Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 10 сентября 2007 г. N А19-26596/06-Ф02-6060/2007
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 июля 2007 г. N А19-26596/06-11-Ф02-4331/2007
Товарищество собственников жилья "Ангара" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - инспекция) о признании частично незаконным решения N 11-62/114 от 29.08.2006
Решением суда от 5 марта 2007 года заявление общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и отказать товариществу в удовлетворении заявленных требований.
Из кассационной жалобы следует, что поступающие от членов товарищества взносы в оплату за коммунальные услуги и на содержание многоквартирного жилого дома подлежат включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. При этом инспекция считает, что судом неправильно применен подпункт 7 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), так как товарищество собственников жилья и учреждение являются различными формами некоммерческих организаций.
Представитель товарищества в судебном заседании не согласился с доводами кассационной жалобы, полагая правильным вывод суда о том, что взносы членов товарищества налогообложению налогом на прибыль и на добавленную стоимость не подлежат.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в соответствии с материалами дела обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение суда следует оставить без изменений.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной налоговой проверки инспекцией составлен акт N 11-45/95 от 09.08.2006 и принято решение N 11-62/114 от 29.08.2006 о привлечении общества к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных пунктом 2 статьи 119, пунктом 1 статьи 122, статьей 123, пунктом 1 статьи 126 Кодекса, абзацем первым пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Также данным решением обществу предложено уплатить суммы налоговых санкций, дополнительно начисленных налогов на прибыль и на добавленную стоимость, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и целевого сбора на благоустройство территорий, соответствующих пеней.
Основанием начисления оспариваемых сумм налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, пеней и штрафов по этим налогам инспекция указала неуплату указанных налогов в связи с невключением в налоговую базу взносов, поступивших от членов товарищества в оплату за коммунальные услуги и на содержание многоквартирного жилого дома, непредставление товариществом налоговых деклараций по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года, 2003 год, 1 квартал 2004 года, полугодие 2004 года, 9 месяцев 2004 года, 1 квартал 2005 года, полугодие 2005 года, 9 месяцев 2005 года.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что при поступлении взносов от членов товарищества на оплату коммунальных услуг и содержание многоквартирного жилого дома у последнего не возникает объект налогообложения налогом на добавленную стоимость, и указанные взносы в соответствии со статьей 251 Кодекса относятся к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
Из акта выездной налоговой проверки и решения инспекции явствует, что при доначислении налогов на добавленную стоимость и на прибыль инспекция учитывала только поступления от членов товарищества взносов по плате за коммунальные услуги и на содержание многоквартирного жилого дома.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (часть 1 статьи 39 Кодекса).
Судом первой инстанции установлено, что товарищество осуществляло деятельность от имени и в интересах своих членов, реализацию работ или услуг членам товарищества не производило, выступало от имени жильцов дома в качестве абонента или заказчика услуг по договорам на предоставление электроснабжения, тепло- и водоснабжения, на вывоз твердых бытовых отходов, на техническое обслуживание узла учета тепловой энергии и теплоносителя.
При этом указанные платежи товарищество перечисляло на счета организаций, предоставлявших коммунальные услуги, то есть фактически выступало посредником между потребителями услуг и организациями, предоставлявшими коммунальные услуги.
Таким образом, товарищество не реализовывало коммунальные услуги, а только платило за их предоставление от имени жильцов многоквартирного дома.
Поэтому объект налогообложения, определенный в статье 146 Кодекса, в данном случае у товарищества отсутствовал, следовательно, в рассматриваемый период у товарищества обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость с полученных членских взносов не возникла.
Согласно подпункту 1 пункту 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы налога на прибыль не учитываются целевые поступления, к которым относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
С учетом приведенной правовой нормы у инспекции отсутствовали правовые основания для включения в налоговую базу при исчислении налога на прибыль членских взносов, поступивших от членов товарищества в соответствии с частью 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 289 Кодекса некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.
Поскольку у товарищества не возникло обязательств по уплате налога на прибыль в связи с поступлением членских взносов, а иных оснований для исчисления и уплаты данного налога за проверяемый период налоговый орган не установил, товарищество правомерно представляло налоговые декларации по упрощенной форме по итогам налоговых периодов. Обязанности представления налоговых деклараций по итогам отчетных периодов у товарищества не было.
В связи с отсутствием состава правонарушения инспекция неправомерно привлекла товарищество к ответственности по пункту 2 статьи 119 Кодекса за непредставление налоговых деклараций по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов 2003-2005 годов.
Арбитражный суд правильно указал и на отсутствие оснований для начисления штрафа по пункту 2 статьи 119 Кодекса за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003 год, поскольку размер налоговой санкции определяется от суммы налога подлежащего уплате (доплате) по налоговой декларации, а у товарищества обязательства по уплате налога на прибыль за этот налоговый период не возникло.
С учетом изложенного решение суда отмене или отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение от 5 марта 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-26596/06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом приведенной правовой нормы у инспекции отсутствовали правовые основания для включения в налоговую базу при исчислении налога на прибыль членских взносов, поступивших от членов товарищества в соответствии с частью 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 289 Кодекса некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.
...
В связи с отсутствием состава правонарушения инспекция неправомерно привлекла товарищество к ответственности по пункту 2 статьи 119 Кодекса за непредставление налоговых деклараций по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов 2003-2005 годов.
Арбитражный суд правильно указал и на отсутствие оснований для начисления штрафа по пункту 2 статьи 119 Кодекса за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003 год, поскольку размер налоговой санкции определяется от суммы налога подлежащего уплате (доплате) по налоговой декларации, а у товарищества обязательства по уплате налога на прибыль за этот налоговый период не возникло."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 сентября 2007 г. N А19-26596/06-Ф02-6060/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании