Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 22 апреля 2008 г. N А33-10800/2007-Ф02-1547/2008
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярской железной дороги (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (далее - ОАО "Енисейская ТГК-13") о взыскании 249 061 рубля 66 копеек платы за пользование вагонами.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 ноября 2007 года исковые требования удовлетворены частично. С ОАО "Енисейская ТГК-13" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 140 415 рублей 75 копеек платы за пользование вагонами. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 6 февраля 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "Енисейская ТГК-13" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, судами неправильно применена статья 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Акты общей формы, представленные истцом в качестве доказательств задержки вагонов на путях общего пользования по вине ответчика, являются ненадлежащими доказательствами, поскольку в них заранее внесены записи о том, что представитель ответчика отказался от их подписания. Выводы арбитражного суда о том, что ответчик надлежащим образом уведомлен о прибытии в его адрес вагонов, являются необоснованными. Судом не принят во внимание тот факт, что маршруты подавались без соблюдения интервалов. Вывод суда об обоснованности расчета времени задержки вагонов с момента планируемой подачи до времени фактической подачи вагонов под выгрузку не подтвержден материалами дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований в части взыскания платы за пользование собственными и арендованными вагонами.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя отклонило, указав на их необоснованность. По его мнению, принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями, содержащимися в главе 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда норм материального и норм процессуального права Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Материально-правовым требованием согласно исковому заявлению является взыскание платы за пользование вагонами, прибывшими в адрес ответчика с 18.08.2006 по 24.10.2006.
Правовым основанием указаны статьи 39, 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В обоснование права требование истцом представлены:
- договор N3 от 25.04.2006, подписанный между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "В-Сибпромтранс" (владелец) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "В-Сибпромтранс", примыкающего к станции Базиха Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД",
- договор N380/880010279 от 30.09.2005 на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание, подписанный между ОАО "РЖД" (дорога), ОАО "Красноярсэнерго" в лице филиала "Красноярской ТЭЦ-1" (заказчик) с приложением к договору, в котором указан прейскурант цен на услуги и работы, выполняемые по просьбе грузовладельцев Красноярской железной дороги,
- договор о порядке взыскания платы за пользование вагонами между ГУП Красноярская железная дорога" и ОАО "Красэнерго" от 01.02.2001,
- ведомости подачи и уборки вагонов,
- памятки приемосдатчика,
- акты общей формы,
- книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку и выгрузку,
- доверенности на представителей ОАО "Красноярская генерация",
- ведомости безномерного учета простоя вагонов,
- транспортные железнодорожные накладные.
Отказ ответчика внести плату за простой вагонов за время их ожидания на путях общего пользования послужил основанием для обращения ОАО "РЖД" с настоящим иском в арбитражный суд.
Возражая против заявленного требования, ответчик указал на то, что в сумму платы включена оплата вагонов, не принадлежащих перевозчику, что противоречит статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Акты общей формы не предлагались к подписанию представителям грузополучателя. Уведомление является ненадлежащим.
Частично удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд со ссылкой на условия договора N380/880010279 от 30.09.2006, договора от 01.02.2001, статьи 34, 36, 39, 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации исходил из доказанности факта надлежащего уведомления ответчика о поступлении в его адрес вагонов и факта простоя вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема.
Третий арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, считает их законными и обоснованными, исходя из следующего.
Пункт 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Статья 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации устанавливает, что перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.
В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.
Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
В соответствии со статьей 39 Устава железных дорог Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, в том числе, в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается только за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. За время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования оплачиваемое время за пользование вагонами, контейнерами для погрузки грузов, выгрузки грузов определяется в соответствии с положениями главы IV Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, а за время нахождения в местах общего пользования - исчисляется за все время нахождения: с момента выдачи контейнеров с грузом грузополучателям для выгрузки или передачи грузоотправителям порожних контейнеров для их загрузки до момента возврата контейнеров на железнодорожные станции.
Статья 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Данная статья содержит перечень обстоятельств, при наличии которых необходимо составление коммерческого акта. Для удостоверения иных, не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств, оформляются акты общей формы и другие акты.
Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
В силу пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N45, факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.4 Правил предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил).
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, представлены акты общей формы, составленные по факту простоя вагонов в ожидании их приема. Представленные в материалы дела акты общей формы соответствуют требованиям, установленным Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Данные, содержащиеся в перечисленных документах, в совокупности являются достаточными для определения времени простоя спорных вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема ответчиком.
При рассмотрении настоящего иска Арбитражный суд Красноярского края в соответствии с требованиями части 2 статьи 65, части 1 статьи 67, статей 68, 71, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Суд пришел к правомерному выводу о доказанности факта уведомления истцом уполномоченных представителей ответчика до начала исчисления времени простоя фактически поданных для ответчика спорных вагонов совокупностью представленных в материалы дела документов.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что взыскание платы за пользование вагонами не возможно, если вагоны не принадлежат перевозчику являются несостоятельными, так как опровергаются материалами дела - условиями договора N380/880010279 от 30.09.2006, договора от 01.02.2001.
Доводы подателя жалобы об отсутствии доказательств надлежащего уведомления ответчика о прибывших в его адрес грузов, неправильном составлении актов общей формы, неверном расчете платы за пользование вагонами фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Принимая во внимание, что обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом кассационной инстанции подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 16 ноября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края и постановление от 6 февраля 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-10800/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3.4 Правил предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил).
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, представлены акты общей формы, составленные по факту простоя вагонов в ожидании их приема. Представленные в материалы дела акты общей формы соответствуют требованиям, установленным Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Данные, содержащиеся в перечисленных документах, в совокупности являются достаточными для определения времени простоя спорных вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема ответчиком."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 апреля 2008 г. N А33-10800/2007-Ф02-1547/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании