Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 2 августа 2007 г. N А19-143/07-Ф02-4495/2007
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Труд-Байкал" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании решения от 22.12.2006 N 24933 (в части пункта 1 о привлечении к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 367 583 рублей 20 копеек, пункта 3.1 о предложении уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 1 837 916 рублей, штраф в сумме 367 583 рублей 20 копеек и пени в размере 71 076 рублей 84 копеек) и требования N 499693 об уплате налога по состоянию на 22.12.2006 (в полном объеме) Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу г.Иркутска (далее - налоговая инспекция) незаконными.
Решением от 05 марта 2007 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 21 мая 2007 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.
По мнению налоговой инспекции, общество, выступая в качестве подрядчика, осуществляет строительно-монтажные работы по заключенным договорам, результаты которых переходят к инвесторам, следовательно, денежные средства, полученные налогоплательщиком от инвесторов, являются выручкой для целей налогообложения. Также налоговая инспекция указывает на то, что выполнение строительно-монтажных работ собственными силами в качестве подрядчика следует рассматривать как реализацию работ, которая в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон поддержали в судебном заседании свои доводы и возражения.
Проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2006 года.
По результатам проверки вынесено решение от 22.12.2006 N 24933 о привлечении общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 367 583 рублей 20 копеек. Также указанным решением обществу предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 1 837 916 рублей и пени в сумме 71 076 рублей 84 копеек.
По результатам камеральной налоговой проверки выявлено неправомерное занижение суммы налога на добавленную стоимость с полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего выполнения работ, в нарушение пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму 2 524 151 рублей.
Как следует из указанного решения, доначисление налога налогоплательщику произошло в результате того, что налогоплательщик не исчислил налог на добавленную стоимость с суммы 16 547 209 рублей - поступлений денежных средств от дольщиков на строительство, отраженное у налогоплательщика согласно справке на счете 86 по оборотно-сальдовой ведомости.
Не согласившись с решением налоговой инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость, пени и привлечения к налоговой ответственности в связи с занижением налоговой базы, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его частично недействительным.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования общества, правомерно указал, что денежные средства, перечисленные физическими лицами обществу по договорам о долевом участии в строительстве, направленные на финансирование строительства жилого дома, являются инвестиционными, поэтому не подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.
Как следует из материалов дела, обществом заключены с физическими лицами договоры о долевом участии в строительстве, по условиям которых дольщики обязаны внести денежные средства в размере и сроках, установленных договором, а общество по окончании строительства и после ввода в эксплуатацию жилого дома передает этим гражданам определенные квартиры. В мае 2006 года общество получило от дольщиков взносы в общей сумме 16 547 209 рублей.
Налоговая инспекция полагает, что общество в нарушение пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации не включило в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость денежные средства, поступившие от физических лиц на основании договоров на долевое участие в строительстве. Налоговый орган считает, что данные денежные средства являются авансовыми платежами, полученными обществом, как подрядчиком по договору подряда, в счет предстоящего выполнения строительных работ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Пунктом 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения, в том числе операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации, не признается реализацией товаров, работ или услуг, в том числе, передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов).
Статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) установлено, что под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В соответствии со статьей 4 названного Закона субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее - иностранные инвесторы).
Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.
Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.
Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.
Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.
Согласно статье 8 Федерального закона N 39-ФЗ отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Доводы инспекции со ссылкой на Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" отклоняются на основании статьи 27 данного Закона, поскольку действие данного закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно решению Исполнительного комитета Иркутского городского совета народных депутатов от 01.11.1991 N 16/683 Иркутскому государственному университету (одному из участников договоров простого товарищества от 21.02.2005) было дано разрешение на строительство группы жилых домов на территории микрорайона Университетский.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суд кассационной инстанции полагает, что налоговой инспекцией не доказано осуществление обществом работ по договору подряда, а также не доказана необходимость квалифицировать сложившиеся между обществом и дольщиками правоотношения на основании Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает несостоятельными доводы, приведенные в кассационной жалобе, и не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В кассационной жалобе не приведено иных доводов в пользу отмены решения и постановления по делу.
В соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с инспекции подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в размере 1 000 рублей
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 05 марта 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-143/07-11 и постановление от 21 мая 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-143/07-11-04АП-1686/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г.Иркутска в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.2 ст.146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС операции, указанные в п.3 ст.39 НК РФ, как то: передача имущества, если такая передача носим инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов).
Налогоплательщик не исчислил НДС с суммы денежных средств, поступивших от дольщиков на строительство, отраженное у организации на счете 86 "Целевое финансирование".
По мнению ИФНС, организация, выступая в качестве подрядчика, осуществляет строительно-монтажные работы по заключенным договорам, результаты которых переходят к инвесторам. Следовательно, денежные средства, полученные от них, должны учитываться как выручка от реализации работ, облагаемая НДС в общем порядке.
Суд признал позицию налогового органа неправомерной.
Организацией с физическими лицами заключены договоры о долевом участии в строительстве, по которым дольщики обязаны уплатить денежные средства, а организация по окончании строительства и ввода в эксплуатацию жилого дома передает этим гражданам определенные договором квартиры.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ" субъектами данной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капвложений.
При этом заказчиками являются лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов. Кроме того, если заказчик не является инвестором, то в отношении капитальных вложений он наделяется правами владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных договором с инвестором.
Суд установил, что разрешение на строительство спорного объекта было выдано до введения в действие Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ". Следовательно, к данным отношениям не применим.
Значит, спорные денежные суммы, полученные налогоплательщиком от граждан, не могут рассматриваться как выручка от реализации, а, следовательно, не должны облагаться НДС.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 августа 2007 г. N А19-143/07-Ф02-4495/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании