Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 14 ноября 2007 г. N А19-3043/07-Ф02-8454/2007
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Иркутскоблгаз" (далее - ОАО "Иркутскоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании с Иркутской области в лице департамента финансов Иркутской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 356 952 рублей 10 копеек - суммы расходов, понесенных вследствие предоставления в 2004 году льгот по оплате за газ отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: департамент социальной защиты населения Шелеховской администрации, администрация Шелеховского муниципального района, департамент социальной защиты населения Иркутской области.
До принятия решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил размер исковых требований, просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытки в сумме 335 299 рублей 66 копеек за период с мая по декабрь 2004 года. От исковых требований к Иркутской области в лице департамента финансов Иркутской области отказался.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 июля 2007 года иск удовлетворен. Взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Иркутскоблгаз" 335 299 рублей 66 копеек убытков и расходы по уплате государственной пошлины. Производство по делу к Иркутской области в лице департамента финансов Иркутской области прекращено.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июля 2007 года.
По мнению заявителя жалобы, возмещение расходов от предоставления льгот должно осуществляться за счет средств субъекта Российской Федерации - Иркутской области. Кроме того, заявитель ссылается на недоказанность состава гражданского правонарушения для привлечения к ответственности.
Представитель заявителя жалобы в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно иску материально-правовым требованием указано требование о взыскании расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах" в 2004 году.
Правовым основанием указаны Федеральный закон "О ветеранах", статьи 8, 15, 16, 393, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя требования, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что в соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме. Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.95 N5-ФЗ не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по исполнению данного Закона. Выделенные из федерального бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери, полученные истцом в результате исполнения Федерального закона "О ветеранах" в части предоставления услуг категории граждан, имеющих право на льготную оплату коммунальных услуг.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области.
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Предназначенные для возмещения платы, не полученной от льготных категорий потребителей, денежные средства в форме субвенций в период, предъявленный истцом ко взысканию, бюджету субъекта Российской Федерации - Иркутской области не поступали. В федеральном бюджете субвенций на указанное возмещение вообще не было заложено. При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца о возмещении расходов от предоставления льгот за счет казны Российской Федерации.
В связи с изложенным доводы заявителя жалобы не могут быть приняты во внимание.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июля 2007 года принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, оснований для его отмены у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июля 2007 года по делу N А19-3043/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя требования, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что в соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме. Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.95 N5-ФЗ не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по исполнению данного Закона. Выделенные из федерального бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери, полученные истцом в результате исполнения Федерального закона "О ветеранах" в части предоставления услуг категории граждан, имеющих право на льготную оплату коммунальных услуг.
...
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 ноября 2007 г. N А19-3043/07-Ф02-8454/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании