Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 22 августа 2008 г. N А74-3083/2007-Ф02-3969/2008
(извлечение)
Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение (МЛУП) "Саяногорская городская больница N1" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (далее - Территориальный фонд медицинского страхования) Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд медицинского страхования), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов РФ) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании убытков в сумме 137 281 рубль 54 копейки (128 230 рублей 43 копейки - основной долг, 9 051 рублей 11 копеек - проценты).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 7 апреля 2008 года исковые требования удовлетворены частично. С Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу МЛУП "Саяногорская городская больница N 1" взыскано 128 230 рублей 43 копейки.
В удовлетворении исковых требований в части взыскания процентов отказано. В удовлетворении иска к Федеральному фонду медицинского страхования, Территориальному фонду медицинского страхования отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство финансов РФ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 7 апреля 2008 года отменить, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, финансирование расходов по финансовому обеспечению государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 году осуществлено в полном объеме, с превышением необходимых затрат.
Заявитель полагает, что Российская Федерация исполнила свои обязательства по финансированию указанных расходов и не может нести ответственность за убытки, понесенные истцом.
Заявитель указал на то, что документов, подтверждающих использование денежных средств, выделенных Федеральному фонду медицинского страхования не по целевому назначению, не представлено. В этой связи вывод суда о том, что финансирование на указанные расходы не предусмотрено, является необоснованным.
Министерство финансов РФ, по мнению заявителя, не является главным распорядителем средств федерального бюджета, выделяемых на указанные цели.
Территориальный фонд медицинского страхования, в отзыве на кассационную жалобу указал на законность и обоснованность принятого по делу решения.
В отзыве на кассационную жалобу МЛУП "Саяногорская городская больница N 1" отклонило доводы, изложенные в ней, указав на законность обжалуемого решения.
Федеральный фонд медицинского страхования, Территориальный фонд медицинского страхования, Министерство финансов РФ о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв с 20 августа 2008 года до 10 часов 00 минут 22 августа 2008 года, о чем сделано публичное сообщение.
После перерыва представители лиц, участвующих в деле, участия в судебном заседании не принимал.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Республики Хакасия фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 18.01.2006 и 29.01.2007 между МЛУП "Саяногорская городская больница N 1" и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Хакасия заключены договоры N 4 и N29 соответственно о выполнении указанным учреждением здравоохранения, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи с целью реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461 (далее - Программа).
Суд установил, что в течение 2006 года МЛУП "Саяногорская городская больница N 1" в соответствии с условиями договора предоставляло дополнительную медицинскую помощь в соответствии с указанной Программой.
13.08.2007 главному врачу МЛУП "Саяногорская городская больница N 1" направлено представление прокурора г. Саяногорска, из которого следует, что в ходе прокурорской проверки выявлена задолженность данного учреждения перед его работниками за 2006, 2007 годы по выплате командировочных расходов и расходов на повышение квалификации.
17.10.2007 МЛУП "Саяногорская городская больница N 1" в адрес Территориального фонда медицинского страхования направлена претензия о выплате 208 373 рублей 01 копейки - задолженности по договорам от 18.01.2006 N 4, от 29.01.2007 N 29.
Истец, обращаясь с настоящим иском, указал на то, что Российская Федерация приняла федеральные законы о бюджете Федерального фонда медицинского страхования на 2006, 2007 годы без учета расходов на дополнительные денежные выплаты, гарантии медицинским работникам, предусмотренные статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Республики Хакасия, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из доказанности факта неисполнения Российской Федерацией обязательства по оплате в 2006 году медицинским работникам средней заработной платы в качестве дополнительной выплаты за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, наличия и размера убытков, причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) ответчика и убытками истца.
Отказывая в удовлетворении иска в части взыскания процентов, суд исходил из недоказанности истцом наличия и размера убытков , заявленных им в виде процентов.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
В соответствии с разделом IV Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, на территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета предоставляется дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей (семейной) практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" (далее - Закон N 171-ФЗ) предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.
Частью 3 данной нормы Закона N 171-ФЗ в составе бюджета Фонда утвержден фонд компенсаций на реализацию полномочия по финансовому обеспечению государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи. Средства из фонда компенсаций предоставляются в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования.
Согласно части 4 статьи 9 Закона N 171-ФЗ средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в части 1 настоящей статьи. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10,0 тыс. рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5,0 тыс. рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, установленные настоящей статьей денежные выплаты выплачиваются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Объем средств, передаваемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, включает средства на указанные денежные выплаты и коэффициенты, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В силу части 4 статьи 9 Закона N 171-ФЗ территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют целевое финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, на основании договоров на выполнение государственного задания, заключаемых с учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 утверждены Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее - Правила).
В пункте 6 Правил определены условия, при которых территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляют средства, поступившие в качестве субвенций учреждениям здравоохранения для выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 году установлен Законом N171-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851, которыми определены не только категории медицинских работников, получающих дополнительные выплаты, размер выплат, но и их назначение. Указанными нормативными актами не предусмотрено финансирование дополнительных расходов медицинских учреждений в связи с увеличением среднего заработка медицинских работников.
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2006 N2131-РХ денежные выплаты врачам и медсестрам первичного звена, осуществляемые в рамках национального проекта в сфере здравоохранения, являются надбавками стимулирующего характера, т.е. частью заработной платы и выплачиваются за дополнительный объем работы, их следует учитывать при оплате больничных листков, а также при исчислении средней заработной платы для всех случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (отпуска, командировки, повышение квалификации и т.д.) в порядке, установленном законодательством.
В связи с тем, что в составе субвенций, перечисляемых Федеральным фондом медицинского страхования в 2006 году, не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 ТК РФ, у истца возникли убытки.
В то же время частью 4 статьи 10 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания, выполняемого в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, осуществляется с учетом предоставления соответствующим медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Предъявленные к взысканию истцом расходы представляют собой дополнительные расходы лечебного учреждения, связанные с увеличением среднего заработка работников и возникшие в рамках трудовых отношений при выполнении дополнительных обязанностей. Медицинским работникам, выполнявшим в 2006 году государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, лечебным учреждением начислена средняя заработная плата за период их нахождения в отпуске, командировке, курсах повышения квалификации, в период временной нетрудоспособности, но не вылечена в полном объеме из-за отсутствия источника финансирования указанных затрат. Денежные средства, передаваемые Территориальным фондами медицинского страхования в указанный период в виде субвенций, не включали в себя расходы на оплату отпусков, командировок и иных периодов, в течение которых за работниками сохраняется средняя заработная плата.
Поскольку законодателем не определен источник финансирования дополнительных расходов медицинских учреждений, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания дополнительной медицинской помощи, и субвенции на данные цели Федеральному фонду обязательного медицинского страхования из бюджета Российской Федерации в указанный период не перечислялись, Арбитражный суд Республики Хакасия обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в отношении Федерального фонду обязательного медицинского страхования и Территориального фонду обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, взыскав убытки на основании статей 15 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Правильность расчета, произведенного истцом, подтверждена материалами дела, справкой Территориального фонда медицинского страхования о проверке расчетов, предъявленных истцом к возмещению расходов на выплату отпускных врачам терапевтам, педиатрам участковым и медицинским сестрам указанных врачей за период с 01.01.2006 по 31.12.2006.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Хакасия обоснованно взыскал в пользу МЛУП "Саяногорская городская больница N 1" за счет казны Российской Федерации 128 230 рублей 43 копеек убытков.
Доводы заявителя кассационной жалобы не нашли своего подтверждения исходя из предмета заявленных требований и подлежащих применению норм материального и процессуального права.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемое по делу решение принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 7 апреля 2008 года по делу N А74-3083/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с тем, что в составе субвенций, перечисляемых Федеральным фондом медицинского страхования в 2006 году, не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 ТК РФ, у истца возникли убытки.
В то же время частью 4 статьи 10 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания, выполняемого в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, осуществляется с учетом предоставления соответствующим медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
...
Поскольку законодателем не определен источник финансирования дополнительных расходов медицинских учреждений, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания дополнительной медицинской помощи, и субвенции на данные цели Федеральному фонду обязательного медицинского страхования из бюджета Российской Федерации в указанный период не перечислялись, Арбитражный суд Республики Хакасия обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в отношении Федерального фонду обязательного медицинского страхования и Территориального фонду обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, взыскав убытки на основании статей 15 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 августа 2008 г. N А74-3083/2007-Ф02-3969/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании