Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 8 июля 2008 г. N А33-10542/2007-Ф02-3042/2008
(извлечение)
Индивидуальные предприниматели Злобин Юрий Николаевич и Гаппель Петр Петрович (далее - предприниматели) обратились в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту транспорта администрации города Красноярска, конкурсной комиссии Администрации города Красноярска (далее - Конкурсная комиссия) о признании недействительным решения Конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора перевозчиков на осуществление перевозок пассажиров по регулярным городским маршрутам, выраженного в протоколе от 23 июля 2007 года о результатах конкурса на осуществление перевозки пассажиров по маршруту N 95 "ЛДК-Черемушки".
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Красноярская автотранспортная компания" (далее - ООО "КАТК"), общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортная компания N1" (далее - ООО "АТК N1").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 декабря 2007 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18 апреля 2008 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприниматели обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просят их отменить по мотивам неправильного применения судами статей 447, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушения норм процессуального права, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению заявителей кассационной жалобы, решение Конкурсной комиссии о предоставлении права обслуживания маршрута N 95 ООО "КАТК" не соответствует пункту 6.5 раздела 4 Положения о порядке и условиях проведения конкурсного отбора перевозчиков на осуществление перевозок пассажиров по регулярным городским маршрутам, утвержденного постановлением администрации города Красноярска от 06.10.2006 N828 (далее - Положение).
Заявители указывают, что судом первой инстанции не исследованы обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства на предмет несоответствия документов, представленных претендентами на участие в конкурсе, требованиям, предъявляемым к участникам конкурсного отбора.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент транспорта администрации города Красноярска отклоняет приведенные в ней доводы, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, указывая на то, что предприниматели не подавали заявок на участие в конкурсе, в связи с чем действия, связанные с процедурой проведения конкурса, не влияют на права и обязанности заявителей.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. Конкурсная комиссия, ООО "КАТК", ООО "АТК N1" своих представителей в судебное заседание не направили, Департамент транспорта администрации города Красноярска ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без участия представителей названных лиц.
Представитель предпринимателей в судебном заседании поддержала доводы кассационной жалобы, просила ее удовлетворить.
В судебном заседании был объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 02 июля до 08 июля 2008 года до 10 часов 45 минут. После перерыва представители участвующих в деле лиц в судебном заседании участия не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15.03.2007 в газете "Городские новости" опубликовано объявление о проведении конкурса перевозчиков на осуществление маршрутов по регулярному городскому маршруту N 95 "Верхние Черемушки - ЛДК".
19.04.2007 Конкурсной комиссией составлен протокол N 5 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на осуществление перевозок пассажиров по регулярному маршруту N 95 "Верхние Черемушки - ЛДК", согласно которому принято решение о допуске к конкурсу претендентов ООО "КАТК" и ООО "АТК N1".
23.07.2007 Конкурсной комиссией составлен протокол N 8 подведения итогов конкурса на осуществление перевозок пассажиров по регулярному маршруту N 95 "Верхние Черемушки - ЛДК", в котором указано, что претендент на осуществление перевозок по указанному маршруту является единственным участником конкурса, соответствует требованиям, предъявляемым к перевозчикам по регулярным городским маршрутам, в связи с чем Конкурсной комиссией принято решение о признании конкурса несостоявшимся, о предоставлении права на осуществление перевозок по указанному маршруту признанному участнику конкурса ООО "КАТК" совместно с ООО "АТК N1". Департаменту транспорта администрации города Красноярска рекомендовано заключить договор о взаимных обязательствах с ООО "КАТК" сроком на три года на условиях, предусмотренных заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией.
30.07.2007 указанный протокол утвержден исполняющим обязанности заместителя главы города - начальником Департамента транспорта администрации города Красноярска.
Считая протокол Конкурсной комиссии от 23.07.2007 N 8 не соответствующим требованиям действующего законодательства, в частности пунктам 4.1, 4.3, 5.3, 6.5 Положения, статье 7 Закона Красноярского края "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте Красноярского края" от 22.12.1998 N5-230, и нарушающим права заявителей, предприниматели обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований об оспаривании решения Конкурсной комиссии о подведении итогов конкурса, оформленного протоколом от 23.07.2007 N 8, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушения порядка подведения итогов конкурса, предусмотренного разделом IV Положения, а также прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской деятельности. При этом суд посчитал несостоятельной ссылку заявителей на нарушение ответчиком пунктов 4.1, 4.3, 5.3 Положения, поскольку данные нормы не регламентируют порядок подведения итогов конкурса, оформленных оспариваемым протоколом.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, признал выводы суда обоснованными. При этом пришел к выводу, что вынесение оспариваемого протокола в период осуществления предпринимателями перевозок не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителей, поскольку регулярный маршрут был согласован предпринимателям на определенный период времени - до заключения договора с победителем конкурса, заявки на участие в конкурсе предприниматели не подавали.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно включили в предмет доказывания (судебного исследования) по делу совокупность следующих обстоятельств: соответствие (несоответствие) оспариваемого ненормативного правового акта закону и иным нормативным правовым актам, нарушение им прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проанализировав положения пунктов 4.1, 4.3, 5.3, 6.5 Положения, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Конкурсной комиссии о подведении итогов конкурса, содержащееся в протоколе от 23.07.2007 N 8, не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителей. Данный вывод не противоречит положениям статей 447, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Порядок и условия конкурсного отбора перевозчиков на осуществление перевозок пассажиров урегулированы Положением, которое устанавливает условия и критерии конкурсного отбора перевозчиков, сроки и порядок подачи и рассмотрения заявок, а также процедуру подведения итогов и их оглашение.
В силу пункта 1.6. Положения организатором конкурса является Департамент транспорта администрации города - организатор пассажирских перевозок в городе Красноярске, осуществляющий техническое обеспечение деятельности конкурсной комиссии.
Согласно разделу 2 Положения для проведения конкурса формируется Конкурсная комиссия, которая определяет сроки проведения конкурса, готовит необходимую документацию; знакомит претендентов с конкурсной документацией и порядком проведения конкурса; обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных на конкурс заявок; осуществляет процедуру отбора претендентов; подводит итоги конкурса; обеспечивает оформление и размещение информации о результатах проведения конкурса в СМИ и на сайте администрации города в сети Интернет.
Решения комиссии оформляются протоколами, подписываемыми всеми членами комиссии, присутствующими на заседании.
Согласно пунктам 6.1, 6.4, 6.6 Положения комиссия рассматривает и оценивает заявки, а также определяет победителя конкурса в день, час и месте, указанном в информации о проведении конкурса, но не позднее 40 дней с момента публикации информации о проведении конкурса.
Протокол заседания комиссии о подведении итогов конкурса утверждается организатором конкурса. В протоколе указываются сведения о месте, дате и времени проведения конкурса, oб участниках конкурса, наименовании маршрута, составе конкурсной комиссии, результатах голосования и победителе.
В соответствии с пунктом 6.5 Положения в случае, если претендент является единственным участником конкурса и соответствует требованиям, предъявляемым к перевозчикам по регулярным городским маршрутам, он получает право на осуществление перевозок пассажиров по данному маршруту.
Учитывая соблюдение Конкурсной комиссией положений вышеуказанных норм при подведении итогов конкурса, суд пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемого протокола требованиям действующего законодательства.
Судом первой и апелляционной инстанции обоснованно отклонен довод заявителей о несоответствии оспариваемого решения о передаче маршрута единственному участнику конкурса пункту 6.5 Положения, поскольку ООО "АТК N1" отозвало заявление об участии в конкурсе до его принятия. Оспариваемое решение принято по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсном отборе претендентов, ранее проверенных на соответствие установленным требованиям и допущенных к участию в конкурсе.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о наличии факта нарушения оспариваемым актом их прав и законных интересов, возлагается на заявителей.
Суды правомерно исходили из того, что право на осуществление перевозок пассажиров на городских маршрутах не является законным правом предпринимателей, а зависит от участия в конкурсном отборе перевозчиков.
Как установлено судами, заявки на участие в конкурсе предприниматели не подавали, в оспариваемом протоколе их права и законные интересы не затрагиваются. Данные обстоятельства предпринимателями не оспариваются.
Принимая во внимание, что заявителями не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регулярный городской маршрут, право на осуществление перевозок по которому предоставлено в соответствии с оспариваемым протоколом ООО "КАТК", согласован предпринимателям на определенный период времени, заявки на участие в конкурсе предприниматели не подавали, а также учитывая, что нарушения порядка подведения итогов конкурса, урегулированного разделом IV и пунктом 6.5 Положения, не установлено, суды пришли к правильному выводу о соответствии оспариваемого протокола подведения итогов конкурса требованиям, установленным действующим законодательством, в том числе Положением о порядке и условиях проведения конкурсного отбора перевозчиков на осуществление перевозок пассажиров по регулярным городским маршрутам, и об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителей.
Доводы заявителей относительно несоответствия пакета документов, приложенных к заявке на участие в конкурсе ООО "КАТК", судом апелляционной инстанции исследованы и в судебном акте им дана надлежащая правовая оценка.
Настоящее дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предмет доказывания определен судами в соответствии с требованиями части 4 статьи 200 названного Кодекса,
Выводы судов сделаны с учетом сформулированного заявителями требования и в пределах предмета заявленного требования - оспаривания протокола N 8 от 23.07.2007 подведения итогов конкурса на осуществление перевозок пассажиров по регулярному маршруту N 95 "Верхние Черемушки - ЛДК" как ненормативного правового акта, при полном и всестороннем исследовании обстоятельств, относящихся к данному материально-правовому требованию.
Настоящее дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предмет доказывания определен судами в соответствии с требованиями части 4 статьи 200 названного Кодекса, неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, как не влияющие на законность принятых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 25 декабря 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 18 апреля 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-10542/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой и апелляционной инстанции обоснованно отклонен довод заявителей о несоответствии оспариваемого решения о передаче маршрута единственному участнику конкурса пункту 6.5 Положения, поскольку ООО "АТК N1" отозвало заявление об участии в конкурсе до его принятия. Оспариваемое решение принято по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсном отборе претендентов, ранее проверенных на соответствие установленным требованиям и допущенных к участию в конкурсе.
...
Принимая во внимание, что заявителями не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регулярный городской маршрут, право на осуществление перевозок по которому предоставлено в соответствии с оспариваемым протоколом ООО "КАТК", согласован предпринимателям на определенный период времени, заявки на участие в конкурсе предприниматели не подавали, а также учитывая, что нарушения порядка подведения итогов конкурса, урегулированного разделом IV и пунктом 6.5 Положения, не установлено, суды пришли к правильному выводу о соответствии оспариваемого протокола подведения итогов конкурса требованиям, установленным действующим законодательством, в том числе Положением о порядке и условиях проведения конкурсного отбора перевозчиков на осуществление перевозок пассажиров по регулярным городским маршрутам, и об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителей."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 июля 2008 г. N А33-10542/2007-Ф02-3042/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании