Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 14 марта 2008 г. N А19-9691/07-61-Ф02-795/2008
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Братские электрические сети" (далее - ЗАО "Братские электрические сети") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Российская Федерация) о взыскании 165 200 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением в 2004 году гражданам льгот по оплате электроэнергии, предусмотренных Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, в исковом заявлении указаны: Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области (деле - Иркутская область), Департамент социальной защиты населения Иркутской области (далее - ДСЗН Иркутской области), Управление департамента социальной защиты населения Иркутской области по городу Братску (далее - Управление ДСЗН по г. Братску).
Определением от 20 августа 2007 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Братска (далее - Администрация г. Братска).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 ноября 2007 года по делу N А19-9691/07-61 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Решение от 15 ноября 2007 года принято со ссылкой на пункт "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации; статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации; статьи 10, 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации; пункт "ж" статьи 16, статью 17 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"; статью 47 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год"; закон Иркутской области от 24 декабря 2003 года N 74-оз "Об областном бюджете на 2004 год"; Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсации на реализацию закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2002 года N 334, действие которых продлено на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2004 года N 80; Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419; Программу развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года N 584; постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Судебный акт мотивирован обязанностью ответчика за счет средств казны Российской Федерации компенсировать истцу убытки, причиненные недостаточным выделением денежных средств для покрытия расходов, связанных с предоставлением реабилитированным гражданам льгот по оплате электроэнергии во исполнение Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе на решение от 15 ноября 2007 года Российская Федерация просит проверить законность принятого по делу судебного акта в связи с неправильным применением Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что расходы, связанные с реализацией Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", должны финансироваться за счет средств бюджетов муниципальных образований.
ЗАО "Братские электрические сети", Иркутская область, ДСЗН Иркутской области, Управление ДСЗН по г. Братску, Администрация г. Братска отзывы на кассационную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений NN 28841, 28842, 28844, 28845, 28846, 28847), однако своих представителей в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель Российской Федерации подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, дополнительно пояснив, что денежные средства, не возмещенные истцу в 2004 году, были дополнительно выделены из бюджета Российской Федерации в 2005 году.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражного суда первой инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" лица, подвергшиеся политическим репрессиям, имеют право на снижение на 50% размера оплаты за коммунальные услуги (в том числе за потребленную электроэнергию).
Судом первой инстанции установлено, что ЗАО "Братские электрические сети" в 2004 году во исполнение Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" оказало реабилитированным гражданам льготы по оплате электроэнергии на сумму 219 040 руб.
Расходы, понесенные ЗАО "Братские электрические сети" в связи с предоставлением указанных льгот, возмещены не в полном объеме - в размере 53 840 руб., в связи с чем у истца возникли убытки в размере 165 200 руб.
Факт оказания услуг реабилитированным гражданам по льготным ценам и размер понесенных в связи с этим убытков Российской Федерацией не оспаривается.
Объем средств, выделенных в 2004 году из Фонда компенсации на финансирование расходов, предусмотренных Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Иркутской области составил 28 972 300 руб., из них Муниципальному образованию "Город Братск" перечислено 1 392 000 руб.
Все денежные средства, выделенные Иркутской области на исполнение обязательств по оплате льгот реабилитированным гражданам, распределены между муниципальными образованиями в полном объеме
Вместе с тем, выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.
Доказательства нецелевого использования Иркутской областью и муниципальным образованием "Город Братск" полученных в 2004 году средств на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в материалы дела не представлены.
В результате предоставления упомянутой льготы истцом недополучено 165 200 руб. Данные расходы истца, понесенные в связи с предоставлением льгот реабилитированным гражданам по оплате электроэнергии, суд первой инстанции обоснованно квалифицированы как убытки.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что истцом доказано наличие и размер убытков, возникших в результате неполного возмещения расходов по предоставлению льгот реабилитированным гражданам во исполнение Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"; компенсация понесенных истцом расходов должна осуществляться за счет средств федерального бюджета, надлежащим ответчиком по данному иску является Российская Федерация.
Данные выводы Арбитражного суда Иркутской области являются обоснованными.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Довод Российской Федерации, изложенный представителем в судебном заседании суда кассационной инстанции, о дополнительном выделении истцу в 2005 году денежных средств на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот в спорный период, не принимается во внимание Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в связи со следующим.
О возмещении расходов истца, связанных с предоставлением в спорный период льгот по оплате электроэнергии реабилитированным гражданам, в 2005 году Российская Федерация при рассмотрении дела в суде первой инстанции не заявляла.
В кассационной жалобе на дополнительное выделение денежных средств для возмещения ответчиком истцу понесенных им расходов от предоставления гражданам указанных льгот в 2005 году также не указано.
Доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Кроме того, правовое значение при рассмотрении настоящего дела имеет не сам по себе объем выделенных денежных средств и в каком году выделены денежные средства на покрытие расходов от предоставления льгот, а факт достаточности (недостаточности) выделенных на соответствующие цели денежных средств.
При рассмотрении настоящего дела нецелевого использования выделенных на указанные цели денежных средств не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 ноября 2007 года по делу N А19-9691/07-61 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 ноября 2007 года по делу N А19-9691/07-61 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя исковые требования в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что истцом доказано наличие и размер убытков, возникших в результате неполного возмещения расходов по предоставлению льгот реабилитированным гражданам во исполнение Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"; компенсация понесенных истцом расходов должна осуществляться за счет средств федерального бюджета, надлежащим ответчиком по данному иску является Российская Федерация.
...
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 марта 2008 г. N А19-9691/07-61-Ф02-795/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании