Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 15 октября 2007 г. N А19-9179/07-38-Ф02-7609/2007
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 октября 2007 г. N А58-4203/2007-Ф02-7220/2007, от 10 октября 2007 г. N А19-4769/07-60-Ф02-7388/2007, N А19-4653/07-60-Ф02-7387/2007, N А19-4773/07-Ф02-7381/2007, от 11 октября 2007 г. N А19-5871/07-29-Ф02-7529/2007, N А19-5875/07-38-Ф02-7530/2007, N А19-4766/07-8-Ф02-7487/2007, от 15 октября 2007 г. N А19-5972/07-37-Ф02-7635/2007, N А19-9178/07-8-Ф02-7650/2007
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу г.Иркутска (налоговая служба) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании отсутствующего должника - товарищества с ограниченной ответственностью "Виктория-29" (ТОО "Виктория-29") несостоятельным (банкротом).
Определением от 8 июня 2007 года заявление возвращено налоговому органу на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 44 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Постановлением апелляционной инстанции от 20 августа 2007 года определение оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, налоговая служба обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, вывод суда о возвращении искового заявления в связи с отсутствием у ТОО "Виктория-29" в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, не основан на нормах действующего законодательства.
Налоговая служба, ссылаясь на статью 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", считает, что ликвидация ТОО "Виктория-29" невозможна путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц.
Судом, полагает заявитель, не учтено, что налоговая служба, являясь кредитором должника, имеет право обратиться с требованием в арбитражный суд о признании должника банкротом. Действующее законодательство связывает факт прекращения гражданско-правовых обязательств с ликвидацией юридического лица, а не с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ТОО "Виктория-29" надлежащим образом было извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав представителя налоговой службы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Из материалов дела усматривается, что должник (ТОО "Виктория-29") с 01.04.1997 бухгалтерскую отчетность в налоговый орган не представляет, действующих расчетных счетов по состоянию на 29.03.2007 не имеет, обязанности по уплате обязательных платежей не исполняет.
Задолженность ТОО "Виктория-29" по уплате обязательных платежей составляет 170 926 рублей.
Ссылаясь на статьи 33, 224 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 3, 4, 6, 7, 11, 33, 39-41, 45, 227, 228, 230 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" и постановление Правительства Российской Федерации N 257 от 29.05.2004 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", налоговая служба обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующего должника ТОО "Виктория-29" несостоятельным (банкротом).
Возвращая заявление налоговому органу, суд исходил из того, что ТОО "Виктория-29" соответствует признакам недействующего юридического лица, установленным статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем оно подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
К юридическому лицу, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, применяется административный порядок ликвидации, предусмотренный статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Судом установлено, что ТОО "Виктория-29" отвечает признакам недействующего юридического лица.
Процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо возбуждение производства по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.
В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное юридическое лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
Согласно статье 3 Федерального закона от 02.07.2005 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" двенадцатимесячный срок применяется и в том случае, если он истек до вступления в законную силу настоящего Федерального закона. Закон вступил в силу со дня его официального опубликования - с 06.07.2005.
Заявление уполномоченного органа о признании ТОО "Виктория-29" банкротом подано в арбитражный суд 08.06.2007, то есть после вступления в законную силу положений закона об административном порядке исключения из Единого государственного реестра юридических лиц недействующих юридических лиц.
Как следует из материалов дела, должник сведения, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, не представляет, действующих банковских счетов не имеет, обязанности по уплате обязательных платежей не исполняет.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 67 от 20.12.2006 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа.
В пункте 4 названного постановления разъяснено, что одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном толковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
Учитывая, что должник (ТОО "Виктория-29") отвечает признакам недействующего юридического лица, налоговый орган доказательств невозможности соблюдения административного порядка его исключения из Единого государственного реестра юридических лиц, доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, не представил, суд правомерно возвратил исковое заявление на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные акты приняты с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 8 июня 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2007 года по делу N А19-9179/07-38 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 67 от 20.12.2006 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа.
В пункте 4 названного постановления разъяснено, что одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном толковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 октября 2007 г. N А19-9179/07-38-Ф02-7609/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании