Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 28 апреля 2008 г. N А33-11877/2007-Ф02-1634/2008
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Минусинское коммунальное хозяйство" (далее - ЗАО "Минкомхоз", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам (г.Минусинск) (далее - налоговая инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 19.06.2007 об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Решением суда первой инстанции от 06 ноября 2007 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21 января 2008 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы не согласен с выводом судов об отсутствии у налоговой инспекции оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, указывая на то, что отказ в государственной регистрации обусловлен представлением недостоверного ликвидационного баланса. Составление ликвидационного баланса при наличии непогашенной задолженности свидетельствует о нарушении обществом порядка проведения ликвидации, предусмотренного статьями 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку в ликвидационном балансе общества задолженность перед бюджетом не была отражена, последний не соответствовал действительности и не мог быть принят регистрирующим органом.
По мнению заявителя жалобы, достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Заявитель жалобы ссылается на то, что налоговой инспекцией в материалы дела были представлены копии требований об уплате налога и пени, карточки лицевого счета, из которых следует, что у ЗАО "Минкомхоз" на дату представления ликвидационного баланса имелась непогашенная кредиторская задолженность по налогам, сборам и пени. Данная задолженность необоснованно не включена в ликвидационный баланс.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, налоговая инспекция ходатайствовала о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя, в связи с чем дело рассматривается без участия представителей сторон.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ЗАО "Минкомхоз" зарегистрировано Администрацией г.Минусинска Красноярского края, в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) налоговой инспекцией внесена запись 14.08.2002 о государственной регистрации юридического лица.
03.11.2006 общим собранием акционеров ЗАО "Минкомхоз" принято решение о ликвидации общества и о назначении ликвидационной комиссии из числа акционеров общества.
28.11.2006 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесены запись о принятии решения о ликвидации ЗАО "Минкомхоз" в соответствии со свидетельством серии 24 N 004267962 и запись о формировании ликвидационной комиссии юридического лица в соответствии со свидетельством серии 24 N 004267963.
В Вестнике государственной регистрации от 20.12.2006 ЗАО "Минкомхоз" опубликовало сведения о начале процесса ликвидации, о возможности заявления требований его кредиторами в течение 2 месяцев с момента публикации.
14.03.2007 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества.
09.06.2007 ЗАО "Минкомхоз" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица - ЗАО "Минкомхоз" в связи с его ликвидацией. К заявлению приложены ликвидационный баланс общества, документ об уплате государственной пошлины.
19.06.2007 регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности ЗАО "Минкомхоз" в связи с его ликвидацией, поскольку среди представленных для государственной регистрации документов отсутствовал ликвидационный баланс, подтверждающий завершение всех расчетов с кредиторами (единый социальный налог, зачисляемый в фонд ФФС пеня - 7,81 руб., единый социальный налог, зачисляемый в ТФОМС пеня - 4571,80 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии в Пенсионный фонд налог - 0, 07 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии в Пенсионный фонд пеня - 228018,49 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии пеня - 28269,19 руб., целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции пеня - 53,63 руб.).
Считая принятое налоговой инспекцией решение от 19.06.2007 не соответствующим требованиям закона, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у налоговой инспекции отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации, поскольку обществом выполнены требования пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации; налоговой инспекцией не представлено доказательств направления в ликвидационную комиссию ЗАО "Минкомхоз" требований о погашении сумм недоимки и пени, указанных в оспариваемом решении; решение об отказе в государственной регистрации юридического лица при ликвидации нарушает права и законные интересы заявителя, ввиду отсутствия у ЗАО "Минкомхоз" иной возможности закончить процедуру ликвидации.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 21 Закона о регистрации, статьями 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации и оставляя решение суда без изменения, признал выводы суда первой инстанции правомерными, поскольку налоговой инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих о предъявлении к обществу требований о погашении кредиторской задолженности в установленном законом порядке.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) содержится исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, в соответствии с которым одним из оснований для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в статье 21 Закона о регистрации.
Как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, обществом в регистрирующий орган были представлены все необходимые для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица документы, предусмотренные частью 1 статьи 21 Закона о регистрации (заявление по форме NР16001, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины).
Порядок и содержание действий ликвидационной комиссии по ликвидации юридического лица регламентированы статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ликвидационная комиссия, завершая текущие дела ликвидируемого юридического лица, помещает в органах печати сообщение о ликвидации юридического лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, составляет промежуточный и ликвидационный баланс.
В сообщении о ликвидации юридического лица, помещенном в органе печати, определяется порядок и срок заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации.
Требования кредиторов учитываются в размере, признанном ликвидационной комиссией, на основании документов, подтверждающих наличие обязательств юридического лица и их размер.
В силу статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации налоговый орган является кредитором и требования об уплате обязательных платежей в бюджет включаются в общий список требований кредиторов указанного общества в порядке установленной очередности.
Согласно положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога является направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, налоговой инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих о предъявлении к обществу требований о погашении кредиторской задолженности в установленном законом порядке, до вынесения оспариваемого решения регистрирующим органом были внесены записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации, формировании ликвидационной комиссии, составлении промежуточного ликвидационного баланса общества, до утверждения ликвидационного баланса налоговый орган свои требования к ликвидатору общества не заявлял.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица, поскольку налоговая инспекция, не реализовавшая свое право на предъявление к обществу требований о погашении кредиторской задолженности в установленном законом порядке, не вправе осуществлять его при государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.
Доводы заявителя о предоставлении налоговой инспекцией копий требований об уплате налога и пени, подтверждающих наличие непогашенной кредиторской задолженности ЗАО "Минкомхоз" на дату представления ликвидационного баланса, которая необоснованно не включена в ликвидационный баланс, были предметом рассмотрения обеих судебных инстанций и правомерно отклонены по указанным в судебных актах основаниям.
Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 06 ноября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 21 января 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-11877/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" одним из оснований для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных настоящим законом необходимых для государственной регистрации документов.
По мнению регистрирующего органа, тот факт, что у организации имеется задолженность по налогам, которая не была ею включена в ликвидационный баланс, является основанием для отказа в государственной регистрации организации в связи с ликвидацией.
По мнению суда, позиция регистрирующего органа не соответствует действующему законодательству, поскольку организацией были представлены все необходимые документы для осуществления её регистрации в связи с ликвидацией (заявление по форме NP 16001, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины).
В силу ст. 64 ГК РФ налоговый орган является кредитором, а требования об уплате обязательных платежей в бюджет включаются в общий список требований кредиторов указанного общества в порядке установленной очередности.
Суд указал, что налоговым органом не были представлены доказательства предъявления организации требования о погашении кредиторской задолженности в порядке ст. 69 и ст. 70 НК РФ.
Между тем, до вынесения решения об отказе в государственной регистрации регистрирующим органом были внесены записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации, формировании ликвидационной комиссии, составлении промежуточного ликвидационного баланса общества.
Суд пришел к выводу, что налоговый орган, не реализовавший свое право на предъявление обществу требований о погашении кредиторской задолженности в установленном законом порядке, не вправе осуществлять его при государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.
С учетом этих обстоятельств у регистрирующего органа не было оснований для вынесения решения об отказе в государственной регистрации организации в связи с её ликвидацией.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 апреля 2008 г. N А33-11877/2007-Ф02-1634/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании