Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению мэра г.Иркутска
от 11 июня 2008 г. N 031-06-1264/8
Концепция
управления муниципальным имуществом
и земельными ресурсами г.Иркутска
1. Общие положения
1.1. Настоящая Концепция разработана в соответствии с действующим законодательством РФ и определяет основные цели, задачи и принципы политики органов местного самоуправления г.Иркутска в сфере управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами.
Основной целью настоящей Концепции является формирование механизма принятия решений органами местного самоуправления г.Иркутска, обеспечивающего выработку оптимальной стратегии управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами г.Иркутска.
Основными задачами в сфере управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами на настоящем этапе являются:
- оптимизация состава и структуры муниципального имущества с целью обеспечения полномочий органов местного самоуправления г.Иркутска в свете требований Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации#";
- увеличение доходов бюджета города Иркутска в результате повышения эффективности управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами;
- разработка нормативных правовых актов органов местного самоуправления г.Иркутска по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами;
- выполнение норм и требований законодательства РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления г.Иркутска по обеспечению учета и государственной регистрации муниципального имущества и земельных ресурсов;
- создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в г.Иркутске;
- разработка стратегии управления, ориентированной на повышение роли муниципального имущества и земельных ресурсов при решении социально-экономических задач;
- вовлечение максимального количества объектов муниципальной собственности в процесс управления.
Реализация поставленных задач должна быть направлена на повышение качества жизни граждан.
Данные задачи реализуются с учетом следующих принципов управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами:
/-----------------------------------------\
| Принципы управления имуществом города |
| |
| |
\-----------------------------------------/
| |
| |
| |
/--------------------\ /------------------\
| Общие | | Специфические |
/-| | | |-\
| | | | | |
| \--------------------/ \------------------/ |
| |
| /--------------------\ /------------------\ |
| | Комплексности и | |Объектного подхода| |
|-| системности | | к управлению |-|
| | | | | |
| \--------------------/ \------------------/ |
| |
| /--------------------\ /------------------\ |
| | Научности | | Наилучшего | |
|-| | | использования |-|
| | | | | |
| \--------------------/ \------------------/ |
| |
| /--------------------\ /------------------\ |
| | Эффективности | | Возмездности | |
|-| | | |-|
| | | | | |
| \--------------------/ \------------------/ |
| |
| /--------------------\ /------------------\ |
| | Публичности | | Функциональной | |
|-| | | целесообразности |-/
| | | | |
| \--------------------/ \------------------/
|
| /--------------------\
| | Мотивационной |
|-| направленности |
| | |
| \--------------------/
|
| /--------------------\
| | Социальной и |
|-| экономической |
| | ответственности |
| \--------------------/
|
| /--------------------\
| |Многообразия форм и |
|-| методов управления |
| | |
| \--------------------/
|
| /--------------------\
| | Профессионализма |
\-| управления |
| |
\--------------------/
2. Требования законодательства РФ
к составу муниципального имущества
2.1. В целях настоящей Концепции под муниципальным имуществом г.Иркутска понимаются следующие виды объектов:
- муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, как имущественный комплекс, включая имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления - за муниципальными учреждениями;
- акции (доли, вклады) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ, иные ценные бумаги, принадлежащие муниципальному образованию город Иркутск на праве собственности;
- имущество, составляющее муниципальную казну г.Иркутска, в том числе нежилые здания и помещения, земельные участки, объекты внешнего благоустройства, инженерные сооружения и коммуникации, движимое имущество и т.п.
По состоянию на 01.01.2008 в муниципальной собственности г.Иркутска находилось:
Муниципальные учреждения
N пп |
Вид деятельности (наименование) |
Количество |
1. |
Здравоохранение |
32 |
2 |
Культура |
21 |
3 |
Образование |
208 |
4 |
МУ "Комбинат питания" |
1 |
5. |
Централизованные бухгалтерии |
5 |
6. |
МУ "Дом Европы" |
1 |
7. |
МУ "Городской спортивно-методический центр" |
1 |
8. |
Муниципальные учреждения по управлению торговыми имущественными комплексами |
1 |
9. |
МУ "Аварийно-спасательная служба" |
1 |
10. |
МУ "Управление капитального строительства" |
1 |
|
Итого: |
272 |
Муниципальные предприятия
N пп |
Отрасль |
Количество |
1. |
Предприятия жилищного хозяйства |
17 |
2. |
Предприятия коммунального хозяйства |
8 |
3. |
Фармацевтические предприятия |
6 |
4. |
Предприятия бытового обслуживания |
1 |
5. |
Предприятия торговли |
2 |
6. |
Предприятия городского хозяйства и градостроительства |
6 |
7. |
Предприятия транспорта |
2 |
8. |
Прочие предприятия |
4 |
|
Итого: |
46 |
Пакеты акций акционерных обществ
|
на 01.01.2008 |
Количество обществ, в уставном капитале которых имеется доля г.Иркутска |
9 |
Общая номинальная стоимость пакета акций, тыс. руб. |
46171,6 |
Количество закрепленных акций, шт. |
4834372 |
Объекты муниципальной казны
N пп |
Вид объекта |
Количество |
1. |
Нежилые здания и помещения |
1719 |
2. |
Объекты внешнего благоустройства |
1454 |
3. |
Монументы и сооружения |
29 |
4. |
Инженерные сети и коммуникации |
92 |
5. |
Квартиры |
46046 |
6. |
Движимое имущество |
12027 |
2.2. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.11.2007 N 260-ФЗ, в муниципальной собственности может находиться:
- имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
- имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
- имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц;
- автомобильные дороги местного значения в границах городского округа, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;
- жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;
- пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
- имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
- объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;
- имущество библиотек;
- имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
- объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- имущество, предназначенное для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта;
- имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории городского округа, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;
- имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
- имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории городского округа;
- имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
- земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности городского округа в соответствии с федеральными законами;
- пруды, обводненные карьеры, расположенные на территории городского округа;
- имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа;
- имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;
- имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории городского округа, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
- имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
- имущество, предназначенное для оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
- имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;
- архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;
- иное имущество, предназначенное для осуществления муниципальным образованием полномочий по решению возложенных на него законодательством РФ вопросов местного значения.
Муниципальное имущество, не попадающее в вышеуказанный перечень, до 01 января 2009 года подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения), либо отчуждению в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.
В случае, если до 01 января 2009 года муниципальное имущество, не соответствующее требованиям статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не будет отчуждено или перепрофилировано, оно не может содержаться за счет средств городского бюджета. Финансирование указанного имущества может быть признано нецелевым использованием средств городского бюджета на том основании, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам. Нецелевое использование бюджетных средств предполагает административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
3. Муниципальные унитарные предприятия
и муниципальные учреждения г.Иркутска
3.1. Основными задачами органов местного самоуправления г.Иркутска в части управления муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями являются:
- оптимизация количества муниципальных унитарных предприятий г.Иркутска и муниципальных учреждений г.Иркутска в свете требований Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- увеличение поступлений в бюджет города Иркутска от использования муниципального имущества, передаваемого муниципальным унитарным предприятиям во временное владение пользование# (аренду);
- повышение эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий г.Иркутска и муниципальных учреждений г.Иркутска, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества.
3.2. Для реализации вышеуказанных задач, определения вида и количества муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений г.Иркутска, необходимых для выполнения полномочий органов местного самоуправления г.Иркутска, отраслевым комитетам Администрации г.Иркутска, выполняющим функции учредителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений необходимо провести мониторинг деятельности подведомственных предприятий и учреждений и обосновать необходимость использования именно этой организационно-правовой формы. Каждое муниципальное унитарное предприятие и муниципальное учреждение должны быть проверены на необходимость его сохранения в муниципальной собственности г.Иркутска. Основной критерий оценки - степень реализации поставленных целей, выполнение нормативных требований, соответствие требованиям законодательства РФ.
В случае несоответствия деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений г.Иркутска вышеуказанным критериям необходимо принятие решения об их реорганизации (перепрофилировании), ликвидации, либо отчуждению# (приватизации).
3.3. По состоянию на 01.01.2008 года в муниципальной собственности г.Иркутска находилось 46 муниципальных унитарных предприятий. Из них в настоящее время находятся в стадии ликвидации (реорганизации) 16 муниципальных унитарных предприятий, в том числе:
а) в стадии ликвидации:
- МУП "Букинист";
- МУП "Молодежная биржа труда";
- МУП РЭУ "Центральный" (процедура банкротства);
- МУП ДЭЗ N 1 (процедура банкротства),
- МПТП "Иркутсктеплоэнерго".
б) в стадии реорганизации:
- 11 предприятий жилищного хозяйства, расположенных на территории Октябрьского и Свердловского округов г.Иркутска.
Исходя из требований Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", из оставшихся 30 муниципальных унитарных предприятий целесообразно:
а) сохранить в муниципальной собственности 26 муниципальных унитарных предприятий, обеспечивающих решение вопросов местного значения, в том числе:
- предприятия, осуществляющие электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом (МУП ПУ ВКХ г.Иркутска, МУП "Теплоэнергосервис";#
- предприятия, осуществляющие обслуживание и содержание автомобильных дорог, мостов и иных транспортных сооружений в границах города (МУП "Иркутскавтодор", МУП "Спецавтотранс", МУП "Служба эксплуатации мостов");
- предприятия, осуществляющие транспортное обслуживание населения (МУП "Иркутскавтотранс", МУП "Иркутскгорэлектротранс");
- фармацевтические предприятия, обеспечивающие производство лекарственных форм для муниципальных учреждений здравоохранения, а также реализацию психотропных и наркотических средств (6 предприятий);
- предприятия, осуществляющие предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (МУП "Аварийно-ремонтное предприятие Правобережного округа", МУ# "Аварийно-техническое предприятие", МУП "Аварийно-ремонтное предприятие Октябрьского района");
- предприятия, осуществляющие сбор и вывоз бытовых отходов и мусора (МУП "Спецавтохозяйство");
- предприятия, осуществляющие организацию благоустройства и озеленения территории города (МУП "Управление капитального строительства города Иркутска", МУП "Горзеленхоз", МУП "Иркутская компания по управлению недвижимостью", МУП "Городской инженерно-геодезический центр", МУП "Асфальто-бетонный завод");
- предприятие, осуществляющие# организацию ритуальных услуг и содержания мест захоронения (МУП "Ритуал");
- предприятие, осуществляющие# хранение архивных фондов, включая кадастр землеустроительной и градостроительной документации (МУП "Бюро технической инвентаризации" г.Иркутска);
- предприятие, обеспечивающее деятельность органов местного самоуправления г.Иркутска (МУП "Сервисно-регистрационный центр");
- предприятие, обеспечивающее создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства (МУП "Центральный рынок").
б) в соответствии с Планом мероприятий по реализации Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утвержденным постановлением мэра г.Иркутска от 28.09.2007 N 031-06-1899/7:
- принять до 01.01.2009 года постановления мэра г.Иркутска о ликвидации оставшихся 2 муниципальных унитарных предприятий жилищного хозяйства (МУП "ДЭЗ N 11", МУП жилищно-коммунального хозяйства г.Иркутска).
в) принять до 01.01.2009 года решения по 2 муниципальным предприятиям:
- МУП парикмахерская "Бытовик"
Основным видом деятельности предприятия является предоставление парикмахерских услуг, в том числе по социально низким ценам отдельным категориям граждан (пенсионерам, инвалидам, студентам и т.п.). Для обеспечения уставной деятельности предприятию передано в аренду 8 муниципальных объектов недвижимости, общей площадью 935,3 кв.м. Сумма годовой арендной платы, поступающая в бюджет города составляет 1 217,6 тыс. руб.
В связи с тем, что данный вид деятельности не относится к вопросам местного значения МУП "Бытовик" подлежит ликвидации.
- МУП "Здоровье"
Основным видом деятельности предприятия является содержание бань (саун и парных) с целью обеспечения потребности населения города в данных видах услуг. Для обеспечения уставной деятельности предприятию предоставлено в безвозмездное пользование здание бани по ул. Р.Люксембург, 64-а сроком до 31.12.2008. Доходов в бюджет города от использования здания предприятие не перечисляет. С 01.01.2009 года в связи с истечением срока договора безвозмездного пользования предприятие должно быть переведено на арендные отношения на общих основаниях. Учитывая данный факт, а также то, что все остальные бани города передаются в аренду коммерческим структурам с условиями сохранения социально низких тарифов на отдельные виды услуг, отсутствует необходимость сохранения данного предприятия в муниципальной собственности г.Иркутска.
В связи с этим, целесообразно принять решения о ликвидации МУП "Здоровье", сохранения здания бани в муниципальной собственности г.Иркутска и передаче его в аренду.
3.4. По состоянию на 01.01.2008 года в муниципальной собственности г.Иркутска находилось 272 муниципальных учреждения. Из них в настоящее время находятся в стадии ликвидации (реорганизации) 3 муниципальных учреждения, в том числе:
а) в стадии ликвидации:
- МУ по управлению муниципальными торговыми имущественными комплексами Октябрьского района;
- МУЗ "Наркологический центр "Сибирь".
б) в стадии реорганизации:
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 46" путем слияния с МОУ "Центр психологической реабилитации и коррекции".
Оставшиеся 269 муниципальных учреждений соответствуют требованиям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и должны быть сохранены в муниципальной собственности г.Иркутска.
4. Пакеты акций, закрепленные в муниципальной
собственности г.Иркутска
4.1. Основными задачами органов местного самоуправления г.Иркутска в сфере управления пакетами акций, закрепленными в муниципальной собственности г.Иркутска являются:
- оптимизация состава и структуры пакетов акций, закрепленных в муниципальной собственности г.Иркутска, в соответствие# с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, пакеты акций которых закреплены в муниципальной собственности г.Иркутска;
- назначение представителей муниципального образования город Иркутск в хозяйственные товарищества и общества в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г.Иркутска.
4.2. По состоянию на 01.01.2008 года в муниципальной собственности г.Иркутска закреплено 9 пакетов акций акционерных обществ, в том числе:
N |
Наименование |
Пакет акций Администрации г.Иркутска |
||
Количество акций |
Стоимость 1 акции |
Доля в общем пакете акций, % |
||
1. |
ОАО "Сибэкспоцентр" |
9000 |
1000 руб. |
37,6 |
2. |
ЗАО Курорт "Ангара" |
200 |
2 руб. 50 коп. |
5 |
3. |
ОАО "МАСКИ" |
22019 |
1470 руб. |
97 |
4. |
ОАО коммерческий банк "Радиан" |
3382500 |
1 руб. |
5,54 |
5. |
ЗАО "Байкалкурорт"* |
653 |
1 руб. |
0,5 |
6. |
ОАО "Южное управление ЖКС" |
355000 |
1 руб. |
100 |
7. |
ОАО "Северное управление ЖКС" |
355000 |
1 руб. |
100 |
8. |
ОАО "Западное управление ЖКС" |
355000 |
1 руб. |
100 |
9 |
ОАО "Восточное управление ЖКС" |
355000 |
1 руб. |
100 |
* в отношении ЗАО "Байкалкурорт" открыто конкурсное производство сроком до 12.04.2008 г.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Планом мероприятий по реализации Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утвержденным постановлением мэра г.Иркутска от 26.09.2007 N 031-06-1899/7, в Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2008 год, включены пакеты акций 7 акционерных обществ:
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 26.09.2007" следует читать как "от 28.09.2007"
- Закрытое акционерное общество-Курорт "Ангара";
- ОАО "Медицинская Акционерная Страховая Компания Иркутска";
- ОАО коммерческий банк "Радиан";
- ОАО "Южное управление жилищно-коммунальными системами" - 75% пакета акций;
- ОАО "Северное управление жилищно-коммунальными системами" - 75% пакета акций;
- ОАО "Западное управление жилищно-коммунальными системами" - 75% пакета акций;
- ОАО "Восточное управление жилищно-коммунальными системами" - 75% пакета акций.
Оставшиеся 5 пакетов акций:
- ОАО "Сибэкспоцентр" - 37,6 % пакета акций,
- ОАО "Южное управление ЖСК" - 25% пакета акций,
- ОАО "Северное управление ЖСК" - 25% пакета акций,
- ОАО "Западное управление ЖСК" - 25% пакета акций,
- ОАО "Восточное управление ЖСК" - 25% пакета акций
соответствуют требованиям действующего законодательства и должны быть сохранены в муниципальной собственности г.Иркутска. В соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" решение по ряду вопросов, отнесенным к компетенции годового общего собрания акционеров, принимаются общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании акционеров, в связи с чем пакеты акций оставшихся 5 акционерных обществ (25% от пакета акций и более) могут позволить влиять на принятие таких решений, как внесение изменений и дополнений в устав, реорганизация и ликвидация общества и др.#
5. Учет и государственная регистрация муниципального имущества
Реестр муниципального имущества г.Иркутска по состоянию на 01.01.2008 включает:
Реестр муниципального имущества по состоянию на 01.01.2008. г (количество объектов - 62906) | ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Муниципальные организации (318 организаций) |
|
Пакеты акций акционерных обществ (9 пакетов - 4834372) |
|
Недвижимое имущество (50552 объектов) |
|
Движимое имущество казны (12027 объектов) |
||||||||
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Муниципальные унитарные предприятия (46 объектов) |
|
|
|
|
|
Муниципальный нежилой фонд (4307 объектов) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Муниципальные учреждения (272 объекта) |
|
|
|
|
|
Муниципальный жилой фонд (46046 объектов) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Муниципальные земельные участки (199 объектов) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для повышения уровня полноты и достоверности информации о муниципальном имуществе и в целях создания условий для принятия эффективных решений в отношении муниципальной собственности ведется автоматизированная система учета муниципального имущества, которая включает в себя систематизированные данные обо всех объектах муниципальной собственности, включая экономические показатели его использования. Эти данные и показатели являются основой ведения Реестра муниципального имущества г.Иркутска. Порядок ведения Реестра муниципального имущества г.Иркутска утвержден решением городской Думы г.Иркутска от 03.03.1999 N 295-31гД(2) "Об организации учета муниципального имущества и ведения Реестра муниципального имущества г.Иркутска".
На 01.01.2008 база данных Реестра муниципального имущества г.Иркутска включала в себя 62906 объектов учета, в том числе:
- 318 муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений,
- 50353 объекта недвижимого имущества, в том числе 46046 неприватизированных квартир,
- 12027 объектов движимого имущества, закрепленных в муниципальной казне г.Иркутска;
- 9 пакетов акций акционерных обществ, закрепленных в муниципальной собственности г.Иркутска;
- 199 земельных участков.
Из 62906 объектов учета право муниципальной собственности г.Иркутска зарегистрировано в установленном законодательством РФ порядке только на 32% от общего количества объектов недвижимости.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательной государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество, подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Также необходимо отметить, что 24.07.2007 года принят Федеральный закон N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Данный закон направлен на решение вопросов государственной регистрации прав на недвижимое имущество, информационного обеспечения процессов контроля, управления, экономической оценки и налогообложения недвижимого имущества, а также совершенствования деятельности в области создания недвижимого имущества. Данным законом предусматривается создание единого систематизированного свода сведений и документов о недвижимом имуществе (государственного кадастра недвижимости), устанавливается порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений и других объектов недвижимости, а также процедура определения количественных и качественных характеристик земельных участков и недвижимого имущества.
На основании вышеизложенного необходимо в 2008 году разработать и утвердить План мероприятий по проведению работ по технической инвентаризации и государственной регистрации муниципальных объектов недвижимости на 2008 - 2012 годы. По предварительным данным (по состоянию на 01.03.2008 года) требуется проведение технической инвентаризации и государственной регистрации следующих объектов муниципальной собственности г.Иркутска:
N пп |
Назначение объектов |
Количество объектов |
Необходимые средства, тыс. руб. |
Планируемые сроки регистрации |
1. |
Нежилые здания и помещения: |
|
|
|
|
Объекты муниципальной казны |
673 |
6394 |
2008 - 2010 г.г. |
|
Объекты водоснабжения и теплоснабжения (ВНС, ТНС, КНС и т.п.), находящиеся на балансе МУП ПУ ВКХ и МУП "ИТЭ" |
274 |
2500 |
2009 - 2010 г.г. |
2. |
Инженерные сети и коммуникации: |
|
|
|
|
Сети электроснабжения |
405 |
1900 |
2008 г. |
|
Сети водоснабжения и канализации |
4742 |
|
2010 - 2012 г.г. |
|
Сети теплоснабжения |
105 |
1050 |
2009 г. |
3. |
Объекты внешнего благоустройства: |
|
|
|
|
Линейные объекты: дороги, улицы, переулки, тракты, ливневые канализации и прочие объекты |
563 (96 п. км.) |
1208 |
2009 - 2012 г.г. |
|
Сооружения: лестницы, подземные переходы, пешеходные мостики и прочие объекты |
380 (333129 кв.м.) |
13404 |
2009 - 2012 г.г. |
Примечание: количество объектов и сумма необходимых денежных средств будет ежегодно уточняться по данным округов при формировании бюджета города на очередной финансовый год.
В соответствии с Приказом Министерства Финансов РФ "Об утверждении инструкции по бюджетному учету" от 10.02.2006 N 25н объекты, закрепленные в муниципальной казне г.Иркутска, подлежат бухгалтерскому учету. Поскольку на момент отнесения в муниципальную собственность г.Иркутска не все объекты имели стоимость, требуется проведение работы по переоценке и определению стоимости таких объектов в порядке, установленном правилами бухгалтерского учета. Кроме того, в связи с тем, что существующая база данных Реестра муниципального имущества г.Иркутска не позволяет получить оперативно достоверные данные о каждом объекте муниципальной собственности, а именно о его стоимости, состоянии, использовании и т.п., требуется ее усовершенствование и доработка.
На основании вышеизложенного в части обеспечения надлежащего учета муниципального имущества г.Иркутска требуется проведение следующих мероприятий:
- усовершенствование базы данных "АИС КУМИ" и "Реестр муниципального имущества г.Иркутска" с целью оперативного получения достоверных данных по каждому объекту муниципальной собственности г.Иркутска;
- приведение учета основных средств, составляющих муниципальную казну г.Иркутска, в соответствие с Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету".
6. Объекты муниципального нежилого фонда
6.1. Муниципальный нежилой фонд г.Иркутска представлен следующими площадями:
Муниципальный нежилой фонд (1304,9 тыс. кв.м.) | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Муниципальная казна-385,2 кв.м. |
|
Вещные права-919,7 тыс. кв.м. |
|
||||||
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Передано по договорам аренды-270,9 тыс. кв.м. |
|
|
|
Закреплено на праве хозяйственного ведения-12,8 тыс. кв.м. |
|||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Передано по договорам безвозмездного пользования - 114,3 тыс. кв.м. |
|
|
|
Закреплено на праве оперативного управления - 906,9 тыс. кв.м. |
|||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
6.2. Основными задачами органов местного самоуправления г.Иркутска в части управления объектами муниципального нежилого фонда являются:
- повышение доходов бюджета города от использования объектов муниципального нежилого фонда;
- обеспечение деятельности органов местного самоуправления г.Иркутска, правоохранительных органов, общественных организаций, иных лиц в целях решения важных (приоритетных) для города задач;
- обеспечение учета и контроля за сохранностью и использованием объектов нежилого фонда, являющегося муниципальной собственностью г.Иркутска;
- создание необходимых условий для привлечения инвестиций в объекты муниципального нежилого фонда с целью их восстановления и реконструкции;
- создание условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории г.Иркутска и объектов инфраструктуры их поддержки.
6.3. По состоянию на 01.01.2008 г. общая площадь объектов муниципального нежилого фонда г.Иркутска, переданных в аренду и в безвозмездное пользование составляет 385,2 тыс. кв. м. Использование объектов муниципального нежилого фонда осуществляется следующим образом:
Приведенная схема наглядно показывает как распределяются объекты муниципальной казны по видам использования:
|
|
|
|
|
Площадь объектов муниципальной казны 385,2 тыс.кв.м, в т.ч. в аренде - 270,9 в безвозмездное пользование 114,3 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
По предметам ведения 186,2 |
|
|
|
Не по предметам ведения 199,0 |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
Безвозмездное пользование 62,3 в т.ч. подразд. адм. 5,7 МУ 8,9 МУП 47.7# |
|
|
|
|
|
|
Торги 2008 34,1 |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Соц. значимые для города безв. польз. и аренда 25,7=16,9+8,8 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аренда 123,9 МУП 73,7 УК ЖКС 12,9 Иные 37,3 |
|
|
|
|
|
|
В т.ч. соц. знач. аренда - 8.8 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Планирование приватизации 2009 - 2010 22,2 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объекты с реконструкцией (долгосрочные договоры) 26,2 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объекты с кап. ремонтом 14,4 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Годичные договоры аренды 12,9 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Резерв для мун. нужд 22,1 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объекты, переданные под структуры областного и федерального подчинения 41,4 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в безв. польз. 35,1 |
|
в аренду 6,3 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по предметам ведения органов местного самоуправления г.Иркутска занято 186,2 тыс. кв.м. площадей объектов муниципальной казны, а именно для обеспечения деятельности органов местного самоуправления г.Иркутска, муниципальных предприятий и учреждений г.Иркутска, ОАО УК ЖКС г.Иркутска (обслуживающих жилищный фонд города), кинотеатров и т.п.;
2. Вид деятельности арендаторов помещений общей площадью 199,0 тыс. кв.м. не относится к предметам ведения органов местного самоуправления, но учитывая, что в соответствии с определением Конституционного суда от 02.11.2006 года N 540-О, в муниципальной собственности г.Иркутска может находиться и иное имущество, предназначенное для осуществления муниципальным образованием полномочий по решению возложенных на него законодательством РФ вопросов местного значения, необходимо эффективно распорядиться оставшимися объектами. Предложения по таким объектам следующие:
- объекты общей площадью 25,7 тыс. кв.м., переданные по договорам безвозмездного пользования (решения городской Думы) и договорам аренды общественным организациям и другим социально-значимым# структурам, сохранить с целью их поддержки;
- объекты, по которым проведена реконструкция - 26,2 тыс. кв.м. и объекты, по которым арендаторами проведен капитальный ремонт за свой счет - 14,4 тыс. кв.м,.# целесообразно оставить в аренде для пополнения бюджета в последующие годы, поскольку они находятся в удовлетворительном состоянии и имеют наиболее высокую арендную плату; на такие объекты заключены долгосрочные договоры аренды;
- объекты общей площадью 12,9 тыс. кв.м., по которым заключены годичные договоры аренды, можно использовать для формирования Фонда имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства. Арендаторы объектов - представители малого и среднего бизнеса, по видам деятельности 46% составляет бытовое обслуживание населения (ателье по пошиву одежды, фотоателье, ремонт бытовой техники, часов, обуви, парикмахерские); 16% - торговля (в основном маленькие торговые точки в спальных районах), 11% - административные, 5% - остальные виды деятельности (общественное питание, производство полуфабрикатов, мастерские, дошкольное и дополнительное образование, частные медицинские кабинеты, склады). Т.е., фактически, все виды деятельности, которые выделены как приоритетные в Программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г.Иркутске на 2008 - 2012 годы";
- объекты нежилого фонда, переданного в аренду, общей площадью 22,1 тыс. кв.м, целесообразно закрепить как резерв для муниципальных нужд (административные площади, бывшая база МУП ИПАТ по Рабочего штаба, 31 - 9,4 тыс. кв.м. и т.п.); поскольку в основном объекты Резерва расположены в центральной части города и являются объектами-памятниками, то можно в рамках муниципальной целевой программы "Возрождение и охрана объектов культурно-исторического наследия города Иркутска в 2009 - 2013 гг" провести ремонтные работы в данных объектах (заявка в управление архитектуры и градостроительства сделана);
- объекты, переданные структурам областного и федерального подчинения, - 41,4 тыс. кв.м., в т.ч. в аренде - 6,3 тыс. кв.м., в безвозмездном пользовании - 35,1 тыс. кв.м. Учитывая, что в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", объекты, занимаемые структурами федерального и областного подчинения, подлежат безвозмездной передаче в соответствующий уровень собственности, комитетом проводится работа по комплексному обмену площадей;
- в связи с тем, что объекты общей площадью 34,1 тыс кв.м. включены в план приватизации 2008 г., они будут выведены из реестра в течение 2008;
- объекты, прогнозируемые к приватизации в 2009 - 2012 г., - 22,2 тыс. кв.м.; при формировании прогнозного плана приватизации включались объекты, требующие капитального ремонта либо переданные структурам, не относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
7. Приватизация муниципального имущества г.Иркутска
7.1. Политика приватизации муниципального имущества г.Иркутска основывается на следующих основных принципах:
- решение о целесообразности приватизации муниципального имущества разрабатывается Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска совместно с заинтересованными структурными подразделениями администрации города Иркутска с позиций повышения эффективности его использования;
- способ и условия приватизации каждого объекта муниципальной собственности определяются комиссией по приватизации, созданной распоряжением председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска, в состав которой включаются представители: Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска, соответствующего отраслевого Комитета администрации г.Иркутска, соответствующего Комитета по управлению округом администрации г.Иркутска, Комитета по экономике и финансам администрации г.Иркутска, депутата Думы города Иркутска, приватизируемого предприятия;
- нормативная правовая база, режим и методы регулирования процессов приватизации должны соответствовать федеральному законодательству.
7.2. В сфере реализации политики приватизации муниципального имущества необходимо решение следующих основных задач:
- вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов муниципальной собственности;
- оптимизация структуры участия города в хозяйственных товариществах и обществах;
- привлечение инвестиций в объекты приватизации;
- создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий;
- существенное повышение эффективности управления за счет усиления ответственности собственников приватизированных предприятий и заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности;
- усиление социальной направленности процесса приватизации;
- обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;
- сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов города Иркутска при приватизации. Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой политики управления муниципальным имуществом, направленной на получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения отечественного рынка товарами и услугами российских товаропроизводителей, повышения эффективности функционирования всего хозяйственного комплекса.
7.3. Основными направлениями политики в области приватизации должны стать:
1) в отношении муниципальных унитарных предприятий города Иркутска:
- определение их состава и оптимального количества в соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- проведение приватизации не используемых для муниципальных нужд зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства, а также неиспользуемого оборудования.
При принятии решений о приватизации необходимо учитывать сроки и способы приватизации, необходимость пополнения бюджета и перспективы развития приватизируемого предприятия;
2) в отношении пакетов акций, находящихся в муниципальной собственности:
- проведение приватизации пакетов акций, по которым не выплачиваются или выплачиваются незначительные дивиденды и участие в которых не представляет для города экономического интереса;
- в случае признания аукциона по продаже акций несостоявшимся - проведение продажи акций посредством публичного предложения, а затем продажи акций без объявления цены;
3) в отношении муниципальных объектов недвижимости:
- обеспечение организационных условий для приватизации объектов недвижимости вместе с земельными участками, а также возможности внесения земельных участков в уставный капитал хозяйственных обществ;
- проведение приватизации излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
- привлечение инвесторов к участию в деятельности по сохранению памятников истории и культуры, осуществление при этом контроля за сохранностью, реставрацией и реконструкцией при использовании указанных объектов.
7.4. Основными мерами, призванными обеспечить решение задач муниципальной политики в области приватизации, должны стать:
- осуществление приватизации преимущественно в тех случаях, когда поступления в бюджет города Иркутска от отчуждения объекта существенно превышают прогнозные поступления от иных механизмов его возмездного использования;
- сохранение в муниципальной собственности имущества, муниципальных унитарных предприятий и пакетов акций высокоэффективных хозяйственных обществ, при условии соответствия их требованиям Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
7.5. Одним из направлений реализации политики приватизации муниципального имущества является контроль за ходом ее осуществления.
Целью контроля за ходом проведения приватизации является уменьшение рисков в отношении использования муниципального имущества, реализация новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированное получение средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки. Контроль на этапе подготовки муниципального имущества к приватизации возлагается на Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска и включает в себя:
- контроль конкурсной процедуры выбора оценщиков муниципального имущества;
- контроль за обоснованностью выбора параметров, определяющих решения о приватизации муниципального имущества (размер отчуждаемых пакетов акций, способ и сроки приватизации, цена приватизируемого имущества), контроль за учетом потенциального спроса на приватизируемое имущество.
Предусматриваются следующие этапы контроля:
1) подготовка муниципального имущества к приватизации (техническая инвентаризация объектов, формирование земельных участков под отдельно стоящими объектами недвижимости, определение рыночной стоимости объектов);
2) непосредственная реализация приватизационных процедур, в том числе:
анализ претендентов на право участия в аукционах и конкурсах по продаже муниципального имущества;
анализ бизнес-планов по выполнению инвестиционных или социальных обязательств, принимаемых новыми собственниками по условиям конкурсов.
8. Участие в инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений
в муниципальное имущество
8.1. Участие органов местного самоуправления г.Иркутска в инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в муниципальное имущество осуществляется путем вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и иных объектов муниципальной собственности с целью реализации социально-значимых# проектов в г.Иркутске, привлечения частных инвестиций в реконструкцию (завершение строительства) муниципальных объектов недвижимости, обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности города Иркутска.
Участие органов местного самоуправления г.Иркутска в указанной форме инвестиционной деятельности должно основываться на принципах:
- законности;
- участия в отношениях, связанных с заключением и исполнением соглашений, в том числе концессионных, на равных началах с участниками этих отношений;
- соблюдения прав и законных интересов участников соглашений;
- добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества сторон соглашений.
8.2. Участие органов местного самоуправления г.Иркутска в инвестиционной деятельности путем вовлечения в инвестиционный процесс объектов, находящихся в муниципальной собственности г.Иркутска, может осуществляться в следующих формах:
1) Путем заключения концессионных соглашений.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. К реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения. Анализ показывает, что по концессионным соглашениям целесообразно передавать объекты муниципальной собственности по производству, передаче и распределению тепловой энергии.
2) Путем заключения инвестиционных договоров на реконструкцию (завершение строительства) муниципальных объектов недвижимости.
По инвестиционному договору, заключенному между Администрацией г.Иркутска и юридическим или физическим лицом (инвестором), предусматривается проведение реконструкции (завершения строительства) муниципального объекта недвижимости за счет средств инвестора с возникновением права общей долевой собственности муниципального образования г.Иркутск и инвестора на объект инвестирования после завершения работ, предусмотренных данным договором, в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г.Иркутска.
8.3. Участие муниципального образования г.Иркутск в инвестиционной деятельности может осуществляться в целях создания (реконструкции) и (или) эксплуатации следующих приоритетных целевых (функциональных) назначений муниципального имущества:
- инженерных сооружений транспортной инфраструктуры и транспорта;
- объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии;
- объектов коммунальной инфраструктуры, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации бытовых отходов;
- объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта и иных объектов социально-культурного и социально-бытового назначения;
Данные решения могут приниматься и по иным видам муниципального имущества.
8.4. По состоянию на 01.08.2008# года по концессионному соглашению, заключенному между администрацией г.Иркутска и ЗАО "Байкалэнерго", в целях использования и реконструкции объектов муниципальной собственности г.Иркутска по производству, передаче и распределению тепловой энергии ЗАО "Байкалэнерго" передан 1381 объект движимого и недвижимого имущества, стоимостью 988200,2 тыс. руб.
В 2008 году в целях привлечения инвестиций в объекты муниципальной собственности, их ремонта и реконструкции необходимо:
- доработать и принять на Думе# города Иркутска Положение об инвестициях в муниципальные объекты недвижимости г.Иркутска;
- внести изменения в Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г.Иркутска, предусмотрев в нем порядок и условия передачи муниципального имущества на основании концессионных соглашений;
- провести конкурс на право заключения концессионного соглашения на объекты электроснабжения и теплоснабжения, включенные в Реестр муниципального имущества г.Иркутска.
9. Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ,
субъектов РФ и органами местного самоуправления
9.1. Целями и условиями разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности г.Иркутска, являются:
- материальное обеспечение исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, возложенных на органы местного самоуправления;
- разграничение полномочий по решению вопросов местного значения, установленных федеральным законодательством РФ;
- соответствие целевого назначения имущества перечню вопросов местного значения городского округа.
Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской федерации# и органами местного самоуправления должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с положениями данного закона:
- органы местного самоуправления в срок до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
- федеральные органы государственной власти, осуществляющие полномочия собственника имущества, и уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия собственника имущества, в срок до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность федерального и областного имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения.
Порядок передачи имущества установлен положениями п.11 ст.154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.04.2004 "О внесении изменений в законодательные акты РФ...", который включает:
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 22.04.2004" следует читать как "от 22.08.2004"
- во первых#, направление предложений передающей стороной о передаче имущества,
- во вторых#, принятие решений принимающей стороной о порядке передачи имущества.
9.2. За 2006 - 2007 годы во исполнение положений вышеуказанных законов органами местного самоуправления города Иркутска осуществлена передача:
а) в государственную собственность Иркутской области:
- 29 муниципальных учреждений образования и здравоохранения, включая находящееся на их балансе имущество и объекты недвижимости;
- нежилого помещения по ул. Карла Маркса, 37 для размещения областных структур социальной защиты;
- объекта незавершенного строительством# "Ледовый дворец";
- здания по ул. Богдана Хмельницкого, 3-в для размещения музея Вампилова.
б) в федеральную собственность:
- здания по ул. Дальневосточная, 67 для размещения Института ортопедии РАМН.
9.3. Дальнейшее разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской федерации# и органами местного самоуправления должно осуществляться с учетом следующих принципов:
- целевого характера использования муниципального имущества, необходимого для осуществления полномочий, возложенных на органы местного самоуправления г.Иркутска;
- оптимального использования объектов муниципального имущества, исходя из их назначения в процессе решения вопросов местного значения;
- оптимизации структуры объектов муниципального имущества в интересах обеспечения экономического роста г.Иркутска;
- соблюдения условий гласности и прозрачности проводимых процедур при разграничении муниципального имущества, за исключением процедур разграничения объектов, разглашение сведений о которых не допускается в соответствии с законом.
По состоянию на 01.03.2008 года:
а) подлежат передаче в муниципальную собственность г.Иркутска 26 объектов общей площадью 49520,9, в том числе:
- 2 областных объекта недвижимости, общей площадью 2163,9 кв. м., в том числе:
Наименование муниципальной организации |
Адрес объекта |
Площадь, кв. м. |
1. МОК "Центральная библиотечная система г.Иркутска" |
Ул. Рабочего Штаба, 30 |
145,0 |
2. МУП "Управление капитального строительного"# 3. МУ "Управление капитального строительства" 4. МУП "Бюро технической инвентаризации г.Иркутска" |
Ул. Сухэ-Батора, 11 |
2018,9 |
- 7 федеральных объектов недвижимости, общей площадью 22314,7 кв. м., в том числе:
Наименование муниципальной организации |
Адрес объекта |
Площадь, кв. м. |
1. МУФП "Аптека N 74" |
Ул. Дзержинского, 34 |
321,5 |
2. МУЗ "Поликлиника N 11" |
Ул. Лермонтова, 89 |
2976,3 |
3. МУП "Иркутскгорэлектротранс" |
Ул. Ленина, 3 |
52,3 |
4. МОУ "Средняя школа N 31" |
Мкр. Зеленый, 46 |
14206,0 |
5. МОУ "Авиационный лицей" |
Ул. Советская, 176 |
2730,0 |
6. МДОУ "Детский сад N 12" |
Ул. Советская, 119-а |
629,5 |
7. МУФП Аптека "Панацея" |
Ул. Каландарашвили, 9 |
1399,1 |
- 17 федеральных объектов недвижимости, общей площадью 25042,3 кв. м., находящихся в ведении Территориального управления по управлению федеральным имуществом Российской академии наук, в том числе:
Наименование муниципальной организации |
Адрес объекта |
Площадь, кв. м. |
1. МДОУ "Детский сад N 153" |
Ул. Лермонтова,333-б: - Лит. А, А1 (основное строение, пристрой) - Лит. Б (овощехранилище) |
3709,2 44,9 |
2. МОУ "Средняя школа N 19" |
Ул. Лермонтова, 279: - Лит. А (основное строение) - Лит. Б (мастерская) Ул. Лермонтова, 311 (ДК "Искатель") |
7190,2 106,8 400,0 |
3. МОУ "Средняя школа N 24" |
Ул. Лермонтова, 299 лит. А (основное строение) Ул. Лермонтова, 331 лит. А (начальная школа) |
3482,5
2788,8 |
4. МОУ "Средняя школа N 75" |
Ул. Академическая, 8 - Лит. А. (начальная школа), - Лит. Б (овощехранилище) |
1156,4 77,0 |
5. МДОУ "Детский сад N 146" |
Ул. Лермонтова, 265-а: - Лит. А (основное строение) - Лит. Б# овощехранилище) |
1689,0 79,6 |
6. МДОУ "Детский сад N 131" |
Ул. Лермонтова, 261-г: - Лит. А (ясли-сад), - Лит.Б, б, Б1(овощехранилище) |
2109,7 108,3 |
7. МОК "Центральная библиотечная система г.Иркутска" |
Ул. Лермонтова, 301 (филиал N 12) Ул. Лермонтова, 325 (филиал N 23) |
184,3 98,8 |
8. МУФП аптека "Свердловская" |
Ул. Лермонтова, 289 |
286,2 |
9. МДОУ "Детский сад N 124" - в стадии создания учреждения |
Ул. Лермонтова, 297, лит. А |
1530,6 |
б) подлежат передаче из муниципальной собственности г.Иркутска в областную и федеральную собственность:
- 74 объекта недвижимости, общей площадью 41,4 тыс. кв.м., переданных в аренду и безвозмездное пользование структурам областного и федерального подчинения (Приложение N 1).
В случае возникновения разногласий при разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской федерации# и органами местного самоуправления считаем целесообразным создавать согласительные комиссии с участием представителей органов, уполномоченных на распоряжение имуществом, либо решать вопрос в судебном порядке.
10. Развитие земельных отношений в городе Иркутске
Основной задачей развития земельных отношений в городе Иркутске является определение целей и приоритетов развития земельных отношений в г.Иркутске, а также стратегии органов исполнительной власти города Иркутска по созданию благоприятных условий, обеспечивающих эффективное управление и развитие земельных отношений, во взаимодействии с иными уполномоченными органами власти на основе принципов земельного законодательства при соблюдении требований непрерывного, рационального и платного пользования земельными ресурсами, повышение доходов от их использования, а также сохранение их ресурсного, рекреационного и экологического потенциала.
10.1. Цели развития земельных отношений
- охрана земли как основной составляющей окружающей среды;
- обеспечение эффективного использования земель, находящихся в собственности города Иркутска;
- создание условий для реализации муниципальным образованием город Иркутск полномочий собственника земельных участков;
- обеспечение единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости - как единого объекта налогообложения;
- стимулирование привлечения инвестиций в развитие рынка недвижимости;
- разграничение государственной собственности на землю, в том числе в качестве первоочередной задачи - отнесение к муниципальной собственности земельных участков, необходимых для реализации г.Иркутском задач и функций, установленных законодательством Российской Федерации и Иркутской области.
10.2. Соотношение категорий земли на территории г.Иркутска и прогноз поступлений платежей от их использования
В связи с изменением границ муниципального образования город Иркутск согласно Закона# Иркутской области от 16.12.2004 N 88-оз "О статусе и границах муниципального образования город Иркутск Иркутской области" общая площадь города Иркутска составляет 27 998 га (площадь снизилась на 2 145 га).
Поступления от земельных платежей (земельного налога, арендной платы за землю и поступлений от продажи земельных участков) в 2007 г. увеличились на 52,25 % по сравнению с 2006 г. и составили 1 521 млн. руб. Прогнозные показатели на 3 года позволяют сделать вывод о том, что поступления от земельных платежей к 2011 г. составят в г.Иркутске не менее 2 млрд. руб.
За последние годы наблюдается систематический рост арендной платы за земельные участки: в частности последние два года рост составляет более 30 % (и составит к 2010 г. 920 млн.руб.).
Поступления земельных платежей в г.Иркутске, млн.руб.
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 (план) |
2009 (прогноз) |
2010 (прогноз) |
Земельный налог |
121 |
176 |
183 |
501 |
768 |
750 |
900 |
920 |
Аренда земли |
166 |
240 |
332 |
404 |
552 |
747 |
829 |
920 |
Поступления от продажи земельных участков |
13 |
21 |
24 |
94 |
200 |
147 |
150 |
160 |
Итого |
300 |
436 |
538 |
999 |
1521 |
1644 |
1879 |
2000 |
"Сводная диаграмма по поступлениям земельных платежей в г.Иркутске, млн. руб."
Увеличение кадастровой стоимости земельных участков, которое планируется утвердить постановлением губернатора Иркутской области в 2008 г., приведет к увеличению земельного налога на 20-25 % и составит к 2010 г. 920 млн. руб.
Установление федеральным законодательством льготных условий для выкупа земельных участков, на которых были приватизированы объекты из государственной и муниципальной собственности, не позволят существенным образом увеличить поступления от продажи земельных участков до 2010 г.
10.3. Разграничение государственной собственности на землю
Если с 2001 по 2006 гг. (период действия Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю") разграничивались лишь земельные участки, относящиеся к федеральной собственности, то с 01.07.2006 на территории г.Иркутска (по состоянию на 18.04.08) разграничение госсобственности на землю характеризуется следующими данными:
1) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на 178 земельных участков площадью 1 900 га;
2) зарегистрировано право собственности Иркутской области на 107 земельных участков площадью 86 га;
3) зарегистрировано право собственности города Иркутска на 214 земельных участков площадью 339 га;
4) зарегистрировано право собственности юридических и физических лиц на 4457 земельных участков площадью 1 190 га.
Всего в собственности находится 4 956 земельных участков на площадь 3 515 га, что составляет 12,55 % от площади города.
"Разграничение государственной собственности на землю по г.Иркутску (по состоянию на 18.04.2008 г.)"
В процессе оформления муниципальной собственности на землю было выявлено, что часть земельных участков до настоящего времени не сформирована, право муниципальной собственности на них не зарегистрировано, муниципальные организации не имеют правоустанавливающих документов на фактически занимаемые земельные участки.
Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска в 2008 году планирует обеспечить формирование 104 земельных участков под объектами муниципальной собственности г.Иркутска. Стоимость работ составляет 2080 тыс. руб.
Формирование земельных участков под объектами муниципальной собственности позволит не только обеспечить оформление прав на земельные участки муниципальными учреждениями, но и зарегистрировать право муниципальной собственности г.Иркутска. К 2010 г. данные работы должны быть завершены.
10.4. Предоставление Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска земельных участков
Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска занимается оформлением сделок купли-продажи земельных участков на территории города Иркутска с 2003 года:
|
Год |
Количество договоров купли-продажи |
Площадь, тыс. кв. м |
Сумма, поступившая в консолидированный бюджет, тыс. руб. |
Заключено Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска договоров купли-продажи земельных участков |
2003 год |
78 |
241,00 |
12 965,58 |
2004 год |
269 |
487,47 |
20 574,30 |
|
2005 год |
531 |
687,87 |
23 800,34 |
|
2006 год |
600 |
374,98 |
93 798,02 |
|
2007 год |
1009 |
2808,26 |
200 174,38 |
|
Итого с 2003 по 2007 г |
2487 |
4599,58 |
351 312,62 |
Как ранее было отмечено, установление федеральным законодательством льготных условий для выкупа земельных участков, на которых были приватизированы объекты из государственной и муниципальной собственности, не позволят существенным образом увеличить поступления от продажи земельных участков до 2010 г., поэтому основной задачей при оформлении земельных участков становится увеличение количества предоставленных земельных участков, в том числе на праве собственности (как в количественных, так и в площадных характеристиках). Рост количества оформленных Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска земельных участков должен составлять не менее 15 % в год и составить к 2010 г. не менее 1500 земельных участков в год (предоставленных в собственность под существующими объектами недвижимости).
Градостроительная политика администрации г.Иркутска предполагает уменьшение количества временных сооружений, как объектов с низким эстетическим исполнением, ухудшающих внешний облик областного центра, и предполагает развитие крупномасштабной стационарной торговли в виде супер и гипермаркетов по примеру развития мегаполисов западной части Российской Федерации. Не смотря# на планируемое увеличение поступлений от арендной платы за земельные участки, одной из приоритетных задач становится сокращение количества временных сооружений. Причем это должно касаться как киосков и павильонов (Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска), так и разносной и развозной торговли (палатки, шатры и т. д.) (Комитет по потребительскому рынку администрации г.Иркутска). В первую очередь, это касается тех объектов, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, которые имеют задолженность в бюджет города Иркутска. Также мероприятия по сокращению будут проводиться в отношении тех временных сооружений, которые, осуществляют торговую деятельность, нарушая Федеральное законодательство (например, павильоны, киоски, которые производят продажу суррогатного алкоголя, продажу алкогольной и табачной продукции вблизи детских, образовательных учреждений и т.д.). Кроме того, под снос, естественно, попадают временные сооружения установленные самовольно.
На данный момент Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска ведется администрирование 1200 договоров аренды земельных участков для размещения временных сооружений. В 2008 г. планируемое сокращение временных сооружений составит 30 % и должно быть доведено к 2010 г. до не более 700 штук.
В настоящее время по данным статистической отчетности Территориального отдела по г.Иркутску Федерального агентства кадастра объектов недвижимости на территории г.Иркутска насчитывается 82 садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Земельные участки закреплены за садоводческими объединениями граждан на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также на праве аренды.
Принимая во внимание, что площадь земельных участков, занятых садоводческими объединениями граждан на территории г.Иркутска значительна (составляет 869 га), вопрос о приватизации земельных участков в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан становится особенно актуальным.
30.06.2006 был подписан Федеральный закон N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", который предполагалось облегчит оформление частной собственности на землю и строения (так называемая "дачная амнистия").#
Всего в 2007 году Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска было оформлено 43 садоводства, в которых в собственность бесплатно было предоставлено 1427 земельных участков. Учитывая возросшее количество обращений граждан по вопросам оформления земельных участков в садоводствах, садоводческих некоммерческих объединениях, можно сделать вывод, что большинство из 82 садоводств будет оформлено к 2010 году.
Одной из важнейших задач, включаемой в ежегодные Планы по землеустройству и землепользованию в г.Иркутске, является постановка земельных участков под многоквартирными домами на кадастровый учет. В силу п.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст.46 Градостроительного кодекса РФ.
За счет бюджетных средств в 2006 году обеспечено формирование таких земельных участков общей площадью около 103 га. Оставшаяся площадь земель под многоквартирными домами, подлежащих формированию посредством подготовки проектов межевания территорий, составляет около 1097 га. Общая стоимость работ составляет 114 210 тыс. руб.
В 2008 году планируется обеспечить подготовку проектов межевания территорий под многоквартирными домами в Октябрьском районе г.Иркутска на земельные участки общей площадью около 219 га, что составляет около 300 земельных участков.
Формирование земельных участков под многоквартирными домами позволит обеспечить реализацию прав собственников помещений в многоквартирных домах, исполнение требований действующего жилищного и гражданского законодательства РФ.
После подготовки проектов межевания территорий под многоквартирными домами на территории г.Иркутска увеличение доходов бюджета города Иркутска за счет земельного налога ожидается более чем на 50 млн. руб.
К 2010 году большая часть земельных участков под многоквартирными домами будет поставлена на кадастровый учет (сдерживающим фактором является отсутствие проектов детальной планировки округов).
10.5. Основные направления политики Земельного управления Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска
Основными направлениями дальнейшей работы Земельного управления Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска являются:
1) сокращение сроков оформления земельных участков;
2) проведение информационной политики среди населения г.Иркутска о правах и обязанностях участников рынка земли;
3) повышение роста земельных платежей: арендной платы за земельные участки, земельного налога, поступлений от продажи земельных участков;
4) развитие интегрированной муниципальной системы по учету недвижимости (ИМИС);
5) активизация процесса обеспечения правоустанавливающими документами на землю организаций и физических лиц;
6) разработка проектов межеваний территорий по всему городу до 2011 гг. для получения налогооблагаемой базы по земельному налогу с собственников помещений в многоквартирных жилых домах;
7) усиление роли муниципального земельного контроля в области использования земельных участков.
Реализация данных направлений позволит провести целый ряд комплексных мероприятий в сфере регулирования земельных отношений. В то же время, если эти мероприятия будут проведены эффективно и при полноценном финансировании, реализация Концепции позволит обеспечить:
- формирование собственности г.Иркутска на земельные участки;
- увеличение оборота земельных участков;
- оценку экономического потенциала земельных ресурсов в г.Иркутске;
- эффективный экономический механизм пользования земельными участками в г.Иркутске;
- эффективное взаимодействие между органами государственной власти Иркутской области и органами местного самоуправления г.Иркутска в сфере регулирования земельных отношений, а также соблюдение прав и законных интересов Российской Федерации, Иркутской области и г.Иркутска, граждан и организаций;
- увеличение поступлений налоговых и неналоговых платежей от использования земельных участков на территории г.Иркутска в бюджеты всех уровней;
- совершенствование правовых основ регулирования земельных отношений.
11. Заключительные положения
Предлагаемая Концепция разработана в связи с необходимостью приведения состава муниципального имущества г.Иркутска с требованиями законодательства РФ, активизации работы органов местного самоуправления г.Иркутска в направлении эффективного управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами, включая увеличение поступлений доходов в бюджет города Иркутска.#
В Концепции сформулированы основные направления и задачи, которые должны применяться при подготовке конкретных целевых программ, планов мероприятий, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления г.Иркутска на период до 2011 года.
Заместитель мэра - председатель
Комитета по управлению муниципальным
имуществом г.Иркутска |
А.В.Танкичева |
Начальник отдела управления
муниципальным имуществом
и банкротства Комитета по управлению
муниципальным имуществом г.Иркутска |
О.В.Тарасова |
<< Назад |
Приложение >> N 1 |
|
Содержание Постановление мэра города Иркутска от 11 июня 2008 г. N 031-06-1264/8 "Об утверждении Концепции управления муниципальным... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.