Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Решению Думы г.Иркутска
от 28 июня 2007 г. N 004-20-390584/7
Муниципальная целевая программа
"Реконструкция, модернизация и восстановление
крупнопанельных жилых домов первых массовых серий
в г.Иркутске на 2008 - 2012 годы"
Паспорт муниципальной целевой программы
/----------------------------------------------------------------------------------------------------\
|Наименование программы|"Реконструкция, модернизация и восстановление крупнопанельных жилых домов |
| |первых массовых серий в г.Иркутске" городская целевая программа (далее - |
| |Программа) |
|----------------------+-----------------------------------------------------------------------------|
|Муниципальный заказчик|Комитет по градостроительной политике администрации г.Иркутска |
|----------------------+-----------------------------------------------------------------------------|
|Основные разработчики |1. Комитет по градостроительной политике администрации г.Иркутска; |
|программы |2. ГОУ ВПО Иркутский государственный технический университет; |
| |3. ООО "Предприятие Иркут-Инвест" |
|----------------------+-----------------------------------------------------------------------------|
|Цели и задачи |- Реализация государственной и муниципальной политики по сохранению, |
|программы |модернизации и снижению сейсмоуязвимости жилых зданий. |
| |- Создание организационного, правового и кредитно-финансового обеспечения|
| |реконструкции и модернизации городского жилищного фонда в целях: |
| |- снижения сейсмоуязвимости жилых зданий; |
| |- снижения бюджетных расходов на текущее содержание, ремонт и эксплуатацию |
| |жилищного фонда в соответствии с реформами в жилищной сфере; |
| |- стимулирования инвестиций и инициатив в сфере реконструкции, с |
| |использованием рыночных механизмов самофинансирования. |
| |- Разработка конструктивных решений реконструкции, усиления и восстановления |
| |жилых крупнопанельных зданий, а также технологических регламентов их |
| |реализации. |
| |- Обоснование регламента системного мониторинга технического состояния жилых |
| |зданий с учетом антисейсмических требований. |
|----------------------+-----------------------------------------------------------------------------|
|Важнейшие целевые |- Улучшение социальных условий использования жилых зданий первых массовых |
|показатели |серий; |
| |- снижение сейсмоуязвимости и вероятных последствий землетрясений; |
| |- создание и ведение картотеки - единой базы данных, системного мониторинга |
| |технического состояния крупнопанельных жилых домов первых массовых серий; |
| |- снижение эксплуатационных затрат (энергосбережение). |
|----------------------+-----------------------------------------------------------------------------|
|Сроки реализации |2008 - 2012 г.г. |
|программы | |
|----------------------+-----------------------------------------------------------------------------|
|Этапы реализации |- I этап: 2008 год |
|программы. |- Учет и оценка (обследование и диагностика) технического состояния жилых |
| |зданий первых поколений индустриального домостроения для обеспечения |
| |предпроектной основы Программы; |
| |- создание нормативной правовой и нормативно-технической базы для организации|
| |реконструкции и восстановления жилых зданий; |
| |- выполнение отдельных проектов по восстановлению жилых домов первых массовых|
| |серий 1-335 и И-163. |
| |- II этап: 2009 - 2012 годы. |
| |- Реконструкция, модернизация и усиление жилых домов с использованием |
| |апробированных разовых технических решений и данных начального мониторинга; |
| |- разработка технических регламентов эксплуатации жилых зданий массовой |
| |застройки. |
|----------------------+-----------------------------------------------------------------------------|
|Объем и источник |Объем финансовых затрат: - 710813 тыс. рублей, |
|финансирования |в том числе: |
| |- средства бюджета города в сумме - 646195 тыс. рублей; |
| |- средства организаций в сумме - 32309 тыс. рублей; |
| |- средства инвесторов в сумме - 32309 тыс. рублей. |
| |Сумма средств по годам: |
| | /---------------------------------------------------------------------\ |
| | | | Сумма всего, | Сумма всего, Работы | Источник | |
| | | Год | работы | | финансирования | |
| | |---------+------------------+---------------------+------------------| |
| | |2008 |93005 (в том числе| |Городской бюджет | |
| | | |------------------+---------------------+------------------| |
| | | |4650 | |Средства | |
| | | | | |организаций | |
| | | |------------------+---------------------+------------------| |
| | | |4650 | |Частные инвестиции| |
| | |---------+------------------+---------------------+------------------| |
| | |2009 |Ремонт НС-панелей |104460 (в том числе |Городской бюджет | |
| | | |------------------+---------------------+------------------| |
| | | | |5223 |Средства | |
| | | | | |организаций | |
| | | |------------------+---------------------+------------------| |
| | | | |5223 |Частные инвестиции| |
| | |---------+------------------+---------------------+------------------| |
| | |2010 |Ремонт НС-панелей |152840 (в том числе |Городской бюджет | |
| | | | |15284 ПИР и ПСД) | | |
| | | |------------------+---------------------+------------------| |
| | | | |7642 |Средства | |
| | | | | |организаций | |
| | | |------------------+---------------------+------------------| |
| | | | |7642 |Частные инвестиции| |
| | |---------+------------------+---------------------+------------------| |
| | |2011 |Ремонт НС-панелей |148570 (в том числе |Городской бюджет | |
| | | | |14857 ПИР и ПСД) | | |
| | | |------------------+---------------------+------------------| |
| | | | |7428 |Средства | |
| | | | | |организаций | |
| | | |------------------+---------------------+------------------| |
| | | | |7428 |Частные инвестиции| |
| | |---------+------------------+---------------------+------------------| |
| | |2012 |Ремонт НС-панелей |147320 (в том числе |Городской бюджет | |
| | | | |14732 ПИР и ПСД) | | |
| | | |------------------+---------------------+------------------| |
| | | | |7366 |Средства | |
| | | | | |организаций | |
| | | |------------------+---------------------+------------------| |
| | | | |7366 |Частные инвестиции| |
| | |---------+------------------+---------------------+------------------| |
| | |Итого: |93005 (в том числе|553190 (в том числе: |Городской бюджет | |
| | | |9300,5 ПИР и ПСД) |55319 ПИР и ПСД | | |
| | |---------+------------------+---------------------+------------------| |
| | |Итого: |4650 |27659 |Средства | |
| | | | | |организаций | |
| | |---------+------------------+---------------------+------------------| |
| | |Итого: |4650 |27659 |Частные инвестиции| |
| | |---------------------------------------------------------------------| |
| | |Всего: 710813 тыс. рублей | |
|----------------------+-----------------------------------------------------------------------/ |
|Ожидаемые конечные |- Улучшение условий проживания вследствие повышения сейсмостойкости зданий; |
|результаты реализации |- повышение эксплуатационной надежности жилищного фонда; |
|программы и показатели|- снижение общих эксплуатационных затрат населения и городского бюджета; |
|социально-экономичес- |- системный подход к оценке технического состояния, работоспособности и |
|кой эффективности |регламенту эксплуатации зданий. |
\----------------------------------------------------------------------------------------------------/
1. Введение.
Характеристика проблемы
и обоснование ее решения программными методами
Жилищный фонд первых массовых серий (далее - ФПМС), представленный в основном пятиэтажными крупнопанельными и кирпичными зданиями, является материальным воплощением модели малогабаритного экономичного жилища, призванной для решения жилищной проблемы на рубеже 60-х - 70-х годов XX века.
Социальная основа модели - посемейное заселение минимальных по габаритам жилых помещений с вынесением социально-культурных и хозяйственно-бытовых функций в многоступенчатую сеть территориальных предприятий и учреждений обслуживания населения.
Экономическая основа - минимизация первичных затрат на строительство посредством типизации, унификации, облегчения веса и повышения заводской готовности конструкций, совмещения в них узлов, систем и материалов различной степени надежности и долговечности без учета вторичных затрат на поддержание, ремонт и эксплуатацию зданий.
Градостроительный характер застройки - экстенсивная по характеру землепользования, разреженная низкоплотная (порядка 4000 кв. м общей площади на 1 га) "строчная" застройка отдельно стоящими жилыми зданиями без встроенных учреждений обслуживания, без дворовых пространств, обусловившая низкую эффективность использования земельных участков в освоенных районах высокой рыночной стоимости земли и жилья.
Функциональное насыщение и индивидуализация жилища, высокие эксплуатационные расходы на ремонт и поддержание фонда, неудовлетворительные с современной точки зрения теплозащитные качества зданий предопределили ускоренное моральное устаревание и прогрессирующий физический износ зданий ФПМС.
Вместе с тем жилищный ФПМС остается востребованным, в том числе и как социальный жилищный фонд с устойчивой динамикой спроса на вторичном рынке жилья.
Актуальность реконструкции зданий жилищного ФПМС и территорий застройки 60-х - 70-х годов определяется:
- социальной значимостью и масштабностью ФПМС, составляющим более 40 % общей площади жилых помещений городского жилищного фонда;
- техническим состоянием, фактическим превышением проектного срока эксплуатации и прогрессирующим физическим износом панелей;
- высоким уровнем энергозатрат на отопление;
- наличием существенного (1,5 - 2 балла) дефицита сейсмостойкости (сейсмоуязвимости) жилых зданий первых массовых застроек;
- потенциалом ФПМС с точки зрения использования территорий застройки 60 - 70 гг. для привлечения частных инвестиций и, как альтернативы, освоению новых территорий для жилищного строительства;
При этом реконструкция зданий жилищного ФПМС и развитие территорий понимается расширительно и включает в себя:
- реконструкцию зданий с усилением несущих конструкций, утеплением и дополнительной защитой НС - панелей;
Комплексный по составу мероприятий и межотраслевой по организации характер реконструкций, масштабность проблемы в условиях ограниченности бюджетных средств, отсутствие научно и экспериментально обоснованных критериев оценки сейсмоуязвимости и системы технического мониторинга ФПМС требуют максимальной концентрации и целевого использования ресурсов и предопределяют необходимость программно-целевых методов решения.
Программа определяет следующие группы участников процесса реконструкции:
- органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- граждане (собственники, наниматели жилья), их объединения, товарищества;
- организации, эксплуатирующие жилищный фонд;
- частные инвесторы (организации, банки, фонды и т.п.)
Программа позволяет сформировать систему взаимоотношений, прав, обязанностей, регламент технических решений и взаимных гарантий всех участников реконструкции, закрепляемые посредством разработки соответствующей нормативно-правовой и нормативно-технической базы.
2. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - создание оптимальных условий для реализации государственной политики по сохранению, восстановлению, повышению надежности зданий жилищного фонда путем осуществления в 2008 - 2012 г.г. реконструкции жилых домов первых массовых серий застройки с утеплением и защитой ограждающих конструкций.
Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи:
1. осуществить учет, оценку технического состояния и ресурса сейсмостойкости жилых зданий первых массовых застроек (в первую очередь серий 1-335, И-163) для обеспечения предпроектной основы Программы, базой которой станут данные обследования, диагностики и испытания зданий;
2. провести динамические испытания домов-представителей массовых серий с целью установления фактического ресурса их сейсмостойкости;
3. создать нормативную правовую и нормативно-техническую базу для проведения реконструкции;
4. выполнить демонстрационные отдельные проекты реконструкции с усилением зданий и их утеплением;
5. создать информационное обеспечение распространению технических решений усиления и защиты конструкций, а также технологию их выполнения;
6. выполнить плановый (с учетом финансовых возможностей) объем работ по реконструкции жилых зданий.
3. Этапы и сроки реализации
Целевая программа предусматривает выполнение планируемого комплекса мероприятий в сроки с 2008 по 2012 годы с разбивкой объема работ на два этапа:
I этап - подготовительный этап, имеющий конечной целью обоснование проектной основы Программы с учетом выполнения задач, предусмотренных в пунктах 1 - 5 предыдущего раздела Программы, в том числе:
1. осуществить учет, оценку технического состояния и ресурса сейсмостойкости жилых зданий первых массовых застроек (в первую очередь серий 1-335, И-163) для обеспечения предпроектной основы Программы, базой которой станут данные обследования, диагностики и испытания зданий (средства городского бюджета на ПИР и ПСД);
2. провести динамические испытания домов-представителей массовых серий с целью установления фактического ресурса их сейсмостойкости (средства городского бюджета на ПИР и ПСД);
3. создать нормативную правовую и нормативно-техническую базу для проведения реконструкции (средства городского бюджета на ПИР и ПСД);
4. выполнить демонстрационные отдельные проекты реконструкции с усилением зданий и их утеплением (средства городского бюджета на ремонт несущих стен (НС - панелей);
5. создать информационное обеспечение распространению технических решений усиления и защиты конструкций, а также технологию их выполнения (средства городского бюджета на ПИР и ПСД);
II этап - период практической реализации Программы работ по реконструкции жилых зданий
- выполнить плановый (с учетом финансовых возможностей) объем работ по реконструкции жилых зданий (пункт 6).
4. Перечень
основных организационных мероприятий
Организационный механизм Программы строится с учетом:
- Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы;
- концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства;
- концепции городской программы капитального ремонта, модернизации и реконструкции жилищного фонда;
- основных направлений экономической, технической и правовой политики в области энергосбережения в г.Иркутске.
Взаимодействие всех участников процесса реконструкции в сфере организационного обеспечения реализации Программы осуществляется посредством:
- участия структурных подразделений администрации г.Иркутска, ответственных за проведение градостроительной политики, финансирования, управление землепользованием, недвижимостью, жилищно-коммунальным хозяйством города;
- создания системы правовых взаимоотношений администрации г.Иркутска инвесторов, владельцев, пользователей жилищного фонда и их объединений, подрядных и эксплуатационных организаций и служб;
- вовлечения общественности в обсуждение проектов реконструкции: по обновлению и модернизации территории, зданий, квартир;
- организации диалога с жильцами, информирования населения о целях, задачах и преимуществах реконструкции жилых зданий;
- организации целевых объединений, товариществ собственников жилья, оформления их в гражданско-правовые организации, участвующие в реализации данного проекта по реконструкции жилых зданий;
- оказания всесторонней (правовой, финансовой, организационной) помощи населению;
непосредственного проведения ремонтно-строительных мероприятий по реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий (приложение N 1 к муниципальной целевой программе "Реконструкция, модернизация и восстановление крупнопанельных жилых домов первых массовых серий в г.Иркутске на 2008 - 2012 годы"
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется:
1. реконструкция, модернизация и восстановление НС - панелей существующих домов с утеплением - за счет средств бюджета г.Иркутска;
2. реконструкция внутренней инженерной инфраструктуры (отопление, водоснабжение, электро и газоснабжение самих зданий) - за счет средств инвесторов и организаций, эксплуатирующих здания;
3. реконструкция внешней инженерной инфраструктуры (внутриплощадочных сетей) - за счет средств предприятий и организаций, поставляющих энергию, воду, газ;
4. разработка сметно-проектной документации, выполнение обследований кварталов и отдельных объектов - за счет бюджета г.Иркутска.
Конкретные суммы затрат уточняются индивидуально по каждому реконструируемому кварталу, с учетом объемов работ, состояния домов, инженерной инфраструктуры, а также расположенности микрорайона.
Кредитно-финансовый механизм Программы призван обеспечить открытие кредитной линии на стартовом этапе реконструкции.
Подрядчики, осуществляющие реконструкцию, модернизацию и восстановление зданий ФПМС привлекают дополнительные внебюджетные средства к восстановлению домов посредством:
- заключения договоров о долевом участии с владельцами квартир и их объединениями (личные сбережения, средства по ипотечному кредитованию).
Указанные действия будут проводиться на основании действующего законодательства Российской Федерации на момент реализации Программы.
6. Механизм реализации программы
Нормативное правовое обеспечение инвестиционно-строительной деятельности представляет собой системную задачу, охватывающую основные сферы регулирования (градостроительство, земельные отношения, имущественные права, инвестиционная деятельность, информационное обеспечение).
Нормативно-правовые механизмы реализации Программы должны строиться на разработке и принятии нормативных актов, призванных, с одной стороны, защитить интересы города и пользователей жилищного фонда, с другой стороны - стимулировать всех участников реконструкции к активному поведению.
Необходимость расширения существующей нормативной правовой базы для реализации Программы продиктована экономической целесообразностью проведения комплексной реконструкции застроенных территорий в 60-х годах на инвестиционных условиях, обеспечивающих стабильность, предсказуемость, оптимизацию градостроительной деятельности, защиту интересов граждан.
Социальные гарантии собственников жилья обеспечиваются действующими нормами Жилищного и Гражданского кодексов Российской Федерации.
Создание нормативно-технической базы для реализации Программы предусматривает разработку, реализацию и экспериментальную проверку эффективных конструктивных и энергосберегающих решений по реконструкции, усилению и восстановлению жилых зданий первых массовых застроек.
7. Управление Программой
и контроль за исполнением Программы
Контроль за исполнением городской целевой программой осуществляет Комитет по градостроительной политике администрации г.Иркутска.
Администрация г.Иркутска осуществляет координацию реализации мероприятий программы, осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляет мониторинг выполнения программных мероприятий.
8. Ожидаемые социально-экономические результаты
от реализации Программы
Реконструкцией ФПМС достигается:
1. Повышение бальности# (устранение дефицита 1,5-2 балла) сейсмостойкости жилых зданий ВПМС - обеспечение нормируемой СНиП-7-81*, карты "А" сейсмостойкости объектов.
создание технической, проектной и технологической базы сейсмоусилений зданий данной серии.
2. Снижение суммарных энергозатрат на эксплуатацию зданий ФПМС на 15-20 %.
3. Снижение существующих тепловых потерь зданий по конструктивам:
- наружные стены на 9%;
- чердачные перекрытия на 4%;
- перекрытия подвала на 5%;
- окна и балконные двери на 15%.
Итого: на 33% - в два раза (то есть 15-20 %)
Улучшение среды проживания должно явиться стимулом к ускорению приватизации жилищ, притоку инвестиций в реконструкцию, реформированию жилищно-коммунального хозяйства города.
Реконструкция ФПМС с усилением и утеплением зданий и установкой приборов учета энергоресурсов позволит снизить энергозатраты на отопление зданий, перейти на бездотационное снабжение фонда теплом, с одновременным улучшением микроклимата жилищ, без повышения стоимости оплаты энергоресурсов для населения, что явится важнейшим социально-экономическим результатом реконструкции, снизит риск гибели людей и потери материальных ценностей при возможных землетрясениях.
Снижение теплопотребления зданий ФПМС, равнозначное снижению выбросов на источниках теплоснабжения, в совокупности с выполненным благоустройством территорий, формирование современной системы хранения и содержания автотранспорта составляет побочный, но существенно важный экологический эффект реконструкции.
Улучшение среды проживания должно явиться стимулом к ускорению приватизации жилищ, притоку инвестиций в реконструкцию, реформирования жилищно-коммунального хозяйства города.
В организационно-экономическом отношении реализация Программы позволит активизировать инвестиционный процесс в реконструктивном секторе жилищной экономики создать новые рабочие места, эффективные кредитно-финансовые механизмы и модели управления жилищным фондом, инвестировать ремонтно-строительное производство, рынок жилья и жилищных услуг, стимулировать экономическую заинтересованность и обеспечить защиту прав всех сторон, участвующих в процессе реконструкции и эксплуатации жилищного фонда.
Предусматриваемое Программой создание нормативной, организационной и технологической базы реконструкции зданий ФПМС позволит создать первоначальный капитал для оперативного и эффективного перехода к реконструкции фонда и территорий последующих поколений индустриального домостроения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.