Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 4 августа 2008 г. N А33-799/2008-Ф02-3653/2008
(извлечение)
Администрация закрытого административно - территориального образования город Железногорск (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренной статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Железногорску (далее - налоговая инспекция) о признании незаконными действий, заключающихся в привлечении к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения на основании решений от 12.10.2007 NN 11/07, 12/07, 13/07, 14/07 и признании решений от 12.10.2007 NN 11/07, 12/07, 13/07 14/07 недействительными с момента их вынесения.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 марта 2008 года заявленные администрацией требования удовлетворены частично. Оспариваемые решения налоговой инспекции признаны недействительными в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 875 рублей в каждом из решений, результате снижения размера налоговых санкций. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы,поскольку сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, органы опеки и попечительства представляют в налоговую инспекцию в отношении каждого физического лица, над которыми установлена опека и попечительство, то данные органы привлекаются к ответственности, предусмотренной статьей 129.1 Налогового кодекса Российской федерации по каждому выявленному случаю непредставления (несвоевременного представления) в налоговую инспекцию обязательных сведений.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, но своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, постановлениями главы администрации N 1458 от 14.10.2004 установлена опека над недееспособным Ливановым М.А., N 1578 от 01.11.2004 установлена опека над недееспособным Приходько З.Н., N 1606 от 04.11.2004 установлена опека над недееспособным Лушня М.И., N 2086 от 22.12.2004 установлена опека над недееспособным Сперанским А.М.
Администрацией в адрес налоговой инспекции 14.08.2007 сопроводительным письмом N 01-19/1545 направлены копии постановлений об установлении опеки над недееспособными Ливановым М.А., Приходько З.Н., Лушня М.И., Сперанским А.М.
Налоговой инспекцией составлены акты от 06.09.2007 N 11, 12, 13, 14 "Об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123)".
В соответствии с указанными актами администрация в нарушение пунктов 5, 10 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации несвоевременно и не в полном объеме представила в налоговую инспекцию требуемые сведения.
По факту допущенного администрацией налогового правонарушения налоговой инспекцией 12.10.2007 приняты решения NN 11/06, 12/06, 13/06, 14/06 о привлечении администрации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 1000 рублей по каждому решению, в общей сумме штрафных санкций 4000 рублей.
Администрация, не согласившись с принятыми решениями налоговой инспекции, обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании их недействительными.
Арбитражный суд, частично удовлетворяя требования администрации, исходил из того, что действия налоговой инспекции по привлечению администрации к налоговой ответственности, предусмотренной, пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации являются законными и обоснованными, но с учетом смягчающих обстоятельств, предусмотренных статьями 112,114 Налогового кодекса Российской Федерации штрафные санкции уменьшил до 125 рублей по каждому решению. Кроме того, арбитражный суд пришел к выводу о том, что ответственность по статье 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации наступает за сам факт несвоевременного направления сведений вне зависимости от их количества, при этом штрафные санкции назначаются за выявленное правонарушение в целом в пределах установленной санкции, в связи с чем размер штрафа не зависит от количества фактов установления опеки, сведения о которых были представлены несвоевременно и не может превышать 1000 рублей.
В соответствии со статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с данным Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в статье 126 названного Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
Согласно пункту 5 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы опеки и попечительства, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
В статье 34 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
На основании пунктов 1 и 3 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с названным Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 данного Кодекса, влечет согласно пункту 1 статьи 129.1 Кодекса взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
Факт нарушения администрацией срока представления сведения налоговой инспекции об установлении опеки и попечительства над недееспособными нашел подтверждение в судебном заседании, соответствует материалам дела и не оспаривается администрацией. Следовательно, решения налоговой инспекции о привлечении администрации к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации обоснованно и правомерно.
Согласно статье 108 Налогового кодекса Российской Федерации привлечение к ответственности производится только по основаниям и в порядке, установленном налоговым законодательством.
Анализ статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что ответственность по данной норме наступает за сам факт несвоевременного направления сведений вне зависимости от их количества, сведения о которых не были своевременно представлены в налоговую инспекцию. При этом несвоевременное сообщение сведений об установлении опеки и попечительства над недееспособным как каждого акта отдельного состава налогового правонарушения не образует и самостоятельной квалификации не требует. Следовательно, штрафные санкции назначаются за выявленное правонарушение в целом в пределах санкции настоящей статьи. Поэтому штраф за каждый факт несвоевременного направления сведений об установлении опеки и попечительства над недееспособными отдельно не назначается.
По рассматриваемому делу основанием для привлечения к ответственности является несвоевременное сообщение в налоговую инспекцию сведений о 4 фактах об установлении опеки и попечительства. Указанные неправомерные действия и будут образовывать состав одного налогового правонарушения. Следовательно, учитывая вышесказанное, штрафные санкции следует назначать за выявленное правонарушение в целом, а не за каждый факт непредставления сведений. Назначать штраф за каждый факт установления опеки и попечительства, сведения о котором направлены в налоговую инспекцию несвоевременно, при этом не требуется.
Таким образом, можно сделать вывод, что налоговые санкции по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации назначаются за выявленное правонарушение в целом, и при этом не имеет значения, в отношении какого количества актов гражданского состояния сведения о регистрации предоставлялись несвоевременно.
Следовательно, размер штрафа по статье 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации также не зависит от количества сведений об установлении опеки и попечительства, которые были представлены несвоевременно или вообще не были представлены, и не может превышать размер, установленный санкцией данной нормы закона.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта принятого по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 28 марта 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-799/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ ответственность наступает за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ.
По мнению налогового органа, поскольку сведения, предусмотренные п. 5 ст. 85 НК РФ, органы опеки и попечительства представляют в ИФНС в отношении каждого физического лица, над которыми установлена опека и попечительство, то данные органы привлекаются к ответственности по каждому выявленному случаю непредставления в ИФНС обязательных сведений.
По мнению суда, позиция налогового органа не основана на нормах налогового законодательства.
Анализ ст. 129.1 НК РФ позволяет сделать вывод, что ответственность по данной норме наступает за сам факт несвоевременного направления сведений вне зависимости от их количества.
При этом, по мнению суда, несвоевременное сообщение сведений об установлении опеки и попечительства над недееспособным как каждого акта отдельного состава налогового правонарушения не образует и самостоятельной квалификации не требует.
Таким образом, суд пришел к выводу, что штрафные санкции назначаются за выявленное правонарушение в целом в пределах санкции ст. 129.1 НК РФ.
Штраф за каждый факт несвоевременного направления сведений об установлении опеки и попечительства над недееспособными, по мнению суда, отдельно не назначается.
В связи с указанным, суд кассационной инстанции поддержал позицию органов опеки и попечительства, решение суда по делу оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 августа 2008 г. N А33-799/2008-Ф02-3653/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании