Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 7 сентября 2007 г. N А19-4298/07-11-Ф02-5975/2007
(извлечение)
Постановлением Президиума ВАС РФ от 4 марта 2008 г. N 14227/07 настоящее Постановление отменено
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская лесная компания" (общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным пункта 2 решения от 18.01.2007 N 07-1/474Э Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному округу города Братска (налоговая инспекция) в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 33 317 рублей 17 копеек.
Решением от 21 мая 2007 года Арбитражного суда Иркутской области заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом сделан неправильный вывод о том, что поскольку стоимость услуг, отраженных в счетах-фактурах, выставленных открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") и акционерным обществом открытого типа (АООТ) "Железнодорожник", включает в себя плату за подачу и взвешивание вагонов до момента их загрузки и передачи перевозчику, указанные лица правомерно включили в цену данных услуг налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов.
Налоговая инспекция считает, что указанные работы (услуги) должны облагаться налогам на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.
По мнению налоговой инспекции, счета-фактуры, в которые внесены исправления в феврале и июне 2006 года, не могут являться основанием для предъявления к вычету налога на добавленную стоимость в сентябре 2006 года.
В отзыве на кассационную жалобу общество отклонило указанные доводы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления NN 93822-93824 от 20.08.2007), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса в судебном заседании 5 сентября 2007 года судом объявлен перерыв до 10 часов 07.09.2007.
Проверив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2006 года и документов в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждающих применение указанной налоговой ставки и налоговых вычетов, на основании которой вынесла решение от 18.01.2007 N 07-1/474Э, в том числе об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 33 317 рублей 17 копеек.
Вывод суда о признании незаконным названного решения в указанной части является ошибочным.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, либо товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Изложенная норма исключает предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании заключенных обществом договоров от 08.10.2003 N 6300/1046-03РЖД на организацию перевозок с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") и от 01.12.2003 N 176/Д-04 на железнодорожное обслуживание с акционерным обществом открытого типа (АООТ) "Железнодорожник", указанные организации оказывали обществу услуги по подаче-уборке и взвешиванию вагонов.
В счетах-фактурах, выставленных ОАО "РЖД" и АООТ "Железнодорожник" в адрес общества, стоимость оказанных услуг определена с учетом налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов.
Пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
Данное положение распространяется также на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Однако из буквального толкования указанной нормы не следует, что налоговая ставка 0 процентов применяется только в случае оказания услуг по подаче и взвешиванию вагонов до момента их загрузки и передачи перевозчику.
Налогоплательщик не вправе произвольно по своему усмотрению изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налогообложения.
Как установлено судом, общество приложило счета-фактуры, выставленные поставщиками оказанных услуг, к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов в подтверждение вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Следовательно, услуги по подаче и взвешиванию вагонов, оказанные ОАО "РЖД" и АООТ "Железнодорожник", непосредственно связаны с реализацией обществом товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, поэтому применение к указанным операциям налоговой ставки 18 процентов и предъявление обществом налога на добавленную стоимость к вычету неправомерно.
Поскольку налоговая инспекция правомерно отказала обществу в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 33 317 рублей 17 копеек, решение суда от 21 мая 2007 года подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятое с нарушением норм материального права с принятием кассационной инстанцией нового решения об отказе в удовлетворении требований общества.
Государственная пошлина в сумме 1 000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы подлежит отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 21 мая 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4298/07-11 отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сибирская лесная компания" в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 сентября 2007 г. N А19-4298/07-11-Ф02-5975/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума ВАС РФ от 4 марта 2008 г. N 14227/07 настоящее Постановление отменено