласно представленным товарно-транспортным накладным грузоотправителем и грузоперевозчиком, находится по указанному адресу. ООО "Фактория" письменно известило общество об изменении адреса в учредительных документах с 23 марта 2006г. с указанием адреса: ООО "Фактория", Братский район, п. Бурнинская Вихоря, ул. Центральная, 22-1, что подтверждается представленными документами.
Учитывая, что счета-фактуры, выставленные ООО "Фактория", соответствуют предъявляемым требованиям, товар оприходован, что подтверждается товарными накладными ТОРГ-12, оплата товара, в т.ч. налог на добавленную стоимость, налоговым органом не оспаривается, суды пришли к выводу о том, что налоговый вычет по указанному поставщику заявлен правомерно.
Налоговый орган, отказывая в налоговых вычетах по поставщикам ООО "Альф проджект", ООО "Енисей-Лес", ООО "Лесторг", ООО "Альтернатива" указал, что нахождение поставщиков и грузоотправителей в г. Санкт-Петербург, а место погрузки пос. Кобляково, Братский район, Иркутская область, свидетельствует об отсутствии реальности произведенных хозяйственных операций, т.к. осуществить погрузочно-разгрузочные операции в течение суток невозможно.
Учитывая, что счета-фактуры, выставленные ООО "Альф проджект", ООО "Лесторг", соответствуют предъявляемым требованиям, товар оприходован, что подтверждается товарными накладными ТОРГ-12, оплата товара, в т.ч. НДС, налоговым органом не оспаривается, суды пришли к выводу о том, что налоговый вычет по указанным поставщикам заявлен правомерно.
Основанием для отказа в применении налогового вычета по счетам-фактурам, выставленным ООО "Юко", послужило отсутствие поставщика лесопродукции ООО "Хорсе" по адресу, указанному в качестве грузоотправителя, что свидетельствует о недостоверности данных счетов-фактур.
Как следует из представленных счетов-фактур N9 от 15.02.2006г., N021 от 01.02.2006г., N36 от 28.02.2006г., продавцом и грузоотправителем является ООО "Юко", которое в свою очередь приобретает лесопродукцию у ООО "Хорсе".
Отсутствие контрагента поставщика по юридическому адресу не является основанием для отказа в применение налоговых вычетов. Налоговый орган не представил доказательств, подтверждающих, что ООО "Юко" не могло приобрести продукцию у ООО "Хорсе".
Учитывая, что счета-фактуры, выставленные ООО "Юко", соответствуют предъявляемым требованиям, товар оприходован, что подтверждается товарными накладными ТОРГ-12, оплата товара, в т.ч. НДС, налоговым органом не оспаривается, суды пришли к выводу о том, что налоговый вычет по указанным поставщикам заявлен правомерно.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, и оснований для отмены принятых по делу судебных актов нет.
С налоговой инспекции подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение от 12 декабря 2006 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 15 марта 2006 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-23956/06-33 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному округу города Братска Иркутской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение в суде кассационной инстанции.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 августа 2007 г. N А19-23956/06-33-Ф02-3727/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании