Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 20 августа 2008 г. N А33-361/2008-03АП-1271/2008-Ф02-3904/2008
(извлечение)
Открытое акционерное общество "БАНК УРАЛСИБ" в лице филиала открытого акционерного общества "УРАЛСИБ" (далее - банк, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 24.12.2007 N 12-4в Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска (далее - налоговая инспекция).
Решением от 26 марта 2008 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 6 июня 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с нарушением судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, решение налоговой инспекции является основанным на действующем законодательстве, поскольку в силу статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.01.2007, на банках лежит обязанность предоставлять по требованию налоговой инспекции сведения, касающиеся налогоплательщика, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля. В связи с неисполнением банком указанной обязанности, как полагает налоговая инспекция, банк правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции банк указывает на несостоятельность ее доводов и просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, в связи с проведением мероприятий налогового контроля и поступившим поручением от 25.10.2007 от инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска, банку направлено требование от 01.11.2007 N 12-07/337 о предоставлении в порядке, предусмотренном статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, документов по взаимоотношениям с Жулай Ларисой Петровной: документы за 2004-2007 годы, подтверждающие операции с ценными бумагами, касающиеся деятельности Жулай Ларисы Петровны (копии векселей по всем сделкам в 2004-2007 годы с Жулай Л.П., копии актов приема-передачи векселей по сделкам, осуществленным в 2004-2007 годах с физическим лицом Жулай Л.П., копии других имеющихся документов, связанных с получением дохода за 2004-2007 годы Жулай Л.П., информацию о первом векселедержателе: наименование, ИНН/КПП, ф.и.о., полный юридический и фактический адрес и т.д., по векселям, приобретенным в 2004-2007 годы филиалом ОАО "УРАЛСИБ" в г. Красноярске у физического лица Жулай Л.П.), в рамках выездной налоговой проверки.
22.11.2007 от банка в налоговую инспекцию поступил отказ от предоставления запрашиваемых документов в связи с тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам только справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций; обязанности по предоставлению документов, предусмотренные статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, на банки не распространяются.
Расценив данный факт в качестве налогового правонарушения, налоговая инспекция 24.12.2007 приняла решение N 12-4в о привлечении банка к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, совершенное повторно в течение календарного года, в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с решением налоговой инспекцией, банк обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного ненормативного акта.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что банк не является субъектом ответственности, предусмотренной статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает указанный вывод судебных инстанций правильным.
Согласно пункту 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Выдачу банком справок, содержащих иную информацию, статья 86 названного Кодекса не предусматривает.
Статья 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации расположена в главе 14 названного Кодекса "Налоговый контроль", также как и статья 86 названного Кодекса. Следовательно, законодатель определенно указывает в статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации о том, какую именно информацию банки, как специальные субъекты, обязаны предоставить по запросам налоговым органам.
Следовательно, довод кассационной жалобы, заявленный ранее при рассмотрении дела в суде первой инстанции и арбитражном апелляционном суде, о том, что в силу статьи 93.1. Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе истребовать у банков как юридических лиц иную информацию, кроме указанной в статье 86 Кодекса, несостоятелен.
Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей основные понятии, используемые для целей настоящего Кодекса, к лицам отнесены организации и (или) физические лица. При этом к понятию организации банки не отнесены, а дано понятие банку, как самостоятельному субъекту налоговых правоотношений.
Ответственность организаций и физических лиц, выступающих в качестве налогоплательщиков и налоговых агентов, за совершение налоговых правонарушений установлена главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации, а совершаемые банками нарушения налогового законодательства содержатся в главе 18 Налогового кодекса Российской Федерации.
Глава 18 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая виды нарушений банками своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и их ответственность за совершение таких правонарушений, является специальной. На основании оценки названных норм налогового законодательства суды пришли к обоснованному выводу, что банки (в случае, если они не являются налогоплательщиками и налоговыми агентами) могут быть привлечены к ответственности только по соответствующим статьям главы 18 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данный вывод подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06.12.2001 N 257-О.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В нарушение указанных норм права налоговой инспекцией не представлены доказательства законности и обоснованности привлечения банка к ответственности.
Таким образом, судами обоснованно удовлетворены заявленные требования, поскольку привлечение банка к налоговой ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации является неправомерным, следовательно, оспариваемое решение налоговой инспекции от 24.12.2007 N 12-4в не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации.
Доводы, положенные в основу кассационной жалобы, являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
В кассационной жалобе не приведено иных доводов в пользу отмены обжалуемых судебных актов по делу.
При таких обстоятельствах судебные акты, принятые на основании всестороннего и полного исследования представленных в материалы дела доказательств и при правильном применении норм материального и процессуального права, изменению или отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 26 марта 2008 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 6 июня 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-361/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поводом для обращения банка в суд послужил факт привлечения его к налоговой ответственности за непредставление по запросу налогового органа сведений о налогоплательщике-клиенте (о проводимых им операциях, документах по сделкам и иных аналогичных сведений).
Федеральный арбитражный суд округа указал на неправомерность наложения налогового штрафа на банк и дал следующие разъяснения.
В соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (предпринимателей). Как пояснил окружной суд, выдачу банком справок, содержащих иную информацию, указанная статья НК РФ не предусматривает. Законодатель определенно указал в данной статье НК РФ о том, какую именно информацию банки, как специальные субъекты, обязаны предоставить по запросам налоговым органам. Глава 18 НК РФ, устанавливающая виды нарушений банками своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и их ответственность за совершение таких правонарушений, является специальной. Таким образом, банки (в случае, если они не выступают в качестве налогоплательщиков и налоговых агентов) могут быть привлечены к ответственности только по соответствующим статьям главы 18 НК РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 августа 2008 г. N А33-361/2008-03АП-1271/2008-Ф02-3904/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании