Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 7 июля 2008 г. N А69-1524/06-Ф02-3107/2008
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 марта 2007 г. N А19-22615/06-13-Ф02-1541/2007
Государственное унитарное предприятие "Ак-Довуракская ТЭЦ" (ГУП "Ак-Довуракская ТЭЦ") обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с иском к муниципальному производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства г. Ак-Довурака (МПП ЖКХ г. Ак-Довурака) о взыскании 9 271 000 рублей задолженности, возникшей вследствие предоставления населению услуг по отоплению и горячему водоснабжению, на оплату которых законодательством предусмотрены субсидии.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец увеличил сумму исковых требований до 10 394 893 рублей 44 копеек и просил взыскать понесенные расходы, составляющие разницу между фактическим и возмещенным размерами субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникших в 2004 году:
- с МПП ЖКХ г. Ак-Довурака в размере 1 663 000 рублей;
- с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в размере 7 608 000 рублей;
- в солидарном порядке с ответчиков сумму убытков в виде упущенной выгоды в размере 1 123 893 рублей 44 копеек.
Определением арбитражного суда от 21 августа 2006 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление Министерства финансов Республики Тыва.
Решением арбитражного суда от 24 октября 2006 года в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 15 декабря 2006 года решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 марта 2007 года судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении определением арбитражного суда от 16 мая 2007 года в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Тыва.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 27 июня 2007 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Тыва.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 2 октября 2007 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2007 года решение арбитражного суда от 2 октября 2007 года отменено. Суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением арбитражного суда от 27 февраля 2008 года произведена замена ненадлежащего ответчика по делу - Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Тыва на надлежащего - Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации; привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация городского округа "Город Ак-Довурак".
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 2 апреля 2008 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с выводами Третьего арбитражного апелляционного суда, ГУП "Ак-Довуракская ТЭЦ" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебный акт отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда о недоказанности размера расходов истца в связи предоставлением населению услуг по отоплению и горячему водоснабжению, на оплату которых законодательством предусмотрены субсидии, противоречат материалам дела.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своих представителей администрация городского округа "Город Ак-Довурак", МО МПП ЖКХ г. Ак-Довурака в судебное заседание не направили, в связи с чем, дело рассматривается без их участия.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об обоснованности кассационной жалобы и необходимости отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации города Ак-Довурака N 47 от 23.01.2004 "Об упорядочении сбора платежей за теплоэнергию и горячее водоснабжение" на МПП ЖКХ г.Ак-Довурака возложена обязанность при поступлении финансовых средств на субсидии своевременно перечислять причитающуюся сумму за теплоэнергию ГУП "Ак-Довуракская ТЭЦ".
По сведениям МУ МПП ЖКХ г.Ак-Довурака за 2004 год начислена сумма субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе за отопление - 9 366 000 рублей, за горячее водоснабжение - 3 105 000 рублей (сведения о предоставлении гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг за январь-декабрь 2004 года) ( т.1, л.д.7).
Финансовое управление Министерства финансов Республики Тыва по г.Ак-Довурак по запросу истца предоставило информацию о том, что за 2004 год МУ МПП ЖКХ г.Ак-Довурака было перечислено 13 516 000 рублей субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг (справка Финансового управления МФ РФ по Ак-Довураку) (т.1 л.д. 9).
За 2004 год МУ МПП ЖКХ г.Ак-Довурака перечислило ГУП "Ак-Довуракская ТЭЦ" за отопление и горячее водоснабжение 3 200 000 рублей (приложение (т.1, л.д.41) оплата за 2004 год по платежным поручениям NN66, 71, 72, 99 (т.1 л.д. 44-47)).
Ссылаясь на неполное погашение ответчиком задолженности за оказанные услуги при предоставлении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Установив, что истец не доказал размера своих расходов в связи с предоставлением населению услуг по отоплению и горячему водоснабжению, на оплату которых Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрены субсидии, суд отказал в удовлетворении исковых требований.
Кассационная инстанция считает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права и противоречат доказательствам, представленным в материалы дела.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции Федерального закона от 08.07.1999 N 152-ФЗ органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" субсидии гражданам предоставляются на основании федеральных стандартов и региональных стандартов.
В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг", субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.
Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.
Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по федеральному закону, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовой год (статья 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики").
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ увеличение расходов органов самоуправления, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется органами, принявшими решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Органы государственной власти гарантируют компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов (пункт 3 статьи 5 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.1997 N 126-ФЗ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Из материалов дела усматривается, что ГУП "Ак-Довуракская ТЭЦ" в 2004 году в связи с исполнением Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" недополучило в отплату оказанных услуг денежные средства в сумме 9 271 000 рублей.
В результате в указанный период ГУП "Ак-Довуракская ТЭЦ" понесло расходы на сумму 9 271 000 рублей.
Понесенные истцом расходы подтверждаются списками граждан, получившими субсидии, платежными документами, счетами-фактурами, договорами, отчетами по реализации выработанной теплоэнергии, реестрами оплаты населения за теплоэнегргию по месяцам, имеющимися в материалах дела.
Размер невозмещенных расходов подтверждается сведениями о предоставлении гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг за январь-декабрь 2004 года (т.1, л.д.7), справкой Финансового управления Министерства финансов Республики Тыва по г. Ак-Довураку о выделенных субсидиях за 2004 год (т.1, л.д. 9), реестром поступившей субсидии за теплоэнергию для жильцов за 2004 год (т.1, л.д. 8).
В соответствии со статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Поскольку обжалуемое решение и постановление не отвечают указанным требованиям, они на основании пунктов 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва.
При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Республики Тыва необходимо установить, в каком объеме были профинансированы предоставленные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг муниципальному образованию г. Ак-Довурак федеральным и республиканским бюджетами на 2004 год, в каком объеме эти денежные средства были перечислены в адрес МУ МПП ЖКХ г.Ак-Довурака, и им, соответственно, в адрес ГУП "Ак-Довуракская ТЭЦ", определить размер убытков понесенных предприятием, оказавшим услуги по отоплению и горячему водоснабжению, проверив расчеты, имеющиеся в деле.
Принимая во внимание положения Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N23 от 22.06.2006, суду надлежит определить публично-правовое образование, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании расходов и убытков истца.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 2 октября 2007 года Арбитражного суда Республики Тыва, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 2 апреля 2008 года по делу N А69-1524/06 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Из материалов дела усматривается, что ГУП "Ак-Довуракская ТЭЦ" в 2004 году в связи с исполнением Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" недополучило в отплату оказанных услуг денежные средства в сумме 9 271 000 рублей.
...
Принимая во внимание положения Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N23 от 22.06.2006, суду надлежит определить публично-правовое образование, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании расходов и убытков истца."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2008 г. N А69-1524/06-Ф02-3107/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании