Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 31 октября 2007 г. N А58-4756/05-Ф02-8208/2007
(извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Ленагаз" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к открытому акционерному обществу "Акционерная компания "Якутскэнерго" (ОАО АК "Якутскэнерго") о взыскании 15 960 908 рублей 10 копеек задолженности по договору поставки природного газа от 15.12.2003.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество (ОАО) "Якутгазпром".
Решением от 15 декабря 2005 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27 февраля 2006 года, в иске отказано.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 мая 2006 года решение от 15 декабря 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 27 февраля 2006 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-4756/05 отменено, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию.
При новом рассмотрении дела судом первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2007 года решение от 2 мая 2007 года отменено, исковые требования удовлетворены в заявленной сумме.
Не согласившись с выводами апелляционной инстанции, ОАО АК "Якутскэнерго" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2007 года и оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 мая 2007 года.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Четвертым арбитражным апелляционным судом неправильно применены Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. N 162 (с изм. от 07.12.2005), не применена статья 2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Ленагаз" доводы кассационной жалобы отклонило, указав на их необоснованность.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При разрешении спора судебными инстанциями установлены следующие обстоятельства.
Между ОАО "Ленагаз" (поставщик) и ОАО "АК "Якутскэнерго" (потребитель) заключен договор N5Я-1 от 15.12.2003 на поставку природного газа, в соответствии с пунктом 1 раздела I которого поставщик обязался поставить, а потребитель принять и оплатить природный газ в 2004 году в количестве 691,561 миллиона куб.м.
Согласно пункту 1 раздела IV указанного договора, потребитель оплачивает за отпускаемый по договору газ по ценам, установленным Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации (ФЭК РФ).
На момент заключения договора цена за 1000 куб.м газа составляет 658 рублей 02 копейки.
Из абзаца 5 пункта 1 раздела IV договора следует, что поставщик может в одностороннем порядке изменить цену на природный газ с выходом нового постановления ФЭК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 332 от 30.06.2004 утверждено Положение о Федеральной службе по тарифам, в соответствии с пунктами 5.3.1.15 и 5.3.1.16 которого Федеральная служба по тарифам устанавливает (утверждает, регистрирует) тарифы на транспортировку газа по трубопроводам; оптовые цены на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта, кроме газа, добываемого организациями, не являющимися аффилированными лицами акционерных обществ "Якутгазпром", "Норильскгазпром", "Камчатгазпром" и "Роснефть-Сахалинморнефтегаз".
В соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 21.09.2004 N88-э/4 предусмотрена формула перерасчета оптовой цены на газ (кроме оптовой цены на газ, реализуемый населению) в случае отклонения фактической теплоты сгорания от нормативной (7900 ккал/куб.м (33080 кДж/куб.м)). Пунктом 3 предусмотрено, что настоящий Приказ вступает в силу с 1 октября 2004 года.
ОАО "Якутгазпром" предъявило требование об оплате за поставленный в IV квартале 2004 года газ за период с 01.10.2004 по 31.12.2004 с учетом калорийности, рассчитанной по формуле, предусмотренной приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации N 88-э/4 от 21.09.2004.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), исследовав представленные доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для отказа в иске.
Арбитражный суд установил, что отбор проб газа производился в нарушение действующего законодательства, в связи с чем признал недоказанным истцом факта отклонения фактической теплоты сгорания от нормативной.
Арбитражный суд также признал, что приказ ФСТ не распространяется на отношения между ОАО "Ленагаз" и ОАО АК "Якутскэнерго", так как регулирует отношения по оптовым поставкам газа.
Четвертый арбитражный апелляционный суд отменил решение и признал обоснованными требования истца о взыскании долга в сумме 15 960 908 рублей 10 копеек.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истцом представлены доказательства поставки газа с более высокой теплотой сгорания по сравнению с нормативной (7900 ккал/куб.м.) и наличие оснований для расчета цены за поставленный природный газ в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 21.09.2004.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами апелляционной инстанции.
С учетом специфики отношений газоснабжения, необходимости обеспечения сбалансированности экономических интересов между газодобывающими, газораспределительными, газотранспортными организациями и конечными потребителями Правительством Российской Федерации в соответствии с предусмотренными статьей 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" полномочиями постановлением N 162 от 05.02.1998 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации.
Пунктом 29 Правил поставки газа в Российской Федерации предусмотрено, что цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций - собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.
21.09.2004 Федеральной службой по тарифам Российской Федерации (федеральным органом исполнительной власти) издан Приказ N 88-э/4, пунктом 1 которого предусмотрена формула перерасчета оптовой цены на газ (кроме оптовой цены на газ, реализуемый населению) в случае отклонения фактической теплоты сгорания от нормативной (7900 ккал/куб.м (33080 кДж/куб.м)).
Данный Приказ принят Федеральной службой по тарифам Российской Федерации в пределах установленной пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации N 332 от 30.06.2004 компетенции.
Пунктом 1 Приказа N 88-э/4 от 21.09.2004 предусмотрено изменение состава элементов оптового ценообразования на газ, установлена формула перерасчета цены на газ (кроме оптовой цены на газ, реализуемый населению) в зависимости от теплотворной способности (калорийности) газа.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Применительно к отношениям сторон по договору N 5Я-1 от 15.12.2003 в силу вышеназванных норм материального права подлежит применению цена либо порядок ценообразования, установленные федеральным органом исполнительной власти, а именно с 30.06.2004 - Федеральной службой по тарифам Российской Федерации.
За спорный период октябрь - декабрь 2004 года истцом поставлено ответчику газа в количестве 246 068, 50 тыс.куб.м., что не оспаривается ответчиком.
В октябре 2004 года истец поставил ответчику природный газ в количестве 64 212 тыс.куб.м. Калорийность поставленного газа за октябрь 2004 года составила 8 522 ккал/мЗ, что превышает нормативную (7 900 ккал/куб.м) теплоту сгорания, определенную приказом Федеральной энергетической комиссией от 21.09.2004. Данное обстоятельство подтверждено актом поставки-приемки природного газа от 02.11.2004, подписанным ответчиком.
В ноябре 2004 года было поставлено природного газа в количестве 76 995, 8 тыс.куб.м., в декабре 2004 года - 104 860, 7 тыс.куб.м.
За ноябрь 2004 калорийность газа составила в разрезе потребителей ответчика: Якутская ГРЭС - 8 487 ккал/куб.м., г.Якутск - 8 527 ккал/куб.м., г. Вилюйск - 8 573 ккал/куб.м. За декабрь 2004 калорийность газа составила в разрезе потребителей ответчика: Якутская ГРЭС - 8 572 ккал/куб.м., г.Якутск - 8 458 ккал/куб.м., г.Вилюйск - 8 595 ккал/куб.м.
Отбор проб за спорный период 2004 года был произведен с участием представителей ответчика Похиловой Э.Э., Кузнецовой М.И., что следует из актов отбора. Анализ газа произведен в испытательной лаборатории сжиженного и природного газа ОАО "Ленагаз", имеющей аттестат аккредитации.
Апелляционный суд пришел к правильному выводу, что истцом представлены доказательства отклонения фактической теплоты сгорания от расчетной.
Отбор проб произведен в соответствии с Техническим регламентом отбора проб газа для определения теплотворной способности природного газа, согласованного между ОАО "Якутгазпром" - газодобывающей организацией и ОАО "Ленагаз" - газораспределительной организацией в местах, где технически возможен отбор проб, на выходе из системы магистральных газопроводов в газораспределительные сети.
Анализ газа произведен единственной имеющей аккредитацию на тот момент лабораторией сжиженного и природного газа ОАО "Ленагаз.
Доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, судом апелляционной инстанции оценены в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах выводы арбитражного суда об удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по договору поставки природного газа от 15.12.2003 являются правомерными.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2007 года по делу NА58-4756/05 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2007 года по делу NА58-4756/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций - собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.
21.09.2004 Федеральной службой по тарифам Российской Федерации (федеральным органом исполнительной власти) издан Приказ N 88-э/4, пунктом 1 которого предусмотрена формула перерасчета оптовой цены на газ (кроме оптовой цены на газ, реализуемый населению) в случае отклонения фактической теплоты сгорания от нормативной (7900 ккал/куб.м (33080 кДж/куб.м)).
Данный Приказ принят Федеральной службой по тарифам Российской Федерации в пределах установленной пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации N 332 от 30.06.2004 компетенции.
Пунктом 1 Приказа N 88-э/4 от 21.09.2004 предусмотрено изменение состава элементов оптового ценообразования на газ, установлена формула перерасчета цены на газ (кроме оптовой цены на газ, реализуемый населению) в зависимости от теплотворной способности (калорийности) газа.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 октября 2007 г. N А58-4756/05-Ф02-8208/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании