Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 23 апреля 2008 г. N А19-14697/07-20-Ф02-1463/2008
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 декабря 2008 г. N А19-14697/07-20-32-Ф02-6341/2008, от 11 марта 2009 г. N А19-14697/07-20-32-Ф02-271/2009
Общество с ограниченной ответственностью "Илим Братск деревообрабатывающий комбинат" (общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения от 30.07.2007 N 07-1/2288 Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска (налоговая инспекция) в части предложения уменьшить на сумму 896 916 рублей 36 копеек предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость за февраль 2007 года.
Решением от 10 декабря 2007 года Арбитражного суда Иркутской области заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, налоговые вычеты обществом применены с нарушением положений статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку поставщики не имели возможность реально исполнить условия договоров поставки лесопродукции с учетом отсутствия технической возможности осуществить погрузку, транспортировку, разгрузку лесопродукции к месту нахождения покупателя, отсутствия необходимого персонала, основных, транспортных средств либо отсутствия регистрации указанных в товарно-транспортных накладных транспортных средств.
Налоговая инспекция также ссылается на отсутствие поставщиков общества по юридическим адресам, неуплату поставщиками налогов в бюджет, непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности, либо в случае представления суммы налога, исчисленного к уплате, являются незначительными.
Из кассационной жалобы следует, что наличие у налогоплательщика надлежащим образом оформленных документов не является достаточным условием для получения налогового вычета в отношении операций, фактически не имевших место.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления NN 63530, 63531 от 09.04.2008), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за февраль 2007 года.
По результатам проверки налоговая инспекция составила акт от 29.06.2007 N 732 и вынесла решение от 30.07.2007 N 07-1/2288, которым предложила обществу уменьшить на сумму 896 916 рублей 36 копеек предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость за февраль 2007 года.
Вывод арбитражного суда о признании незаконным названного решения недостаточно обоснован.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Пунктами 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, либо товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 3 указанной статьи вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, в том числе о лицах, осуществивших операции по отправке, перевозке и приему груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам.
Следовательно, счета-фактуры составляются на основе уже имеющихся первичных документов и должны отражать конкретные факты хозяйственной деятельности, подтверждаемые такими документами.
Требования к порядку составления счетов-фактур, установленные пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации относятся не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.
Налоговый орган вправе отказать в возмещении налога на добавленную стоимость, если предъявленная к возмещению сумма не подтверждена надлежащими документами, содержащими достоверные сведения, сформировавшие вычеты хозяйственные операции нереальны либо совершены с контрагентами, не исполняющими налоговых обязанностей.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные обществом требования, исходил из того, что налогоплательщик не участвует в отношениях по перевозке грузов, в связи с чем для подтверждения его права на возмещение налога на добавленную стоимость не имеют значения установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства. Фиктивность операций налогоплательщика с поставщиками налоговой инспекцией не доказана.
Вместе с тем судом не принято во внимание, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Из решения налоговой инспекции следует, что поставщики общества - общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Сельхозтехника", "Стройлес", "Нордстрой", "Фарт", "Маяк" и индивидуальный предприниматель Ермаков А.Ю. не имеют основных средств, транспорта и персонала, необходимых для осуществления погрузочных работ и перевозки лесопродукции, по юридическим адресам не находятся, а денежные расчеты носят транзитный характер.
Указанные в товарно-транспортных накладных автотранспортные средства не зарегистрированы в РЭО ГАИ Братского района, а водительские удостоверения не выдавались.
Филиалы, представительства ООО "Стройлес" не состоят на налоговом учете по месту отгрузки лесопродукции. Из полученных органами внутренних дел объяснений Рядового В.В., указанного в счетах-фактурах в качестве руководителя ООО "Стройлес", следует, что названное лицо отношения к деятельности названной организации не имеет.
Указанные в товарно-транспортных накладных в качестве организаций-перевозчиков ООО "Манар" и ООО "Ария" не располагают собственными транспортными средствами, документы об аренде транспортных средств не представлены.
Арбитражный суд в нарушение части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклонил каждое из оснований для отказа обществу в применении налоговых вычетов в отдельности, не оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи.
Между тем указанные обстоятельства имеют значение для выяснения вопроса о соблюдении обществом положений статей 169, 172 Кодекса при применении налоговых вычетов, а также проверки доводов налогового органа об отсутствии реальных хозяйственных операций, на основании которых налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты, и получении им необоснованной налоговой выгоды.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении арбитражному суду следует проверить указанные в решении налоговой инспекции обстоятельства с целью установления реальности хозяйственных операций, совершенных между обществом и его поставщиками в проверяемом налоговом периоде и дать им оценку в совокупности и взаимосвязи, а также разрешить вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 10 декабря 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-14697/07-20 отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
...
Требования к порядку составления счетов-фактур, установленные пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации относятся не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.
...
Арбитражный суд в нарушение части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклонил каждое из оснований для отказа обществу в применении налоговых вычетов в отдельности, не оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи.
Между тем указанные обстоятельства имеют значение для выяснения вопроса о соблюдении обществом положений статей 169, 172 Кодекса при применении налоговых вычетов, а также проверки доводов налогового органа об отсутствии реальных хозяйственных операций, на основании которых налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты, и получении им необоснованной налоговой выгоды."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 апреля 2008 г. N А19-14697/07-20-Ф02-1463/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании