Приказом Минприроды России от 14 января 2010 г. N 2 настоящее Положение признано утратившим силу
Приказом Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48 наименование настоящего Положения изложено в новой редакции
Положение
о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Югыд ва"
(утв. МПР РФ 22 мая 2001 г.)
17 марта 2005 г., 27 февраля, 26 марта 2009 г.
I. Общие положения
Приказом Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48 в пункт 1 настоящего Положения внесены изменения
1. Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Югыд ва" (далее - национальный парк, парк) является природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением, территория которого включает в себя природные комплексы и объекты Северного и Приполярного Урала, имеющие особую экологическую, эстетическую и рекреационную ценность, и которая предназначена для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма и отдыха.
Одновременно территория парка является объектом Всемирного природного наследия.
Приказом Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48 в пункт 2 настоящего Положения внесены изменения
2. В своей деятельности национальный парк руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России), нормативными правовыми актами Республики Коми, а также настоящим Положением.
3. Национальный парк создан постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 377 "О создании в Республике Коми национального парка "Югыд ва" Федеральной службы лесного хозяйства России". В пользование национальному парку передано 1891701 га земель лесного фонда из состава Печорского и Вуктыльского лесхозов. Описание границ национального парка приведено в приложениях (Приложения N 1, 2, 3, 4).
4. Территория национального парка относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Земельные участки в границах национального парка, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
5. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальному парку по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.
6. Вокруг национального парка постановлением Совета Министров Коми ССР от 28.09.90 N 200 "Об организации государственного природного национального парка в Коми ССР" создана охранная зона. Режим охранной зоны устанавливается положением об охранной зоне, утверждаемым органом исполнительной власти Республики Коми.
II. Задачи национального парка
7. На национальный парк возлагаются следующие основные задачи:
- сохранение целостности природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
- сохранение историко-культурных объектов;
- выполнение задач, связанных с сохранением статуса национального парка в качестве объекта Всемирного природного наследия;
- экологическое просвещение населения;
- создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
- осуществление экологического мониторинга;
- разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
- развитие научно-технического, информационного и культурного сотрудничества с особо охраняемыми природными территориями и природоохранными организациями Российской Федерации и зарубежных стран;
- контроль за соблюдением требований настоящего Положения и установленного режима природопользования на территории национального парка и его охранной зоны.
Приказом Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48 в раздел III настоящего Положения внесены изменения
III. Управление национальным парком и его структура
8. Национальный парк в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2056-р находится в ведении Минприроды России.
9. Национальный парк возглавляется директором, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
10. Директор осуществляет непосредственное управление деятельностью национального парка.
11. Директор национального парка:
а) без доверенности действует от имени национального парка и представляет его во всех органах государственной власти и управления, организациях, а также за рубежом;
б) руководит деятельностью национального парка, обеспечивает выполнение возложенных на национальный парк задач и несет персональную ответственность за результаты деятельности национального парка;
в) по согласованию с Минприроды России утверждает структуру и штатное расписание национального парка; утверждает должностные инструкции работников;
г) заключает договоры во всех областях деятельности национального парка;
д) распоряжается имуществом и средствами национального парка в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением;
е) открывает счета в органах федерального казначейства и учреждениях Банка России и других кредитных организациях;
ж) принимает на работу и увольняет работников, а также заключает трудовые договоры (контракты) на выполнение отдельных видов работ;
з) налагает в установленном порядке дисциплинарные взыскания на работников национального парка и применяет меры материального и морального поощрения;
и) издает приказы, инструкции, распоряжения, обязательные для выполнения всеми работниками национального парка; утверждает правила внутреннего трудового распорядка национального парка;
к) устанавливает размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся у национального парка средств;
л) выдает доверенности на совершение юридических действий от имени национального парка.
12. Должностные оклады, тарифные ставки и другие условия оплаты труда работников национального парка устанавливаются в размерах и порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации для учреждений бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета.
13. Основными производственно-территориальными структурными подразделениями национального парка являются: Вуктыльский центральный орган управления парком, Печорский и Интинский филиалы с соответствующими лесничествами.
IV. Режим особой охраны территории национального парка
14. В соответствии с законодательством Российской Федерации, на всей территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
- разведка и разработка полезных ископаемых;
- деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
- деятельность, влекущая за собой нарушения почвенного покрова и геологических обнажений;
- предоставление дачных и садоводческих участков;
- строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национального парка;
- рубки главного пользования и проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, сбор биологических, геологических, археологических коллекций (без специального разрешения администрации национального парка), деятельность, влекущая за собой нарушения условий обитания объектов растительного и животного мира, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
- уничтожение, повреждение природных объектов, памятников природы, истории и культуры, зданий и сооружений, малых архитектурных форм, плакатов, аншлагов, указателей, квартальных столбов, троп;
- движение и стоянка механизированных транспортных средств, в том числе катеров, маломерных судов, не связанных с функционированием национального парка, прогон домашних животных вне путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест и территорий, сплав леса по водотокам;
- самовольная пастьба оленей;
- нагонка, натаска, свободный выгул собак;
- посещение территории без разрешительных документов дирекции национального парка;
- посадка на территории парка и пролет на малых высотах летательных объектов без письменного разрешения дирекции национального парка;
- организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест и участков;
- вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.
15. С дирекцией национального парка согласовываются проекты развития населенных пунктов и хозяйствующих субъектов, размещенных в районе расположения национального парка и его охранной зоны.
16. Дифференцированный режим охраны и использования территории национального парка реализован путем выделения на его территории следующих шести функциональных зон.
16.1. Заповедная зона выделена на территории бывших природных заказников республиканского значения, образованных соответствующими постановлениями Совета Министров Республики Коми: Водэ-Шор, Малдынский, Харота-Ягинейский, Сабля и Нарт-Сюю.
В пределах заповедной зоны запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории. Главная задача зоны - сохранение контрольных эталонов природных сообществ в динамике их естественного развития.
В заповедную зону включены природные участки, слабо измененные деятельностью человека, наиболее пригодные для саморазвития.
В границах зоны разрешено проведение экологического мониторинга, научные исследования (без нарушения природных комплексов), мероприятия по охране лесов от пожаров и лесозащитные мероприятия.
16.2. Особо охраняемая зона обеспечивает условия сохранения природных комплексов и объектов при строго регулируемом рекреационном и хозяйственном использовании.
Особо охраняемая зона включает наиболее ценные в экологическом и познавательном отношении природные территории, на которых невозможно или нецелесообразно установить заповедный режим. Зона также служит буфером для участков заповедной зоны.
Населению, проживающему в районах размещения национального парка, для собственных нужд разрешается бесплатное любительское рыболовство (кроме ценных видов рыб), сбор грибов, ягод, сенокошение (при содержании домашнего скота).
В особо охраняемой зоне разрешено проведение экологического мониторинга, научных исследований, мероприятий по биотехнии, охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней.
16.3. Рекреационная зона предназначена для организации туризма и отдыха в природных условиях.
Рекреационная зона ориентирована на прием туристов и на отдых выходного дня. Национальный парк в целях повышения рекреационной емкости зоны может проводить мероприятия по ее благоустройству.
Лесоводственные мероприятия осуществляемые в зоне направлены на сохранение и восстановление коренных лесных сообществ, на повышение биологической устойчивости и эстетической ценности насаждений (разрешены ландшафтные рубки, выборочные санитарные рубки, уборка захламленности).
Работы по биотехнии, охране и защите леса ориентированы на компенсацию неблагоприятных антропогенных воздействий на объекты животного мира и лесную среду в условиях интенсивной рекреации.
Научные исследования связаны с уникальными лесными экосистемами, объектами растительного и животного мира, геологическими объектами и памятниками природы.
Посетителям зоны разрешен бесплатный сбор грибов, ягод, орехов.
Любительские и спортивные охота и рыболовство (кроме ценных видов рыб - семги, хариуса и др.) допускаются при наличии разрешения администрации национального парка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Сельскому населению для собственных нужд бесплатно разрешается: сбор грибов, ягод, орехов, любительское рыболовство (кроме ценных видов рыб), сенокошение.
16.4. Зона познавательного туризма предназначена для сохранения и демонстрации посетителям исторически сложившихся природных ландшафтов парка и для организации экологического просвещения.
В зоне проводятся трассировка и обустройство различных по протяженности, сложности и способам передвижения туристских маршрутов и экологических троп, устройство видовых площадок и мест отдыха. Ночлег и остановка на маршрутах разрешаются только в специально благоустроенных местах - в зоне обслуживания посетителей (хижинах и туристских приютах).
Туристские маршруты в зоне прокладываются в основном по руслам рек, являющихся основными путями передвижения по национальному парку. Маршруты предназначены для показа туристам наиболее живописной горной части парка, отнесенной, в основном, к особо охраняемой зоне.
В зоне познавательного туризма разрешается бесплатный сбор грибов, ягод.
Любительские и спортивные охота и рыболовство (кроме ценных видов рыб - семги, хариуса и др.) допускаются при наличии разрешения администрации национального парка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Сельскому населению для собственных нужд бесплатно разрешается: сбор грибов, ягод, орехов, любительское рыболовство (кроме ценных видов рыб), сенокошение.
Национальным парком, при необходимости, проводятся в зоне: пользование объектами животного мира; лесоводственные мероприятия, направленные на восстановление коренных лесных сообществ и поддержание санитарного состояния насаждений вдоль туристских маршрутов (рубки ухода за лесом, санитарные рубки по состоянию, уборка захламленности); мероприятия по охране и защите леса; биотехнические мероприятия; мониторинговые и научные исследования.
16.5. Зона обслуживания посетителей организована:
а) в рекреационно-хозяйственных центрах:
- "Кожимский", вблизи пос. Кожим-рудник на р. Кожым;
- "Печорский", за пределами территории национального парка, вблизи г. Печора;
- "Вуктыльский", главный рекреационный центр за пределами территории национального парка в г. Вуктыл;
б) в 3 км зоне вокруг туристских приютов на туристских маршрутах, вокруг контрольно-охранных пунктов (Первый пункт располагается вблизи места пересечения газопроводом верховья реки Щугер; второй - в 3 км от устья реки Малый Паток; третий - на реке Вангеръю. Количество и порядок функционирования дополнительных пунктов определяется национальным парком) и вокруг рекреационно-хозяйственного подцентра на реке Косью (на территории парка).
Зона предназначена для приема, комфортного отдыха посетителей национального парка и обеспечения их необходимой информацией. В зоне обслуживания посетителей предусматривается строительство стационарных объектов туристского сервиса (туристические гостиницы, мотели, приюты, хижины), музейных и вольерных экспозиций, необходимых объектов культурно-бытового, информационного обслуживания и связи, а также объектов административно-хозяйственной инфраструктуры национального парка. Оборудуются подъездные пути, информационные площадки, автостоянки, подходы к воде, пляжи и другие элементы благоустройства.
На участках лесного фонда проводятся ландшафтные и выборочные санитарные рубки, уборка захламленности, защитно-декоративные посадки.
16.6. Зона хозяйственного назначения выделена в устьях рек Щугер и Подчерем, вблизи двух населенных пунктов - соответственно Усть-Щугор и Подчерье.
Зона предназначена для обеспечения нужд населения ближайших населенных пунктов Усть-Щугор и Подчерье.
В зоне хозяйственного назначения разрешается: сбор грибов, ягод, любительское и спортивное рыболовство в порядке, установленном администрацией национального парка (кроме ценных видов рыб), сенокошение при содержании домашнего скота, заготовка дров из сухостойной, фаутной и ветровальной древесины.
Национальный парк осуществляет благоустройство территории, мониторинг природных комплексов и объектов, научные исследования, мероприятия по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней, биотехнические мероприятия.
17. Распределение кварталов по лесничествам и функциональным зонам парка приведено в приложении (Приложение N 5).
18. Лимиты посещения отдельных участков территории национального парка в рекреационных целях определяются администрацией национального парка в соответствии с научно-обоснованными нормами рекреационной нагрузки.
19. Границы национального парка, его функциональных зон и охранной зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками.
20. Внутри национального парка выделены внутрипарковые урочища, территория которых относится к землям Печорского и Вуктыльского лесхозов (Приложение N 4).
21. Автодороги в районе размещения внутрипарковых урочищ Печорского и Вуктыльского лесхозов, с придорожными полосами (1/2 ширины дорожного полотна с обеих сторон), используются разными пользователями в хозяйственных и рекреационных целях по договорам, заключаемым с администрацией национального парка.
V. Организация охраны национального парка
22. Охрана природных комплексов и объектов и контроль за соблюдением режима национального парка обеспечивается специальной государственной инспекцией по охране территории национального парка, работники которой входят в штат национального парка.
23. Директор национального парка является главным государственным инспектором, а заместители директора - заместителями главного государственного инспектора по охране территории национального парка.
24. В состав специальной государственной инспекции национального парка входят:
директор национального парка, являющийся главным государственным инспектором по охране территории национального парка;
главный лесничий, заместители директора, являющиеся заместителями главного государственного инспектора по охране территории национального парка;
главные специалисты, руководители подразделений, ведающие вопросами организации рационального природопользования, охраны природных и историко-культурных комплексов и их заместители, лесничие, помощники лесничих, являющиеся по должности старшими государственными инспекторами по охране территории национального парка;
мастера леса, охотоведы, являющиеся по должности участковыми государственными инспекторами по охране территории национального парка;
специалисты административно-управленческого персонала, ведающие вопросами природопользования, охраны природных и историко-культурных комплексов, являющиеся по должности государственными инспекторами по охране территории национального парка.
25. К охране территории национального парка могут привлекаться общественные инспектора.
26. В вопросах обеспечения охраны территории администрация национального парка и ее службы взаимодействуют со специально уполномоченными государственными органами охраны памятников истории и культуры, охраны водных ресурсов, охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, и иными специально уполномоченными органами охраны окружающей природной среды, с правоохранительными органами. Рейды указанных органов на территории национального парка проводятся совместно с представителями государственной инспекции по охране территории национального парка.
VI. Права государственных инспекторов по охране территории национального парка
27. Работники национального парка, являющиеся государственными инспекторами по охране его территории, в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
- требовать от граждан и должностных лиц объяснения по поводу нарушения ими режима национального парка и природоохранительного законодательства;
- проверять у лиц, находящихся на территории национального парка, разрешения на право нахождения, проезда на данной территории;
- проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на территории национального парка и его охранной зоны;
- задерживать на территории национального парка и его охранной зоны лиц, нарушающих законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
- составлять протоколы в пределах своей компетенции о выявленных административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры;
- направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима национального парка, к административной ответственности:
- изымать у нарушителей законодательства об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
- производить на территории национального парка и его охранной зоны остановку и досмотр транспортных средств, досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц;
- беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территории национального парка и его охранной зоны, для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
- приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны национального парка и его охранной зоны.
28. Главным государственным инспекторам и их заместителям по охране территории национального парка предоставляется также право:
- запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму национального парка и его охранной зоны;
- налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
- предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу национального парка средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам национального парка и охранной зоны в результате нарушений установленного режима;
- в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.
29. Государственные инспектора по охране территории национального парка пользуются также всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
30. Государственные инспектора по охране территории национального парка при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.
Государственным инспекторам по охране территории национального парка при осуществлении возложенных на них задач разрешено ношение служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей. Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.
31. Государственные инспектора по охране территории национального парка обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты. Им выдаются бесплатное форменное обмундирование и нагрудный знак установленного образца.
32. Государственные инспектора по охране территории национального парка подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VII. Ответственность за нарушение режима национального парка
33. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории национального парка или его охранной зоны влечет за собой наложение в административном порядке штрафа на граждан в размере от одного до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц - от трех до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования или без таковой.
34. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима национального парка.
35. Вред, причиненный природным объектам и комплексам на территории национального парка подлежит возмещению в соответствии с утвержденными таксами в установленном порядке и методиками исчисления ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление.
VIII. Научно-исследовательская и просветительская деятельность в национальном парке
36. Научно-исследовательская деятельность в национальном парке направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных комплексов и объектов историко-культурного наследия в условиях рекреационного и хозяйственного использования территории, изучение и оценку комплекса природных ресурсов территории и методов рационального природопользования, оценку и прогноз экологической обстановки.
Приказом Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48 в пункт 37 настоящего Положения внесены изменения
37. Научно-исследовательская деятельность в национальном парке проводится:
- штатными сотрудниками научного отдела национального парка по планам научно-исследовательских работ, утвержденным Научно-техническим советом национального парка;
- российскими и зарубежными научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями на основании договоров, заключенных с национальным парком по общим с ним программам, согласованным с Минприроды России.
38. Специалисты научного отдела национального парка должны привлекаться к участию в государственной экологической экспертизе проектов строительства, реконструкции и расширения хозяйственных объектов в пределах территории национального парка.
Приказом МПР РФ от 17 марта 2005 г. N 66 в пункт 39 настоящего Положения внесены изменения
39. В национальном парке вопросы научной, природоохранной, рекреационной и просветительской деятельности рассматриваются Научно-техническим советом, избранным из числа специалистов в области охраны и рационального использования природных и историко-культурных ресурсов, как сотрудников национального парка, так и представителей других государственных и общественных учреждений и организаций.
Состав Научно-технического совета национального парка и положение о нем утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
40. Планы лесохозяйственных, биотехнических, регуляционных, реставрационных и просветительских работ на территории национального парка в обязательном порядке рассматриваются на заседаниях Научно-технического совета.
41. Эколого-просветительская деятельность в национальном парке направлена на обеспечение посетителей познавательной информацией и научно-популярными знаниями о природных экосистемах и объектах природного и историко-культурного наследия на его территории.
42. Просветительская деятельность национального парка включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиций, в том числе под открытым небом, создание и обустройство учебных экологических троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, детских и юношеских экологических центров, прохождение учебной и производственной практики студентов высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национального парка в средствах массовой информации и иные методы социально-экологического и историко-культурного воспитания и образования.
IX. Хозяйственная деятельность и организация обслуживания посетителей национального парка
43. Хозяйственная деятельность национального парка направлена на обеспечение надлежащей охраны природных комплексов и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.
Национальный парк осуществляет хозяйственную деятельность, не противоречащую его задачам и установленному режиму.
Национальный парк осуществляет строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию и содержание производственных баз, гаражей, жилого фонда, контор, служебных помещений, коммуникаций и другой необходимой инфраструктуры собственными силами или с привлечением подрядчиков.
44. Организация обслуживания посетителей и деятельность по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка включает строительство и эксплуатацию гостиниц, мотелей, кемпингов, турбаз, туристских приютов, баз отдыха, предприятий общественного питания, пунктов проката, связи и других объектов туристского сервиса, оборудование и эксплуатацию туристских и экскурсионных маршрутов, сопровождение туристов, создание условий для отдыха граждан, их культурного, информационного и бытового обслуживания и производится заинтересованными юридическими лицами (в том числе совместными и иностранными) независимо от их организационно-правовой формы, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
45. Земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории национального парка, намечаемые для использования в целях регулируемого туризма и отдыха, по результатам конкурса или аукциона могут предоставляться в пользование на основании договора аренды, заключаемого с администрацией национального парка. Администрация национального парка выдает, приостанавливает действие и аннулирует лицензии на осуществление конкретных видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка.
46. Порядок предоставления и аннулирования лицензий, предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений определен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 916 "Об утверждении положения о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков" и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. "Об утверждении положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха".
47. В национальном парке требуют обязательного лицензирования следующие виды деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха:
обустройство и обслуживание (использование) туристических маршрутов, объектов рекреационного, научного и экологического туризма, видовых площадок, экологических троп, игровых городков и аттракционов, спортивных площадок, баз отдыха, лодочных станций, пляжей, пунктов питания, кемпингов, стоянок автотранспорта;
перевозка людей на различных транспортных средствах (включая летательные аппараты и гужевой транспорт) кроме перевозок, относящихся к транспорту общего пользования;
изготовление сувениров, художественных изделий, фото-, кино-, видеопродукции, связанных с историко-культурным и природным наследием национального парка;
прокат спортивного инвентаря и средств передвижения, осуществляемый как самостоятельный вид деятельности;
оборудование мест рыбной ловли, организация спортивных и любительских охот и рыболовства;
оказание услуг по мелкому ремонту автотранспорта;
организация и обслуживание музейных и вольерных экспозиций, в том числе под открытым небом, выставок, различных коллекций, в том числе животных и растений;
деятельность по оказанию информационных услуг;
экскурсионная деятельность, подготовка экскурсоводов.
Условия осуществления конкретных видов деятельности определяются на основании проектных материалов в соответствии с функциональным зонированием территории национального парка. При этом главными условиями являются:
- сохранность природных комплексов и объектов;
- целостность ландшафта и сохранение экологической, эстетической, научной, культурной и рекреационной ценности территории;
- безопасность посетителей;
- возможность ограничения рекреационных нагрузок по требованию дирекции национального парка;
- согласование режимов посещения и правил поведения на объектах с дирекцией национального парка.
Дирекция национального парка вправе ограничивать число видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка, исходя из реального состояния природных комплексов и объектов.
48. В случае отсутствия юридических лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, национальный парк может самостоятельно осуществлять эти работы за счет бюджетных и собственных средств, при этом доходы от эксплуатации этих объектов учитываются в сметах расходов.
Приказом Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48 в пункт 49 настоящего Положения внесены изменения
49. При наличии лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка их владельцам могут быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты, здания и сооружения для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на условиях, определенных в соответствующих договорах. Указанные договоры подлежат регистрации в Минприроды России, а также государственной регистрации в установленном порядке.
Приказом Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48 в пункт 50 настоящего Положения внесены изменения
50. Владелец лицензии представляет на утверждение администрации национального парка и Минприроды России проектную документацию на все виды работ, осуществляемые им в соответствии с лицензией и договором аренды.
51. Охотпользование на территории национального парка осуществляется национальным парком самостоятельно или путем предоставления территорий (акваторий) в аренду другим пользователям по согласованию с администрацией Республики Коми и при условии проведения ими охотоустройства и необходимых биотехнических мероприятий.
Пользование объектами животного мира с изъятием их из среды обитания осуществляется по лицензиям, выдаваемым Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Коми по согласованию с администрацией национального парка.
Добывание (отстрел, отлов) животных в научно-исследовательских целях (осуществляется по плану научно-исследовательских работ национального парка по разрешениям, выдаваемым Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Коми.
Регулирование численности отдельных видов животных осуществляется национальным парком самостоятельно или с привлечением сторонних специалистов по разрешениям, выдаваемым Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Коми.
52. Национальный парк самостоятельно устанавливает цены и тарифы на производимые им товары и услуги в соответствии с действующим законодательством.
X. Правовой статус национального парка
Приказом Минприроды России от 26 марта 2009 г. N 72 в пункт 53 настоящего Положения внесены изменения
53. Национальный парк является юридическим лицом, не имеющим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть является некоммерческой организацией, и создан в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета государственного учреждения. Национальный парк может финансироваться также за счет поступлений из бюджета Республики Коми, внебюджетных и иных не запрещенных законодательством источников. Национальный парк имеет самостоятельный баланс, счета в органах федерального казначейства, в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и иных кредитных организациях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим наименованием.
Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Югыд ва" осуществляет следующие виды приносящей доход деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему Положению:
1) реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках эколого-просветительской, рекреационной, научно-исследовательской, рекламно-издательской и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с настоящим Положением;
2) реализация продукции подсобного сельскохозяйственного производства;
3) реализация продукции питомников и ферм (в том числе по разведению диких животных и дикорастущих растений);
4) реализация полиграфической продукции рекламного, информационного и научного характера, включая полиграфические (в том числе компьютерный набор и макетирование) и копировально-множительные работы;
5) реализация видео- и фотопродукции;
6) реализация продукции с символикой национального парка и сувенирной продукции;
7) реализация семян и посадочного материала;
8) реализация древесины, полученной при проведении мероприятий по уходу за лесами, и продукции деревообработки;
9) реализация (через территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом) безвозмездно изъятых или конфискованных в установленном порядке орудий и продукции незаконного природопользования;
10) проведение экскурсий для посетителей на территории национального парка, его охранной зоны, иных особо охраняемых природных территориях, а также в музеях, музейных экспозициях, дендрариях, питомниках, вольерных комплексах и информационных центрах национального парка;
11) услуги по организации и проведению детских экологических лагерей;
12) услуги по организации и проведению студенческих и школьных экологических практик, в том числе для иностранных студентов;
13) услуги, связанные с проведением профессиональных фото- и видеосъемок;
14) услуги, связанные с организацией любительского и спортивного рыболовства;
15) услуги, связанные с организацией и проведением любительской и спортивной охоты;
16) услуги, связанные с размещением, проживанием, питанием и отдыхом посетителей;
17) рекреационные услуги (посещение обустроенных экскурсионных и туристических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха, пикниковых точек);
18) прокат транспортных средств (в том числе водных), лошадей, спортивного, рыболовного и туристического оборудования и снаряжения для посетителей;
19) предоставление мест стоянок автомобильного и водного транспорта для посетителей национального парка;
20) предоставление справочных материалов и иной информации и документации по вопросам сферы деятельности национального парка;
21) транспортные услуги для посетителей;
22) выполнение на договорных началах научно-исследовательских работ (включая дендрологическое обследование) и природоохранных мероприятий (по сохранению и восстановлению природных комплексов и объектов);
23) проведение профессиональных консультаций в вопросах сохранения и изучения природных комплексов и объектов, выполнение проектных работ, экспертных работ и оценок, в том числе в сфере охраны окружающей среды, включая оценку воздействия на окружающую среду;
24) выполнение работ по мониторингу природных комплексов и объектов;
25) выдача разрешений на использование изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территории национального парка, а также его названия и символики при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления.
54. Полное наименование юридического лица: Государственное учреждение "Национальный парк "Югыд ва". Краткое наименование: национальный парк "Югыд ва".
Местонахождение национального парка: 169716, г. Вуктыл, ул. Комсомольская, д. 5.
Приказом Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48 в пункт 55 настоящего Положения внесены изменения
55. Национальный парк осуществляет оперативный бухгалтерский учет и статистический учет результатов своей деятельности и представляет отчетность в Минприроды России и другие организации в установленном законодательством порядке.
56. Собственными средствами национального парка, которыми он распоряжается самостоятельно, являются средства, полученные:
от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на него задачам;
в качестве арендной платы за предоставление земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений в аренду для целей, связанных с обеспечением регулируемого туризма и отдыха.
в качестве средств, поступивших в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территории в границах национального парка, а также при нарушении физическими и юридическими лицами режима использования территории охранной зоны;
в качестве средств, полученных за оказание платных услуг, а также за пользование рекреационными объектами на территории национального парка;
в качестве средств, получаемых от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;
в качестве средств, получаемых в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.
57. Штрафы за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц национального парка, поступают в самостоятельное распоряжение национального парка и учитываются на отдельном балансе.
58. Национальный парк, а также собственники, владельцы и пользователи земельных участков в границах национального парка, имеющие ограничения в их использовании в связи с соблюдением установленного режима охраны, пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
59. Национальный парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций (союзов) и иных некоммерческих организаций, способствующих развитию национального парка.
60. Национальный парк вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и др.), утвержденную в порядке, установленным законодательством Российской Федерации. Национальный парк обладает исключительным правом использовать собственную символику в рекламных и иных целях, а также выдавать разрешения на использование его символики юридическим и физическим лицам.
61. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием символики и названия национального парка, изображения и копий природных и историко-культурных объектов, расположенных на территории национального парка, ценностей из музейных фондов национального парка, осуществляется с разрешения администрации национального парка в установленном порядке.
62. Территория национального парка учитывается при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
С национальным парком согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка и его охранной зоны.
XI. Имущество национального парка
63. Национальный парк, как особо охраняемая природная территория федерального значения, является федеральной собственностью.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка, предоставляются ему в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами. Изъятие земель и других природных ресурсов национального парка запрещается.
Имущество национального парка, в том числе здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости, закреплено за ним на праве оперативного управления.
Национальный парк владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных гражданским и иным законодательством.
64. Имуществом национального парка является:
имущество, закрепленное за национальным парком специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации;
имущество, приобретенное за счет бюджетных средств;
имущество, приобретенное за счет доходов, получаемых национальным парком в результате разрешенной хозяйственной деятельности.
65. Имущественные отношения, возникающие между национальным парком и участниками гражданского оборота, регулируются гражданским законодательством.
XII. Гарантии интересов местного населения
66. Национальный парк всей своей деятельностью способствует сохранению и приумножению природных богатств Северного и Приполярного Урала, возрождению культурных традиций, улучшению экологических и социально-экономических условий жизни местного населения, формированию социальной инфраструктуры.
67. По мере создания новых рабочих мест, национальный парк обеспечивает первоочередное право трудоустройства местных жителей, а по мере формирования материальной и технической базы национального парка - предоставление местному населению услуг на льготных условиях: отпуск и доставка дров, строительного леса, транспортное обслуживание, материальная и техническая помощь народным умельцам, фермерам, многодетным, престарелым и малоимущим.
68. Парк обеспечивает соблюдение жизненно важных интересов местных жителей и вопросах охраны и рационального использования природных ресурсов в границах национального парка.
XIII. Порядок реорганизации и ликвидации национального парка
69. Реорганизация и ликвидация национального парка, как государственного учреждения, проводится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
XIV. Контроль за деятельностью национального парка
70. Контроль за деятельностью национального парка осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и иными специально уполномоченными на то государственными органами в пределах их компетенции.
Руководитель |
А.М. Амирханов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Югыд ва" (утв. МПР РФ 22 мая 2001 г.)
Текст положения официально опубликован не был
Приказом Минприроды России от 14 января 2010 г. N 2 настоящее Положение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минприроды России от 26 марта 2009 г. N 72
Приказ Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48
Приказ МПР РФ от 17 марта 2005 г. N 66