Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 26 ноября 2003 г. N 32/19-ЗС
"Об областной государственной социальной программе "Развитие высокотехнологичных
видов медицинской помощи в Иркутской области" на 2004 - 2008 гг."
21 ноября 2007 г., 5 декабря 2008 г.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 5 декабря 2008 г. N 4/30-ЗС действие настоящего постановления распространено на всю территорию нового субъекта Российской Федерации - Иркутской области
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Иркутской области "О государственных социальных программах Иркутской области" Законодательное собрание постановляет:
утвердить областную государственную социальную программу "Развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи в Иркутской области" на 2004 - 2008 гг. (прилагается).
Председатель
Законодательного собрания |
Г.В.Истомин |
Паспорт
областной государственной социальной подпрограммы
"Трансплантация почки и развитие диализной службы
на 2005 - 2008 годы"
21 ноября 2007 г., 5 декабря 2008 г.
Наименование Областная государственная
подпрограммы социальная подпрограмма
"Трансплантация почки и
развитие диализной службы" на
2005 - 2008 годы".
Основание для - Основы законодательства
разработки Российской Федерации об
подпрограммы охране здоровья граждан N
5487-1 от 22.07.1993 г.
- Постановление Правительства
Российской Федерации от
13.11.2001 N 790 "О
федеральной целевой программе
"Предупреждение и борьба с
заболеваниями социального
характера (2002 - 2006
годы)";
- Постановление губернатора
от 30.03.2001 N 165-п "Об
областных государственных
целевых программах";
- Распоряжение губернатора
Иркутской области N 230-р от
02.06.2003 г. "О разработке
областной государственной
социальной программы
"Развитие высокотехнологичных
видов медицинской помощи в
Иркутской области" на 2004 -
2008 гг."
Государственный Администрация Иркутской
заказчик области.
подпрограммы
Ответственный Министрство
исполнитель здравоохранения
подпрограммы Иркутской области.
Основные Министрство
разработчики здравоохранения
Иркутской области, областная
клиническая больница.
Основные цели - Раннее выявление пациентов,
подпрограммы страдающих хронической
почечной недостаточностью,
- жизнеобеспечение и
продление активной жизни
пациентов, страдающих
хронической почечной
недостаточностью
Основные задачи - Оказание высококвали-
фицированной специализи-
рованной помощи
пациентам, страдающим
хронической почечной
недостаточностью
- Совершенствование
гемодиализной службы
Иркутской области
- Создание единого
регионального центра
трансплантации почки и
гемодиализа
Сроки и этапы 2004 - 2008 гг.
реализации 1 этап (2004 - 2005)
подпрограммы Увеличение диализных мест,
совершенствование
гемодиализа, организация
перитонеального диализа.
Подготовка и организация
центра живой родственной
трансплантации почки.
2 этап (2006 - 2008)
Совершенствование диализа.
Подготовка и организация
центра трупной трансплантации
почки.
Перечень - создание областного
основных регистра больных с
мероприятий хронической почечной
недостаточностью,
- модернизация диализного
оборудования отделения
гемодиализа Иркутской
областной клинической
больницы,
- организация и оснащение
отделениий гемодиализа в
гг. Братске, Ангарске,
Саянске.
- создание регионального
центра трансплантации почки.
Исполнители, - Министрство
участники здравоохранения
основных Иркутской области,
мероприятий - ГУЗ Иркутская областная
подпрограммы ордена "Знак Почета"
клиническая больница,
- Восточно-Сибирский центр СО
РАМН
- Иркутский государственный
медицинский университет
- Иркутский государственный
институт усовершенствования
врачей
Сведения о Финансирование подпрограммы
распределении осуществляется за счет
объемов и средств областного бюджета.
источников На 2004 - 2008 гг. - 39 644
финансирования тыс. руб.:
подпрограммы по 2004 - 9 611 тыс. руб.;
годам 2005 - 9 356 тыс. руб.;
2006 - 5 062 тыс. руб.;
2007 - 10 630 тыс. руб.;
2008 - 4 985 тыс. руб.
Ожидаемые - внедрение комплекса
конечные мероприятий по раннему
результаты выявлению пациентов с
реализации хронической ' почечной
подпрограммы недостаточностью
- Пролонгация додиализного
периода приведет к экономии
не менее 29 млн. рублей
ежегодно, а за 5 лет
действия программы - 145 млн.
рублей.
- создание системы оказания
высококвалифицированной
специализированной помощи
больным с хронической
почечной недостаточностью,
общая экономия средств за 5
лет реализации программы
составит 41980 тыс. рублей.
- улучшение качества жизни и
продление активной жизни у
пациентов с хронической
почечной недостаточностью
- продление периода трудовой
деятельности у больных с ХПН
позволит получить прибыль
порядка 233 млн. рублей.
- улучшение качества жизни
пациентов и отсутствие
потребности в хроническом
гемодиализе у пациентов после
трансплантации почки
Система Координацию организации и
организации и реализации мероприятий
контроля за Программы осуществляет
исполнением министрство
подпрограммы здравоохранения
Иркутской области. Контроль
осуществляется
уполномоченными органами в
соответствии с бюджетным
законодательством.
Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Заболевания почек, течение которых сопровождается хронической почечной недостаточности#, является острейшей медико-социальной проблемой, относящейся к приоритетным направлениям практического здравоохранения.
Актуальность проблемы определяется большим количеством пациентов, страдающих ХПН - 52,2 на 100 тыс. взрослого населения в Иркутской области. Ежегодно на стационарном лечении находятся 10.455 пациентов с хроническими заболеваниями почек и почечной недостаточности. Этими больными в стационарах области проведено 135.133 койкодня, в 81 наблюдении лечение закончилось летальным исходом. По данным российского диализного общества Иркутская область занимает 61 место в России по показателю обеспеченности гемодиализом - 18,8 на 1 млн. населения. Ежегодно диагноз почечной недостаточности устанавливается 230 первичным пациентам. Служба хронического гемодиализа Иркутской области, обладающая 12 аппаратами хронического гемодиализа ежегодно проводит постоянную диализную терапию 70 пациентам, работая в три смены. В настоящее время в Иркутской области 400 пациентов нуждается в постоянном гемодиализе, следовательно, необходимо увеличение парка диализных машин, как минимум вдвое. Значимо улучшить качество жизни этих пациентов и снизить потребность в диализной помощи может технология трансплантации почки, которую Иркутская область на сегодняшний день не имеет. Нуждаемость в трансплантации почки - 25-30 пациентов ежегодно. За пределами региона в прошлом году выполнено 6 трансплантаций почки жителям области. Стоимость каждой, для областного бюджета, составила от 22 до 33 тысяч долларов, в зависимости от состояния пациента и центра, где выполнялась трансплантация. Если учесть социальную и экономическую эффективность трансплантации почки, то становится очевидной целесообразность создания службы трансплантации почки в Иркутской области.
Цели, задачи, сроки, этапы реализации
Для реализации задачи по оказанию высококвалифицированной специализированной помощи пациентам, страдающим хронической почечной недостаточностью (ХПН), планируется внедрение современных технологий диагностики и лечения пациентов с заболеваниями почек, улучшение работы по раннему выявлению пациентов с ХПН, создание областного регистра больных с ХПН, оказание организационно-методической помощи в организации нефрологической службы в гг. Братске, Ангарске, Иркутске, Саянске. Важное значение имеет обеспечение повышения профессиональной квалификации врачей-нефрологов и усовершенствования врачей общей практики по вопросам нефрологии.
Совершенствование диализной службы области предусматривает закупку 6 аппаратов для проведения гемодиализов с соотвествующим# расходным материалом, приобретение расходного материала для перитонеального диализа, а также системы водоподготовки и репроцессинга диализаторов.
Выполнение задачи по созданию центра трансплантации почки предусматривает на 1 этапе (2004 - 2005) создание лаборатории серологического типирования по 1 классу антигенов ГКГ, лаборатории лекарственного мониторинга и приобретение необходимого медикаментозного обеспечение трансплантации, на 2 этапе - создание лаборатории ПЦР типирования по 2 классу антигенов ГКГ и лаборатории гаммасцинтиграфического контроля за функцией трансплантата. Создание новых лабораторий планируется за счет интенсификации труда и перераспределения имеющихся площадей лабораторий Государственного учреждения здравоохранения ГУЗ Иркутская областная ордена "Знак Почета" клиническая больница.
Сведения о распределении объемов и источников
финансирования подпрограммы по годам
Таблица 1
Объем финансирования подпрограммы
по годам (тыс. руб.)
Мероприятия | 2004 - 2008 |
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Создание областного регистра больных с хронической почечной недос- таточностью |
30,0 | 30,0 | - | - | - | - |
Приобретение диализного оборудования для Иркутской областной клинической больницы |
26390,0 | 5894,0 | 4072,0 | 3504,0 | 8571,0 | 4349,0 |
Организация и оснащение отделений гемодиализа в г.Братске, г.Ангарске, г.Саянске |
2360,0 | 1860,0 | - | 500,0 | 0 | |
Создание и приобретение оборудования для центра трансплантации почки на базе Иркутской областной больницы |
10864,0 | 3687,0 | 3424,0 | 1558,0 | 1559,0 | 636,0 |
Всего по подпрограмме: |
39644,0 | 9611,0 | 9356,0 | 5062,0 | 10630,0 | 4985,0 |
Мероприятия подпрограммы реализуются за счет областного бюджета.
Механизм реализации подпрограммы
и система контроля
Государственным заказчиком подпрограммы является администрация Иркутской области.
Ответственный исполнитель - министрство здравоохранения Иркутской области осуществляет реализацию программных мероприятий.
Приобретение материально-технических средств или иного имущества, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных мероприятиями Программы, осуществляется на основании государственных контрактов (договоров), заключенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Приобретаемое в рамках настоящей Программы имущество поступает в установленном порядке в государственную собственность Иркутской области.
Министрство здравоохранения Иркутской области в ходе реализации подпрограммы обеспечивает координацию деятельности исполнителей программных мероприятий, осуществляет контроль за ходом реализации и эффективным использованием средств.
Ответственный исполнитель подпрограммы предоставляет отчет в уполномоченные органы исполнительной власти Иркутской области о ходе финансирования и исполнения подпрограммы в порядке, установленном законодательством.
Прогноз и оценка ожидаемых социально-экономических
результатов реализации программы
1. Диагностика хронической почечной недостаточности на ранних стадиях и своевременное лечение позволит отсрочить наступление терминальной стадии и начало заместительной почечной терапии на 3-4 года. Пролонгация додиализного периода приведет к экономии не менее 29 млн. рублей ежегодно, а за 5 лет действия программы - 145 млн. рублей.
2. Кроме того, 40 - 50% пациентов в течение этого периода сохранит трудоспособность. Сохранение трудоспособности пациентов позволит получить прибыль 29 700 000 руб.; а за время реализации программы общая прибыль составит не менее 148 млн.руб.
3. Своевременное квалифицированное специализированное лечение позволит достичь стойкой компенсации заболевания и тем самым:
- Сократить число обращений пациентов с заболеваниями органов мочеполовой системы в целом по области с 280 тыс. обращений в год до 224 тыс. обращений в год к урологу и нефрологу; за 5 лет экономия составит 28 600 000 руб.
- Уменьшить количество койко-дней по данным специальностям на 10%. В настоящее время общее количество койко-дней по урологии, нефрологии и отделению хронического гемодиализа составляет: 23400+11400+8000=42 800 койко-дней ежегодно. Уменьшение суммарного количества койко-дней до 32 120 позволит сэкономить порядка 11 млн. рублей.
- Уменьшение пребывания больных с ХПН в реанимации на 12 % (с 800 к/д до 704 к/д) приведет к экономии денежных средств 1 680 000 руб.
4. Улучшение качества диализной помощи, внедрение трансплантации почки приведет к увеличению доли больных на заместительной почечной терапии, сохранивших трудоспособность. В период действия программы предполагается оказание заместительной почечной терапии 285 больным. Из них не менее 30 % будут трудоспособными и прибыль составит 85 140 000 рублей за 5 лет.
5. Организация трансплантации почки в Иркутске позволит увеличить количество, снизить затраты с 4,5 - 6,3 млн. рублей до 1,5 - 2,1 млн. рублей ежегодно. За пять лет, экономия составит 15 - 21 млн. рублей. Возможно, получение дополнительной прибыли за счет проведения платных операций жителям других регионов.
6. Кроме экономического эффекта, будет достигнут важный социальный эффект: увеличение количества больных на заместительной почечной терапии, увеличение продолжительности жизни на 3 - 4 года, улучшение ее качества у больных с хронической почечной недостаточностью. Будет осуществлено внедрение новой высокотехнологической медицинской помощи - перитонеального диализа и трансплантации почки.
Таким образом, за 5 лет в результате действия программы будет получен экономический эффект 463 629 800 - 342 629 800 рублей, что в 7 - 10 раз превысит расходы на подпрограмму.
Сведения о государственном заказчике и
разработчиках подпрограммы
Государственный заказчик подпрограммы - администрация области.
Основные разработчики подпрограммы:
- министрство здравоохранения Иркутской области,
- ГУЗ Иркутская областная ордена "Знак Почета" клиническая больница.
Перечень
основных мероприятий областной государственной
социальной подпрограммы "Трансплантация почки и развитие
диализной службы" на 2004 - 2008 гг. (тыс. руб.)
Мероприятия | 2004 - 2008 |
В том числе | Исполнители и участники мероприятий |
||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |||
1. Эпидемиологичес- кое исследование частоты ХПН в Иркутской области. |
|||||||
1.1. Проведение исследования и создание регистра больных с хронической почечной недостаточностью в Иркутской области |
30,0 | 30,0 | - | - | - | министрство здравоохране- ния Иркутской области, Иркутская государствен- ная областная больница |
|
2. Совершенствование гемодиализной службы Иркутской области |
|||||||
2.1. Приобретение аппаратов для гемодиализа для Иркутской государственной областной клинической больницы, для г.Ангарска (2), г.Братска (2), г.Саянска(2) |
9247,0 | 2 349,0 | - | - | 2 898,0 | 4000,0 | |
2.2.Приобретение системы водоподготовки на 20 диализных мест для Иркутской областной клинической больницы, системы водоподготовки на 10 диализных мест для г.Братска |
4 030,0 | - | 1 860,0 | - | 2 170,0 | - | министрство здравоохране- ния Иркутской области, иркутская государствен- ная областная больница |
2.3. Приобретение аппарата для репроцессинга диализаторов "Ренатрон" для Иркутской областной клинической больницы |
765,0 | 765,0 | - | - | - | - | |
2.4. Приобретение аппарата для приготовления диализного концентрата "Гранумикс" для Иркутской областной клинической больницы, для г.Братска |
1 058,0 | - | 558,0 | - | 500,0 | - | |
2.5. Приобретение оборудования для организации центра перитонеального диализа на базе Иркутской областной клинической больницы, приобретение расходного материала для центра перитонеального диализа |
13 525 | 2 723,0 | 3 485,0 | 3 484,0 | 3 484,0 | 349,0 | |
2.6. Организация и участие в семинарах, конференциях для повышения квалификации вра- чей - нефрологов и врачей гемодиализа |
130,0 | 60,0 | 30,0 | 20,0 | 20,0 | 0 | министрство здравоохране- ния Иркутской области, Иркутская государствен- ная областная больница |
3. Создание регионального центра трансплантации почки |
|||||||
3.1. Приобретение оборудования и реактивов для организации лаборатории серологического типирования по 1 классу антигенов главного комплекса гистосовместимости на базе Иркутской областной клинической больницы |
3 807,0 | 2 371,0 | - | 519,0 | 519,0 | 398,0 | |
3.2. Приобретение оборудования и реактивов для организации лаборатории типирования методом полимеразно-цепной реакции по 2 классу антигенов главного комплекса гистосовместимости на базе Иркутской областной клинической больницы |
4213,0 | 3 175,0 | 519,0 | 519,0 | 0 | ||
3.3. Приобретение оборудования и реактивов для организации лаборатории лекарственного мониторинга на базе Иркутской областной клинической больницы |
1 821,0 | 1 063,0 | - | 260,0 | 260,0 | 238,0 | |
3.4. Приобретение оборудования и расходных материалов для организации лаборатории определения функции трансплантата с помощью метода гаммасцинтиграфии на базе Иркутской областной клинической больницы |
768,0 | 248,0 | 260,0 | 260,0 | 0 | ||
3.5. Повышение квалификации специалистов в НИИ трансплантологии Минздрава России |
250,0 | 250,0 | |||||
Всего по подпрограмме: |
39 644,0 | 9 611,0 | 9356,0 | 5062,0 | 10 630,0 | 4985,0 |
Заместитель председателя
Законодательного собрания |
Ю.И.Рожков |
Паспорт
областной государственной социальной подпрограммы
"Развитие кардиохирургической службы
в Иркутской области на 2004 - 2008 годы"
21 ноября 2007 г., 5 декабря 2008 г.
Наименование Областная государственная
подпрограммы: социальная подпрограмма
"Развитие кардиохирургической
службы в Иркутской области"
на 2004 - 2008 гг.
Основание для 1. Основы законодательства
разработки Российской Федерации об
подпрограммы: охране здоровья граждан N
5487-1 от 22.07.1993 г.
2. Программа
социально-экономического
развития Иркутской области до
2005 года, раздел
"Здравоохранение" (утверждена
законом Иркутской области от
11.07.2002 г. N 33-оз)
3. Постановление губернатора
от 30.03.2001 г. N 165-п "Об
областных государственных
целевых программах"
4. Устав Иркутской области,
п.2 ст.33, ст.38(1)
5. Распоряжение губернатора
Иркутской области N 230-р от
02.06.2003 г. "О разработке
областной государственной
социальной программы
"Развитие высокотехнологичных
видов медицинской помощи в
Иркутской области" на 2004 -
2008 гг."
Государственный Администрация Иркутской
заказчик области
подпрограммы:
Ответственный Министрство
исполнитель здравоохранения
подпрограммы: Иркутской области
Основной Министрство
разработчик здравоохранения
подпрограммы Иркутской области
Основные цели - снижение инвалидизации
подпрограммы: трудоспособного населения от
сердечно-сосудистых
заболеваний;
снижение смертности
трудоспособного населения
области в результате
обеспечения современными
видами неотложной
кардиологической и
кардиохирургической помощи;
- снижение младенческой
смертности.
Основные задачи расширение объема и диапазона
подпрограммы: неотложной помощи при остром
коронарном синдроме и
жизнеугрожающих аритмиях и
современных
кардиохирургических операций
при сердечно-сосудистых
заболеваниях, являющихся
основной причиной смертности
и инвалидизации
трудоспособного населения;
обеспечение современной
кардиореанимационной и
кардиохирургической помощи
детям с ВПС с увеличением
объема коррекционных
вмешательств, их
своевременности и
доступности;
развитие эффективной службы
своевременного выявления
больных с серьезными
сердечно-сосудистыми
заболеваниями, диагностики и
направления на
кардиохирургическое лечение;
создание регистра больных с
сердечно-сосудистыми
заболеваниями, нуждающихся в
кардиохирургической помощи и
высоквалифицированной#
консультативной службы,
включая долговременное
наблюдение после
кардиохирургических операций;
- создание технических,
профессиональных и
экономических основ
возобновления межрегиональной
деятельности Иркутского
кардиохирургического центра.
Сроки и этапы 2004 - 2008 гг..
реализации Первый этап: 2004 - 2005 гг.
подпрограммы: формирование единого регистра
больных Иркутской области с
сердечно-сосудистыми
заболеваниями, требующими
кардиохирургической помощи;
совершенствование системы
профессионального образования
кардиохирургов,
кардиореаниматологов,
кардиологов, педиатров;
повышение квалификации
медицинских работников в
ведущих кардиохирургических
клиниках;
создание постоянно
действующего информационно-
консультативного ресурса в
кардиохирургическом отделении
ОКБ с применением современных
телемедицинских технологий;
расширение объема
кардиохирургических операций
при ИБС и приобретенных
пороках у взрослых, ВПС у
детей;
расширение диапазона
кардиохирургической помощи
детям с ВПС на базе
кардиохирургического
отделения ГУЗ Иркутской
областной ордена "Знак Почета"
клинической больницы;
увеличение объема
кардиохирургической помощи с
приближением к минимальным
показателям европейского
уровня на 1 млн. населения
(ежегодное выполнение 700
операций, в т.ч. 250 на
открытом сердце).
Второй этап - 2006 - 2007 гг.
увеличение объема
кардиохирургической помощи до
минимального европейского
уровня на 1 млн. населения
(за год выполнение 800
операций, в т.ч. 300 операций
на открытом сердце);
внедрение системы современных
неотложных
лечебно-диагностических
технологий для взрослых и
детей с сердечно-сосудистыми
заболеваниями (тромболизис,
баллонная контрпульсация,
стентирование и экстренное
аорто-коронарное шунтирование
при ИБС);
своевременное выявление детей
раннего возраста с ВПС
начиная с родильного дома,
обеспечение им своевременной
кардиологической и
кардиохирургической помощи;
совершенствование системы
взаимодействия родильных
домов, поликлиник, службы
санавиации и
кардиохирургического центра с
целью своевременного
выполнения оперативного
вмешательства.
Третий этап - 2008 г.
достижение минимального
объема деятельности
европейских
кардиохирургических центров
на 1 млн. населения (за год
выполнение 1000 операций, в
т.ч. 400 на открытом сердце);
организация неотложной помощи
и кардиохирургической
коррекции детям с ВПС младшей
возрастной группы (в возрасте
от 6 мес. до 3 лет);
внедрение принципов
восстановительного лечения
после кардиохирургических
операций при ВПС;
внедрение системы
восстановительного лечения
пациентов после
кардиохирургические# операций
при ишемической болезни и
приобретенных пороках сердца;
разработка принципов единой
системы наблюдения пациентов
с сочетанной сердечно-
сосудистой патологией.
Основная цель Цель: сохранение жизни и
мероприятий: профилактика инвалидизирующих
осложнений при тяжелых
сердечно-сосудистых
заболеваниях у детей,
подростков, лиц молодого и
зрелого возраста, продление
активного работоспособного
периода жизни взрослого
населения, повышение качества
жизни и уровня
трудоспособности, снижение
числа случаев тяжелой
инвалидизации пациентов с
сердечно-сосудистыми
заболеваниями;
доклиническая и ранняя
диагностика ишемической
болезни сердца, врожденных и
приобретенных пороков сердца,
тяжелых аритмий;
организация службы неотложной
кардиореанимационной помощи
при остром коронарном
синдроме и жизнеугрожающих
аритмиях для пациентов всех
возрастных групп;
внедрение современных
кардиохирургических
технологий при
сердечно-сосудистых
заболеваниях и значительное
увеличение их количества;
- организация единого цикла
наблюдения на базе ГУЗ
Иркутской областной ордена
"Знак Почета" клинической
больницы
пациентов с
сердечно-сосудистыми
заболеваниями, с
преемственностью
диагностических, лечебных и
реабилитационных мероприятий
всех служб помощи
Исполнители, - министрство
участники здравоохранения
основных Иркутской области,
мероприятий - ГУЗ Иркутская областная
подпрограммы ордена "Знак Почета"
клиническая больница,
- Институт хирургии
Восточно-Сибирского центра СО
РАМН
- Иркутский государственный
медицинский университет
- Иркутский государственный
институт усовершенствования
врачей
Объемы и средства областного бюджета в
источники объеме 90 344 тыс.руб. (в
финансирования ценах 2003 г. с
подпрограммы: индексацией в последующие
годы):
- в 2004 году - 11 137,0 тыс.
руб.;
- в 2005 году - 23 810,0 тыс.
руб.;
- в 2006 году - 22 312,0 тыс.
руб.;
- в 2007 году - 23 263,0 тыс.
руб.;
- в 2008 году - 9 822 тыс.
руб.
Ожидаемые - снижение смертности
конечные населения от
результаты сердечно-сосудистых -
реализации заболеваний в среднем с 73,3
подпрограммы: на 10 тыс. взрослого
населения до 47,6 на 10 тыс.
взрослого населения,
- восстановление
трудоспособности у лиц с
тяжелой формой ИБС на период
5 - 7 лет, экономический
эффект при этом составит 495
млн. рублей.
- снижение уровня
инвалидизации населения от
основной причины -
сердечно-сосудистых
заболеваний с 41,9 на 10 тыс.
взрослого населения до 27,2
на 10 тыс. взрослого
населения (в абсолютных
цифрах - 2940 человек за 5
лет реализации подпрограммы),
что позволит снизить затраты
на выплату пособий по
инвалидности минимум на 2058
тыс. рублей, а прибыль для
бюджета области составит не
менее 170 млн. рублей
- повышение качества жизни
пациентов с
сердечно-сосудистыми
заболеваниями.
- Снижение показателя
младенческой смертности с
15,0 на 1000 родившихся
живыми до 10-12 на 1000
родившихся живыми, прибыль
при этом составит не менее
350 млн. руб.
Система Координацию организации и
организации и реализации мероприятий
контроля за Программы осуществляет
исполнением министрство
подпрограммы: здравоохранения Иркутской
области.
Контроль осуществляется
уполномоченными органами в
соответствии с бюджетным
законодательством.
Принятые сокращения и условные обозначения:
ГУЗ Иркутская областная ордена "Знак Почета" клиническая больница
ИГИУВ - Иркутский государственный институт усовершенствования врачей
ВСНЦ ВСФ СО РАМН - Восточно-Сибирский научный центр Восточно-Сибирского филиала Сибирского отделения Российской академии медицинских наук
НИИПК - научно-исследовательский институт патологии кровоообращения# г.Новосибирска
ИССХ - институт сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева (г.Москва)
ВОЗ - всемирная организация здравоохранения
ВПС - врожденный порок сердца
ЭКС - электрокардиостимулятор
ИБС - ишемическая болезнь сердца
АКШ - аортокоронарное шунтирование
СФО - Сибирский федеральный округ
ИК - искусственное кровообращение.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Болезни органов кровообращения в Иркутской области, как и в развитых странах мира - главная причина смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте. Население Иркутской области в 2001 г. составило 2 712 000 человек (без Усть-Ордынского автономного округа - 2 570 000); уровень смертности - 15,8 случая на 1 000 населения, из них от сердечно-сосудистых заболеваний - 7,3 на 1000 населения, т.е. очевидна ведущая роль этих болезней среди причин смерти населения. По России уровень смертности от болезней системы кровообращения составил в 2001 г. 8,7 на 1000 взрослого населения, но более низкая смертность в Иркутской области не должна успокаивать, т.к. за период с 1998 г. по 2002 г. показатель смертности от болезней системы кровообращения вырос на 29,5% (5,7 на 1000 взрослого населения в 1998 году до 7,3 на 1000 взрослого населения в 2002 г.). Уровень смертности мужского населения, за этот же период времени, вырос на 36,9% (с 5,4 на 1000 взрослого населения в 1998 г. до 7,5 на 1000 взрослого населения в 2002 г.).
Всего в 2001 г. умерло 40 365 человек, из них от сердечно-сосудистых заболеваний - 18 540 (45,9% от 40 365). Таким образом, каждый час в нашей области умирает 4 - 5 человек, и 2 из них - от болезней сердца и сосудов.
В структуре первичной инвалидности за 2002 г. первое место занимают заболевания сердечно-сосудистой системы - 41,9 на 10000 взрослого населения (в 2001 г. - 40,5, в 2000 г.- 34,4).
В современном мире сердечно-сосудистая хирургия является важнейшим фактором снижения заболеваемости, инвалидизации и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и одновременно реальным фактором улучшения качества жизни и удлинения ее продолжительности.
К сердечно-сосудистым заболеваниям современного общества относятся врожденные и приобретенные пороки сердца, ишемическая болезнь, аритмии, сосудистые заболевания и терминальная сосудистая недостаточность,. В России ежегодно сердечно-сосудистыми заболеваниями болеет почти 15 млн. человек, заболеваемость в 2001 г. составляла 174,3 на 1000 населения, в Иркутской области заболеваемость болезнями системы кровообращения в этом же, 2001 г. составила 174,8 на 1000 населения, в 2002 году наблюдается рост заболеваемости до 186,6 на 1000 населения, занимая второе место в структуре общей заболеваемости населения области, а в структуре смертности эта патология достигла катастрофических значений - более 55% от всех причин смертности. Затраты на здравоохранение при этом резко отстают от развитых стран мира - так, в США 870 центров выполняют операции на открытом сердце, из них 230 - операцию пересадки сердца, против 60 и 2 в РФ соответственно.
По данным ВОЗ, снижение инвалидности и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний прямо зависит от обеспеченности своевременной и адекватной кардиохирургической помощью, что наиболее эффективно при выполнении не менее 1 тыс. операций на открытом сердце и столько же ангиопластик коронарных артерий + 400 имплантаций электрокардиостимуляторов на 1 млн. населения в год.
Советом руководителей кардиохирургических центров Сибири 25.10.02 г. принята целевая социальная программа Сибирского Федерального округа "Об оказании медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями", в которой предусмотрен на 2002 - 03 гг. рост объема специализированной кардиохирургической помощи населению Сибири до минимальных показателей европейского уровня - на 1 млн. населения ежегодно 400 операций, в том числе 120 на открытом сердце.
В Иркутской области благодаря "Программе развития кардиохирургической службы на 2001 - 2003 гг.", объем операций на сердце увеличился в 4 раза в сравнении с 1989 - 2000 гг. (за 2001 г. сделано 400 операций, из них 110 на открытом сердце). Однако это далеко не соответствует указанному выше минимальному показателю европейского уровня, по которому в расчете на число жителей в области должно ежегодно выполняться (400x2,57)=1028 операций, из них 308 на открытом сердце. Поэтому положительная динамика показателей продолжительности жизни и снижения инвалидизации от выполнения программы кардиохирургической службы области возможна при доведении объемов оперативной помощи хотя бы до уровня минимальных европейских.
Выполнение программы развития кардиохирургической службы за 2001 - 03 гг. позволило значительно увеличить число и расширить спектр кардиохирургических операций у детей с ВПС. Однако кардиохирургическая помощь детям раннего возраста в области только начинает формироваться и пока не имеет должного технического, кадрового и организационного обеспечения. По данным Коллегии МЗ РФ от 05.02.02. в регионах страны 40 - 80% пациентов с ВПС своевременно не получают оперативного лечения и предложено, наряду с федеральными центрами, ряду наиболее отвечающих современным требованиям областных центров (отделений) придать статус межрегиональных для обеспечения кардиохирургической помощи детям данного федерального округа.
На сегодня в СФО по объему операций у детей с ВПС кардиохирургическое отделение ГУЗ Иркутской областной ордена "Знак Почета" клинической больницы г.Иркутска находится на 2 месте после федерального центра (НИИПК г.Новосибирска), и это дает основания для перспективного развития кардиохирургической помощи детям раннего возраста и возобновления межрегионального статуса Иркутского центра.
За время реализации Программы в области устойчиво возрастало число операций при ИБС (2000 г. - 35, 2001 г. - 75, 2002 г. - 90 операций). Внедрены современные методики операций, позволяющие выполнить коронарное шунтирование без искусственного кровообращения, что значительно снижает число осложнений, уменьшает срок пребывания в кардиореанимации и стационаре, способствует более быстрой реабилитации. В 2002 г. летальность после шунтирующих операций при ИБС составила 3,3%, что ниже общероссийского показателя смертности при этом заболевании (4,3% в 2001 г.). Между тем, число операций коронарного шунтирования в области на 1 млн. населения значительно ниже, чем в России и в СФО. Так, в РФ в 2001 г. на 1 млн. населения выполнено 43 аорто-коронарных шунтирования, в СФО - 51,2, а в Иркутской области области - 27,7 и в 2002 году - 33,3.# Если число операций в СФО в 2001 г. при врожденных пороках сердца составило 10% от необходимого, при приобретенных - 7,5%, а при ИБС - не более 6,8%. В Иркутской области в 2001 г. выполнено 6,9% коронарных шунтирующих операций от уровня минимальной потребности, а в 2002 г. - 8,3%. Поскольку ИБС является основной причиной инвалидности и смертности населения и показатель смертности возрастает, особенно среди трудоспособного населения, очевидна социально-экономическая значимость этой проблемы.
Для устойчивых позитивных сдвигов в состоянии здоровья населения, в программе СФО "Об оказании медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями" в 2004 - 2006 гг. планируется увеличить объем кардиохирургической помощи до средних европейских показателей (ежегодно 700 кардиохирургических операций, в том числе 300 - 350 - на открытом сердце на 1 млн. жителей). В расчете на население Иркутской области это должно составить 1 800 операций в год, из них 770 на открытом сердце. Согласно этим должным объемам кардиохирургической помощи, существующий технический и кадровый потенциал Иркутского центра не сможет обеспечить выполнения такого числа операций и в будущем отставание по этому виду медицинской помощи, определяющей уровень инвалидизации и смертности населения в мире, будет стремительно возрастать. Поэтому выполняемые в рамках Программы развития кардиохирургической службы на 2001 - 2003 гг. мероприятия можно оценить как стартовые, на основе которых должно продолжаться непрерывное плановое развитие этой высокоспециализированной службы.
В настоящее время в мире диагностические и лечебные технологии для лечения сердечно-сосудистых заболеваний не разграничиваются на консервативные и оперативные, а оптимальный объем помощи предусматривает сочетание и чередование таких методов. Поэтому в развитых странах мира нет раздельных терапевтических и хирургических клиник для больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а есть единые кардиологические центры, которые обязательно включают кардиохирургические отделения. Диагностика многих заболеваний сердца и сосудов невозможна без использования сложных исследований, которые выполняются на аппаратах, служащих и целям оперативного лечения.
Поскольку в мире среди сердечно-сосудистых заболеваний ведущей является ишемическая болезнь сердца, в США, Канаде, Японии и европейских странах количество различных оперативных пособий при этоангиопластик и операций аорто-коронарного шунтирования ежегодно достигает 2 500 - 3 000 и около 1 200 операций на магистральных и периферических сосудах на 1 млн. населения.# Считается, что на 1 млн. жителей нужен хотя бы 1 стационар, выполняющий в год не менее 1 000 операций на открытом сердце. Для проведения такого числа операций требуется предварительно не менее 4 000 внутрисердечных исследований. Кроме того, 500 - 600 человек из каждого миллиона населения подвергаются операции имплантации электрокардиостимулятора и более 100 человек - имплантации кардиовертера-дефибриллятора.
Таким образом, по меньшей мере 9 000 - 10 000 человек на 1 млн. населения ежегодно нуждаются в диагностических и лечебных пособиях, которые может обеспечить только сердечно-сосудистая хирургия.
При врожденных пороках сердца у детей хирургическое лечение является практически безальтернативным методом, т.к. для подавляющего большинства из них разработаны способы оперативной коррекции. Однако эффективность кардиохирургических операций при ВПС зависит от их своевременности, а также качества кардиореанимационной помощи. В настоящее время система неотложной кардиологической помощи детям в стране и области развита крайне недостаточно. Требуют внедрения современные медицинские технологии, позволяющие осуществлять пред- и послеоперационное лечение при врожденных пороках сердца.
Своевременность кардиохирургической коррекции ВПС в мире обеспечивается возможностями ранней диагностики, в том числе антенатальной, а также организационными решениями медицинской службы, позволяющими максимально приблизить лечебно-диагностическую помощь новорожденным и детям раннего возраста к перинатальным центрам. В настоящее время недостаточно отработано взаимодействие клиник, обеспечивающих корректное медицинское наблюдение этой категории больных, хотя эффективность их лечения по мировым данным является чрезвычайно высокой. По данным ВОЗ, из детей с ВПС (а их рождается 10 на 1000 новорожденных) без оперативного лечения 75 - 80% погибают до 3 летнего возраста. Хирургические вмешательства у детей старше 1 года уже менее эффективны, т.к. последствия порока могут стать необратимыми. В то же время современный уровень сердечно-сосудистой хирургии в 97% случаев позволяет полностью восстановить здоровье ребенка, если он прооперирован вовремя.
В кардиохирургическом отделении ГУЗ Иркутской областной ордена "Знак Почета" клинической больницы, кроме взрослых коек, предусмотрено 25 детских. В отделении постоянно находится на обследовании и лечении не менее 15-20 детей 0-18 лет, и выполняются кардиохирургические операции по поводу врожденных и приобретенных пороков сердца и жизнеугрожающих аритмий. В Иркутской области в 2001 - 03 гг. отчетливые успехи достигнуты по кардиохирургической помощи детям с ВПС. По этому показателю работы кардиохирургический центр ГУЗ Иркутской областной ордена "Знак Почета" клинической больницы г.Иркутска в последние 3 года вышел на 2 место среди регионов Сибири и Дальнего Востока после НИИПК г.Новосибирска.
В Перинатальном центре ГУЗ Иркутской областной ордена "Знак Почета" клинической больницы в 2002 г. развернуто отделение 2-го этапа выхаживания новорожденных. Детям со сложными ВПС после рождения требуется немедленная кардиохирургическая помощь, а состояние не позволяет транспортировать их в иногородние клиники. По опыту перевода в г.Новосибирск в последние 2 года, не менее 60% этих пациентов погибли. По тяжести состояния ни одного ребенка с серьезным врожденным пороком сердца в возрасте до 1 года в 1999 - 02 гг. не удалось транспортировать для кардиохирургической операции в ИССХ г.Москвы.
Опыт работы зарубежных и отечественных кардиохирургических центров показал, что ранняя диагностическая и лечебная помощь младенцам с тяжелыми ВПС является неотложной и не допускает отдаленной транспортировки. Для полноценной деятельности детских коек в кардиохирургическом отделении ГУЗ Иркутской областной ордена "Знак Почета" клинической больницы требуются специальные условия для маленьких детей -- реконструкция палат, приобретение устройств ухода (источники лучистого тепла, специальные кровати), развертывание палаты реанимации для раннего возраста и расширение штатного расписания медицинского персонала. Это позволит ежегодно спасать жизнь сотне детей до 3 лет с ВПС выполнением радикальной либо облегчающей (паллиативной) операции, позволяющей избежать развития необратимых осложнений.
Серьезным разделом кардиохирургической помощи населению является коррекция приобретенных пороков сердца, формируются вследствие ревматического и инфекционного поражения сердца. Большинство пациентов с этими пороками трудоспособного возраста (от 18 до 55 лет). При своевременном и качественном оперативном лечении они возвращаются к трудовой деятельности, а без операции становятся тяжелыми инвалидами либо быстро умирают. Без кардиохирургического лечения смертность больных при бактериальном эндокардите равна 40 - 50%, а выжившие остаются тяжелыми инвалидами.
Ишемическая болезнь сердца остается основной причиной инвалидности и смертности взрослого населения большинства стран мира. В России смертность от ИБС лиц в возрасте от 45 до 64 лет, по данным Европейского кардиологического общества, является самой высокой в Европе. По данным официальной статистики, в России показатели смертности от ИБС в 2001 г. составили 409,5 на 100 тыс.населения. По сравнению с 2000 г. этот показатель возрос на 2,3%, а у больных с впервые выявленным диагнозом - на 3%. Хирургические методы занимают важнейшее место в лечении больных с ИБС. По сравнению с 2000 г., в 2001 г. в России увеличилось на 31,6% число больных, перенесших операцию АКШ. Но число выполненных операций значительно меньше минимальной потребности, которая составляет 400 - 500 операций на 1 млн. населения. Исходя из рекомендаций ВОЗ, в Иркутской области ежегодно необходимо выполнять 1008 - 1300 операций коронарного шунтирования, а в 2002 г. сделано лишь 8,3% операций от минимальной потребности.
В 2001 г. российский показатель числа выполненных операций АКШ составил 43 на 1 млн. населения, а в Европе в 1999 г. - 429. В СФО в 2001 г. на 1 млн населения было выполнено 51,2 операций АКШ. В нашей области, несмотря на ежегодное увеличение числа операций коронарного шунтирования, этот показатель в 2002 г. составил 33,3 на 1 млн населения, что ниже чем в РФ и СФО.
Средний показатель операций с искусственным кровообращением по России составляет 98,8 на 1 млн. населения, а в СФО - 115,5. При этом операции с искусственным кровообращением в России при ВПС в 2001 г. составляют 31,4% от общего числа операций с ИК, при приобретенных - 32,4%, а при ИБС - 35,1%. В нашей области удельный вес операций с ИК при ИБС в 2002 г. составил всего 23,3%.
Для обеспечения достаточного уровня хирургической помощи больных с ИБС необходимо выполнять ежегодно не менее 3 000 диагностических ангиографических исследований коронарных артерий (коронарографий) на 1 млн. населения. В России этот показатель в 2001 г. составил 170,6, а в Европе в 1999 г. - 2761. В Иркутской области в 2002 г. было выполнено 250 коронарографических исследований, что составляет 92,6 на 1 млн. населения.
В нашей области отсутствует система помощи больным с острыми нарушениями коронарного кровообращения, в первую очередь с инфарктом миокарда, которая заключается в безотлагательном проведении хирургических и эндоваскулярных методов лечения. Между тем в развитых странах мира и центральных городах РФ эта система является основой медицинской помощи кардиологическим пациентам. Именно она спасает от острого сердечного приступа миллионы жизней с помощью тромболизиса, баллонной ангиопластики либо стентирования коронарных артерий. В России в 2001 г. на 1 млн. населения было выполнено 37,3 баллонных ангиопластик и 21,4 - стентирований коронарных артерий, а в Европе в 1999 г. - 853 и 587 соответственно. В то же время в Иркутской области в 2001 г. этот показатель составил всего 4,4 ангиопластик и 1,5 стентирований коронарных артерий на 1 млн. населения (!!!). Как результат такого уровня кардиохирургической помощи, смертность от инфаркта миокарда составила в 2001 г. по Иркутской области 41,9 на 100 тыс. взрослого населения, что на 5,4% выше, чем в 2000 г. - 39,8 на 100 тыс. взрослого населения; в то же время, по Сибирскому Федеральному округу смертность от этой нозологии составила 37,1 на 100 тыс. взрослого населения в 2000 и 2001 годах.
Такое положение с организацией помощи при ИБС объясняется ограниченными возможностями кардиохирургического отделения, вынужденного оказывать на 50 койках помощь больным с врожденными, приобретенными пороками сердца и ИБС одновременно всему населению области. При этом подавляющее большинство коронарографических исследований выполняется на койках кардиохирургического отделения ГУЗ Иркутской областной ордена "Знак Почета" клинической больницы (в 2002 г. из 250 коронарографий только 35 были выполнены в кардиологическом отделении), что не позволяет достигнуть даже минимального уровня потребности населения области в операциях коронарного шунтирования (расчетное число 1008 - 1350), диагностических коронарографических исследованиях (расчетное число 8100), эндоваскулярных вмешательствах (расчетное число 2160 ангиопластик и 1620 стентирований).
В целом, областная программа "Развитие кардиохирургической помощи в Иркутской области на 2001 - 3003 гг." позволила создать условия для возрождения самого высокотехнологичного вида медицинской помощи - неотложной и плановой кардиологической службы. Далеко не во всех регионах России есть такие центры, хотя без них в мире ни одна клиника не считается лечебным учреждением высокого уровня. В соответствии с выполненными мероприятиями областной программы, ежегодный объем операций в кардиохирургическом отделении ГУЗ Иркутской областной ордена "Знак Почета" клинической больницы достиг наивысшего показателя за 30 лет его существования - в 2002 г. было выполнено 526 операций на сердце и в том числе 156 с искусственным кровообращением). К сожалению, достигнутый объем лечебных и диагностических вмешательств серьезно отстает от потребностей населения согласно современным критериям уровня показателей кардиологической службы в стране и в мире.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Текст "на 2001 - 3003 гг." следует читать как "на 2001 - 2003 гг."
На сегодня в области из больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, нуждающихся в кардиохирургической помощи, получают ее не более 10% таких пациентов. Для радикального снижения первичной инвалидности и общей смертности, увеличения средней продолжительности жизни необходимо, согласно современным европейским стандартам (484 операции на открытом сердце в год на 1 млн. населения), выполнять в области ежегодно постоянно не менее 1300 операций на открытом сердце, что возможно только при долговременном поэтапном развитии кардиохирургической службы.
По расчетам ВОЗ, для создания либо этапного переоснащения кардиохирургического центра нужно не менее 5 млн. долларов единовременных затрат только на оборудование (без учета дорогостоящих расходных материалов). Однако эффективность этих вложений в развитых странах мира доказана увеличением средней продолжительности жизни на 20 - 30 лет с продлением трудоспособности после внедрения современных неотложных кардиологических и кардиохирургических методов лечения болезней сердца и сосудов.
II. Цели, задачи, сроки
и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма предназначена для внедрения высоких технологий единого лечебно-диагностического цикла при сердечно-сосудистых заболеваниях.
Основными целями подпрограммы являются:
- обеспечение населения области своевременной и адекватной кардиологической и кардиохирургической помощью для постепенного приближения к соответствующим среднеевропейским стандартам; снижение инвалидизации трудоспособного населения от сердечно-сосудистых заболеваний;
- снижение смертности трудоспособного населения области в результате обеспечения современными видами неотложной кардиологической и кардиохирургической помощи;
- снижение младенческой смертности.
Достижение целей подпрограммы обеспечивается решением следующих задач
- постепенное увеличение объема кардиохирургической помощи с доведением его к 2008 г. до 1800 операций в год, из них 700 на открытом сердце;
- постепенное увеличение числа имплантаций электрокардиостимуляторов с доведением ежегодно к 2008 г. до 1000, кардиовертеров-дефибрилляторов - до 25 - 30 в год;
- внедрение современных передовых методов ранней диагностики и своевременного выявления больных с тяжелыми пороками, диагностику и направление на кардиохирургическое лечение;
- увеличение объема кардиохирургической помощи детям с ВПС;
- выполнение кардиохирургических операций у детей раннего возраста (6 мес. - 3 г.);
- создание службы неотложной кардиологии для взрослых пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями и детей;
- создание единого регистра больных, нуждающихся в кардиологической и кардиохирургической помощи;
- организация службы диспансеризации больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями на базе ГУЗ Иркутской областной ордена "Знак Почета" клинической больницы;
- укрепление материально-технической базы кардиореанимационной и кардиохирургической службы;
- расширение объема современной неотложной кардиологической и кардиохирургической помощи и ее диапазона при сердечно-сосудистых заболеваниях, являющихся основной причиной смертности и инвалидизации трудоспособного населения;
- совершенствование подготовки медицинских кадров по кардиохирургии и кардиологии;
- оптимизация службы послеоперационной реабилитации больных;
- создание технических, профессиональных и экономических основ возобновления межрегиональной деятельности Иркутского кардиохирургического центра.
III. Система программных мероприятий
Задачи программы: | Программные мероприятия: |
Оказание высококвалифицирован- ной специализирован- ной помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями |
Внедрение современных технологий ранней диагностики серьезных сердечно-сосудистых заболеваний, высокоэффективных методов лечения, предупреждения инвалидизации и смерти от этих заболеваний в детском и молодом возрасте |
Внедрение системы единого наблюдения и лечения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями специализированными службами ГУЗ Иркутской областной ордена "Знак Почета" клинической больницы |
|
Организация службы неотложной кардиологии на базе ГУЗ Иркутской областной ордена "Знак Почета" клинической больницы |
|
Оказание организационной и методической помощи кардиологическим кабинетам г.г. Ангарск, Братск, Шелехово, Усолье, Саянск, Усть-Илимск |
|
Создание единого регистра больных с тяжелыми сердечно-сосудистыми заболеваниями |
|
Обеспечение постдипломного обучения врачей-кардиологов городских, районных ЛПУ в институте усовершенствования врачей и ИГМУ |
|
Повышение квалификации врачей государственных и муниципальных медицинских учреждений на базе кардиохирургических центров гг. Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга |
|
Сохранение жизни и работоспособности детей и взрослых с врожденными и приобретенными пороками сердца, ишемической болезнью сердца, жизнеугрожающими аритмиями |
Размещение областного государственного заказа на приобретение оксигенаторов для аппарата искусственного кровообращения |
Размещение областного государственного заказа на приобретение искусственных сердечных клапанов |
|
Размещение областного государственного заказа на приобретение электрокардиостимуляторов |
|
Размещение областного государственного заказа на приобретение баллонных катетеров для чрезкожной транслюминальной ангиопластики и стентов для пациентов с ИБС |
|
Размещение областного государственного заказа на приобретение эндоваскулярных баллонных катетеров для операций ангиопластики при врожденных пороках сердца |
|
Ранняя диагностика сердечно-сосудистых заболеваний |
Внедрение высоких технологий ранней диагностики ВПС |
Внедрение высоких технологий ранней диагностики приобретенных пороков сердца |
|
Внедрение высоких технологий ранней диагностики ИБС |
|
Внедрение высоких технологий ранней диагностики жизнеугрожающих аритмий |
|
Реабилитационные мероприятия |
Создание системы единого наблюдения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в т.ч. после кардиохирургических операций, с использованием современных технологий оздоровления и поддерживающего лечения |
IV. Объемы и источник финансирования подпрограммы
Мероприятия подпрограммы на 2004 - 2008 гг. реализуются за счет средств областного бюджета.
Объем финансирования подпрограммы из областного бюджета составляет 90 344,0 тыс. руб., в т.ч. в 2004 г. - 11 137,0 руб., в 2005 г. - 23 810,0 руб., в 2006 г. - 22 312,0 руб., в 2007 г. - 23 263,0 руб., в 2008 г. - 9822 руб.
V. Механизм исполнения и контроля
за реализацией подпрограммы
Государственный заказчик подпрограммы - администрация области.
Ответственный исполнитель - министрство здравоохранения Иркутской области.
Приобретение материально-технических средств или иного имущества, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных мероприятиями Программы, осуществляется на основании государственных контрактов (договоров), заключенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Приобретаемое в рамках настоящей Программы имущество поступает в установленном порядке в государственную собственность Иркутской области.
Министрство здравоохранения Иркутской области в ходе реализации подпрограммы обеспечивает координацию деятельности исполнителей программных мероприятий, осуществляет контроль за ходом реализации и эффективным использованием средств.
- Ответственный исполнитель подпрограммы предоставляет отчет в уполномоченные органы исполнительной власти Иркутской области о ходе финансирования и исполнения подпрограммы в установленном действующим законодательством порядке.
VI. Оценка социально-экономической эффективности
реализации подпрограммы
При финансировании областной государственной целевой подпрограммы в полном объеме и выполнении намеченных мероприятий, ожидается:
1. Улучшить качество жизни и уровень работоспособности пациентов с ИБС за счет резкого роста числа высокотехнологичных мини-инвазивных шунтирующих операций (до 65 - 70% от общего числа АКШ), при проведении в год 1000 операций минимум у половины прооперированных восстановится трудоспособность на 5 - 7 лет. Экономический эффект при этом составит 495 млн. руб. за каждый год реализации подпрограммы.
2. Остановить прогрессивный рост распространенности тяжелых форм ИБС и декомпенсированных форм приобретенных пороков сердца в Иркутской области, особенно среди трудоспособного населения.
3. Учитывая более высокую рентабельность шунтирующих операций по сравнению с медикаментозным лечением, увеличить количество хирургических вмешательств у больных с ИБС, ориентируясь на минимальную потребность в этом виде лечения - 300 операций на 1 млн. населения.
4. Снижение показателя младенческой смертности с 15,0 до 12,0 на 1000 родившихся живыми, экономический эффект составит порядка 396 млн. рублей в год, что превышает общую стоимость подпрограммы.
5. За счет оказания ранней и высокотехнологичной помощи больным с острыми расстройствами коронарного кровообращения сократить уровень смертности от острого инфаркта миокарда с 41,9 до 35,6 на 100 тыс. населения.
6. снижение уровня инвалидизации населения от основной причины - сердечно-сосудистых заболеваний с 41,9 на 10 тыс. взрослого населения до 27,2 на 10 тыс. взрослого населения (в абсолютных цифрах - 2940 человек), что позволит снизить затраты на выплату пособий по инвалидности минимум на 2058 тыс. рублей. Прибыль, при этом составит не менее 29 млн. рублей ежегодно.
7. Своевременное проведение радикальной либо облегчающей (паллиативной) операции при врожденных пороках сердца позволит избежать развития необратимых изменений и снять этих детей с инвалидности. Минимальная стоимость реабилитационных мероприятий и выплата социальных пособий на одного ребенка-инвалида составляет не менее 1 млн. рублей, проведение операций при ВПС позволит ежегодно снимать с инвалидности минимум 100 детей, таким образом, экономия средств составит 100 млн. рублей ежегодно.
Перечень мероприятий
по реализации областной государственной социальной подпрограммы
"Развитие кардиохирургической службы в Иркутской области на 2004 - 2008 годы"
Заместитель председателя
Законодательного собрания |
Ю.И.Рожков |
Перечень
приоритетных мероприятий на 2004 г. по реализации
областной государственной социальной программы
"Развитие высокотехнологичных видов медицинской
помощи в Иркутской области" на 2004 - 2008 гг.
Мероприятия | Ответственный исполнитель |
2004 г. (стоимость в тыс.руб.) |
1. Приобретение оборудования для кардиохирургического центра Иркутской областной клинической больницы, отделений функциональной диагностики и т.д. |
Главное управление здравоохране- ния, Кардиохирурги- ческий центр Иркутской областной клинической больницы |
6 890,0 |
2. Повышение квалификации кадров по специальности кардиология и кардиохирургия Иркутской государственной областной клинической больницы, государственных учреждений здравоохранения Иркутской области |
Главное управ- ление здраво- охранения, Кардиохирурги- ческий центр Иркутской# |
300,0 |
3. Создание единого регистра больных с ишемической болезнью сердца, врожденными и приобретенными пороками сердца, жизнеугрожающими аритмиями |
Кардиохирурги- ческий центр Иркутской государственной областной больницы, Институт хирургии ВСНЦ СО РАМН, Иркутский государственный институт усовершенство- вания врачей |
200,0 |
4. Приобретение оборудования для дистанционных консультаций медицинских учреждений области. |
- | |
5. Проведение семинаров, конференций подготовка обучающих программ по кардиологии и кардиохирургии для медицинских учреждений области |
- | |
Всего | 7 390,0 |
Заместитель председателя
Законодательного собрания |
Ю.И.Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 26 ноября 2003 г. N 32/19-ЗС "Об областной государственной социальной программе "Развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи в Иркутской области" на 2004 - 2008 гг."
Текст Постановления опубликован в Ведомостях Законодательного собрания Иркутской области от 16 декабря 2003 г. N 32 (том 3)
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 5 декабря 2008 г. N 4/30-ЗС действие настоящего постановления распространено на всю территорию нового субъекта Российской Федерации - Иркутской области
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 5 декабря 2008 г. N 4/30-ЗС
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 21 ноября 2007 г. N 36/19-ЗС