Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 4 октября 2007 г. N А33-5147/2007-Ф02-7086/2007
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 сентября 2007 г. N А19-5625/07-Ф02-6464/2007, N А19-27190/06-Ф02-6468/2007, N А33-6212/2007-Ф02-6520/2007, от 27 сентября 2007 г. N А33-5319/2007-Ф02-6687/2007, N А33-5318/2007-Ф02-6715/2007, от 1 октября 2007 г. N А33-3709/2007-Ф02-7070/2007, N А33-3687/2007-Ф02-7071/2007, N А33-3599/2007-Ф02-7058/2007, N А33-3606/2007-Ф02-7059/2007, от 8 октября 2007 г. N А33-3861/2007-Ф02-7247/2007, N А33-3692/2007-Ф02-7219/2007, N А33-3860/2007-Ф02-7250/2007, N А33-3708/2007-Ф02-7265/2007, N А33-3689/2007-Ф02-7267/2007
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N4 по Красноярскому краю (далее - налоговая служба) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (далее - ООО "Стройсервис") - несостоятельным (банкротом), о включении в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Стройсервис" требования налоговой службы по уплате задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды и штрафов, а также об утверждении кандидатуры арбитражного управляющего и утверждении ему единовременного вознаграждения за счет средств федерального бюджета.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 10 мая 2007 года на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 18 июля 2007 года определение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая служба обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение от 10 мая 2007 года и постановление суда апелляционной инстанции от 18 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований уполномоченного органа.
По мнению заявителя кассационной жалобы, подача уполномоченным органом, являющимся кредитором должника, заявления о признании должника банкротом препятствует его исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮ) в административном порядке. По мнению заявителя кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением статьи 227 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)").
Налоговая служба и ООО "Стройсервис" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили; ООО "Стройсервис" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещалось по юридическому адресу, указанному в его учредительных документах. Извещения возвращены с информацией органа связи об отсутствии адресата, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без его участия по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Стройсервис", зарегистрированное 23.03.2001, не представляет в налоговый орган бухгалтерскую отчетность с 01.01.2003, не имеет открытых банковских счетов, в связи с чем не осуществляет операции по банковским счетам в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту обращения истца в суд.
Задолженность ООО "Стройсервис" по уплате налогов (сборов) на момент предъявления заявления в суд составляет 62 623 рубля, в том числе 62 632 рубля - налоги.
Данные обстоятельства подтверждены справкой налоговой службы о наличии расчетных и иных счетов, справкой о размере задолженности по налогам (сборам), актом об установлении местонахождения предприятия от 30.01.2007, письмом Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация" N 5 от 02.02.2007 по состоянию на 03.04.1999 право собственности на недвижимое имущество за ООО "Стройсервис" не зарегистрировано; письмом Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю N 31/001/2007-005 от 18.01.2007 об отсутствии зарегистрированного права собственности, иных вещных прав на объекты недвижимого имущества на имя ООО "Стройсервис"; справкой ГИБДД N б/н от 10.01.2007 о том, что за ООО "Стройсервис" транспортных средств не зарегистрировано; письмом Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю N1 от 11.01.2007 о том, что сведений о наличии земельных участков, принадлежащих ООО "Стройсервис" не имеется; письмо Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Бирилюсскому району N 09-04-01 от 11.01.2007 по состоянию на 11.01.2007 за ООО "Стройсервис" самоходная техника не зарегистрирована.
Прекращая производство по данному делу, судебные инстанции исходили из того, что ООО "Стройсервис" отвечает признакам недействующего юридического лица, в связи с чем оно подлежит исключению из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации").
Выслушав объяснения представителя заявителя, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность определения от 10 мая 2007 года и постановления от 18 июля 2007 года, а также правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Согласно статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и пункту 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Предметом кассационного обжалования являются судебные акты, принятые по результатам рассмотрения заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом.
В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации" фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом) признается юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Федеральным законом N83-ФЗ от 02.07.2005 "О внесении изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ от 02.07.2005) в Федеральный закон "О государственной регистрации" внесены изменения, предусматривающие исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц без принятия судом решения о ликвидации на основании решения регистрирующего органа (пункт 7 статьи 22 Федеральный закон N 83-ФЗ от 02.07.2005). При этом применение упрощенной процедуры ликвидации не поставлено в зависимость от наличия кредиторской задолженности недействующего лица, в том числе по уплате обязательных платежей в бюджет.
Согласно статье 3 Федерального закона N83-ФЗ от 02.07.2005 двенадцатимесячный срок применяется и в том случае, если он истек до вступления в законную силу настоящего Федерального закона - с 06.07.2005.
Как следует из материалов дела, заявление уполномоченного органа о признании ООО "Стройсервис" банкротом подано в арбитражный суд 06.04.2007, то есть после вступления в законную силу положений закона об административном порядке исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц.
Из материалов дела усматривается, что бухгалтерская и налоговая отчетность ООО "Стройсервис" не представляется, коммерческая деятельность не ведется, установить место пребывания органа данного юридического лица не представляется возможным, сведения об открытых счетах в банках и иных кредитных организациях отсутствуют.
Таким образом, судебными инстанциями установлено и заявителем кассационной жалобы не оспаривается тот факт, что ООО "Стройсервис" отвечает признаками недействующего юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N67 от 20 декабря 2006 года "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа.
Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.
В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица (ООО "Стройсервис") из ЕГРЮЛ в административном порядке, учитывая, что такая процедура является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что административному порядку исключения ООО "Стройсервис" из ЕГРЮЛ возражает именно уполномоченный орган - налоговая служба (он же заявитель кассационной жалобы), не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
Уполномоченный орган решает вопрос о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействующего должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам. Поэтому одновременно с заявлением о признании банкротом недействующего должника по смыслу статей 39, 59 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации" уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам.
Данных доказательств уполномоченный орган в арбитражный суд не представил.
Если установлено отсутствие указанных обстоятельств либо имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ применительно к статье 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации".
В материалах данного дела отсутствуют заявления иных кредиторов, готовых нести расходы по делу о банкротстве ООО "Стройсервис".
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Красноярского края правомерно прекратил производство по делу N А33-5147/2007 на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь их отмену, Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено, в связи с чем определение от 10 мая 2007 года по делу А33-5147/2007 и постановление от 18 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по тому же делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 этого же Кодекса подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Заявитель кассационной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Определение от 10 мая 2007 года по делу А33-5147/2007 и постановление апелляционной инстанции от 18 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Уполномоченный орган решает вопрос о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействующего должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам. Поэтому одновременно с заявлением о признании банкротом недействующего должника по смыслу статей 39, 59 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации" уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам.
...
Если установлено отсутствие указанных обстоятельств либо имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ применительно к статье 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 октября 2007 г. N А33-5147/2007-Ф02-7086/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании