Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 20 июня 2007 г. N 33/27-ЗС
"Об областной государственной целевой программе "Модернизация объектов коммунальной
инфраструктуры Иркутской области на 2007 - 2010 годы"
25 июня, 17 сентября, 22 ноября 2008 г., 26 июня, 18 ноября 2009 г., 26 мая 2010 г.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 25 июня 2008 г. N 44/55-ЗС действие настоящего Постановления распространено на всю территорию нового субъекта Российской Федерации - Иркутской области
Рассмотрев представленный Губернатором области проект областной государственной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области на 2007 - 2010 годы", руководствуясь статьей 26 Устава Иркутской области, Законодательное собрание постановляет:
утвердить областную государственную целевую программу "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области на 2007 - 2010 годы" (прилагается).
И.о. председателя |
Г.В.Истомин |
Подпрограмма
"Улучшение обеспечения населения Иркутской области питьевой
водой на 2007 - 2010 годы" областной государственной целевой
программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры
Иркутской области на 2007 - 2010 годы"
26 июня, 17 сентября, 22 ноября 2008 г., 26 июня, 18 ноября 2009 г.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 26 мая 2010 г. N 21/16-ЗС в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Улучшение обеспечения населения Иркутской области питьевой водой на 2007 - 2010 годы (далее - подпрограмма) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке подпрограммы Наименование, дата и номер правового акта об утверждении подпрограммы |
Распоряжение Губернатора Иркутской области от 28 июля 2006 года N 338-р; Распоряжение администрации Иркутской области от 30 ноября 2006 года N 655-ра |
Государственный заказчик подпрограммы |
Департамент жилищной политики, коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи Иркутской области |
Ответственной# исполнитель подпрограммы |
Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области |
Основные разработчики подпрограммы |
Департамент жилищной политики, коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи Иркутской области; Областное государственное учреждение "Центр энергоресурсосбережения" |
Основная цель подпрограммы Основные задачи подпрограммы |
Улучшение обеспечения населения Иркутской области питьевой водой нормативного качества 1. Снятие напряженности с обеспечением населения Иркутской области питьевой водой. 2. Улучшение функционирования объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области. 3. Соответствие качества питьевой воды нормативным требованиям |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется с 2007 по 2010 годы. Реализация подпрограммы осуществляется в один этап |
Перечень основных мероприятий |
1. Реконструкция и модернизация объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области. 2. Мероприятия по электрохимической защите объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области. 3. Мероприятия по электрохимической защите при бурении, регенерации, восстановлении артезианских скважин. 4. Регенерация, восстановление артезианских скважин. 5. Бурение артезианских скважин для водоснабжения населения Иркутской области и теплоисточников в малообводненных населенных пунктах. 6. Создание "пилотных" проектов новейших технологий очистки воды до питьевого качества и технологий для обеспечения качественным водоснабжением. 7. Утратил силу Информация об изменениях:См. текст пункта 7 |
Исполнители основных мероприятий |
Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области; эксплуатирующие организации, юридические и физические лица, прошедшие в установленном порядке конкурсный отбор |
Объем финансирования |
Объем финансирования из областного бюджета на период с 2007 по 2010 годы составляет 153 960,6 тыс.руб., в том числе по годам: 2008 год - 100 504,0 тыс.руб.; 2009 год - 21 603,5 тыс.руб., в том числе из них: 12 384,6 тыс.руб. - выполнение обязательств 2008 года; 2010 год - 31 853,1 тыс.руб., в том числе из них: 3 785,0 тыс.руб. - выполнение обязательств 2008 года. Объемы финансирования подпрограммы подлежат ежегодному уточнению для принятия к финансированию на очередной финансовый год путем внесения изменений в программу до 1 мая текущего года. При реализации программы в установленном порядке могут быть использованы: 1) средства местных бюджетов муниципальных образований Иркутской области; 2) средства, переданные из федерального бюджета; 3) иные внебюджетные средства, в том числе средства эксплуатирующих организаций, предусмотренные на соответствующие цели. Объемы финансирования программы за счет средств федерального бюджета ежегодно уточняются с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
Улучшение обеспечения населения Иркутской области питьевой водой нормативного качества (охват свыше 320 тыс. чел.) |
Система организации и контроля за исполнением подпрограммы |
Контроль за исполнением подпрограммы осуществляется уполномоченными органами государственной власти Иркутской области в пределах их компетенции в установленном порядке. Финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством |
Введение
В целях улучшения обеспечения населения Иркутской области питьевой водой, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2004 года N 742-р "Об утверждении основных направлений развития водохозяйственного комплекса России до 2010 года и плана мероприятий по их реализации", подпрограммой "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, в рамках областной государственной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области на 2007 - 2010 годы" разработана подпрограмма "Улучшение обеспечения населения Иркутской области питьевой водой на 2007 - 2010 годы" (далее - подпрограмма).
Разработана подпрограмма в соответствии с Положением о порядке формирования и реализации областных государственных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Иркутской области от 30 марта 2001 года N 165-п.
Раздел I.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В Иркутской области на протяжении ряда лет сохраняется неудовлетворительное положение с обеспечением населения качественной питьевой водой.
Анализ имеющихся материалов о состоянии водоснабжения в Иркутской области приводит к необходимости решения имеющихся проблем в рамках программных мероприятий, которые включали бы систему мер, направленных на обеспечение населения Иркутской области питьевой водой в достаточном количестве и улучшение качества питьевой воды.
Для улучшения кризисной водохозяйственной ситуации и решения проблемы безопасности питьевого водоснабжения в Иркутской области требуются совместные скоординированные усилия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Иркутской области.
Подраздел 1.
Анализ исходного состояния
водоснабжения Иркутской области
Вследствие продолжающегося антропогенного загрязнения водотоков и водоемов большинство поверхностных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения не соответствуют нормативным требованиям. Качество воды в реках Ангара, Белая, Ока, Ия; Братском, Усть-Илимском водохранилищах оценивается как неудовлетворительное по комплексу химических и бактериологических показателей, что препятствует использованию этих водоисточников для питьевых целей без соответствующей обработки. В то же время существующие методы обеззараживания и очистки воды не обеспечивают ее подготовку до требуемых стандартов, в ряде населенных пунктов Иркутской области вообще отсутствуют очистные сооружения. Другим негативным фактором является естественный дефицит в водоемах солей кальция, магния, натрия, калия, фтора, йода. Это является причиной повышенного уровня сердечно-сосудистой и эндокринной патологии, заболеваний опорно-двигательного аппарата и других нарушений здоровья человека. Таким образом, современное состояние обеспечения населения Иркутской области питьевой водой следует признать неудовлетворительным, а в ряде районов (Заларинский, Куйтунский, Балаганский, Усть-Удинский и т.д.) - критическим. Поэтому улучшение обеспечения населения качественной питьевой водой является приоритетной задачей.
При изобилии водных ресурсов Иркутская область занимает 52-е место в России по степени обустройства городского жилого фонда водопроводом, а в сельской местности - 71-е место. В таблицах 1 и 2 приведена характеристика водопользования населения Иркутской области и потребление воды в городах и населенных пунктах Иркутской области.
Таблица 1
Характер водопользования | % |
Централизованный водопровод | 65,6 |
Пользуются из колодцев и скважин |
21,5 |
Пользуются привозной водой | 7,1 |
Пользуются водой из открытых водоемов (без спец. подготовки) ведрами или насосными установками |
5,8 |
100 |
Таблица 2
Характеристика проживания |
Численность, тыс. чел. |
Потребление воды, тыс. м3/сут. |
Удельное потребление воды, л/чел в сут. |
В городах и поселках городского типа |
2 014,5 | 514,4 | 260 |
В других населенных пунктах |
530,8 | 30,1 | 57 |
Подавляющая часть водозабора - свыше 90 % - приходится на города. В свою очередь водоснабжение городов базируется главным образом (85 %) на поверхностных водах.
По данным территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, ежегодно отмечается ухудшение качества воды источников централизованного водоснабжения. Так, в 2005 году по сравнению с 2004 годом отмечено ухудшение на 2,5 %.
Общее количество источников централизованного водоснабжения (скважины, колодцы) составляет 2 028 из них в сельской местности - 1 636. По сравнению с 2000 годом количество таких источников сократилось на 345 ед.
В целом Иркутская область с избытком обеспечена водой. Ежегодно на территории Иркутской области формируются 175 км3 суммарных водных ресурсов, поступает из-за пределов Иркутской области 165 км3, за пределы Иркутской области стекает более 310 км3.
Для улучшения водоснабжения территорий Иркутской области необходимо реализовать целый комплекс мероприятий. К первоочередным мероприятиям по степени важности и затратности можно отнести следующие:
1) реконструкция и модернизация объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области;
2) мероприятия по электрохимической защите объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области;
3) регенерация, восстановление артезианских скважин;
4) бурение артезианских скважин для водоснабжения населения Иркутской области и теплоисточников в малообводненных населенных пунктах;
5) создание "пилотных" проектов новейших технологий очистки воды до питьевого качества и технологий для обеспечения качественным водоснабжением;
6) Исключен;
См. текст пункта 6
7) организация мониторинга водных объектов - источников питьевого водоснабжения (данное мероприятие должно осуществляться органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области);
8) ликвидация бездействующих скважин (данное мероприятие должно осуществляться органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области).
Состояние поверхностных источников питьевого водоснабжения
Наиболее богата водными ресурсами южная часть Иркутской области, где располагаются озеро Байкал и река Ангара. Запасы пресной воды в озере Байкал составляют 23,6 тыс. км3, или 20 % находящихся в незамерзшем состоянии поверхностных пресных вод Земли. Особо высокой чистотой отличается вода "ядра" Байкала - зоны, находящейся на глубине от 300 м под поверхностью воды до 100 м над дном озера. Глубинная байкальская вода соответствует мировым стандартам воды высшего качества. В ней есть в необходимых количествах и соотношениях все важнейшие биогенные макро- и микроэлементы. Насыщенность кислородом и низкая минерализация обеспечивают роль воды по поддержанию здоровья и возможность выноса из организма различных шлаков. По рекомендации Иркутского центра Российской Академии медицинских наук, байкальская вода полезна для людей предрасположенных к гипертонии, ишемической болезни сердца, при заболеваниях почек и отложении солей в суставах. В свою очередь низкая минерализация, как уже отмечалось, негативно сказывается на системе кровообращения, крови и кроветворных органов, органов пищеварения.
С точки зрения организации крупного централизованного водоснабжения на базе поверхностных водоисточников естественная водообеспеченность характеризуется устойчивыми величинами речного стока, под которыми понимаются показатели минимального стока в лимитирующий зимний сезон: для незарегулированных рек - минимальный среднемесячный зимний расход воды 95 %-й обеспеченности, а для зарегулированных рек (водохранилищ) - минимальный (базовый) гарантированный расход воды в нижнем бьефе гидроузла. Согласно разработанной в институте Географии Сибирского отделения Российской Академии наук методике произведено зонирование бассейна реки Ангара по условиям водообеспеченности для организации крупного централизованного питьевого водоснабжения из поверхностных источников, основанное на учете значений устойчивого стока и фактора расстояния от его источников - рек и водохранилищ. Ширина водообеспеченной зоны (полосы) принята в 20 км от берегов водотоков и водоемов для равнинных территорий и в 10 км - для горных как наиболее экономичное расстояние для транспортировки воды.
Практически неограниченной водообеспеченностью (устойчивый сток более 1 000 м3/с) отличаются территории, прилегающие к реке Ангара и ее водохранилищам (Иркутскому и Братскому), где с позиции количества водных ресурсов возможно нелимитированное развитие городов. На данных территориях располагаются ведущие индустриальные центры Иркутской области - Иркутск, Ангарск, Братск, Усолье-Сибирское, Черемхово, население которых обеспечивается ангарской водой.
Очень хорошей (100 - 1 000 м3/с), хорошей (30 - 100), средней (15 - 30) и удовлетворительной (5 - 15) водообеспеченностью характеризуются территории, прилегающие к главным притокам реки Ангара, рекам Ока, Ия, Белая, Китой, Иркут, Илим. На данных территориях расположены города Иркутской области Зима, Саянск, Тулун и др.
К зоне ограниченной водообеспеченности (1 - 5 м3/с) относятся территории вдоль верхних течений рек Ока, Ия, Белая, Китой, Иркут, Илим, а также вдоль ряда более малых рек Икея, Кирея, Тагны, Онота и др.
Значительная часть территории Иркутской области - обширные междуречья крупных и средних рек, которые характеризуются недостаточной водообеспеченностью (менее 1 м3/с) и не имеют по водоресурсному фактору предпосылок для развития городов свыше 50 тыс. человек. Действительно, численность населения существующих здесь наиболее крупных населенных пунктов не превышает и 15 тыс. человек и они испытывают, как правило, большие трудности с водообеспечением (пос. Куйтун, Залари, Тыреть, Балаганск и др.). Серьезные проблемы с питьевым водоснабжением характерны для подавляющего большинства сельских поселений данной зоны, особенно расположенных в пределах Куйтунского, Заларинского, Балаганского, Черемховского, Усть-Удинского районов Иркутской области. Улучшение хозяйственно-питьевого водоснабжения в зоне недостаточной водообеспеченности из поверхностных источников возможно за счет освоения пресных подземных вод.
К качественному аспекту можно отнести, что с точки зрения количества водных ресурсов значительная часть территории Иркутской области (за исключением недостаточно водообеспеченной зоны) имеет благоприятные условия для организации хозяйственно-питьевого водоснабжения из поверхностных источников и одновременно иная ситуация возникает при учете качества воды в водотоках и водоемах. Анализ условий использования поверхностных источников для водоснабжения в части качества воды целесообразно осуществить по двум определяющим ключевым факторам - антропогенному и естественному (природному) загрязнению.
Как уже отмечалось, большинство поверхностных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения не соответствуют нормативным требованиям. К их числу относятся, прежде всего, такие активно используемые в настоящее время водоисточники, как реки Ангара, Белая, Ока, Ия, Братское водохранилище.
Качество воды в данных реках и водохранилище в большинстве случаев не отвечает требованиям санитарно-гигиенических нормативов и оценивается как неудовлетворительное по комплексу химических и бактериологических показателей (умеренная степень загрязнения). Кроме того, вода является агрессивной по отношению к металлу, что препятствует использованию указанных водоисточников для питьевых целей без соответствующей обработки на водозаборных очистных сооружениях. Однако применяемые в Иркутской области методы обеззараживания и очистки воды не обеспечивают подготовку воды до требуемых стандартов из-за отсутствия на водоочистных станциях современных эффективных технологий приготовления питьевой воды (а в ряде случаев и из-за отсутствия самих указанных станций), несоблюдения режимов зон санитарной охраны водозаборов и т.д. Между тем, как показали медицинские исследования, вклад загрязненной воды в повышение уровня заболеваемости населения составляет в среднем 20 - 30 %.
Оценка состояния подземных источников питьевого водоснабжения
По возможностям эксплуатации подземных вод в хозяйственно-питьевых целях территорию Иркутской области можно разделить на три зоны.
В первой зоне, наименьшей по площади, водопользование на стандартном уровне качества можно обеспечить автономно и повсеместно (то есть без применения внеплощадочных сетей). К данной группе относятся территории Усольского, Иркутского, Шелеховского, Ангарского, Братского и частично Черемховского, Заларинского районов (площади, прилегающие к Саянам). На Присаянском крыле краевой полосы Ангаро-Ленского артезианского бассейна сосредоточены ресурсы высококачественных карстовых подземных вод объемом не менее 50 м3/с. Эти ресурсы способны удовлетворить запросы не только сельской местности, но и городов Иркутской области. На правобережье Ангары ресурсы карстовых подземных вод могут обеспечить в основном водоснабжение сельской местности. Самые благоприятные гидрогеологические условия для организации хозяйственно-питьевого водоснабжения в первой зоне имеют водоносные горизонты в отложениях кембрия, ордовика и в меньшей степени юры. Ресурсы подземных вод обладают здесь благоприятными для использования характеристиками: залегают неглубоко, удовлетворительно защищены от поверхностных источников загрязнения и нижележащих некондиционных вод, имеют в целом хороший качественный состав, соответствующий нормативным требованиям, отличаются невысокой временной изменчивостью. Вместе с тем подземные воды в гравийно-галечниковых отложениях пойм и низкого комплекса террас могут быть непригодны для питьевого водоснабжения из-за высокого уровня химического и бактериологического загрязнения. Ограниченная возможность привлечения подземных вод угленосных отложений юры связана с большим содержанием железа, марганца и зачастую с низкой водообильностью эксплуатационного водоносного горизонта.
На всей остальной части (вторая зона) население сельской местности и поселков городского типа вынуждено потреблять подземные воды низкого качества: высокой минерализации, жесткости (в большинстве - сульфатной), большим содержанием железа, марганца, стронция и сульфатов. В обширную зону некондиционных по химическому составу подземных вод почти полностью попадает территория Куйтунского, Балаганского и большая часть Заларинского, Черемховского, Усть-Удинского, Зиминского и Тулунского районов.
Внутри вышеуказанной второй зоны можно выделить несколько довольно крупных участков, где гидрогеологическая ситуация еще более усложнена из-за весьма слабой производительности эксплуатационного водоносного горизонта и присутствия в кровле пласта многолетнемерзлых пород (третья зона). В данную зону с особенно тяжелой гидрогеологической обстановкой входит прежде всего Куйтунский район, где в принципе исключена возможность рассредоточенного водоснабжения за счет местных ресурсов подземных вод. В условиях третьей зоны зачастую трудно получить необходимый объем даже некачественной воды: обычно это солоноватые жесткие воды с высокой концентрацией железа, марганца и поллютантов антропогенного происхождения. Присутствие многолетнемерзлых пород создает крайне сложный режим эксплуатации каптажей, что нередко приводит к перемерзанию скважин и выходу из строя водоподъемного оборудования (сгорание электромоторов водопогружных насосов). Отказ водоподъемного оборудования из-за быстрого износа насосов довольно часто происходит при использовании подземных вод ордовикских отложений, что связано с пескованием скважин, вскрывающих водоносный горизонт в породах ийской свиты. Проблема организации питьевого водоснабжения в рассматриваемой зоне радикально решаема только путем территориального (внутри- или межрайонного) перераспределения ресурсов подземных вод с помощью водопроводов от мест добычи воды к местам ее потребления.
Суммарные утвержденные эксплуатационные запасы подземных вод в верхней и средней части бассейна реки Ангара составляют около 1 100 тыс. м3/сут., что превышает совокупную современную потребность в воде для хозяйственно-питьевых нужд. Однако свыше 90 % указанных запасов предназначены для городов, а на долю сельской местности остается менее 10 %. Одновременно целый ряд районов совсем не имеет утвержденных запасов. Суммарные прогнозные запасы намного превышают разведанные, что создает большой резерв для поисков и разведки новых месторождений пресных подземных вод.
В последние 10 лет объемы работ по поискам и разведке подземных вод для нужд водоснабжения, а также по ведению мониторинга подземных вод сократились из-за дефицита финансирования.
Подраздел 2.
Общая характеристика водохозяйственного
комплекса Иркутской области
Забор воды в целом по Иркутской области за 2005 год составил 1 136,26 млн м3, в том числе из подземных водных объектов - 77,09 млн м3, из поверхностных водных объектов - 953,42 млн м3, шахтно-рудничных - 105,75 млн м3.
Основное количество водопользователей и водопотребителей сосредоточено в бассейне реки Ангара - 345 (ед.), в бассейне реки Лена - 95, в бассейне озера Байкал - 27.
Использовано свежей воды 945,21 млн м3, в том числе на хозяйственно-питьевые нужды - 198,77 млн м3, на производственные нужды - 736,94 млн м3, на орошение - 3,65 млн м3, на сельхозводоснабжение - 5,85 млн м3. Большая часть забранной воды использована на нужды производства - 78 %.
В 2005 году в поверхностные водные объекты сброшено 975,5 млн м3 сточных вод, из них:
1) загрязненных без очистки - 176,37 млн м3;
2) недостаточно очищенных - 636,63 млн м3;
3) нормативно чистых без очистки - 142,51 млн м3;
4) нормативно очищенных - 19,99 млн м3.
Сброс сточных вод в водные объекты Иркутской области осуществляет 141 организация по 259 (ед.) выпускам, в том числе:
1) в бассейн реки Ангара - 97 организаций по 146 выпускам в объеме 904,78 млн м3, из них 764,89 млн м3 загрязненных сточных вод;
2) в бассейн озера Байкал - 3 организации по 4 выпускам в объеме 38,80 млн м3, из них 9,31 млн м3 загрязненных сточных вод;
3) в бассейн реки Лена - 47 организаций по 109 выпускам в объеме 31,92 млн м3, из них 12,09 млн м3 загрязненных сточных вод.
Основными источниками загрязнения поверхностных вод Иркутской области являются организации, осуществляющие:
1) производство целлюлозы, древесной массы - 20,7 %;
2) удаление сточных вод, отходов - 11,7 %.
Водоотведение по остальным видам экономической деятельности составляет 67,6 %.
Подраздел 3.
Причины неудовлетворительного качества воды
Основные проблемы водоснабжения Иркутской области заключаются в неравномерном распределении достаточного количества качественной питьевой воды, в прогрессирующем ухудшении свойств воды в поверхностных и подземных водных объектах, в износе водохозяйственных систем и применении экологически небезопасных способов очистки и подготовки питьевой воды.
Содержание большинства химических веществ, определяющих минерализацию воды всех поверхностных источников (начиная с озера Байкал), в силу природного характера ниже оптимальных в 2 - 12 раз.
В Иркутской области около 5,8 % населения забирает воду из открытых водоемов без какой-либо подготовки. Около 7,1 % населения пользуется привозной водой, 21,5 % - водой из колодцев и скважин.
Обеспеченность городского населения водопроводной водой составляет 94 %, сельского - 41 %. При этом удельный вес бактериологических анализов водопроводной воды, не отвечающих нормативным требованиям, составляет более 5 % (средний по России - 11,6 %). Данный показатель достигается путем ужесточения надзорными органами контроля за качеством воды, проведением профилактических мероприятий, установления жесткого режима обеззараживания (гиперхлорирование). Однако длительное употребление хлорированной воды вредно для здоровья населения.
Вообще в Иркутской области насчитывается 244 централизованные системы водоснабжения и 1 391 скважин. При этом у 16,2 % водопроводов нет зон санитарной охраны, у 10,8 % нет необходимого комплекса очистных сооружений, у 4,9 % нет обеззараживающих установок.
Из всех примесей, поступающих в водоемы, наибольшую опасность по своим токсикологическим свойствам представляют ртуть, бензапирен, фенольные соединения, нефтепродукты.
Поступление ртути в водохранилище приводит к ее распространению по пищевой цепи. Так, у 8,6 % обследованных людей, проживающих вблизи Братского водохранилища, содержание ртути в моче составляет 42,5 мкг/л и превышает допустимый российский стандарт (10 мкг/л), содержание ртути в волосах у 1,5% обследованных выше нормы (норма 30 мг/кг).
При изучении вирусного загрязнения воды реки Ангара и питьевой воды в источниках централизованного водоснабжения доказано, что существующие методы очистки не обеспечивают должный уровень обеззараживания (особенно это относится к вирусам гепатита А и гепатита В).
Многие водопроводные сети физически устарели. Ежегодно регистрируются аварии, большая часть которых происходит по причине наружной и внутренней коррозии. В результате этого происходит ухудшение качества подаваемой потребителям воды. Удельный вес водопроводов, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, составляет 19,3 %.
Как показали проведенные исследования, поверхностные водоисточники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения по некоторым показателям не соответствуют нормативным требованиям, в том числе реки Ангара, Белая, Ия, Бирюса, Лена, а также Братское водохранилище. Здесь удельный вес неудовлетворительных анализов воды по химическим и бактериологическим показателям значительно превышает среднеобластной.
В настоящее время за счет подземных вод практически полностью осуществляется водоснабжение городов Иркутской области: Саянск, Тайшет, Усть-Кут, Железногорск-Илимский.
Учитывая усиливающееся негативное техногенное воздействие на поверхностные водные объекты, приоритетными для обеспечения населения питьевой водой становятся экологически чистые подземные воды. Однако состояние охраны подземных вод сегодня неудовлетворительное. Эксплуатация многих подземных водоисточников производится с нарушением технических, гигиенических норм, технологического режима. На 88 % одиночных скважин подземных водоисточников не организованы зоны санитарной охраны или в ее пределах имеются загрязнения. Повсеместно водопользователями не производится учет забора воды и не ведутся наблюдения за уровнем и дебетом воды в скважинах. Состояние подземных водоисточников не отвечает гигиеническим требованиям в Заларинском, Куйтунском, Иркутском районах Иркутской области.
Наиболее распространенным методом обеспечения населения доброкачественной водой в Иркутской области является ее бактериологическое обеззараживание с применением жидкого и газообразного хлора - так называемое "хлорирование", отличающееся простотой и экономичностью. Вместе с тем хлорирование питьевой воды таит в себе опасность в связи с превращением содержащихся в исходной воде органических веществ в полихлорированные соединения, обладающие высокой токсичностью, канцерогенной и мутагенной активностью (диоксины, бифенолы и др.). Положение усугубляется еще и необходимостью повышенного в несколько раз (по сравнению с нормативным) расхода хлора в отдельные периоды года из-за сильного загрязнения используемых для водоснабжения водотоков и водоемов. Ввиду такой высокой степени антропогенного загрязнения большинства водоисточников не только хлорирование, но и очистка на очистных водопроводных сооружениях традиционного типа не позволяет получить чистую питьевую воду в соответствии с требуемыми нормативами. Это ставит вопрос либо о переходе на более эффективные методы и технологии очистки и подготовки питьевой воды на существующих водозаборах из поверхностных источников либо о переводе хозяйственно-питьевого водоснабжения целого ряда населенных пунктов, в том числе городов, на более защищенные подземные воды.
Подраздел 4.
Основные источники загрязнения водоемов
и причины ухудшения качества воды
Иркутская область относится к числу индустриальных районов, для которых из всех видов антропогенного воздействия наиболее опасным является загрязнение их неочищенными или недостаточно очищенными сточными водами. Обстановка со сточными водами в верхней и средней части бассейна реки Ангара представляется очень напряженной.
В территориальном разрезе основными источниками образования загрязненных стоков в бассейне верхней и средней части реки Ангара служат города областного подчинения, которые дают в сумме свыше 99 % их объема. На ухудшение водно-экологической ситуации, прежде всего, влияют четыре крупнейших индустриальных центра Иркутской области - города Ангарск, Братск, Иркутск и Усолье-Сибирское, которые вместе сбрасывают более 91 % загрязненных стоков. На остальные города областного подчинения: Тулун, Шелехов, Саянск, Черемхово, Зима и др., приходится около 8 %, а на административные районы - менее 1 %.
Подавляющий объем загрязненных сточных вод (92,5 %) сбрасывается непосредственно в реку Ангара и ее водохранилища. Особенно большую нагрузку загрязняющих веществ антропогенного происхождения несет река Ангара в пределах речного участка между городами Иркутск и Усолье-Сибирское. Основные протоки реки Ангара: Ока, Ия, Иркут - принимают 6,6 % стоков, прочие водные объекты - 0,9 %.
Таким образом, есть все основания считать, что воздействие сточных вод является ведущим источником загрязнения водных объектов Иркутской области.
Одним из главных источников загрязнения вод бассейна верхней и средней частей реки Ангары следует считать неорганизованный поверхностный сток с водосборной площади, прежде всего с селитебных и сельскохозяйственных территорий.
В стоке с сельскохозяйственных угодий главное негативное значение имеет смыв пестицидов (ядохимикатов) и биогенных веществ, содержащихся в минеральных удобрениях, причем суммарный вынос пестицидов достигает 1 %, а биогенных веществ (азот и фосфор) - до 5 - 25 % общего количества внесенных препаратов. Данный вид поверхностного стока оказывал ранее довольно значительную роль в загрязнении вод, однако в течение 90-х гг. произошло резкое сокращение (более, чем в 4 - 5 раз) внесения пестицидов и минеральных удобрений, что существенно снизило нагрузку на водные объекты.
Поверхностный сток с городских урбанизированных территорий (почти 20 % всей селитебной площади) можно отнести к хозяйственно-бытовым сточным водам средней и даже высокой степени загрязненности.
В Иркутской области большое количество загрязняющих веществ выпадает из атмосферы с осадками вблизи источников образования. Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу только городов областного подчинения составляют свыше 550 тыс. т. в год, и определенная их часть с поверхностным стоком достигает водных объектов.
Ко второму фактору, обусловливающему ухудшение качества воды в Ангарской водной системе, следует отнести влияние гидроэнергетики. Коренная перестройка естественного водного режима реки Ангары в результате широкомасштабного гидроэнергостроительства привела к значительному ослаблению самоочищающей способности водных масс в малопроточных водохранилищах каскада, что связано с замедлением водообмена (водообмен в Братском водохранилище происходит в течение двух лет) и процессов перемешивания, увеличением периода ледостава, гниением огромного количества затопленной древесины. Из-за ухудшения условий, разбавления и ослабления процессов самоочищения в ангарских водохранилищах существенно усиливается действие загрязнений, поступающих со сточными водами (вплоть до образования в водохранилищах придонных мертвых сероводородных зон). Следовательно, несмотря на то, что при выработке электроэнергии непосредственно на ГЭС загрязнения воды не происходит, на ее качество сильное воздействие оказывает сам эффект регулирования.
Раздел II.
Основная цель и задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Основная цель подпрограммы:
Улучшение обеспечения населения Иркутской области питьевой водой нормативного качества.
Основные задачи подпрограммы:
1) снятие напряженности с обеспечением населения Иркутской области питьевой водой;
2) улучшение функционирования объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области;
3) соответствие качества питьевой воды нормативным требованиям.
Подпрограмма реализуется с 2007 по 2010 годы.
Реализация подпрограммы осуществляется в один этап.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 26 мая 2010 г. N 21/16-ЗС в раздел III настоящей Подпрограммы внесены изменения
Раздел III.
Система программных мероприятий, включая механизм их реализации,
финансовое обеспечение подпрограммы
Для достижения этих целей и выполнения задач подпрограммы предусматриваются следующие мероприятия:
1) реконструкция и модернизация объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области;
2) мероприятия по электрохимической защите объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области;
3) мероприятия по электрохимической защите при бурении, регенерации, восстановлении артезианских скважин;
4) регенерация, восстановление артезианских скважин;
5) бурение артезианских скважин для водоснабжения населения Иркутской области и теплоисточников в малообводненных населенных пунктах/
6) создание "пилотных" проектов новейших технологий очистки воды до питьевого качества и технологий для обеспечения качественным водоснабжением.
При реализации мероприятия создание "пилотных" проектов новейших технологий очистки воды до питьевого качества и технологий для обеспечения качественным водоснабжением ожидается доведение до нормативных требований качества питьевой воды по тем показателям, которые, по данным режимных наблюдений, не соответствуют нормативным. Несоответствие нормативных показателей качества питьевой воды для различных населенных пунктов разнообразно, в связи с чем подбор технологий очистки воды для каждой территории должен быть индивидуальным.
Из множества водных проблем непосредственно по разделу "Питьевая вода" выделяются следующие:
1. Нехватка питьевой воды в некоторых районах Иркутской области.
Пути решения: экономия воды; поиск новых источников водоснабжения; обустройство источников водоснабжения и защита их от коррозии.
Типы мероприятий: мероприятия по модернизации и защите от коррозии объектов водоснабжения, артезианских скважин, резервуаров; активизация поисков и разведки месторождений подземных вод; обустройство источников водоснабжения, регенерация и восстановление артезианских скважин; на местном уровне совершенствование ведения водного кадастра и реестра водопользователей; правовые меры.
2. Загрязнение поверхностных и подземных источников водоснабжения.
Пути решения: предупреждение загрязнения вод; ликвидация последствий загрязнения вод.
Типы мероприятий: внедрение (модернизация) водоочистных систем, регенерация и восстановление артезианских скважин; на местном уровне меры правового характера, усиление контроля за водопользованием, заглушка (ликвидация) бездействующих скважин.
3. Низкое качество питьевой воды.
Пути решения: совершенствование водоподготовки и очистки питьевой воды, увеличение потребления питьевой воды из экологически чистых подземных водных объектов.
Типы мероприятий: модернизация станции водоподготовки; стимулирование внедрения различных систем очистки воды, в т.ч. альтернативных хлорированию способов обеззараживания питьевой воды (озонирование, ультрафиолет и др. возможные способы); бурение артезианских скважин.
Выбор конкретных мероприятий определяется исходя из необходимости и первоочередности их реализации на определенных территориях, наличием обосновывающих документов о целесообразности их проведения, наличием финансовых ресурсов и финансово обосновывающих документов. Вместе с тем органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области должны реализовываться разносторонние меры правового характера в соответствии с компетенцией (управленческие мероприятия, требующие не столько финансового, сколько интеллектуального обеспечения). Важно найти управленческие меры, применение которых повлияет на улучшение ситуации с водообеспечением населения Иркутской области.
Реализация подпрограммы не притесняет и не отменяет выполнения необходимых мероприятий вне подпрограммы. Многие мероприятия должны проводиться постоянно и самостоятельно органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области с применением различных источников финансирования, при этом необходимо уделять особое внимание привлечению средств из внебюджетных источников, возможно, путем заключения соответствующих соглашений с частными хозяйствующими субъектами, а также путем передачи им в эксплуатацию объектов водоснабжения, заключения концессионных соглашений.
Объем финансирования из областного бюджета на период с 2007 по 2010 годы составляет 153 960,6 тыс.руб., в том числе по годам:
2008 год - 100 504,0 тыс.руб.;
2009 год - 21 603,5 тыс.руб., в том числе из них: 12 384,6 тыс.руб. -выполнение обязательств 2008 года;
2010 год - 31 853,1 тыс.руб., в том числе из них: 3 785,0 тыс.руб. -выполнение обязательств 2008 года.
Распределение объемов финансовых средств, необходимых для реализации подпрограммы представлено в таблице 3.
Таблица 3
N п/п |
Наименование мероприятия |
Год |
Объем финансирования из областного бюджета, тыс.руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Реконструкция и модернизация объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области |
2008 |
80 309,0 |
2009 |
14 597,5 |
||
2010 |
18 878,1 |
||
Итого: |
113 784,6 |
||
2 |
Мероприятия по электрохимической защите объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области |
2008 |
7 080,0 |
2009 |
350,0 |
||
2010 |
339,0 |
||
Итого: |
7 769,0 |
||
3 |
Мероприятия по электрохимической защите при бурении, регенерации, восстановлении артезианских скважин |
2008 |
1 050,0 |
2009 |
0,0 |
||
2010 |
2 450,0 |
||
Итого: |
3 500,0 |
||
4 |
Регенерация, восстановление артезианских скважин |
2008 |
370,0 |
2009 |
340,0 |
||
2010 |
1 860,0 |
||
Итого: |
2 570,0 |
||
5 |
Бурение артезианских скважин для водоснабжения населения Иркутской области и теплоисточников в малообводненных населенных пунктах |
2008 |
500,0 |
2009 |
4 586,0 |
||
2010 |
3 146,0 |
||
Итого: |
8 232,0 |
||
6 |
Создание пилотных проектов новейших технологий очистки воды до питьевого качества и технологий для обеспечения качественным водоснабжением |
2008 |
11 195,0 |
2009 |
1 730,0 |
||
2010 |
5 180,0 |
||
Итого: |
18 105,0 |
||
Всего по подпрограмме: |
2008 |
100 504,0 |
|
2009 |
21 603,5 |
||
2010 |
31 853,1 |
||
Итого: |
153 960,6 |
Объемы финансирования и мероприятия подпрограммы подлежат ежегодному уточнению для принятия к финансированию на очередной финансовый год путем внесения изменений в программу до 1 мая текущего года.
Объемы финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета ежегодно уточняются с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год.
Финансирование мероприятий, проводимых в рамках подпрограммы, осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований.
Средства областного бюджета на реализацию подпрограммных мероприятий предоставляются в порядке межбюджетных трансфертов в форме субсидий местным бюджетам муниципальных образований Иркутской области в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на очередной финансовый год.
Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области формирует перечень подпрограммных мероприятий, планируемых к реализации, и составляет бюджетные заявки на очередной финансовый год исходя из приоритетности и первоочередности проведения мероприятий на территориях и доведенных лимитов бюджетных ассигнований.
Муниципальные образования Иркутской области для получения субсидии на реализацию мероприятий подпрограммы предоставляют в министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области следующие документы:
1) муниципальную программу, предусматривающую мероприятия по строительству, модернизации, реконструкции и капитальному ремонту объектов водоснабжения Иркутской области;
2) технико-экономическое обоснование, проектно-сметную документацию в случаях, предусмотренных действующим законодательством (при проведении малозатратных мероприятий), сметной документации и (или) экспертного заключения соответствующих органов;
3) выписку из местного бюджета муниципального образования Иркутской области, подтверждающую обязательства муниципального образования Иркутской области по софинансированию проектов строительства, модернизации, реконструкции и капитального ремонта объектов водоснабжения за счет средств местных бюджетов муниципальных образований Иркутской области. В случае осуществления муниципальными образованиями Иркутской области обязательства по софинансированию реализации подпрограммных мероприятий к моменту осуществления финансирования за счет средств областного бюджета муниципальные образования Иркутской области предоставляют платежные поручения, подтверждающие осуществление кассовых расходов по софинансированию мероприятий и "Справку о стоимости выполненных работ и затрат" - форма N КС-3.
В целях определения порядка взаимодействия по реализации подпрограммных мероприятий с муниципальными образованиями Иркутской области заключаются соглашения в установленном законодательством порядке. Обязательства, вытекающие из заключенных соглашений, считаются исполненными при осуществлении полного расчета за выполненные работы.
Нумерация Разделов приводится в соответствии с источником
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 22 ноября 2008 г. N 3/58-ЗС в раздел VI настоящей подпрограммы внесены изменения
Раздел VI.
Организация управления подпрограммой
и ответственных за ее реализацию
Общее и текущее руководство, координацию и мониторинг реализации мероприятий подпрограммы, формирование предложений по совершенствованию отдельных механизмов реализации подпрограммных мероприятий осуществляет министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области.
Контроль за исполнением подпрограммы осуществляется уполномоченными органами государственной власти Иркутской области в пределах их компетенции в установленном порядке.
Финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
С момента зачисления межбюджетных трансфертов в доход соответствующих местных бюджетов органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, получатели средств областного бюджета, являются ответственными за целевое и эффективное использование бюджетных средств при реализации соответствующих подпрограммных мероприятий и ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области отчет о ходе реализации мероприятий по установленным министерством жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области.
Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области ежеквартально представляет и финансовый орган Иркутской области отчет о ходе реализации мероприятий подпрограммы по установленной финансовым органом Иркутской области форме.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 26 июня 2009 г. N 13/69-ЗС в раздел VII настоящей подпрограммы внесены изменения
Раздел VII.
Оценка эффективности, социально-экономических
последствий от реализации подпрограммы
Эффективность от реализации подпрограммы следует рассматривать в социальном, экономическом и экологическом аспектах. В социальном и экономическом аспектах эффективность достигается за счет предотвращения роста инфекционных заболеваний в связи с употреблением несоответствующей нормативным требованиям питьевой воды, что в значительной степени повлияет на предотвращение миграции населения, снижение спада производства и, следовательно, снижение экономических потерь.
В экологическом аспекте эффективность достигается за счет комплекса правовых водоохранных мер, мероприятий по регенерации (восстановлению) артезианских скважин, ликвидации бездействующих скважин, защите от коррозии систем водоснабжения, направленных на предотвращение загрязнения и оздоровление источников питьевого водоснабжения, что положительно повлияет на состояние животного и растительного мира, ихтиофауну, рекреационные ресурсы.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы - улучшение обеспечения населения Иркутской области питьевой водой, что составит свыше 320,0 тыс. чел.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 20 июня 2007 г. N 33/27-ЗС "Об областной государственной целевой программе "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области на 2007 - 2010 годы"
Текст Постановления опубликован в Ведомостях Законодательного собрания Иркутской области от 20 июля 2007 г. N 33 (том 2)
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 25 июня 2008 г. N 44/55-ЗС действие настоящего Постановления распространено на всю территорию нового субъекта Российской Федерации - Иркутской области
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 26 мая 2010 г. N 21/16-ЗС
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 18 ноября 2009 г. N 16/17-ЗС
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 26 июня 2009 г. N 13/69-ЗС
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 22 ноября 2008 г. N 3/58-ЗС
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 17 сентября 2008 г. N 45/39-ЗС
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 25 июня 2008 г. N 44/55-ЗС