Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 25 апреля 2008 г. N А19-18023/07-Ф02-1719/2008
(извлечение)
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда в г.Усолье-Сибирском и Усольском районе (далее - Пенсионный фонд, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным отказа Отделения по г.Усолье-Сибирское и Усольскому району Управления Федерального казначейства по Иркутской области (далее - Управление) от 03.10.2007 N 03-40/4-617 в принятии постановления Пенсионного фонда от 22.08.2007 N 364 о взыскании пени, начисленных за нарушение срока уплаты страховых взносов со страхователя ГУ ОВД Усольского района Иркутской области, обязании принять постановление Пенсионного фонда от 22.08.2007 N 364.
Решением суда от 11 февраля 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить, в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не ограничивают возможность взыскания денежных средств с бюджетополучателей исключительно исполнением судебных актов. В тех случаях, когда федеральный закон устанавливает внесудебный порядок взыскания денежных средств с организаций, органами Федерального казначейства должны приниматься к исполнению и исполняться иные исполнительные документы. Постановление Управления Пенсионного фонда является исполнительным документом в силу статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Кроме того, заявитель считает, что в случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях, исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Представитель Отделения по г.Усолье-Сибирское и Усольскому району Управления Федерального казначейства по Иркутской области считает судебный акт законным. Соответствующее обоснование приведено в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомления N 65088 от 11.04.2008, N 65090 от 15.04.2008), однако своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, органом Пенсионного фонда вынесено постановление от 22.08.2007 N 364 о взыскании с ГУ ОВД Усольского района Иркутской области пени, начисленных за нарушение сроков уплаты страховых взносов, которое было направлено в Отделение по г.Усолье-Сибирское и Усольскому району Управления Федерального казначейства по Иркутской области для исполнения.
Письмом руководителя Отделения по г.Усолье-Сибирское и Усольскому району от 03.10.2007 N 03-40/4-617 указанное постановление возвращено без исполнения со ссылкой на то, что взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации производятся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в статье 242.1 которого приведен исчерпывающий перечень исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), к которому должны быть приложены надлежаще заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного отказа.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что отказ Отделения по г.Усолье-Сибирское и Усольскому району в принятии постановления Управления Пенсионного фонда о взыскании пени, начисленных за нарушение срока уплаты страховых взносов соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ) предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей пять - тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Закона.
Согласно статье 25.1 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
В силу пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно пункту 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является непредставление какого-либо документа (заверенная судом копия судебного акта).
Как установлено материалами дела, Управление Пенсионного фонда своим постановлением от 22.08.2007 N 364 взыскало с ГУ ОВД Усольского района Иркутской области пени в размере 770 рублей 64 копейки. Постановление было направлено в органы Федерального казначейства для исполнения, но было возвращено без исполнения.
Приказом Федерального казначейства от 22.02.2006 N 3 в соответствии со статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержден Порядок ведения учета и осуществления хранения документов органами федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений. Порядок определяет действия органов Федерального казначейства при исполнении только исполнительных листов и судебных приказов. Порядок иных исполнительных документов не установлен, распространить такой порядок на исполнение иных исполнительных документов невозможно, так как состав форм и порядок учета (учет ведется в программном продукте) не позволяет вносить сведения и контролировать иные исполнительные документы.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 07.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 07.10.2007" следует читать как "от 02.10.2007"
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что постановление Управления Пенсионного фонда является исполнительным документом в силу статьи 12 Закона "Об исполнительном производстве от 02.10.2007, не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции, так как указанный закон в данной редакции вступил в законную силу с 01.02.2008.
Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что отказ Отделения по г.Усолье-Сибирское и Усольскому району Управления Федерального казначейства по Иркутской области от 03.10.2007 N 03-40/4-617 в принятии постановления Управления Пенсионного фонда от 22.08.2007 N 364 о взыскании пени, начисленных за нарушение срока уплаты страховых взносов со страхователя, соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, является правильным.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, получившим надлежащую оценку суда, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим, учитывая требования статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов суда и принятия доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку фактических обстоятельств дела.
С учетом изложенного Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой не влияют на законность принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 11 февраля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу А19-18023/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст. 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном ФЗ "Об исполнительном производстве".
По мнению органа ПФ РФ, в случае отсутствия у федерального бюджетного учреждения (ГУ ОВД) банковских счетов его задолженность может быть взыскана непосредственно управлением федерального казначейства (УФК) на основании постановления органа ПФ РФ, если федеральный закон устанавливает внесудебный порядок взыскания денежных средств.
Как указал суд, отказ УФК по субъекту во взыскании задолженности ГУ ОВД по взносам на обязательное пенсионное страхование и пени на основании постановления органа ПФ РФ соответствует требованиям БК РФ.
Так, в п. 1 ст. 242.1 БК РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).
Кроме того, Приказом Федерального казначейства от 22.02.2006 N 3 утвержден Порядок ведения учета и осуществления хранения документов органами федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений.
Указанный Порядок определяет действия органов федерального казначейства при исполнении только исполнительных листов и судебных приказов. Порядок исполнения иных исполнительных документов не установлен.
Таким образом, органами федерального казначейства должны приниматься к исполнению и исполняться только два указанных в БК РФ исполнительных документа - исполнительный лист и судебный приказ.
Следовательно, взыскание спорной задолженности ГУ ОВД не может быть произведено в бесспорном порядке на основании постановления органа ПФ РФ за счет денежных средств бюджета напрямую через орган федерального казначейства.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 апреля 2008 г. N А19-18023/07-Ф02-1719/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании