Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 26 февраля 2008 г. N А19-9655/07-47-Ф02-462/2008
(извлечение)
Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Департаменту имущественных отношений Иркутской области (с учетом уточнений):
- о признании незаконным включение в реестр государственной собственности Иркутской области муниципального имущества - нежилого здания, расположенного по адресу: Иркутская область, город Усть-Илимск, улица Мечтателей, 31;
- об обязании исключить запись в реестре государственной собственности Иркутской области на муниципальное имущество - нежилое здание, расположенное по адресу: Иркутская область, город Усть-Илимск, улица Мечтателей, 31.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 7 августа 2007 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: МОУ ДО "Центр дополнительного образования детей", Администрация города Усть-Илимска, муниципальное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа", Департамент образования Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 3 декабря 2007 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Иркутской области, Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя, арбитражным судом неправильно применены нормы материального права и процессуального права - пункт 2 статьи 296, пункт 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы арбитражного суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Как полагает Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска, основания для включения нежилого здания, расположенного по адресу: Иркутская область, город Усть-Илимск, улица Мечтателей, 31, в Реестр государственной собственности отсутствовали, так как не представлено доказательств наличия волеизъявления органа местного самоуправления на передачу в государственную собственность спорного имущества, согласованности действий органа местного самоуправления и органа государственной власти Иркутской области на передачу спорного имущества.
Заявитель ссылается на то, что право собственности муниципального образования "Город Усть-Илимск" на спорное нежилое здание возникло в 1993 году. Право оперативного управления на спорное нежилое здание у Областного государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г.Усть-Илимска" не возникло.
Лица, участвующие в деле, отзыв на кассационную жалобу не представили.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием (с учетом уточнений) указано требование о признании незаконным включение в реестр государственной собственности Иркутской области муниципального имущества - нежилого здания, расположенного по адресу: Иркутская область, город Усть-Илимск, улица Мечтателей, 31; об обязании исключить запись в реестре государственной собственности Иркутской области на муниципальное имущество - нежилое здание, расположенное по адресу: Иркутская область, город Усть-Илимск, улица Мечтателей, 31.
Основанием иска указано на неправомерное включение ответчиком в Реестр государственной собственности Иркутской области муниципального имущества - нежилого здания, расположенного по адресу: Иркутская область, город Усть-Илимск, улица Мечтателей, 31. Как указывает истец, для передачи имущества муниципального образования в собственность субъекта Российской Федерации не соблюдены следующие условия: волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу, согласованность действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска считает, что право оперативного управления муниципального учреждения МСКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа" на спорное нежилое здание не возникло, поскольку не зарегистрировано в установленном законом порядке.
В силу распоряжения Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска от 27.11.06г. N 1600 и соглашения от 28.11.2006 о внесении изменений в договор от 16.01.2004 N 02 о закреплении имущества на праве оперативного управления нежилое здание, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, д.31, являющееся муниципальной собственностью муниципального образования город Усть-Илимск, передано в оперативное управление МОУ ДОД "Центр дополнительного образования детей".
На момент издания приказа Комитета по управлению государственным имуществом Иркутской области от 29.12.2006 N900/и муниципальное имущество -нежилое здание, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 31, изъято из оперативного управления муниципального учреждения "МСКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа" и передано в оперативное управление и на баланс МОУ ДОД "Центр дополнительного образования детей".
В настоящее время в соответствии с распоряжением Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска от 27.02.2007 N 227 часть помещений общей площадью 2675,58 кв.м, расположенных в вышеуказанном здании по ул. Мечтателей, 31, предоставлены в безвозмездное пользование по договору от 07.02.2007, зарегистрированному в Департаменте недвижимости Администрации города Усть-Илимска 28.02.2007 N 49-дб, Областному государственному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Усть-Илимска". Областное учреждение до настоящего времени пользуется переданными в безвозмездное пользование помещениями, деятельность учреждения не прекращалась.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, исходил из следующего.
Приказом Департамента имущественных отношений Иркутской области от 1.12.2006 N 900/и "О передаче имущества из муниципальной собственности в государственную собственность Иркутской области" утверждены перечни муниципальных учреждений как имущественных комплексов, передаваемых из муниципальной собственности в государственную собственность Иркутской области.
Согласно приложению к приказу N900/и "Перечень муниципальных учреждений как имущественных комплексов, передаваемых из муниципальной собственности муниципального образования "Город Усть-Илимск" в государственную собственность Иркутской области" подлежало передаче муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (корррекционная) общеобразовательная школа", расположенная по адресу: 666670, Иркутская область, г .Усть-Илимск, начальная школа ул.Мечтателей, 31; средняя школа - 50 лет ВЛКСМ, дом 14.
Вышеуказанный приказ издан в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность объектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Данными решениями утверждаются перечни передаваемых муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Во исполнение требования закона приказом N900/и, изданным на основании решения городской Думы г.Усть-Илимска N 47/2565 от 29.11.2006, утверждены перечни муниципальных учреждений, подлежащих передаче в государственную собственность Иркутской области, в том числе муниципального специального коррекционного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа".
Решения уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия собственника, о передаче имущества являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Арбитражный суд Иркутской области пришел к выводу, что на основании приказа N900/и возникло право собственности Иркутской области на специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа", в настоящее время - областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида г. Усть-Илимска.
На момент издания приказа N 900/и в оперативном управлении и на балансе коррекционной школы находилось нежилое здание, расположенное по адресу: г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 31, что подтверждается договором о закреплении имущества на праве оперативного управления от 16.12.2003, приложением N1 к договору, актом приема-передачи от 16.12.2003 и балансовыми документами. Истцом не представлено доказательств того, что спорное здание является излишним, не используется либо используется не по назначению.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств.
Оснований для переоценки выводов Арбитражного суда Иркутской области у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа не имеется.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 декабря 2007 года по делу N А19-9655/07-47 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно приложению к приказу N900/и "Перечень муниципальных учреждений как имущественных комплексов, передаваемых из муниципальной собственности муниципального образования "Город Усть-Илимск" в государственную собственность Иркутской области" подлежало передаче муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (корррекционная) общеобразовательная школа", расположенная по адресу: 666670, Иркутская область, г .Усть-Илимск, начальная школа ул.Мечтателей, 31; средняя школа - 50 лет ВЛКСМ, дом 14.
Вышеуказанный приказ издан в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность объектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Данными решениями утверждаются перечни передаваемых муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2008 г. N А19-9655/07-47-Ф02-462/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании