Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 14 ноября 2007 г. N А10-1041/07-Ф02-8482/2007
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Байкальская лесная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Республике Бурятия (далее - инспекция) о признании частично незаконным ее решения N 11 от 11.02.2007.
Решением суда от 6 июня 2007 года заявление общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Из кассационной жалобы следует, что оказанные открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") обществу услуги по возврату порожних железнодорожных вагонов, использованных для перевозки экспортного груза, должны облагаться налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, следовательно, ОАО "РЖД" неправомерно предъявлен обществу в счетах-фактурах по этим услугам налог, исчисленный с применением налоговой ставки 18 процентов, а обществом неправомерно заявлены такие суммы налога к вычету.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами кассационной жалобы, считает их необоснованными и просит оставить решение суда без изменения.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение суда следует оставить без изменения.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения обществом налогового законодательства за период с 01.01.2004 по 31.12.2005.
По результатам проверки инспекцией составлен акт N 1 от 12.01.2007 и принято решение N 11 от 14.02.2007 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Кодекса. Также обществу предложено уплатить суммы налоговых санкций, дополнительно начисленных налога на добавленную стоимость, транспортного налога, налога на прибыль, соответствующих пеней, уменьшен исчисленный в завышенных размерах налог на добавленную стоимость.
Инспекция предложила уплатить оспариваемые суммы налога на добавленную стоимость, штрафа и пеней по данному налогу, указав, что обществу неправомерно возмещен налог на добавленную стоимость, предъявленный ОАО "РЖД" с применением налоговой ставки 18 процентов по услугам, связанным с возвратом использованных в перевозке экспортных грузов железнодорожных вагонов, поскольку в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса данные услуги подлежали налогообложению по налоговой ставке 0 процентов.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая незаконным решение инспекции в оспариваемой части, исходил из того, что поскольку оказание услуг перевозчиком по возврату порожних железнодорожных вагонов на станцию назначения не относится к операциям, которые в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 процентов, то выставление перевозчиком счетов-фактур с указанием налога по ставке 18 процентов является правомерным.
Из материалов дела следует, что общество заключило с ФГУП "ВСЖД" договор аренды N 2 от 10.10.2002 находящихся в федеральной собственности грузовых вагонов инвентарного парка железных дорог Российской Федерации, согласно которому обществу представлены во временное пользование грузовые вагоны для перевозок лесных грузов. Из содержания пунктов 3.3 и 3.5 данного договора следует, что железная дорога должна осуществлять возврат арендованных обществом вагонов в порожнем состоянии на станцию приписки либо в иной пункт по указанию арендатора.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил, что в проверяемом периоде общество на основании договора перевозки N 6300/87-03 РЖД от 08.10.2003 осуществляло экспорт лесоматериалов по внешнеэкономическим контрактам железнодорожным транспортом, используя арендованные вагоны. Перевозчиком экспортируемых обществом товаров выступало ОАО "РЖД" в лице филиала - Восточно-Сибирской железной дороги. Расчеты за перевозки грузов производились отправителем обществом на основании экспортной справки ТехПД Восточно-Сибирской железной дороги.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи. Данные положения распространяются на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату.
Следовательно, с момента передачи перевозчиком груза грузополучателю его обязательства по договору перевозки соответствующего груза, в том числе экспортируемого за пределы территории Российской Федерации, считаются исполненными.
Возврат порожних вагонов, использованных для перевозки экспортируемых обществом грузов, оформлялся самостоятельными железнодорожными накладными, в которых налогоплательщик указан в качестве получателя. Данное обстоятельство свидетельствует об оказании перевозчиком самостоятельной услуги по возврату порожних вагонов, отличной от услуги по перевозке экспортируемых и импортируемых грузов.
Таким образом, услуги перевозчика по возврату порожних вагонов не относятся к услугам и работам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, поэтому не подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 процентов.
В связи с этим перевозчик по услугам, связанным с возвратом порожних железнодорожных вагонов на станцию назначения, правомерно предъявлял обществу налог на добавленную стоимость по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Кодекса, а налогоплательщик при соблюдении положений статей 171, 172 и 176 Кодекса вправе был заявлять такие суммы налога к вычету и возмещению.
Налоговый орган иных, кроме вышеуказанных мотивов восстановления возмещенного обществу налога на добавленную стоимость, в оспариваемом решении не привел.
Арбитражный суд, признав, что обществом правомерно заявлен к вычету и возмещению налог на добавленную стоимость в сумме 4 300 264 рубля 52 копейки, предъявленный перевозчиком за возврат порожних железнодорожных вагонов, сделал правильный вывод о неправомерности решения инспекции в части признания указанной суммы недоимкой, начисления и предложения уплатить соответствующие суммы налога, штрафа и пеней.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение от 6 июня 2007 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу NА10-1041/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возврат порожних вагонов, использованных для перевозки экспортируемых обществом грузов, оформлялся самостоятельными железнодорожными накладными, в которых налогоплательщик указан в качестве получателя. Данное обстоятельство свидетельствует об оказании перевозчиком самостоятельной услуги по возврату порожних вагонов, отличной от услуги по перевозке экспортируемых и импортируемых грузов.
Таким образом, услуги перевозчика по возврату порожних вагонов не относятся к услугам и работам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, поэтому не подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 процентов.
В связи с этим перевозчик по услугам, связанным с возвратом порожних железнодорожных вагонов на станцию назначения, правомерно предъявлял обществу налог на добавленную стоимость по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Кодекса, а налогоплательщик при соблюдении положений статей 171, 172 и 176 Кодекса вправе был заявлять такие суммы налога к вычету и возмещению."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 ноября 2007 г. N А10-1041/07-Ф02-8482/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании