Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 10 января 2008 г. N А74-2214/2007-Ф02-9546/2007
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия (налоговая служба) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Аскизская хлебная база" (ООО "Аскизская хлебная база") несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении него конкурсного производства.
Определением от 28 мая 2007 года производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционном порядке законность и обоснованность определения не проверялись.
Не согласившись с судебным актом, налоговая служба обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя, вывод суда о прекращении производства по делу в связи с отсутствием у ООО "Аскизская хлебная база" в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, не основан на нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах.
Заявитель считает требования об уплате налога, решения о взыскании за счет денежных средств, а также расчет налога на имущество предприятия, приложенные к заявлению о признании ООО "Аскизская хлебная база" банкротом по признакам отсутствующего должника, достаточными доказательствами наличия и размера задолженности по обязательным платежам.
Налоговая служба, ссылаясь на статью 44 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", считает, что ликвидация ООО "Аскизская хлебная база" невозможна путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что должник (ООО "Аскизская хлебная база") бухгалтерскую отчетность в налоговый орган не представляет, операции по банковским счетам в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, не осуществляет; обязанность по уплате обязательных платежей не исполняет; по юридическому адресу не находится, имущество для погашения задолженности отсутствует.
Задолженность ООО "Аскизская хлебная база" по уплате обязательных платежей составляет 5 412 635 рублей 19 копеек.
Ссылаясь на статьи 4, 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 7, 227-230 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" и постановление Правительства Российской Федерации N 257 от 29.05.2004 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", налоговая служба обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующего должника ООО "Аскизская хлебная база" несостоятельным (банкротом).
Прекращая производство по делу, суд исходил из того, что ООО "Аскизская хлебная база" соответствует признакам недействующего юридического лица, установленным статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем оно подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
К юридическому лицу, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, применяется административный порядок ликвидации, предусмотренный статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Судом установлено, что ООО "Аскизская хлебная база" отвечает признаками недействующего юридического лица.
Процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо возбуждение производства по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.
В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное юридическое лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
Согласно статье 3 Федерального закона от 02.07.2005 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" двенадцатимесячный срок применяется и в том случае, если он истек до вступления в законную силу настоящего Федерального закона. Закон вступил в силу со дня его официального опубликования - с 06.07.2005.
Заявление уполномоченного органа о признании ООО "Аскизская хлебная база" банкротом подано в арбитражный суд 07.09.2007, то есть после вступления в законную силу положений закона об административном порядке исключения из Единого государственного реестра юридических лиц недействующих юридических лиц.
Как следует из материалов дела, должник бухгалтерскую отчетность в налоговый орган не представляет, операции по банковским счетам в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, не осуществляет; обязанность по уплате обязательных платежей не исполняет; по юридическому адресу не находится; имущество для погашения задолженности отсутствует.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 67 от 20.12.2006 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа.
В пункте 4 названного постановления разъяснено, что одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном толковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
Учитывая, что должник (ООО "Аскизская хлебная база") отвечает признакам недействующего юридического лица, налоговый орган доказательств невозможности соблюдения административного порядка его исключения из Единого государственного реестра юридических лиц, доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, не представил, суд правомерно прекратил производство по делу по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебный акт принят с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Определение от 10 октября 2007 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2214/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 67 от 20.12.2006 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа.
В пункте 4 названного постановления разъяснено, что одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном толковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 января 2008 г. N А74-2214/2007-Ф02-9546/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании