Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 Программы.
Характеристика проблемы,
на решение которой направлена целевая программа
Острота проблемы по защите населения и территории города Иркутска от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловлена неблагоприятными изменениями в состоянии окружающей природной среды и функционированием на территории города опасных производственных объектов.
В условиях сохранения угроз чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера одной из важнейших задач, при обеспечении безопасности городского округа, становится повышение безопасности населения и защищенности опасных объектов от этих угроз.
Суть проблемы состоит в том, чтобы, обеспечив снижение количества чрезвычайных ситуаций и повысив уровень безопасности населения и защищенности опасных объектов от угроз природного и техногенного характера, создать в городе благоприятные условия для его социально-экономического развития.
В среднесрочной перспективе кризисы и чрезвычайные ситуации остаются одними из важнейших вызовов стабильному экономическому росту. По различным оценкам, ежегодный экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории города составляет от 3 до 10 млн.руб. Ежегодные невосполнимые людские потери в результате чрезвычайных ситуаций достигают 50-100 человек.
Источниками событий чрезвычайного характера являются опасные природные явления, природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, пожары, а также крупные техногенные аварии и катастрофы.
Опасные природные явления, представляющие собой потенциальный источник угроз и рисков жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включают в себя опасные геологические процессы (землетрясения), опасные гидрометеорологические явления (шквалистые ветры, очень сильные осадки, сильные метели и пыльные бури, град, интенсивные гололедно-изморозевые отложения, сильная жара, сильный мороз, засуха атмосферная и почвенная, наводнения, связанные с половодьем и дождевыми паводками), опасные процессы биогенного характера (пожары в природных системах, эпидемии, вызванные природно-очаговыми заболеваниями, в том числе связанные с переносом возбудителей мигрирующими животными и птицами).
Проблема подтопления г.Иркутска является наиболее актуальной, поскольку явилась следствием нарушения водного баланса, которое произошло по следующим причинам:
- за счет преобразования фильтрационного поля в областях питания, стока и разгрузки грунтового потока, в отложениях поймы р. Ангары и низкого комплекса террас долины р.Ангары;
- за счет техногенных источников (утечки из водонесущих систем массовой, промышленной и многоэтажной застройки всех районов города). Возникают риски ЧС, сопутствующие подтоплению: снижение несущей способности грунтов в основаниях сооружений (аварии зданий в микрорайонах Первомайском, Университетском, Топкинском), повышение сейсмического риска в пределах городской территории, усиление процесса электрокоррозии металла, ухудшение экологической обстановки. Кроме того, характерны опасные подтопления паводковыми водами р.Иркут, которые могут возникнуть в июле - августе при повышенных осадках и таянии снежного покрова в горах Восточных Саян. Подтопление происходит при повышении уровня воды в р.Иркут свыше 4,80 м. (критическая отметка). Площадь подтопления застроенной части в пойме реки Иркут может составлять до 8 кв. км. с населением 9,6 тыс. человек. В эту зону попадают городские жилые массивы: Мельниково, Горького, Кирова. Угроза паводков существует ежегодно. При подъеме воды в р.Иркут к уровню критической отметки, в городе вводится режим повышенной готовности и осуществляется круглосуточное дежурство сил и средств Иркутского звена ТП РСЧС для обеспечения аварийно-спасательных работ. В связи с этим необходимо предусмотреть в бюджете г.Иркутска создание резерва финансовых средств для оплаты затрат предприятиям, участвующим в ликвидации угрозы ЧС.
Значительную угрозу для населения и объектов экономики города представляет сейсмическая опасность. Согласно прогнозам органов, уполномоченных на решение задач в области ГО ЧС на территории Иркутской области, при катастрофическом землетрясении на территории города силой от 8 до 9 баллов разрушения полной и сильной степени могут получить 65 объектов экономики, 30 школ, 52 детских дошкольных учреждения, 32 лечебно-профилактических учреждения, 807 административно-хозяйственных зданий, 15 баз и складов различного назначения, 6 247 жилых домов. Площадь разрушения жилищного фонда может превысить более 500 тыс. кв. м., без крова может остаться до 400 тыс. человек. Под завалами разрушенных зданий и сооружений может оказаться до 140 тыс. человек. Для оказания помощи пострадавшему населению, с учетом их большого количества, необходимо приступить к созданию медицинского резерва.
Статистика пожаров в г.Иркутске позволяет констатировать, что за пять месяцев 2007 г. произошло 482 пожара, с материальным ущербом 41505 тысяч рублей. На пожарах погибло 23 человека, травмировано 20 человек, в том числе 2 ребенка. В сравнении с аналогичным периодом 2006 г., количество пожаров уменьшилось на 114 случаев (-19%). Если взять аналогичный период 2006 г., в сравнении с 2005 г., был очевиден прирост пожаров на 12,5%. Администрации г.Иркутска необходимо приложить максимум усилий по закреплению положительной тенденции в снижении пожаров.
Одна из серьезнейших проблем - это пожары на городских торфяниках. В случае их возгорания для города существует реальная экологическая угроза, ежедневно на их тушение привлекается большое количество сил и средств от пожарных частей г.Иркутска и предприятий города. Не всегда выход дыма на поверхность может показывать очаг горения. Очаги горения, по результатам тепловизионной съемки проводимой в мае 2007 года на торфяном пожаре в районе Плишкино, находились на значительном расстоянии от выхода дыма на поверхность почвы. После точного определения очагов возгорания, торфяники были потушены в течение одного дня. Для определения такого рода пожаров необходима тепловизионная камера, позволяющая бесконтактно измерять распределение температуры на поверхности, находящейся в ее поле зрения. Приобретение тепловизора позволит снизить расходы на ликвидацию торфяных пожаров. Кроме этого, с помощью тепловизора можно осуществлять поиск очагов горения в пустотных перекрытиях многоэтажных зданий старой постройки.
В целях снижения количества пожаров в жилом секторе необходимо провести комплекс противопожарных мероприятий по сносу ветхих и утративших свое назначение дровяников и кладовок, провести ремонт электропроводки и печного отопления в домах у социально незащищенных слоев населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде. Выполнение разворотных площадок, восстановление и строительство пожарных водоемов и гидрантов необходимо для оперативного развертывания подразделений противопожарной службы, снижения людских и экономических потерь при пожарах.
Природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности и представляющие собой потенциальный источник угроз жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включают в себя риски разрушения природной среды в результате продолжения деятельности существующих объектов промышленного и иного назначения, технических аварий и иных причин, выходящих за рамки регламента технической деятельности хозяйственных и иных объектов, чья деятельность в штатном режиме не несет экологических и иных угроз.
В городе Иркутске на 01.01.2007 г. насчитывается 3160 стационарных источников выброса загрязняющих веществ. Ежегодно от этих источников в атмосферу города поступает 125 загрязняющих веществ, в том числе основные продукты сгорания топлива (окись углерода, двуокись азота, сернистый ангидрид, зола угольная, зола мазутная), составляющих 94 % от валового количества, выбрасываемого всеми стационарными источниками г.Иркутска в год.
В настоящее время в городе функционируют 14 химически опасных объектов, 54 пожаро- и взрывоопасных объектов, одно гидротехническое сооружение. По территории города проходит Восточно-Сибирская железная дорога, ее общая протяженность в черте городской застройки составляет 15 км. Большая часть этих объектов представляет не только экономическую и социальную значимость для города, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов, при авариях на этих объектах, проживают свыше 100 тыс. жителей города.
Социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Разработка научно-исследовательскими институтами паспорта безопасности муниципального образования, планов защиты и ликвидации разлива нефтепродуктов, а также обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ) населения и органов управления Иркутским звеном ТП РСЧС позволит свести к минимуму людские потери при авариях на опасных объектах.
Задачи по совершенствованию гражданской обороны не мене актуальны на сегодняшний день. Согласно законодательству, органы местного самоуправления должны содержать в готовности объекты гражданской обороны (защитные сооружения, систему оповещения). Поддержание в готовности защитных сооружений ГО, находящихся в муниципальной собственности, их обслуживание и ремонт необходимо осуществлять для обеспечения укрытия населения в особый период или при ЧС.
По результатам инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны, проведенной в 2006 г., выявлено:
1. Готовы к приему укрываемых - 14,5% защитных сооружений.
2. Ограниченно готовы - 20%.
3. Не готовы к приему укрываемых - 65,5%, из них:
- не соответствуют нормам проектирования - 9% защитных сооружений.
- затоплены грунтовыми водами - 18%;
- разрушение строительных конструкций - 1,5%;
- по другим причинам - 71,5%.
Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, пожары, а также техногенные аварии являются основными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан и социально-экономического развития города.
С учетом уровня угроз для безопасного развития города эффективное противодействие возникновению чрезвычайных ситуаций не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов местного самоуправления. Характер проблемы требует долговременной стратегии и организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов органов местного самоуправления, организаций города и институтов общества.
В этой связи поиск путей по защите населения и территории города Иркутска от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приводит к необходимости разработки и реализации муниципальной целевой программы для решения данных проблем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.