Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 9 июля 2008 г. N А19-18554/07-Ф02-3097/2008
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Нечера-К" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Иркутской области в лице Департамента Финансов Иркутской области с иском о возмещению расходов, понесенных в результате предоставления льгот гражданам, имеющим право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в рамках Федерального закона "О ветеранах" по оплате за жилье и коммунальные услуги за 2004 год размере 387 834 руб. 36 коп.
Правовым обоснованием указаны статья 10 Федерального закона "О ветеранах", статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Финансовое управление администрации г.Бодайбо и района, Управление социальной защиты населения мэрии г.Бодайбо и района, Департамент социальной защиты населения Иркутской области
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 7 февраля 2008 года исковые требования удовлетворены частично: с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Нечера-К" взыскано 387834 руб. 36 коп., в удовлетворении требований к Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 февраля 2008 года отменить.
По мнению заявителя жалобы, суд неверно истолковал закон, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Заявитель считает, что отсутствие в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2004 год" финансирования расходов по реализации Федерального закона "О ветеранах" является основанием для неисполнения данного закона из средств федерального бюджета.
Присутствующий в судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации поддержал доводы жалобы.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков, причиненных неполным возмещением расходов по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг по Федеральному закону "О ветеранах".
В обоснование права требования истцом были представлены: договор о передаче средств на возмещение затрат по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг N 4/В от 01.01.04, акт сверки взаиморасчетов между ООО "Нечера-К" и Управлением социальной защиты населения г. Бодайбо, МУП "Служба заказчика" от 15.01.2005, сводные ведомости, счета-фактуры, реестры льготников с расшифровкой.
Как видно из материалов дела, истец в 2004 году предоставлял гражданам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах".
Неполное возмещение расходов по предоставлению льгот явилось основанием обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах", в редакции, действовавшей в спорный период, расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот по оплате жилья в домах независимо от вида жилищного фонда и оплате коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В пункте 2 названной нормы предусмотрено, что порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение. Таким образом, источником финансирования льгот по закону является федеральный бюджет.
Порядок возмещения субъектам Российской Федерации расходов на реализацию льгот ветеранам Правительством Российской Федерации не определен.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Поскольку истцом подтвержден размер понесенных расходов при предоставлении льгот по Федеральному закону "О ветеранах" за 2004 год, арбитражный суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 апреля 2008 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 апреля 2008 года по делу N А19-18554/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Поскольку истцом подтвержден размер понесенных расходов при предоставлении льгот по Федеральному закону "О ветеранах" за 2004 год, арбитражный суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 июля 2008 г. N А19-18554/07-Ф02-3097/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании