Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 9 августа 2007 г. N А19-3637/07-Ф02-5213/2007
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Иркутский керамический завод" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 20.12.2006 N 20073-16-15/307 Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска (далее - налоговая инспекция) в части пункта 1 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость за август 2006 года в виде штрафа в размере 30 970 рублей 20 копеек, пункта 3 о предложении уплатить налог на добавленную стоимость в размере 154 851 рублей (подпункт "б"), пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 3 719 рублей 60 копеек (подпункт "в").
Решением от 04 мая 2007 Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на правомерность привлечения общества к налоговой ответственности за неполную уплату налога на добавленную стоимость в связи с нарушением требований по оформлению счетов-фактур в виде указания недостоверных сведений об адресе покупателя - налогоплательщика.
Обществом отзыв на кассационную жалобу налоговой инспекции не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы ,однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за август 2006 года, представленной обществом 20.09.2006.
По результатам проверки налоговой инспекцией было принято решение от 20.12.2006 N 20073-16-15/307 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость за август 2006 года в виде штрафа в размере 30 970 рублей 20 копеек. Данным решением налогоплательщику предложено уплатить налог на добавленную стоимость в размере 154 851 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 3 719 рублей 60 копеек.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного акта налоговой инспекции недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования общества, арбитражный суд правомерно исходил из того, что им соблюдены условия, предусмотренные статьями 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации для применения вычета по налогу на добавленную стоимость в размере 154 851 рубля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 указанной статьи, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Как следует из материалов проверки, налоговой инспекцией отказано в подтверждении вычетов налога по счетам-фактурам:
- от 03.09.2005 N 964, выставленной обществом с ограниченной ответственностью (ООО) "ИТД Промкомплект" на доставку мин.плит П-125, на сумму 195 475 рублей 50 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость 29 818 рублей 30 копеек (сумма налога на добавленную стоимость по книге покупок за август 2006 года - 4 362 рублей 74 копейки);
- от 05.12.2005 N 1, выставленной ООО "Фортекс" на выполнение горнотехнической и биологической рекультивации по договору подряда от 22.10.2005 N 184/1, на сумму 2 038 947 рублей, в том числе налог на добавленную стоимость 311 025 рублей 81 копейка (сумма налога на добавленную стоимость по книге покупок за август 2006 года - 72 054 рублей 50 копеек);
- от 31.10.2005 N 329, от 31.07.2005 N 55, 30.06.2005 N 165/1, выставленным закрытым акционерным обществом (ЗАО) "Иркутскпромстрой" по договору подряда от 02.05.2005 N 3/21 на общую сумму 2 645 767 рублей, в том числе налог на добавленную стоимость 403 592 рублей (сумма налога на добавленную стоимость по книге покупок за август 2006 года - 78 164 рублей 20 копеек).
Основанием для отказа в принятии налоговых вычетов послужил вывод налоговой инспекции о недостоверности указанного в счетах-фактурах юридического адреса покупателя - налогоплательщика. Также налоговая инспекция указала на отсутствие поставщиков ООО "ИТД Промкомплект", ООО "Фортекс" по юридическим адресам, указанным в счетах-фактурах, непредставление указанными поставщиками по встречному требованию документов.
Пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлены обязательные реквизиты, которые должны содержаться в счете-фактуре. Реквизиты должны содержать достоверные данные.
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.
В соответствии с Составом показателей счетов-фактур, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, в строке 2 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами, в строке 2а - место нахождения продавца в соответствии с учредительными документами. Данные о покупателе, согласно Составу показателей, указываются в строке 6 - полное или сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами, в строке 6а - место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами.
Арбитражный суд обоснованно установил, что спорные счета-фактуры могут являться основанием для принятия указанных в них сумм налога к вычету, соответствуют указанным требованиям, поскольку в них в качестве адреса покупателя указан адрес, который также содержится в учредительных документах, является почтовым адресом, а также местом фактического нахождения общества.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в спорных счетах-фактурах указан адрес общества, который не соответствует "адресу государственной регистрации" по его учредительным документам, не является нарушением пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, так как подпункт 2 названной нормы не обязывает продавца указывать в счете-фактуре именно юридический адрес покупателя.
Согласно же пункту 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 этой статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету сумм налога, предъявленных продавцом и уплаченных покупателем. Таким образом, у налоговой инспекции отсутствовали основания для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость по данному основанию.
Довод заявителя кассационной жалобы о недоказанности обществом факта оплаты счета-фактуры, выставленного ООО "ИТД Промкомплект", ООО "Фортекс", ЗАО "Иркутскпромстрой", не принимается судом кассационной инстанции, поскольку, как усматривается из оспариваемого решения налоговой инспекции, факт оплаты не являлся предметом камеральной налоговой проверки и не указан в качестве основания отказа в подтверждении налоговых вычетов.
Кроме того, арбитражным судом при рассмотрении дела не установлены обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности действий общества, так как налоговый орган не доказал, что налогоплательщик совместно с другими участниками гражданско-правовых отношений, связанных с поставкой продукции, действовал с целью необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.10.203 N 329-0, истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Налоговой инспекцией в кассационной жалобе не представлено убедительных доказательств в подтверждение правомерности отказа в возмещении части налога на добавленную стоимость и не приведено иных доводов в пользу отмены обжалуемого судебного акта по делу.
На основании изложенного, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что нормы материального и процессуального права судом применены правильно, и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривает.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 04 мая 2007 года по делу N А19-3637/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 августа 2007 г. N А19-3637/07-Ф02-5213/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании