Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 25 декабря 2007 г. N А78-7627/2006-С2-24/405-Ф02-8776/2007
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 ноября 2009 г. N А78-7627/2006
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Читинской области (далее - ТФОМС Читинской области, Фонд) обратился в Арбитражный суд Читинской области с исковым заявлением о взыскании с Федерального государственного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть N 107 Федерального медико-биологического агентства (далее - ФГУЗ МСЧ N107, учреждение) 1 455 839 рублей в счет восстановления нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
Определением Арбитражного суда Читинской области от 29 июня 2007 года производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 30 августа 2007 года определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТФОМС Читинской области обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по мотивам неправильного применения судами пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, направить дело на рассмотрение в Арбитражный суд Читинской области.
По мнению заявителя кассационной жалобы, отсутствие специального указания в федеральном законе на возможность взыскания нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в судебном порядке не означает, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ТФОМС Читинской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
В судебном заседании представитель ФГУЗ МСЧ N 107 просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать, полагая судебные акты соответствующими пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с отсутствием сведений об извещении Фонда о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы в судебном заседании был объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 20 декабря до 25 декабря 2007 года до 11 часов 00 минут.
После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Читинской области и Четвертым апелляционным арбитражным судом норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 17.02.2006 Комитета здравоохранения Читинской области ТФОМС Читинской области проведена комиссионная проверка ФГУЗ МСЧ N107 по исполнению территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Читинской области бесплатной медицинской помощи в 2004-2005 годах, по результатам которой составлен акт проверки от 28.02.2006.
Согласно акту проверки в проверяемом периоде выявлено нецелевое использование учреждением средств обязательного медицинского страхования на сумму 1 454 839 рублей.
В целях восстановления использованных не по целевому назначению бюджетных средств ТФОМС Читинской области обратился в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о взыскании с учреждения указанной суммы.
Суд первой инстанции, прекращая определением от 29 июня 2007 года производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а суд апелляционной инстанции, оставляя определение суда без изменения, руководствовались положениями пунктов 1, 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пришли к выводу, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку действующим законодательством взыскание нецелевого использования бюджетных средств, в том числе средств обязательного медицинского страхования, в судебном порядке не предусмотрено.
Данный вывод сделан судами без учета следующего.
В соответствии с абзацем 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" отношения субъектов медицинского страхования регулируются договором, заключаемым между субъектами медицинского страхования.
Таким образом, использование средств фонда обязательного медицинского страхования осуществляется в рамках правоотношений, возникающих на основании договоров, заключаемых между субъектами медицинского страхования.
Между тем, вывод о том, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, сделан судами без исследования вопроса о природе спорных правоотношений применительно к названным положениям действующего законодательства.
В соответствии с положениями статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. По мнению суда кассационной инстанции, деятельность по использованию средств Фонда является экономической, следовательно, спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде по существу заявленных требований.
Учитывая изложенное, прекращение производства по рассматриваемому судом требованию нельзя признать в данном случае достаточно обоснованным и соответствующим пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебные акты подлежат отмене в соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Определение от 29 июня 2007 года Арбитражного суда Читинской области, постановление Четвертого апелляционного арбитражного суда от 30 августа 2007 года по делу NА78-7627/2006-С2-24/405 отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд Читинской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, прекращая определением от 29 июня 2007 года производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а суд апелляционной инстанции, оставляя определение суда без изменения, руководствовались положениями пунктов 1, 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пришли к выводу, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку действующим законодательством взыскание нецелевого использования бюджетных средств, в том числе средств обязательного медицинского страхования, в судебном порядке не предусмотрено.
...
В соответствии с абзацем 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" отношения субъектов медицинского страхования регулируются договором, заключаемым между субъектами медицинского страхования."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 декабря 2007 г. N А78-7627/2006-С2-24/405-Ф02-8776/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании