Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 11 апреля 2003 г. N 296
"Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Плещеево озеро"
17 марта 2005 г., 27 февраля, 26 марта 2009 г.
В целях реализации задач и функций в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, установленных Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726, и во исполнение приказов МПР России от 27.12.2002 N 921 и от 28.01.2003 N 54 приказываю:
1. Утвердить Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Плещеево озеро".
2. Директору федерального государственного учреждения "Национальный парк "Плещеево озеро" А.С. Захарову осуществить регистрацию Положения в установленном порядке.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель Министра |
К.В. Янков |
Приказом Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48 в настоящее Положение внесены изменения
Положение
о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Плещеево озеро"
(утв. приказом Министерства природных ресурсов РФ от 11 апреля 2003 г. N 296)
17 марта 2005 г., 27 февраля, 26 марта 2009 г.
г. Переславль-Залесский, Ярославская область, 2003 г.
I. Общие положения
1.1. Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Плещеево озеро" разработано в соответствии с требованиями Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133), Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1024), Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 5, ст. 610) и Положением о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. N 769 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 34, ст. 3180).
1.2. Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Плещеево озеро" (далее - национальный парк) является природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением, территория которого включает в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных и рекреационных целях, и для регулируемого туризма.
1.3. В своей деятельности национальный парк руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России), законодательством Ярославской области, а также Соглашениями, заключаемыми Администрацией Ярославской области с Минприроды России в области охраны окружающей среды, и настоящим Положением.
1.4. Постановлением Совета Министров РСФСР от 26 сентября 1988 года N 400 был создан Переславский государственный природно-исторический национальный парк, который в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 777 отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Плещеево озеро".
Национальный парк располагается на территории Переславского муниципального округа Ярославской области.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1998 г. N 777 и постановлением Главы Переславского муниципального округа от 21.06.1999 г. N 353, национальному парку предоставлено в пользование 21712 га земель лесного фонда (Свидетельство о государственной регистрации права серии 76 N 010355 от 11.08.1999 г.), 5963 га земель водного фонда (озеро Плещеево с прибрежной полосой) (Государственный Акт А-1 N 357272 от 13.12.1991 г.) и 554 га земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с постановлением Мэра г. Переславля-Залесского "Об установлении права бессрочного пользования на земельный участок природоохранного назначения" от 22.09.2000 г. N 1222 (Свидетельство о государственной регистрации права серии 76 N 23196244 от 26.12.2000 г.) национальному парку предоставлен в пользование земельный участок дендрологического сада им. С.Ф. Харитонова площадью 57,51 гектар (58 га).
Общая площадь национального парка в границах, установленных в соответствии с вышеуказанными правоудостоверяющими документами составляет 23573 га, в том числе 1803 га земель других собственников и пользователей, включенных в границы территории национального парка без изъятия этих земель из хозяйственной эксплуатации. Национальный парк имеет исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных, не запрещенных законом источников.
1.5. Национальный парк относится к объектам общенационального достояния. Территория национального парка относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
1.6. Земельные участки в границах национального парка, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
1.7. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальному парку по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.
Приказом Минприроды России от 3 марта 2011 г. N 147 в пункт 1.8 настоящего Положения внесены изменения
Решением Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N АКПИ16-857 названный приказ признан недействующим со дня вступления решения в законную силу
1.8. Режим использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, определяется Положением, утверждаемым Минприроды России по согласованию с органами исполнительной власти Ярославской области.
1.9. На прилегающих к территории национального парка участках земли создана охранная зона площадью 58,4 тыс. гектаров с ограниченным режимом природопользования в границах, утвержденных постановлением Губернатора Ярославской области от 14.08.2002 г. N 551. Режим и особые условия использования территории охранной зоны установлены соответствующим Положением, утвержденным постановлением Губернатора Ярославской области от 14.08.2002 г. N 551.
II. Основные задачи национального парка
2.1. На национальный парк возлагаются следующие основные задачи:
- сохранение целостности ландшафтов водосборного бассейна и экосистемы озера Плещеево, природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков, историко-культурных объектов, имеющих экологическое, историческое и рекреационное значение;
- создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях, его непосредственная организация;
- разработка и внедрение научных методов охраны природы, в том числе в условиях рекреационного использования, и экологического просвещения;
- осуществление экологического мониторинга;
- охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов, проведение необходимых для реализации задач, стоящих перед национальным парком, лесохозяйственных работ в соответствии с утвержденными документами по организации лесного хозяйства, охрана объектов растительного и животного мира;
- экологическое просвещение населения;
- изучение и применение зарубежного опыта в области сохранения природных ресурсов через систему охраняемых территорий; развитие научно-технического, информационного и культурного сотрудничества с особо охраняемыми природными территориями Российской Федерации и зарубежных стран, иными организациями и учреждениями в соответствии с целями и задачами национального парка;
- осуществление контроля за соблюдением установленного режима особой охраны территории национального парка и требований настоящего Положения.
III. Основные функции национального парка
3.1. Национальный парк в соответствии с возложенными на него основными задачами:
- осуществляет охрану природных комплексов и объектов в границах территории национального парка и его охранной зоны, принимает предусмотренные законом меры по выявлению и пресечению нарушений установленного режима охраны и законодательства в области охраны окружающей среды, привлечению к ответственности лиц, виновных в их совершении;
- проводит лесохозяйственные, лесовосстановительные, биотехнические, рекультивационные, регуляционные и иные мероприятия, необходимые для сохранения естественных экосистем и отдельных природных комплексов и объектов;
- организует на своей территории охрану лесов и других природных комплексов от пожаров и их тушение, а также защиту лесов от вредителей и болезней;
- выявляет на своей территории памятники истории и культуры и обеспечивает в установленном порядке их государственный учет;
- осуществляет контроль за сохранением объектов историко-культурного наследия, обеспечивает охрану памятников истории и культуры;
- осуществляет контроль за соблюдением нормативных архитектурно-строительных требований на территории национального парка;
- осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц) на территории национального парка и его охранной зоны в части соблюдения ими установленного режима охраны и иных требований природоохранительного законодательства;
- осуществляет работу в области экологического просвещения, пропаганды охраны природного и культурного наследия среди местных жителей, населения региона и посетителей национального парка;
- осуществляет управление и контроль за деятельностью по обеспечению регулируемого туризма и отдыха;
- организует эколого-туристические маршруты в соответствии с функциональным зонированием территории, создает и обустраивает экологические тропы, обеспечивает посетителей необходимой информацией об этих маршрутах и тропах;
- организует и проводит познавательные экскурсии;
- осуществляет благоустройство функциональных зон парка, в том числе предназначенных для развития туризма, рекреационное освоения# территории, обеспечивает развитие регулируемого туризма и отдыха в природных условиях, организацию обслуживания посетителей парка;
- организует и осуществляет на своей территории мониторинг состояния окружающей природной среды и биологических ресурсов;
- обеспечивает на своей территории работу по учету лесного фонда Российской Федерации (далее - лесной фонд), объектов растительного и животного мира, проведению лесоустройства;
- осуществляет сотрудничество с общественными организациями и средствами массовой информации по вопросам, входящим в компетенцию национального парка;
- организует проведение научных исследований, направленных на изучение и сохранение природных комплексов, биологического разнообразия, природного и историко-культурного наследия, обеспечивает координацию научно-исследовательских работ, проводимых по согласованию с администрацией парка на его территории сторонними научными и учебными организациями;
- разрабатывает комплексные программы и планы развития и деятельности национального парка на конкретный период;
- осуществляет хозяйственную деятельность, не противоречащую целям и задачам национального парка, может создавать хозяйственные подразделения и подсобные хозяйства в целях обеспечения функционирования национального парка и реализации стоящих перед ним задач, оказывает населению платные услуги и в установленном порядке определяет тарифы на услуги и товары (продукцию), реализуемые в результате собственной деятельности, в том числе через создание питомников, оранжерей, открываемые в установленном порядке магазины и киоски;
- осуществляет иную деятельность, не противоречащую возложенным на парк задачам.
IV. Правовой статус национального парка
Приказом Минприроды России от 26 марта 2009 г. N 72 в пункт 4.1 настоящего Положения внесены изменения
4.1. Национальный парк является юридическим лицом - федеральным государственным учреждением и финансируется за счет средств федерального бюджета. Национальный парк может финансироваться также за счет поступлений из бюджета Ярославской области, внебюджетных и иных не запрещенных законодательством источников. Национальный парк имеет самостоятельный баланс, счета в органах федерального казначейства, в учреждениях Банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Плещеево озеро" осуществляет следующие виды приносящей доход деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему Положению:
1) реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках эколого-просветительской, рекреационной, научно-исследовательской, рекламно-издательской и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с настоящим Положением;
2) реализация продукции подсобного сельскохозяйственного производства;
3) реализация продукции питомников и ферм (в том числе по разведению диких животных и дикорастущих растений);
4) реализация полиграфической продукции рекламного, информационного и научного характера, включая полиграфические (в том числе компьютерный набор и макетирование) и копировально-множительные работы;
5) реализация видео- и фотопродукции;
6) реализация продукции с символикой национального парка и сувенирной продукции;
7) реализация семян и посадочного материала;
8) реализация древесины, полученной при проведении мероприятий по уходу за лесами, и продукции деревообработки;
9) реализация (через территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом) безвозмездно изъятых или конфискованных в установленном порядке орудий и продукции незаконного природопользования;
10) проведение экскурсий для посетителей на территории национального парка, его охранной зоны, иных особо охраняемых природных территориях, а также в музеях, музейных экспозициях, дендрариях, питомниках, вольерных комплексах и информационных центрах национального парка;
11) услуги по организации и проведению детских экологических лагерей;
12) услуги по организации и проведению студенческих и школьных экологических практик, в том числе для иностранных студентов;
13) услуги, связанные с проведением профессиональных фото- и видеосъемок;
14) услуги, связанные с организацией любительского и спортивного рыболовства;
15) услуги, связанные с организацией и проведением любительской и спортивной охоты;
16) услуги, связанные с размещением, проживанием, питанием и отдыхом посетителей;
17) рекреационные услуги (посещение обустроенных экскурсионных и туристических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха, пикниковых точек);
18) прокат транспортных средств (в том числе водных), лошадей, спортивного, рыболовного и туристического оборудования и снаряжения для посетителей;
19) предоставление мест стоянок автомобильного и водного транспорта для посетителей национального парка;
20) предоставление справочных материалов и иной информации и документации по вопросам сферы деятельности национального парка;
21) транспортные услуги для посетителей;
22) выполнение на договорных началах научно-исследовательских работ (включая дендрологическое обследование) и природоохранных мероприятий (по сохранению и восстановлению природных комплексов и объектов);
23) проведение профессиональных консультаций в вопросах сохранения и изучения природных комплексов и объектов, выполнение проектных работ, экспертных работ и оценок, в том числе в сфере охраны окружающей среды, включая оценку воздействия на окружающую среду;
24) выполнение работ по мониторингу природных комплексов и объектов;
25) выдача разрешений на использование изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территории национального парка, а также его названия и символики при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления.
4.2. Полное наименование юридического лица: федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Плещеево озеро".
Краткое наименование: ФГУ "Национальный парк "Плещеево озеро".
Юридический адрес национального парка: 152020, Ярославская область, город Переславль-Залесский, ул. Советская, дом 41.
4.3. Национальный парк осуществляет оперативный бухгалтерский учет и статистический учет результатов своей деятельности и представляет отчетность в Минприроды России и другие организации в установленном законодательством порядке.
4.4. Средствами национального парка, которыми он распоряжается в установленном порядке, являются средства, полученные:
- от просветительской, рекреационной, экскурсионной, туристской, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на него задачам;
- в качестве арендной платы за предоставление земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений в аренду для целей, связанных с обеспечением регулируемого туризма и отдыха;
- в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территории в границах национального парка, а также при нарушении физическими и юридическими лицами режима использования территории охранной зоны;
- от реализации древесины, заготовленной от рубок ухода, санитарных рубок и другой продукции побочного лесопользования;
- за оказание платных услуг, а также за пользование рекреационными объектами на территории национального парка;
- от оказания услуг по организации любительского и спортивного рыболовства и охоты, в том числе от реализации путевок и лицензий на осуществление любительского и спортивного рыболовства и охоты;
- от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;
- в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов;
- от осуществления иных видов деятельности, соответствующих целям и задачам национального парка.
4.5. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц национального парка, поступают в самостоятельное распоряжение национального парка и учитываются на отдельном балансе.
4.6. Национальный парк, а также собственники, владельцы и пользователи земельных участков в границах территории национального парка, имеющие ограничения в их использовании в связи с соблюдением установленного режима охраны, пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и законодательством Ярославской области.
4.7. Национальный парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций (союзов) и иных организаций, способствующих развитию национального парка в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
4.8. Национальный парк вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и др.), утвержденную в порядке, установленным законодательством Российской Федерации. Национальный парк обладает исключительным правом использовать собственную символику и распоряжаться ею в рекламных и иных целях.
4.9. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием символики и названия национального парка, изображения и копий природных и историко-культурных объектов, расположенных на территории национального парка, ценностей из музейных фондов национального парка, осуществляется с разрешения администрации национального парка в установленном порядке. Использование символики национального парка без разрешений, выдаваемых администрацией национального парка, не допускается.
4.10. Территория национального парка учитывается при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
V. Управление национальным парком
5.1. Национальный парк находится в ведении Минприроды России.
5.2. Национальный парк возглавляется директором, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
5.3. Директор осуществляет непосредственное управление деятельностью национального парка.
Директор национального парка:
а) без доверенности действует от имени национального парка и представляет его во всех органах государственной власти и управления, организациях, а также за рубежом;
б) руководит деятельностью национального парка, обеспечивает выполнение возложенных на национальный парк задач и несет персональную ответственность за результаты деятельности национального парка;
в) по согласованию с Минприроды России утверждает структуру и штатное расписание национального парка; утверждает должностные инструкции работников;
г) заключает договоры во всех областях деятельности национального парка;
д) распоряжается имуществом и средствами национального парка в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением;
е) открывает счета в органах федерального казначейства и учреждениях Банка России и других кредитных организациях;
ж) принимает на работу и увольняет работников, а также заключает трудовые договоры на выполнение отдельных, в том числе временных и сезонных, видов работ;
з) налагает в установленном порядке дисциплинарные взыскания на работников национального парка и применяет меры материального и морального поощрения;
и) издает приказы, инструкции, распоряжения, обязательные для выполнения всеми работниками национального парка; утверждает правила внутреннего трудового распорядка национального парка;
к) устанавливает размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся у национального парка средств на оплату труда;
л) передает исполнение части своих полномочий заместителям и другим руководящим работникам национального парка;
м) выдает доверенности на совершение юридических действий от имени национального парка.
5.4. Должностные оклады, тарифные ставки и другие условия оплаты труда работников национального парка устанавливаются в размерах и порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации для учреждений бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета.
5.5. Директор может осуществлять и иные полномочия в соответствии с настоящим Положением, законодательством Российской Федерации и приказами Минприроды России.
VI. Режим особой охраны территории национального парка и обеспечение его соблюдения
6.1. Режим особой охраны территории национального парка включает систему правил и мероприятий, необходимых для выполнения стоящих перед ним задач и устанавливается исходя из целей создания национального парка и требований законодательства в области охраны окружающей среды.
На территории национального парка установлен дифференцированный режим его охраны, защиты и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей согласно которому выделены следующие функциональные зоны.
Границы функциональных зон приведены в приложении 1.
6.1.1. Особо охраняемая зона.
Особо охраняемая зона предназначена для сохранения и восстановления наиболее ценных природных экосистем, поддержания разнообразия местных видов растений и животных, сохранение# природных и культурных ландшафтов. В этой зоне допускаются отдельные виды деятельности, строго регламентируемые в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами и задачами каждого отдельного участка.
В зону включены наиболее ценные в научном и природоохранном отношениях территории, в пределах которых невозможно или нецелесообразно установить заповедный режим.
Посещение особо охраняемой зоны без сопровождения сотрудников парка либо без письменного разрешения его администрации не допускается.
Запрещен перевод участков особо охраняемой зоны в рекреационную зону.
Особо охраняемая зона национального парка подразделяется на три подзоны:
6.1.1.1. Подзона восстановления.
В подзону восстановления вошли земли, восстанавливающиеся после торфоразработок, проводимых в 1950-60 гг.
В подзоне восстановления разрешается:
- в необходимых случаях - проведение рекультивации (в том числе создание лесных культур на землях с неудовлетворительным возобновлением коренных пород);
- меры содействия естественному возобновлению;
- выборочные санитарные рубки;
- лесозащитные мероприятия;
- противопожарные мероприятия;
- биотехнические мероприятия;
- другие необходимые восстановительные мероприятия;
- сбор грибов и ягод местным населением;
- спортивная охота.
В подзоне восстановления запрещается:
- применение химических средств борьбы с вредными насекомыми и болезнями леса;
- нахождение с орудиями, а также иными предметами, которые могут стать орудием нарушения режима особой охраны национального парка;
- любые виды рубок, кроме рубок ухода в молодняках и санитарных рубок.
По мере восстановления природных комплексов соответствующие участки могут переводиться в подзону охраняемых природных ландшафтов.
6.1.1.2. Подзона охраняемых природных ландшафтов.
Подзона охраняемых природных ландшафтов включает участки наиболее ценных лесных массивов, разнообразных по своей структуре, возрасту, составу растительности и животного мира: массивы спелых еловых и сосново-еловых древостоев в бассейне р. Мося, смешанные хвойно-лиственные насаждения различного возраста в бассейне р. Змейка, Чашницкие дубравы - участок широколиственных лесов у северной границы распространения, а также участок с древостоями сосны 140-200-летнего возраста.
В подзоне охраняемых природных ландшафтов разрешается:
- содействие естественному возобновлению коренных пород;
- при необходимости - уход за ранее созданными культурами коренных лесообразующих пород;
- проведение ревизий обходов, лесопатологических обследований, лесоустроительных работ;
- санитарно-оздоровительные мероприятия (в исключительных случаях, в целях сохранения условий обитания редких и охраняемых видов растений и животных);
- лесозащитные мероприятия;
- биотехнические мероприятия;
- противопожарные мероприятия;
- сбор грибов и ягод местным населением;
- спортивная охота;
- контролируемое кратковременное посещение туристами по специально обустроенным маршрутам без длительных стоянок и ночлега.
В подзоне охраняемых природных ландшафтов запрещается:
- строительство центров обслуживания, новых автодорог;
- проведение раскопок и иных поисковых работ, в том числе с использованием металлоискателей, без письменного разрешения администрации национального парка;
- нахождение с орудиями, а также иными предметами, которые могут стать орудием нарушения режима особой охраны национального парка;
- самовольное ведение раскопок, вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;
- уничтожение и повреждение природных объектов и памятников природы, малых архитектурных форм, плакатов, аншлагов, указателей, межевых знаков, квартальных и придорожных столбов, дорог и троп;
- применение химических средств борьбы с вредными насекомыми и болезнями леса;
- все виды рубок ухода, кроме рубок ухода в молодняках и санитарных рубок.
6.1.1.3. Подзона озера Плещеево.
В подзону озера Плещеево включена акватория озера Плещеево - основного объекта охраны и изучения национального парка.
Деятельность в этой подзоне направлена, прежде всего, на стабилизацию и сохранение природных комплексов озера, его водных ресурсов, на ограничение рекреационных и хозяйственных воздействий.
В подзоне озера Плещеево разрешается:
- использование безмоторных плавательных средств;
- контролируемые любительская и спортивная ловля рыбы по разрешениям национального парка;
- биотехнические мероприятия, мелиоративный и научный лов рыбы;
- научные исследования и мониторинг природной среды;
- спортивная охота.
В подзоне озера Плещеево запрещается:
- использование моторных плавательных средств, за исключением плавательных средств для специальных служебных целей, согласованных с дирекцией национального парка;
- прочие виды деятельности, которые могут нанести вред природному комплексу озера;
- нахождение с орудиями, а также иными предметами, которые могут стать орудием нарушения режима особой охраны национального парка;
- уничтожение и повреждение природных памятников и объектов, малых архитектурных форм, плакатов, аншлагов, указателей, межевых знаков, квартальных и придорожных столбов, дорог и троп.
6.1.2. Зона познавательного туризма.
Зона познавательного туризма предназначена для организации туризма и отдыха в природных условиях, экологического просвещения и обеспечения посетителей национального парка информацией, ознакомления с достопримечательными объектами национального парка и развития туристской инфраструктуры.
В зоне познавательного туризма создаются условия для сохранения природных ландшафтов и покоя для животного мира.
Зона познавательного туризма выделена на территории, наиболее интересной в познавательном отношении и пригодной для маршрутного туризма, характеризующейся: концентрацией историко-культурных объектов, природных памятников, ландшафтным и# разнообразием и эстетической выразительностью, возможностью осмотра редких видов флоры и фауны.
В зону включены:
- прибрежная полоса озера Плещеево, включающая охранную зону музея-усадьбы "Ботик Петра I", живописные сосновые и смешанные леса, открытые и полуоткрытые участки озерной поймы с расположенными поблизости археологическими комплексами Клещино городище и Александрова гора - излюбленные места посещения туристами;
- живописные лесные насаждения вдоль трассы туристского маршрута по бывшей узкоколейной железной дороге;
- территория дендрологического сада.
Создание туристской инфраструктуры предусматривает ландшафтно-экологическое обустройство и планирование территории, благоустройство и инженерное оборудование видовых площадок, экспозиционных участков, мест отдыха, купания, любительской рыбной ловли.
Посещение зоны познавательного туризма осуществляется по входным билетам, выдаваемым администрацией национального парка, регламентируется допустимыми рекреационными нагрузками. Спортивное и любительское рыболовство может осуществляться посетителями по специальным путевкам национального парка или входным билетам. Сроки и объемы добычи рыбы определяются администрацией национального парка.
В зоне познавательного туризма разрешается:
- организация познавательных экскурсий, передвижение туристов и отдыхающих по специально обустроенным маршрутам, дорогам, тропам.
- размещение кемпингов, кордонов и других сооружений, необходимых для охраны и изучения территории национального парка;
- устройство, гостевых домов, турприютов и сезонных палаточных лагерей ограниченной вместимости;
- организация пляжей, игровых площадок, лодочных станций, автостоянок и парковок в специально отведенных местах;
- лесовосстановительные мероприятия (рубки ухода за лесом, санитарные рубки, очистка от захламленности), направленные на восстановление естественного облика ландшафтов и поддержание санитарного состояния насаждений вдоль туристических маршрутов;
- проведение ревизий обходов, лесозащитных и лесоустроительных работ, ориентированных на компенсацию неблагоприятных антропогенных воздействий в условиях интенсивной рекреации;
- проведение биотехнических мероприятий.
На территории зоны познавательного туризма запрещается:
- сбор лесной подстилки, заготовка древесных соков и смол, дикорастущих растений;
- пастьба скота;
- нанесение на деревьях, постройках надписей и знаков;
- деятельность, влекущая за собой подтопление территории;
- подъезд автотранспорта к озеру Плещеево и мойка автомобилей;
- нахождение с орудиями лова, а также иными предметами, которые могут стать орудием нарушения режима особой охраны национального парка;
- самовольное ведение раскопок, вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;
- применение ядохимикатов;
- замусоривание территории и акватории озера Плещеево и его водоохранной зоны;
- уничтожение и повреждение природных памятников и объектов, памятников истории и культуры, зданий и сооружений, малых архитектурных форм, плакатов, аншлагов, указателей, межевых знаков, квартальных и придорожных столбов, дорог и троп.
При необходимости, обоснованной решением Научно-технического совета, администрацией парка могут выделяться на территории зоны участки покоя с временным или сезонным ограничением посещения.
6.1.3. Рекреационная зона.
Рекреационная зона предназначена для организации отдыха в природных условиях.
Рекреационная зона включает территории, обладающие наибольшими ресурсами для спортивно-оздоровительной, прогулочной и собирательской рекреации, хорошей транспортной доступностью, активно используемые населением для отдыха. Национальным парком проводится обустройство зоны. Посещение рекреационной зоны осуществляется по входным билетам, выдаваемым администрацией национального парка, регламентируется допустимыми рекреационными нагрузками. Ночлег и длительные остановки (пикниковый отдых) разрешаются только в специально отведенных и оборудованных местах.
В рекреационной зоне разрешается:
- строительство баз отдыха, гостиниц, кемпингов, турбаз, визит-центра парка, предприятий общественного питания, торговли и других культурно-бытовых объектов в установленном порядке;
- маркировка и оборудование трасс маршрутного туризма (пешего, водного весельного, велосипедного, лыжного, конного), экологических троп, устройство мест стоянок для дневного отдыха и ночлега, смотровых площадок, экспозиционных участков для наблюдения за животными, информационных центров и пунктов, экспозиций, эколого-образовательных троп и маршрутов, причалов и т.д.;
- оборудование мест для купания и отдыха на воде;
- установка пчелопасек по разрешениям, выдаваемым администрацией парка;
- устройство кострищ с запасом топлива для посетителей;
- проведение рубок ухода, кроме проходных, санитарных рубок и прочих рубок;
- для населения, проживающего на территории парка, сенокошение по разрешениям, выдаваемым администрацией национального парка, свободный сбор грибов и ягод, любительский лов рыбы, спортивная охота, осуществляемые в соответствии с правилами спортивного и любительского рыболовства и правилами охоты, действующими в Ярославской области;
- проведение ревизий обходов, необходимых лесохозяйственных и лесозащитных работ.
На территории рекреационной зоны запрещается:
- сбор лесной подстилки, заготовка древесных соков и смол, дикорастущих растений;
- пастьба скота;
- нанесение на деревьях, постройках надписей и знаков;
- деятельность, влекущая за собой подтопление территории;
- мойка автомобилей;
- проведение экскурсий без разрешения администрации национального парка;
- размещение промышленных и бытовых отходов, занятие земельных участков под цели, не связанные с деятельностью национального парка;
- нахождение с любыми видами оружия, орудий лова, а также иными предметами, которые могут стать орудием нарушения режима особой охраны национального парка;
- самовольное ведение раскопок, вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;
- применение ядохимикатов;
- сброс на рельеф местности, в водоемы и водотоки любых сточных вод;
- деятельность, нарушающая красоту и живописность ландшафтов и влекущая за собой ущерб природной среде, в том числе нарушение местообитаний охраняемых растений и животных, загрязнение почв, вод, воздушной среды;
- замусоривание территории, уничтожение и повреждение природных памятников и объектов, памятников истории и культуры, зданий и сооружений, малых архитектурных форм, плакатов, аншлагов, указателей, межевых знаков, квартальных и придорожных столбов, дорог и троп.
При необходимости, обоснованной решением Научно-технического совета, администрацией парка могут выделяться на территории зоны участки покоя с временным или сезонным ограничением посещения.
6.1.4. Зона охраны историко-культурных объектов.
Зона охраны историко-культурных объектов обеспечивает условия для сохранения и показа ключевых историко-культурных комплексов и объектов на территории национального парка, неразрывно связанных с природным окружением. В зону включены наиболее ценные, ключевые для национального парка историко-археологические комплексы - городище Клещино и Александрова гора с окружающими их территориями.
Туристская и хозяйственная деятельность определяются режимом планировочных зон охраны указанных памятников, утвержденных в установленном порядке.
В зоне охраны историко-культурных объектов разрешается:
- организация познавательных экскурсий, передвижение туристов и отдыхающих по специально обустроенным маршрутам, дорогам, тропам;
- проведение научных исследований, реставрация и музеефикация памятников;
- организация автостоянок и парковок в специально отведенных местах согласно проектной документации, прошедшей экологическую экспертизу;
- размещение и архитектурное оформление рекреационных объектов, благоустройство территории не должны нарушать исторический облик ландшафтов.
В зоне охраны историко-культурных объектов запрещается:
- строительство зданий, сооружений, хозяйственных построек;
- прокладка дорог, коммуникаций;
- любая иная деятельность без согласования с государственными органами охраны памятников истории и культуры и с администрацией национального парка.
6.1.5. Зона обслуживания посетителей.
Зона предназначена для приема, комфортного отдыха посетителей национального парка и обеспечения их необходимой информацией. В зоне обслуживания посетителей предусматривается строительство стационарных объектов туристского сервиса (туристические гостиницы, мотели, приюты, хижины, визит-центры), музейных и вольерных экспозиций, необходимых объектов культурно-бытового, информационного обслуживания и связи, а также объектов административно-хозяйственной инфраструктуры национального парка. Оборудуются подъездные пути, информационные площадки, автостоянки, подходы к воде, пляжи и другие элементы благоустройства.
На участках лесного фонда и древесно-кустарниковой растительности проводятся необходимые лесохозяйственные и лесозащитные мероприятия, направленные на повышение устойчивости насаждений к рекреационным воздействиям (ландшафтные и выборочные санитарные рубки, уборка захламленности, создание декоративных и защитных посадок). Оборудуются подъездные пути и автостоянки, причалы, пляжи и другие элементы рекреационного благоустройства, осуществляются биотехнические мероприятия.
В зоне обслуживания посетителей разрешается:
- строительство новых и реконструкция существующих круглогодичных и сезонных стационарных объектов туристского сервиса, а также объектов административно-управленческой инфраструктуры национального парка;
- регулируемое посещение территории зоны по разрешениям, выдаваемым администрацией парка;
- организация оборудованных туристических стоянок;
- проведение биотехнических мероприятий;
- организация познавательных экскурсий по специально организованным маршрутам;
- обустройство экологических троп и маршрутов;
- ландшафтные и выборочные санитарные рубки, уборка захламленности, создание декоративных и защитных посадок, направленных на повышение устойчивости насаждений к рекреационным воздействиям;
- пастьба скота;
- сенокошение;
- свободный сбор грибов и ягод;
- любительский лов рыбы, осуществляемый в соответствии с установленными правилами по путевкам и разрешениям, выдаваемым посетителям администрацией национального парка;
На территории зоны запрещается:
- сбор лесной подстилки, заготовка древесных соков и смол, дикорастущих растений;
- нанесение на деревьях, постройках надписей и знаков;
- нахождение с любыми видами оружия, орудий лова, а также иными предметами, которые могут стать орудием нарушения режима особой охраны национального парка;
- самовольное ведение раскопок, вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;
- уничтожение и повреждение природных памятников и объектов, памятников истории и культуры, зданий и сооружений, малых архитектурных форм, плакатов, аншлагов, указателей, межевых знаков, квартальных и придорожных столбов, дорог и троп;
- все виды охот.
6.1.6. Зона хозяйственного назначения.
В зоне хозяйственного назначения осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования и развития национального парка, а также обеспечения жизнедеятельности населения, проживающего на территории национального парка, поддержанию социально-экономической инфраструктуры.
В зону входят включенные в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации участки земель собственников и пользователей, а также территория производственно-хозяйственной базы национального парка.
Использование земель муниципальных образований производится в соответствии с генеральными планами соответствующих населенных пунктов, утвержденными в установленном порядке.
В зоне хозяйственного назначения разрешается:
- проведение в установленном порядке строительных и хозяйственных работ, не противоречащих задачам национального парка;
- проведение лесохозяйственных мероприятий, соответствующих режиму категории защитности лесов "леса национальных парков", в т.ч. рубки ухода, кроме проходных, санитарные и прочие рубки;
- сенокошение, пастьба скота;
- сбор ягод и грибов;
- любительская и спортивная охота, осуществляемые в соответствии с действующими на территории Ярославской области правилами по путевкам и разрешениям, выдаваемым посетителям администрацией национального парка;
На территории зоны хозяйственного назначения запрещается:
- применение пестицидов;
- уничтожение и повреждение природных объектов, зданий и сооружений, малых архитектурных форм, плакатов, аншлагов, указателей, межевых знаков, квартальных и придорожных столбов, дорог и троп.
В пределах сельскохозяйственных земель ведется экологически сбалансированное сельское хозяйство, не противоречащее задачам национального парка. Применение минеральных удобрений строго регламентируется в установленном порядке, защита сельхозрастений проводится биологическими методами.
На лесных и сельскохозяйственных землях осуществляется рекреация преимущественно в форме транзитных маршрутов.
При необходимости, обоснованной решением Научно-технического совета, администрацией национального парка по согласованию с землепользователями могут выделяться на территории зоны участки покоя с временным или сезонным ограничением посещения.
6.2. Лимиты посещения гражданами территории парка определяются администрацией национального парка на основании научно обоснованных норм использования территорий в рекреационных целях.
6.3. Национальный парк обеспечивает контроль за хозяйственной деятельностью и производством работ на всей территории, включенной в его границы. Все собственники и пользователи земель в границах национального парка обязаны соблюдать требования режима, установленного для соответствующего участка территории.
6.4. Изменение функционального зонирования территории национального парка может осуществляться только после внесения соответствующих поправок в Положение о национальном парке, принимаемых на основании разрабатываемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях проектов организации и развития национального парка.
6.5. На всей территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
- разведка и разработка полезных ископаемых;
- деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
- деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима;
- загрязнение водного объекта, отнесенного к особо охраняемых# объектам, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водном объекте;
- деятельность, влекущая нарушение правил водопользования;
- деятельность, влекущая нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;
- предоставление на территории национального парка садоводческих и дачных участков;
- строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национального парка;
- рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
- загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо промышленными или бытовыми отходами или выбросами;
- движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка вне дорог общего пользования, прогон домашних животных вне дорог общего пользования;
- мойка автомобилей;
- организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
- лов рыбы с применением взрывчатых и отравляющих веществ, электротока, колющих орудий лова, огнестрельного и пневматического оружия (за исключением ружей и пистолетов для подводной охоты), способом багрения, сетными орудиями лова всех видов, ловушками всех конструкций, петлями, руками, способом запруд и перегородок, кроме осуществления этих работ в научных и мелиоративных целях, а также в случаях необходимого регулирования биомассы рыбы, проводимых национальным парком в соответствии с правилами охоты и рыболовства, действующими на территории Ярославской области;
- нагонка, натаска, а также свободный выгул собак;
- самовольное ведение раскопок и вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;
- нахождение на территории парка с оружием, за исключением лиц инспекторского состава национального парка, специально уполномоченных должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей;
Администрацией национального парка могут быть запрещены или ограничены другие установленные действующим законодательством виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, научной, эстетической, культурной и рекреационной ценности территорий.
Участки для сенокошения, пастьбы скота, любительского лова рыбы, любительской и спортивной охоты выделяются и утверждаются администрацией национального парка в соответствии с рекомендациями Научно-технического совета и согласно функциональному зонированию парка. Список выделенных для этих целей участков представляется на согласование в Минприроды России.
Любительский лов рыбы, любительская и спортивная охота для посетителей национального парка (лиц, проживающих вне территории парка) допускается при наличии разрешений (путевок, лицензий), выдаваемых администрацией национального парка.
6.6. Вдоль всех водных объектов, включенных в границы национального парка, в соответствии с нормативами устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, режим ведения хозяйственной деятельности в которых определяется Водным кодексом Российской Федерации и Положением о водоохранных зонах объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.96 N 1404.
В пределах водоохранных зон рек и озер запрещается:
- использование навозных стоков для удобрения почв;
- размещение складов горюче-смазочных материалов, животноводческих комплексов и ферм, складирование навоза, мусора и отходов производства;
- заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;
- проведение рубок леса с целью заготовки древесины.
В пределах прибрежных полос рек и озер дополнительно запрещается:
- распашка земель;
- выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя);
- применение удобрений;
- складирование отвалов размываемых грунтов.
6.7. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной деятельности, запрещается расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется Положением, утверждаемым Минприроды России по согласованию с органами исполнительной власти Ярославской области.
6.8. Рекреационное использование ресурсов парка является платным.
6.9. С национальным парком согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка.
6.10. Границы национального парка, его функциональных зон и охранной зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками.
VII. Организация охраны национального парка
7.1. Охрана природных комплексов и объектов и контроль за соблюдением режима национального парка обеспечивается специальной государственной инспекцией по охране территории национального парка, работники которой входят в штат национального парка.
7.2. В состав специальной государственной инспекции по охране территории национального парка входят:
- директор национального парка, являющийся главным государственным инспектором по охране территории национального парка;
- заместители директора, являющиеся заместителями главного государственного инспектора по охране территории национального парка;
- старшие государственные инспектора по охране территории национального парка;
- участковые государственные инспектора по охране территории национального парка;
- государственные инспектора по охране территории национального парка.
7.3. Для усиления охраны природных комплексов и объектов на территории и акватории национального парка формируются оперативные группы, которые являются постоянно действующим структурным подразделением национального парка.
Конкретный состав, численность и лицо, на которое возложено непосредственное руководство оперативной группой, определяются директором национального парка.
Для участия в рейдах и иных мероприятиях, проводимых оперативными группами, могут привлекаться работники парка, наделенные правами государственных инспекторов, а также работники милиции, прокуратуры, инспектора государственных природоохранных органов, а также представители общественных инспекций, сформированных территориальными органами Минприроды России и общественными природоохранными организациями.
7.4. В вопросах обеспечения охраны территории администрация национального парка и ее службы взаимодействуют со специально уполномоченными государственными органами охраны памятников истории и культуры, охраны водных ресурсов, охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, и иными специально уполномоченными органами охраны окружающей природной среды, с правоохранительными органами. Рейды указанных органов на территории национального парка проводятся совместно с представителями государственной инспекции по охране территории национального парка.
VIII. Права государственных инспекторов по охране территории национального парка
8.1. Работники национального парка, являющиеся государственными инспекторами по охране территории, в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
а) проверять у лиц, находящихся на территории парка вне зон свободного посещения разрешения на право пребывания на указанных территориях;
б) проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на землях в границах национального парка и территории его охранной зоны;
в) составлять в пределах своей компетенции протоколы об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и природопользования, в области охраны собственности и против порядка управления;
г) задерживать на территории национального парка и его охранной зоны лиц, нарушивших законодательство об особо охраняемых природных территориях и охране окружающей среды, и доставлять указанных лиц с целью составления протокола об административном правонарушении в правоохранительные органы, в помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в служебное помещение национального парка;
д) изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
е) производить на территории парка досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия, орудий и продукции природопользования, в том числе во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки;
ж) производить арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения;
з) изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и охране окружающей среды продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
и) беспрепятственно посещать любые объекты расположенные в границах парка и его охранной зоны, в том числе режимные объекты в установленном порядке, для проверки соблюдения требований природоохранного законодательства;
к) приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны территории национального парка;
л) направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима национального парка, к административной ответственности.
8.2. Главному государственному инспектору и его заместителям по охране территории национального парка предоставляется также право:
а) запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму национального парка и его охранной зоны;
б) рассматривать дела о нарушениях установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории национального парка и его охранной зоны;
в) налагать административные взыскания, предусмотренные действующим законодательством об административных правонарушениях;
г) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу национального парка средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным и историко-культурным комплексам и объектам национального парка и его охранной зоны в результате нарушений установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории национального парка и его охранной зоны;
д) передавать дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и природопользования на рассмотрение судье;
е) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.
8.3. Государственные инспектора по охране территории национального парка пользуются также всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
8.4. Государственным инспекторам по охране территории национального парка при осуществлении возложенных на них задач предоставляется в установленном порядке право ношения служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей.
Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.
8.5. Государственные инспектора по охране территории национального парка в установленном порядке обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты, бесплатным форменным обмундированием со знаками различия, им выдается нагрудный знак установленного образца.
8.6. Государственные инспектора по охране территории национального парка при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства: наручники, резиновые палки, электрошоковые устройства отечественного производства, слезоточивый газ, служебных собак, устройства для принудительной остановки транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8.7. Государственные инспектора по охране территории национального парка подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IX. Ответственность за нарушение режима национального парка
9.1. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории национального парка, а также его охранной зоны, влечет за собой наложение в административном порядке штрафа в соответствии с действующим законодательством с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
9.2. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима национального парка.
9.3. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах национального парка, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.
X. Научно-исследовательская деятельность
10.1. Научно-исследовательская деятельность в национальном парке направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных комплексов, охраны историко-культурных объектов в условиях рекреационных нагрузок, а также оценку и прогноз экологической обстановки в регионе по данным мониторинга.
10.2. Научно-исследовательская деятельность имеет прикладной характер, результаты научных разработок являются основанием для принятия управленческих решений.
10.3. Подразделением, отвечающим за организацию и проведение научно-исследовательских работ в национальном парке, является отдел науки, информации и экологического мониторинга (НИиЭМ), в состав которого входит экоаналитическая лаборатория.
10.4. В национальном парке создается Научно-технический совет из числа специалистов в области охраны и рационального использования природных ресурсов, природного и культурного наследия, экологического просвещения (как сотрудников парка, так и представителей других государственных и общественных организаций и учреждений). Состав Научно-технического совета и Положение о нем утверждаются структурным подразделением Минприроды России, осуществляющим непосредственное руководство и контроль за деятельностью национальных парков.
10.5. Планы лесохозяйственных, биотехнических, рекультивационных и реставрационных работ, а также мероприятий по регулированию численности объектов животного мира на территории национального парка рассматриваются на заседаниях Научно-технического совета в обязательном порядке. Научно-технический совет также рассматривает вопросы научной, природоохранной, просветительской, рекреационной и иной деятельности национального парка.
Решения Научно-технического совета носят рекомендательный характер и могут приниматься к исполнению через приказы директора, либо аргументировано# отклоняться.
10.6. Научно-исследовательская деятельность проводится:
- штатными сотрудниками научного отдела национального парка в соответствии с планами научно-исследовательских работ, которые рассматриваются на Научно-техническом совете и утверждаются директором национального парка;
- научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, в том числе зарубежными, отдельными специалистами (в том числе иностранными) на основании договоров, заключенных с национальным парком по общим с ним программам, согласованным с Минприроды России.
10.7. Научно-исследовательские работы в национальном парке проводятся по следующим основным направлениям:
- мониторинг природных экосистем и историко-культурных объектов;
- ведение кадастров природных ресурсов национального парка;
- оценка антропогенного воздействия на природный комплекс национального парка и его компоненты;
- разработка программы восстановления природных экосистем, редких и исчезающих видов растений и животных;
- использование ГИС-технологии для решения научных и практических задач.
10.8. Программы всех научно-исследовательских и проектных работ, выполняемых на территории национального парка сторонними организациями и отдельными специалистами, подлежат обязательному согласованию с парком. Результаты указанных работ в виде отчетов, проектов и других выходных материалов в обязательном порядке в одном экземпляре передаются администрации национального парка для учета и формирования информационного банка данных территории. Национальный парк при этом гарантирует соблюдение авторских прав на результаты работ, не допускает передачи указанных материалов третьей стороне или использования их в коммерческих целях без согласования с исполнителями этих исследований.
10.9. Специалисты научного отдела национального парка могут привлекаться к участию в государственной экологической экспертизе проектов строительства, реконструкции и расширения хозяйственных объектов, а также схем их размещения и развития в регионе.
XI. Эколого-просветительская деятельность
11.1. Эколого-просветительская деятельность в национальном парке направлена на воспитание бережного отношения к природе, рационального использования ее богатств.
11.2. Эколого-просветительская деятельность в национальном парке осуществляется по следующим направлениям:
- организация тематических и учебно-познавательных маршрутов и экспозиционных участков;
- создание информационных центров, биостанций, музейных комплексов, содержащих материалы, характеризующие историю национального парка, памятники истории и культуры, растительный и животный мир, другие природные объекты, основные факторы антропогенного воздействия и иные сведения природоохранного и краеведческого характера;
- организация экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов;
- составление и издание путеводителей, буклетов, фотоальбомов и других материалов информационно-просветительского характера;
- проведение экскурсионной и лекционной работы;
- организация практической природоохранной деятельности местного населения, школьников;
- организация школьных лесничеств, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля;
- обеспечение стажировки работников природоохранного профиля, циклы занятий для работников системы управления и городского хозяйства;
- освещение деятельности национального парка в средствах массовой информации;
- иные формы и методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний.
11.3. Парком разрабатываются эколого-просветительские программы для различных групп посетителей с учетом их интересов, возраста, образования, а также для включения в учебные программы местных школ и специализированных учебных заведений.
XII. Хозяйственная деятельность и организация обслуживания посетителей
12.1. Хозяйственная деятельность национального парка направлена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.
Объемы бюджетного финансирования, планы лесохозяйственных, биотехнических, эколого-просветительских и иных мероприятий утверждаются Минприроды России.
12.2. Национальный парк осуществляет хозяйственную деятельность, не противоречащую целям и задачам, для которых он создан, установленному режиму и действующему законодательству. Национальный парк осуществляет строительство (приобретение), капитальный ремонт, эксплуатацию и содержание производственных баз, гаражей, жилого фонда, контор, служебных помещений, коммуникаций и другой необходимой инфраструктуры собственными силами или с привлечением подрядчиков.
12.3. Организация и обслуживание посетителей, деятельность по обеспечению регулируемого туризма осуществляется как самим национальным парком, так и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха.
12.4. Земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории национального парка, намечаемые для использования в целях регулируемого туризма и отдыха, по результатам конкурса или аукциона могут предоставляться в пользование на основании договора аренды, заключаемого с администрацией национального парка. Администрация национального парка выдает, приостанавливает действие и аннулирует лицензии на осуществление конкретных видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка.
12.5. Порядок предоставления и аннулирования лицензий, предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений определен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 916 "Об утверждении положения о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков" и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 926 "Об утверждении положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха".
12.6. В национальном парке требуют обязательного лицензирования следующие виды деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха:
- обустройство и обслуживание (использование) туристических маршрутов, объектов рекреационного, научного и экологического туризма, видовых площадок, экологических троп, игровых городков и аттракционов, спортивных площадок, баз отдыха, лодочных станций, пляжей, пунктов питания, кемпингов, стоянок автотранспорта;
- организация культурно-оздоровительных мероприятий;
- организация эколого-просветительских мероприятий;
- перевозка людей на различных транспортных средствах (включая летательные аппараты и гужевой транспорт) кроме перевозок относящихся к транспорту общего пользования;
- изготовление сувениров, художественных изделий, фото-, кино-, видеопродукции, связанных с историко-культурным и природным наследием национального парка;
- прокат спортивного инвентаря и средств передвижения, осуществляемый как самостоятельный вид деятельность#;
- оборудование мест рыбной ловли, организация спортивного и любительского рыболовства, организация спортивной и любительской охоты;
- оказание услуг по мелкому ремонту автотранспорта;
- организация и обслуживание музейных и вольерных экспозиций, в том числе под открытым небом, выставок, различных коллекций, в том числе животных и растений;
- деятельность по оказанию информационных услуг;
- экскурсионная деятельность, подготовка экскурсоводов.
12.7. В случае отсутствия юридических лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, национальный парк может самостоятельно осуществлять эти работы за счет бюджетных и собственных средств, при этом доходы от эксплуатации этих объектов учитываются в сметах расходов.
12.8. При наличии лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка их владельцам могут быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты, здания и сооружения для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 926, на условиях, определенных в соответствующих договорах. Указанные договоры подлежат государственной регистрации в установленном порядке.
12.9. Владелец лицензии представляет на утверждение администрации национального парка и Минприроды России проектную документацию на все виды работ, осуществляемые им в соответствии с лицензией и договором аренды.
12.10. Национальный парк имеет право самостоятельно осуществлять организацию культурно-оздоровительных и эколого-просветительских мероприятий в предусмотренных для этого зонах национального парка, а также предоставлять это право заинтересованным физическим и юридическим лицам.
12.11. Главными условиями осуществления лицензируемых видов деятельности являются:
- сохранность природных комплексов и объектов;
- целостность ландшафта и сохранение экологической, научной, эстетической, культурной и рекреационной ценности территории;
- безопасность посетителей;
- возможность ограничения рекреационных нагрузок по требованию администрации национального парка;
- согласование режимов посещения и правил поведения на объектах с администрацией национального парка.
12.12. Все средства, получаемые национальным парком от природоохранной, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, отчисления от прибыли действующих на территории парка хозяйствующих субъектов (предусмотренные соответствующими договорами), средства, полученные в порядке безвозмездной помощи от государственных или иных организаций, предприятий, учреждений, отдельных граждан и их объединений, международных, а также иностранных организаций и частных лиц, остающиеся после уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством, являются собственными средствами национального парка, которыми он распоряжается самостоятельно.
12.13. На селитебных (жилая зона) территориях предусматривается развитие жилищного, коммунального, транспортного и инженерного строительства с учетом природоохранных и архитектурных требований, по согласованию с администрацией парка. Возрождаются и поддерживаются народные художественные промыслы. Допускаются другие виды кустарных промыслов и связанные с ними виды пользования отдельными природными ресурсами, не противоречащие задачам парка.
12.14. Национальный парк самостоятельно в установленном порядке определяет цены и тарифы на реализуемые в результате собственной деятельности товары (продукцию), работы и услуги.
12.15. Любительский, спортивный, научный и мелиоративный лов на озере Плещеево осуществляется национальным парком и иными юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых специально уполномоченным на то государственным органом по представлению администрации национального парка.
12.16. Регулирование численности отдельных видов животных осуществляется национальным парком самостоятельно или с привлечением сторонних специалистов по разрешениям, выдаваемым Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Ярославской области.
12.17. Охотпользование на территории национального парка осуществляется им самостоятельно на основании долгосрочной лицензии, выдаваемой Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Ярославской области, или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотпользователям.
XIII. Имущество национального парка
13.1. Национальный парк, как особо охраняемая природная территория федерального значения, относится исключительно к объектам федеральной собственности.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка, предоставляются ему в пользование на правах предусмотренных федеральными законами. Изъятие земель и других природных ресурсов национального парка запрещается.
13.2. Имущество национального парка, в том числе здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости, закреплено за ним на праве оперативного управления.
Национальный парк владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных гражданским и иным законодательством.
13.3. Имуществом национального парка является:
- имущество, закрепленное за национальным парком Министерством имущественных отношений Российской Федерации, его территориальным органом;
- имущество, приобретенное за счет бюджетных средств;
- имущество, приобретенное за счет доходов, получаемых национальным парком от реализации разрешенной хозяйственной деятельности.
13.4. Имущественные отношения, возникающие между национальным парком и участниками гражданского оборота, регулируются гражданским законодательством.
XIV. Порядок реорганизации и ликвидации национального парка
14.1. Национальный парк как государственное учреждение может быть реорганизован или ликвидирован только по решению Правительства Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
XV. Контроль за деятельностью национального парка
15.1. Контроль за деятельностью национального парка осуществляется Росприроднадзором, другими специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и иными специально уполномоченными на то государственными органами в пределах их компетенции.
Приложение 1
Описание
границ функциональных зон национального парка "Плещеево озеро"
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1. Особо охраняемая зона включает 3 подзоны:
- подзона восстановления выделена в границах кварталов 22-25, 31-36, 40-43 Купанского лесничества.
- подзона охраняемых природных ландшафтов выделена в границах кварталов 3-7, 11, 12, 13 (выдела 1-32, 40-42), 19, 20, 21 (к западу от дороги Заладьево - Афонино - Троицкое), 28, 29 Купанского лесничества; в границах кварталов 6-8, 10-15, 19, 20, 24-27, 30-33, 38, 39 Пригородного лесничества; в границах кварталов 57-59 Пригородного лесничества, включая болото Ямское.
- подзона озера Плещеево выделена в пределах береговой черты озера Плещеево.
1.2. Зона познавательного туризма выделена в границах кварталов 13 (выдела 33-39, 43-70), 21 (к западу от дороги Заладьево - Афонино - Троицкое), 30, 37-39, 44-52, 55, 56, 58, 59, 64, 65, 66-68 Купанского лесничества; в границах кварталов 50 (к северо-западу от дороги Москва - Ярославль) и 69 Пригородного лесничества; в границах дендрологического сада им. С.Ф. Харитонова. В состав зоны включены также земли ЗАО "Новоселье", расположенные между береговой чертой озера Плещеево и автомобильной дорогой Переславль - Купанское.
1.3. Зона охраны историко-культурных объектов. Историко-археологические комплексы "Клещино городище" и "Александрова гора" с окружающими их территориями (земли ПСК "Рассвет" к северо-востоку от автомобильной дороги Переславль - Заладьево).
1.4. Рекреационная зона выделана в кварталах 1, 2, 8 (кроме выд. 51), 9 (кроме выд. 13), 10 (кроме выд. 31), 14, 15 (кроме выд. 17), 16 (кроме выд. 1), 17, 18, 26, 27, 53, 54, 57, 60-63 Купанского лесничества; в границах кварталов 1-5, 9, 16, 17, 18, 21-23, 28, 29, 34-37, 40-49, 51-56, 60-68 Пригородного лесничества.
1.5. Зона обслуживания посетителей включает территории существующих и планируемых стационарных рекреационных учреждений в границах парка, а также часть квартала 50 Пригородного лесничества к югу от автодороги Москва - Ярославль.
1.6. Зона хозяйственного назначения включает участки земель собственников и пользователей, включенные в состав национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Участок земель национального парка у с. Купань, традиционно используемый для выпаса и сенокошения: Купанское лесничество, кварталы 8 (выд. 51), 9 (выд. 13), 10 (выд. 31), 15 (выд. 17), 16 (выд. 1), 24 (выд. 5).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 11 апреля 2003 г. N 296 "Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Плещеево озеро"
Текст приказа официально опубликован не был
Настоящий приказ фактически прекратил действие
Об утверждении Положения о национальном парке "Плещеево озеро" см. приказ Минприроды России от 15 марта 2012 г. N 60
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минприроды России от 3 марта 2011 г. N 147
Решением Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N АКПИ16-857 названный приказ признан недействующим со дня вступления решения в законную силу
Приказ Минприроды России от 26 марта 2009 г. N 72
Приказ Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48
Приказ МПР РФ от 17 марта 2005 г. N 66