Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 10 июня 2008 г. N А33-3555/2007-Ф02-2354/2008
(извлечение)
Некоммерческое партнерство (НП) "Лодочная станция "Гремячий ключ" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Красноярска об обязании выделить земельный участок площадью 6600 кв.м., расположенный по ул. Ломоносова, 85 "Г" в г. Красноярске, под спасательный пост и лодочную станцию.
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное учреждение "Енисейское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31 октября 2007 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2008 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами арбитражных судов, НП "Лодочная станция "Гремячий ключ" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя, выводы арбитражных судов не соответствуют обстоятельствам дела.
НП "Лодочная станция "Гремячий ключ" ссылается на соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Арбитражные суды не учли, что земельный участок находится в периодически затопляемой прибрежной полосе, относится к землям водного фонда и в силу статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации находится в ведении администрации города и Енисейского бассейнового водного управления территориального отдела водных ресурсов по Красноярскому краю, которое не привлечено к участию в деле.
Администрация города Красноярска в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонила, указав на их необоснованность.
Федеральное государственное учреждение "Енисейское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства в отзыве на кассационную жалобу указало на законность и обоснованность судебных актов.
В судебном заседании 9 июня 2008 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 июня 2008 года 12 часов 00 минут.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование об обязании администрации города Красноярска выделить земельный участок площадью 6600 кв.м., расположенный по ул. Ломоносова, 85 "Г" в г.Красноярске, под спасательный пост и лодочную станцию.
В качестве основания иска указаны следующие обстоятельства.
Размещение лодочной станции согласовано с Енисейским бассейновым управлением пути, Енисейским речным пароходством и судоходной инспекцией Енисейского бассейна, Росприроднадзором.
Согласно схеме зонирования территории города Красноярска по видам и параметрам разрешения использования недвижимости территория, занимаемая лодочными гаражами, ничем не занята и относится к природному ландшафту. На схеме предоставленной комитетом по архитектуре и строительству данная территория указана как территория для гаражей для моторных лодок.
Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России по Красноярскому краю подтвердила правомерность создания в вышеуказанном месте лодочной станции.
На спорном земельном участке расположены лодочные гаражи, принадлежащие на праве собственности физическим лицам.
Арбитражные суды отказали в удовлетворении иска, признав недоказанным факт обращения НП "Лодочная станция "Гремячий ключ" в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка; наличие правоустанавливающих документов на лодочную станцию и спасательный пост.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения граждан или юридических лиц, регулируется статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 5, 6, 7, 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Принимая во внимание заявленные исковые требования, арбитражные суды правомерно в предмет судебного исследования включили обстоятельства обращения заинтересованного лица с заявлением о приобретении земельного участка в городе Красноярске в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска; наличие правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, на которые претендует заинтересованное лицо.
Как следует из материалов дела, заявитель в Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска, являющимся органом Администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска, с заявлением о предоставлении земельного участка не обращался.
Правоустанавливающие документы на лодочную станцию и спасательный пост в соответствии с пунктом 1 статьи 17 федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявитель не представил.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для предоставления земельного участка истцу.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 октября 2007 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2008 года по делу N А33-3555/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
...
Правоустанавливающие документы на лодочную станцию и спасательный пост в соответствии с пунктом 1 статьи 17 федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявитель не представил."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 июня 2008 г. N А33-3555/2007-Ф02-2354/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании