Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 10 июня 2008 г. N А19-16335/07-27-Ф02-2084/2008
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Ангарский институт по проектированию предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности" (далее - ОАО "Ангарскнефтехимпроект", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ангарску Иркутской области (далее - налоговая инспекция, регистрирующий орган) с заявлением о признании незаконным отказа во внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), не связанных с внесением изменений в учредительные документы ОАО "Ангарскнефтехимпроект", изложенного в письме N04-29/9787 от 28.08.2007, и обязании внести в ЕГРЮЛ сведения о генеральном директоре общества - Смоляре А.В.
Решением суда первой инстанции от 18 декабря 2007 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21 марта 2008 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, письмо налоговой инспекции N04-29/9787 от 28.08.2007 не является отказом в государственной регистрации. Судами не принято во внимание наличие решения налоговой инспекции от 14.12.2007 об отказе в государственной регистрации ОАО "Ангарскнефтехимпроект", в связи с которым регистрирующий орган не имеет возможности исполнить судебный акт в части внесения в ЕГРЮЛ сведения о генеральном директоре общества.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Ангарскнефтехимпроект" считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, в связи с чем просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Как установлено судом, 10.08.2007 решением совета директоров ОАО "Ангарскнефтехимпроект" генеральным директором общества избран Смоляр А.В.
17.08.2007 для внесения изменений в сведения о генеральном директоре общества ОАО "Ангарскнефтехимпроект" в налоговую инспекцию представлено заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Письмом от 28.08.2007 N 04-29/9787 налоговая инспекция сообщила заявителю, что на основании поручения юридического управления ФНС России внесение сведений в ЕГРЮЛ, регистрационные действия в отношении организаций, перечисленных в приложении к поручению (в том числе ОАО "Ангарскнефтехимпроект") не допускаются. После получения согласования на регистрационные действия запись о внесении изменений в ЕГРЮЛ в отношении общества будет внесена незамедлительно.
Считая, что отказом в государственной регистрации, содержащимся в письме от 28.08.2007 N 04-29/9787, налоговой инспекцией нарушены права и законные интересы ОАО "Ангарскнефтехимпроект", общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным и обязании регистрирующего органа внести в ЕГРЮЛ соответствующие изменения.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у регистрирующего органа законных оснований для отказа в государственной регистрации, поскольку обществом в регистрирующий орган представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации). При этом суды исходили из того, что письмо Федеральной налоговой службы России от 21.05.2007 NШС-6-14/405@ не является нормативным правовым актом, в связи с чем не может являться основанием для отказа в государственной регистрации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов соответствующими установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального права.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
В статье 23 Закона о регистрации содержится исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, одним из которых является непредставление определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Статья 17 Закона о регистрации содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в числе которых указано подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме N Р14001 и приложенные к нему соответствующие документы представлены обществом в регистрирующий орган.
Данный вывод судов основан на имеющихся в деле доказательствах.
В силу части 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Учитывая изложенное, суды правильно посчитали, что письмо налоговой инспекции от 28.08.2007 N 04-29/9787 является фактическим отказом в государственной регистрации во внесении изменений в сведения о юридическом лице, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность отсрочки в государственной регистрации.
В связи с этим суды правомерно признали отказ налоговой инспекции в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, незаконным как не соответствующий Закону о регистрации, обязав налоговую инспекцию осуществить государственную регистрацию вносимых обществом изменений.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на письмо Федеральной налоговой службы России от 21.05.2007 NШС-6-14/405@ обоснованно не принята во внимание судами ввиду того, что данное письмо не является нормативным правовым актом, в связи с чем не может являться основанием для отказа в государственной регистрации.
Довод заявителя о наличии решения налоговой инспекции от 14.12.2007 об отказе в государственной регистрации ОАО "Ангарскнефтехимпроект", в связи с которым регистрирующий орган не имеет возможности исполнить судебный акт в части внесения в ЕГРЮЛ сведения о генеральном директоре общества, был предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и правомерно отклонен.
В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, решение от 14.12.2007 об отказе в государственной регистрации ОАО "Ангарскнефтехимпроект" не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Выводы Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, получившим надлежащую правовую оценку в судебных актах в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
У суда кассационной инстанции, исходя из пределов его компетенции, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют правовые основания для переоценки фактических обстоятельств дела и выводов судов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 18 декабря 2007 Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 21 марта 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-16335/07-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Учитывая изложенное, суды правильно посчитали, что письмо налоговой инспекции от 28.08.2007 N 04-29/9787 является фактическим отказом в государственной регистрации во внесении изменений в сведения о юридическом лице, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность отсрочки в государственной регистрации.
В связи с этим суды правомерно признали отказ налоговой инспекции в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, незаконным как не соответствующий Закону о регистрации, обязав налоговую инспекцию осуществить государственную регистрацию вносимых обществом изменений."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 июня 2008 г. N А19-16335/07-27-Ф02-2084/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании