Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 21 ноября 2007 г. N 36/21/5-СЗ в Приложение настоящего Постановления внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.
Приложение
к Постановлению Законодательного собрания
Иркутской области
от 4 октября 2006 г. N 24/41-ЗС
Областная государственная целевая программа
"Социальное развитие села Иркутской области до 2010 года"
21 ноября 2007 г.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 21 ноября 2007 г. N 36/21/5-СЗ действие настоящей Программы распространено на территорию Усть-Ордынского Бурятского округа
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 22 декабря 2006 г. N 100-ОЗ на сумму 15 478 тыс. рублей
Паспорт
областной государственной целевой программы
"Социальное развитие села Иркутской области до 2010 года"
/-----------------------------------------------------------------------------------------\
|Наименование |Областная государственная целевая программа "Социальное развитие |
|программы |села Иркутской области до 2010 года" (далее - программа) |
|---------------------+-------------------------------------------------------------------|
|Наименование, дата и |Распоряжение Губернатора Иркутской области от 27 января 2006 года|
|номер нормативного |N 24-р "О разработке проекта областной государственной целевой |
|акта о разработке |программы "Социальное развитие села Иркутской области до 2010 года"|
|программы | |
|---------------------+-------------------------------------------------------------------|
|Наименование, дата и | |
|номер нормативного | |
|акта об утверждении | |
|программы | |
|---------------------+-------------------------------------------------------------------|
|Государственный |Администрация Иркутской области |
|заказчик программы | |
|---------------------+-------------------------------------------------------------------|
|Координатор программы|Департамент агропромышленного комплекса Иркутской области |
|---------------------+-------------------------------------------------------------------|
|Основные разработчики|Департамент агропромышленного комплекса Иркутской области. |
|программы |Департамент образования Иркутской области |
| |Департамент здравоохранения Иркутской области. |
| |Департамент социальной защиты населения Иркутской области. |
| |Департамент культуры и архивов Иркутской области. |
| |Департамент градостроительной деятельности и дорожного хозяйства |
| |Иркутской области. |
| |Департамент жилищной политики, коммунальной инфраструктуры, |
| |транспорта и связи Иркутской области |
|---------------------+-------------------------------------------------------------------|
|Основная цель |Создание условий для перехода к устойчивому |
|программы |социально-экономическому развитию сельских муниципальных |
| |образований |
|---------------------+-------------------------------------------------------------------|
|Основные задачи |Развитие социальной сферы села. |
|программы |Создание условий для сокращения миграции сельского населения в |
| |города. |
| |Создание системы обеспечения доступным жильем в сельской местности.|
| |Привлечение и закрепление в сельской местности молодых семей и |
| |молодых специалистов |
|---------------------+-------------------------------------------------------------------|
|Сроки реализации |2006 - 2010 годы |
|Программы | |
|---------------------+-------------------------------------------------------------------|
|Перечень основных |Мероприятия программы распределены по следующим направлениям: |
|мероприятий |- улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан и |
| |обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов; |
| |- развитие системы образования в сельской местности; |
| |- повышение качества и доступности первичной медико-санитарной |
| |помощи населению в сельской местности; |
| |- развитие учреждений социального обслуживания и социальных услуг в|
| |сельской местности; |
| |- развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности; |
| |-развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности |
|---------------------+-------------------------------------------------------------------|
|Ответственные |Департамент образования Иркутской |
|исполнители основных |области. |
|мероприятий |Департамент здравоохранения Иркутской области. |
| |Департамент социальной защиты населения Иркутской области. |
| |Департамент культуры и архивов Иркутской области. |
| |Департамент имущественных отношений Иркутской области. |
| |Департамент жилищной политики, коммунальной инфраструктуры, |
| |транспорта и связи Иркутской области. |
| |Департамент градостроительной деятельности и дорожного хозяйства |
| |Иркутской области. |
| |Органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской |
| |области (далее - органы местного самоуправления) |
| |Агентство пофизической культуре и спорту Иркутской области |
|---------------------+-------------------------------------------------------------------|
|Объемы финансирования|Общая сумма планируемых расходов на реализацию программы - 4122,672|
|(с указанием сроков и|млн руб., в том числе: |
|источников) |средства областного бюджета - 3701,156 млн руб; |
| |внебюджетные средства - 421,516 млн руб. |
| | |
| |/----------------------------------------------------------------\ |
| || Срок исполнения | Областной бюджет | Внебюджетные источники | |
| ||--------------------+------------------+------------------------| |
| || 2006 г. |15,0 | 3,1 | |
| ||--------------------+------------------+------------------------| |
| || 2007 г. |258,363 | 64,40 | |
| ||--------------------+------------------+------------------------| |
| || 2008 г. |635,697 | 111,75 | |
| ||--------------------+------------------+------------------------| |
| || 2009 г. |1411,154 | 112,80 | |
| ||--------------------+------------------+------------------------| |
| || 2010 г. |1380,942 | 129,465 | |
| ||--------------------+------------------+------------------------| |
| || Итого: |3701,156 | 421,516 | |
| |\----------------------------------------------------------------/ |
| | |
| |Объемы финансирования программы ежегодно уточняются при |
| |формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год |
| |исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимых для|
| |реализации программы. |
| |При реализации программы в установленном порядке могут быть |
| |использованы: |
| |- средства, переданные из федерального бюджета; |
| |- иные внебюджетные средства, в том числе средства граждан и |
| |сельскохозяйственных организаций, предусмотренные на |
| |соответствующие цели. |
| |Объемы финансирования программы за счет средств федерального |
| |бюджета ежегодно уточняются с учетом доведенных лимитов бюджетных |
| |обязательств на соответствующий финансовый год |
|---------------------+-------------------------------------------------------------------|
|Ожидаемые конечные |Реализация программы позволит: |
|результаты реализации|1) улучшить жилищные условия граждан, проживающих или изъявивших |
|программы |желание проживать в сельской местности; |
| |2) создать условия для закрепления молодых специалистов в |
| |организациях агропромышленного комплекса и социальной сфере села, а|
| |также уменьшить миграцию молодежи из сельской местности, создать |
| |условия для улучшения демографической ситуации; |
| |3) увеличить количество ученических мест в благоустроенных |
| |образовательных учреждениях в сельской местности на 766 мест, |
| |повысить качество образования учащихся общеобразовательных |
| |учреждений в сельской местности; |
| |4) укрепить материально-техническую базу медицинских организаций в |
| |сельской местности, повысить обеспеченность указанных организаций |
| |профессиональными медицинскими кадрами; |
| |5) улучшить условия оказания первичной медико-санитарной помощи в |
| |медицинских организациях, расположенных в сельской местности, |
| |повысить ее качество и доступность для населения сельской |
| |местности; |
| |6) увеличить количество мест в стационарных учреждениях социального|
| |обслуживания на 35 проживающих, улучшить качество обслуживания |
| |населения в сельской местности и создать дополнительно 11 рабочих |
| |мест; |
| |7) увеличить возможность оказания психологической реабилитации и |
| |адаптации детям, укрепить систему мер профилактики, безнадзорности |
| |и беспризорности; |
| |8) расширить культурно-досуговую деятельность в сельской местности,|
| |создать 25 рабочих мест в сельских учреждениях культуры; |
| |9) осуществить телефонизацию 27 населенных пунктов сельской |
| |местности и ввести 4 010 телефонных номеров |
|---------------------+-------------------------------------------------------------------|
|Система организации и|Контроль за исполнением программы осуществляется уполномоченными |
|контроля за |органами государственной власти Иркутской области в пределах их |
|исполнением программы|компетенции в установленном порядке |
\-----------------------------------------------------------------------------------------/
I. Проблемы
и обоснование необходимости их решения
1. Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития сельского хозяйства в Иркутской области (далее - область). Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития населенных пунктов сельской местности и эффективного функционирования сельскохозяйственного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе активизации жителей села. За последние годы в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения в указанной сфере, изменений организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры населенных пунктов сельской местности произошло снижение обеспеченности населения сельской местности образовательными, медицинскими, культурными услугами, увеличилось отставание населенных пунктов сельской местности от города по уровню и условиям жизнедеятельности. Для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс мероприятий.
1. Жилищные условия
2. Жилищная проблема является первоочередной среди всех социальных проблем в области. Продолжает увеличиваться число жителей сельской местности, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Высокая стоимость жилья, применение устаревших типовых проектов и малоэффективных форм кредитования застройщиков жилья явились причинами снижения роста индивидуального жилищного строительства на селе. Отсутствие обустроенного жилья и социальная незащищенность привели к оттоку из села молодого населения в возрасте от 16 до 29 лет.
3. Особенность жилья в сельской местности состоит в том, что оно не только несет на себе функции жилого дома, но и позволяет вести личное подсобное хозяйство, для этого обустраивается животноводческими помещениями, помещениями для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, сооружениями инженерного обеспечения.
2. Образование
4. В Иркутской области 645 сельских школ (60 % от общего количества), из них 446 малокомплектных, для которых характерны те же процессы, которые наблюдаются в сельских образовательных учреждениях Российской Федерации. Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. За прошедшее десятилетие количество учащихся в сельских общеобразовательных учреждениях уменьшилось на 42 %. Обеспеченность педагогическими кадрами сельских общеобразовательных учреждений составляет 97,8 %, из них имеют высшее образование 53,8 % педагогов. Увеличивается число учителей, достигших пенсионного возраста. Важнейшей проблемой остается привлечение молодых специалистов в сферу образования на селе и повышение профессионального уровня педагогических работников сельских общеобразовательных учреждений.
5. Вызывает особую тревогу ситуация ухудшения состояния здоровья детского населения сельской местности. Ежегодно сокращается количество детей, относящихся к первой и второй группам здоровья. Число учащихся, имеющих хронические заболевания, увеличивается и на сегодняшний день составляет 18 % от общего количества учащихся.
6. Сегодня сельская школа призвана выполнять социальный заказ общества не только на общеобразовательную деятельность, но и на профильное образование учащихся. Разрушение системы трудовой подготовки сельских школьников повлекло за собой резкое снижение уровня сельскохозяйственных знаний и умений выпускников. Только 20 % сельских общеобразовательных учреждений организуют профессиональную подготовку по сельскохозяйственным специальностям (как правило, "тракторист-машинист"). В Иркутской области наметилась положительная тенденция формирования учебных (фермерских) и приусадебных хозяйств, развития производственных бригад, учебно-опытных участков, которые требуют финансовой поддержки в укреплении базы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся сельских общеобразовательных учреждений.
7. В результате недостатка финансовых средств практически прекращено строительство и капитальный ремонт образовательных учреждений в сельской местности.
3. Здравоохранение
8. В настоящее время в сельском здравоохранении области существует ряд серьезных проблем. Наиболее значимыми из них являются:
1) проблема обеспеченности медицинских организаций в сельской местности квалифицированными медицинскими кадрами в связи с низкой заработной платой, отсутствием достойного жилья, неразвитостью социальнокультурной сферы. Обеспеченность медицинских организаций в сельской местности врачами составляет 8 человек на 10 тысяч населения при областном показателе - 32 человека, средним медицинским персоналом - 57 человек на 10 тысяч населения при областном показателе - 87 человек;
2) проблема оснащенности медицинских организаций в сельской местности медицинским оборудованием. В настоящее время 90 % указанного оборудования имеет степень износа более 80 %;
3) неудовлетворительное состояние материально-технической базы медицинских организаций в сельской местности, 66,5 % из которых размещены в нетиповых, не приспособленных для этих целей зданиях, из них 90 % фельдшерско-акушерских пунктов не соответствуют нормативам по обеспеченности площадями. В ряде медицинских организаций отсутствует централизованное горячее и холодное водоснабжение, канализация, телефонная связь.
9. В сельской местности имеются значительные трудности в развитии стационарозамещающих технологий - развертывании коек дневного пребывания и дневных стационаров при поликлиниках.
10. Показатель общей заболеваемости сельского населения на 20 - 25 % ниже аналогичного показателя, сложившегося в целом по области, по причине недостаточной выявляемости заболеваний, связанной с отсутствием диагностического оборудования, квалифицированных медицинских кадров, надлежащей организации оказания медицинской помощи.
11. Для улучшения организации оказания первичной медико-санитарной помощи в сельской местности необходимо осуществление мероприятий по укреплению материально-технической базы медицинских учреждений первичного звена, строительству типовых объектов здравоохранения.
4. Социальная защита населения
12. Социальная сфера села находится в неудовлетворительном состоянии. Недостаточный объем социальных услуг, предоставляемых сельскому населению, увеличивает отставание села от города по уровню и условиям жизни. Кроме того, увеличение числа безработных родителей, распространение алкоголизма и других проявлений аморального поведения ставит под угрозу здоровье, интеллектуальный и физический уровень детей и подростков, формирование будущего поколения.
Для улучшения сложившейся ситуации, учитывая необходимость развития семейно-воспитательных форм жизнеустройства детей, требуется проведение капитального ремонта, строительство, приобретение оборудования для учреждений социального обслуживания населения, расположенных в сельской местности. Также для оказания социальных услуг сельским жителям требуется приобретение специализированных автобусов для обеспечения деятельности мобильных социальных служб.
5. Культурно-досуговая деятельность
13. Культурным обслуживанием сельского населения занимаются 591 клубов и домов культуры, 458 библиотек, 18 музеев, 36 музыкальных, художественных школ и школ искусств. Крайне малое вложение средств в развитие сельской инфраструктуры привело к тому, что за последние десятилетия практически прекратилось строительство новых зданий учреждений культуры, более 45 % учреждений пришли в ветхое и аварийное состояние, требующее реконструкции и капитального ремонта. Физически и морально устарело 60 % книжного фонда сельских библиотек. Ежегодно уменьшается число киноустановок, не отвечает современным требованиям оснащенность учреждений культуры оборудованием и музыкальными инструментами.
Все это приводит к нарастанию диспропорции в доступе к культурным ценностям сельского и городского населения. Что существенным образом сказывается на падении престижа сельского работника культуры и оттоке населения в городскую местность.
6. Телекоммуникационные сети
14. Основная масса населения сельской местности живет в условиях ограниченного информационного обеспечения или вообще находится в информационной изоляции. Более половины населенных пунктов в сельской местности остается без телефонной связи, имеющаяся телефонная сеть физически изношена и морально устарела.
В связи с чем у населения сельской местности в случае чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий, а также ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, отсутствует возможность предупредить соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления об их наступлении или вероятности их наступления.
Таким образом, необходимость разработки и решения обозначенных проблем программным методом обусловлена:
1) сложным социально-экономическим положением, а именно:
а) ухудшением демографической ситуации в сельской местности;
б) низким уровнем жизни населения сельской местности при высоком уровне безработицы;
в) сокращением сети учреждений социальной инфраструктуры в сельской местности.
15. Для устойчивого социально-экономического развития населенных пунктов сельской местности, эффективного функционирования сельского хозяйства, выполнения селом демографической, трудоресурсной, культурной и других функций необходима государственная поддержка развития сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры населенных пунктов сельской местности, создания для населения сельской местности общественно нормальных условий жизнедеятельности, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации жителей села;
2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, населения сельской местности;
3) необходимостью приоритетной государственной поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства населенных пунктов сельской местности. Без государственной поддержки в современных условиях органы местного самоуправления сельских поселений не в состоянии эффективно участвовать в проведении реформ, укреплении российской государственности, удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
II. Основные цели,
задачи и сроки реализации программы
16. Основная цель программы - создание условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих основных задач:
1) развитие социальной сферы села;
2) создание условий для сокращения миграции сельского населения в города;
3) создание системы обеспечения доступным жильем проживающих и желающих проживать в сельской местности;
4) привлечение и закрепление в сельской местности молодых семей и молодых специалистов.
17. Для решения основных задач программы требуется:
1) стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики молодых специалистов, выпускников средних профессиональных и высших профессиональных образовательных учреждений;
2) повышение образовательного уровня учащихся сельских общеобразовательных учреждений, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;
3) улучшение состояния здоровья населения сельской местности за счет повышения доступности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи;
4) улучшение социального обслуживания и повышение доступности социальных услуг для населения сельской местности;
5) улучшение условий жизни беспризорных и безнадзорных детей в сельской местности;
6) снижение уровня безработицы среди населения сельской местности, сохранение и создание новых рабочих мест;
7) активизация культурно-досуговой деятельности в сельской местности;
8) обеспечение населенных пунктов сельской местности телекоммуникационной связью.
Сроки реализации программы: 2006 - 2010 годы.
III. Перечень
основных мероприятий
с указанием сроков исполнения
18. Мероприятия программы распределены по следующим направлениям:
- улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов;
- развитие системы образования в сельской местности;
- повышение качества оказания медицинской помощи населению в сельской местности;
- развитие учреждений социального обслуживания и социальных услуг в сельской местности;
- развитие культурно-досуговой деятельности, физической культуры и спорта в сельской местности;
- развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности.
1. Улучшение жилищных условий
отдельных категорий граждан, обеспечение жильем
молодых семей и молодых специалистов
19. В рамках программы предполагается проведение мероприятий:
1) по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности и работающих в агропромышленном комплексе или в сельских учреждениях социальной сферы (далее - граждане);
2) по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - молодые семьи, молодые специалисты).
20. Улучшение жилищных условий граждан, обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации программы осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Pоссийской Федерации от 28 апреля 2006 года N 250 (далее - Правила предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации).
21. Право на улучшение жилищных условий, обеспечение жильем в рамках реализации программы предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только один раз.
Молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание участвовать в программе, не могут являться участниками областной государственной социальной программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы и областной государственной целевой программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области на 2005 - 2010 годы".
22. Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья в целях реализации мероприятий программы по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан и обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории области, утвержденной правовым актом администрации области.
23. Мероприятия по улучшению жилищных условий граждан.
Право на получение государственной поддержки имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
1) постоянное проживание в сельской местности;
2) документальное подтверждение наличия собственных (в том числе заемных) средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья;
3) необходимость улучшения жилищных условий.
Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в соответствии с программой признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Преимущественное право на получение государственной поддержки имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности в пределах муниципального образования, в котором они выбрали постоянное место жительства.
К членам семьи гражданина применительно к программе относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруг (супруга), а также дети и родители гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.
Право граждан на получение государственной поддержки для строительства (приобретения) жилья удостоверяется именным документом - свидетельством по установленной форме (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства не может превышать один год с даты его выдачи, указанной в свидетельстве.
В рамках реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан уполномоченный администрацией области орган исполнительной власти области (далее - орган исполнительной власти):
1) принимает решение о признании заявителей получателями государственной поддержки, формирует сводные списки по установленной форме и утверждает их;
2) формирует и утверждает списки получателей государственной поддержки в планируемом году;
3) выдает свидетельство получателю государственной поддержки;
4) определяет размер государственной поддержки на дату выдачи свидетельства в соответствии с пунктом 22 программы;
5) осуществляет иные полномочия в соответствии с Правилами предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
Порядок формирования и утверждения списков получателей государственной поддержки в планируемом году, порядок выдачи свидетельств устанавливаются администрацией области.
24. Мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов.
Право на обеспечение жильем на условиях, предусмотренных настоящим пунктом программы, имеют:
1) молодые семьи, под которыми понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте не старше 30 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст не превышает 30 лет, и одного или более детей (в том числе усыновленных), отвечающие в совокупности следующим условиям:
а) один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
б) постоянно проживают или изъявили желание постоянно проживать в сельской местности;
в) нуждаются в улучшении жилищных условий;
2) молодые специалисты, под которыми понимаются граждане Российской Федерации в возрасте не старше 30 лет, имеющие законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащиеся последнего курса образовательных учреждений высшего (среднего, начального) профессионального образования, отвечающие в совокупности следующим условиям:
а) работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
б) постоянно проживают или изъявили желание проживать в сельской местности;
в) нуждаются в улучшении жилищных условий.
Под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации различных организационно-правовых форм или индивидуальные предприниматели, работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Полномочия организаций агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности (далее - работодатели), органов местного самоуправления по реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов осуществляются ими в порядке и объемах, установленных настоящей программой и Правилами предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов орган исполнительной власти:
1) принимает решение о признании молодых семей и молодых специалистов участниками мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов;
2) формирует и утверждает списки молодых семей и молодых специалистов - участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов в планируемом году;
3) осуществляет иные полномочия в соответствии с Правилами предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
Порядок формирования и утверждения списков молодых семей и молодых специалистов - участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов в планируемом году устанавливается администрацией области.
25. Молодые семьи и молодые специалисты, имеющие собственные (в том числе заемные) средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, вправе улучшить свои жилищные условия в порядке, предусмотренном пунктом 23 настоящей программы.
26. Перечень мероприятий данного направления реализации программы с указанием сроков их исполнения представлен в приложении 1.
2. Развитие системы
образования в сельской местности
27. В целях реализации в сельской местности принципа общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников общеобразовательных учреждений к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также для внедрения системы мер по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, формированию у них здорового образа жизни программой предусмотрено осуществление следующих мероприятий:
1) целевое приобретение медицинского оборудования для проведения мониторинга состояния здоровья учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности;
2) укрепление материально-технической базы медицинских кабинетов, общеобразовательных учреждений в сельской местности;
3) укрепление материально-технической базы сельских общеобразовательных учреждений, осуществляющих допрофессиональную и профессиональную подготовку учащихся сельскохозяйственной направленности;
4) строительство общеобразовательных учреждений в сельской местности.
28. Перечень мероприятий данного направления реализации программы с указанием сроков их исполнения представлен в приложении 2.
3. Повышение качества
оказания медицинской помощи
населению в сельской местности
29. В целях повышения качества оказания медицинской помощи населению в сельской местности, развития сети медицинских организаций в сельской местности и совершенствования оказания первичной медико-санитарной помощи на базе сельских центральных районных, участковых больниц, врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП), программа предусматривает реализацию следующих мероприятий:
1) координация деятельности по подготовке медицинских кадров и организации повышения квалификации медицинского персонала;
2) развитие материально-технической базы медицинских организаций первичного звена в сельской местности;
3) строительство типовых объектов здравоохранения в сельской местности.
30. Перечень мероприятий данного направления реализации программы с указанием сроков их исполнения представлен в приложении 3.
4. Развитие учреждений
социального обслуживания
и социальных услуг в сельской местности
31. Основными мероприятиями раздела программы по улучшению социального обслуживания и обеспечению доступности социальных услуг сельским жителям являются:
1) строительство, проведение капитального ремонта и приобретение оборудования для областных государственных учреждений социального обслуживания: "Заларинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" и "Шебертинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" Нижнеудинского района - улучшение качества социального обслуживания населения, уменьшение очередности в социальные учреждения;
2) строительство и приобретение оборудования для отделения семейновоспитательного комплекса на базе областного государственного учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Олененок" п. Зяба Братского района - развитие семейно-воспитательных форм жизнеустройства детей, создание условий для более высокой степени психологической реабилитации и адаптации детей;
3) приобретение трех специализированных автобусов, в целях обеспечения деятельности мобильных социальных служб. Мобильная социальная служба предполагает социальное обслуживание пожилых с выездом по месту их проживания, для этого организуется работа специально оборудованных автобусов, которые оказывают различные виды социально-медицинских, социально-бытовых, социально-экономических, консультативных услуг населению отдаленных территорий.
32. Перечень мероприятий данного направления реализации программы с указанием сроков их исполнения представлен в приложении 4.
5. Развитие культурно-досуговой деятельности,
физической культуры и спорта в сельской местности
33. Целью мероприятий в области развития культуры, физической культуры и спорта является позитивный сдвиг в улучшении доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям, информационным ресурсам, к занятиям спортом, как на профессиональном, так и любительском уровне.
В рамках настоящей программы предусматриваются мероприятия:
- строительство и реконструкция зданий учреждений культуры с учетом создания культурных комплектов повышенной комфортности (клуб, библиотека, музей, музыкальная, художественная школа);
- строительство спортивных сооружений;
- привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских учреждениях культуры и спорта.
Выполнение этих мероприятий позволит расширить рамки и условия для возрождения и развития традиционных форм самодеятельного художественного творчества, народных промыслов, ремесел, приобщения сельской молодежи к традициям народной культуры, выявления и поддержки талантов и дарований.
Кроме того, данные мероприятия будут способствовать развитию в сельской местности сети спортивных сооружений и привлечению к занятиям спортом сельского населения, в том числе молодежи.
В результате развития сельских учреждений культуры будет создано 25 новых рабочих мест.
В данном направлении программой предусматриваются мероприятия по проектированию и строительству домов культуры и спорта в соответствии с перечнем и в сроки, указанные в приложении 5.
6. Развитие
телекоммуникационных сетей
в сельской местности
34. Мероприятия разработаны в целях реализации полномочий области в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий.
35. Раздел программы предполагает повышение уровня социальной эффективности посредством создания условий для улучшения социальной ситуации: телефонизация сельской местности обеспечит возможность своевременного вызова всех экстренных служб (милиция, пожарная охрана, скорая медицинская помощь и др.), повысит уровень безопасности жизни населения и удаленных населенных пунктов сельской местности, обеспечит современными услугами связи и оповещения органы местного самоуправления, учреждения социальной защиты, медицинские и образовательные учреждения.
36. Перечень мероприятий данного направления реализации программы с указанием сроков их исполнения представлен в приложении 6.
IV. Объемы и источники
финансовых, материальных и иных затрат
37. Общая сумма планируемых расходов на реализацию программы - 4122,672 млн руб., в том числе:
средства областного бюджета - 3701,156 млн руб;
иные внебюджетные средства - 421,516 млн руб.
Распределение объемов и источников финансирования мероприятий программы по годам представлено в приложении 7.
38. Объемы финансирования программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимых для реализации программы. При реализации программы в установленном порядке могут быть использованы:
- средства федерального бюджета;
- иные внебюджетные средства, в том числе средства граждан и сельскохозяйственных организаций, предусмотренные на соответствующие цели.
39. Объемы финансирования программы за счет средств федерального бюджета ежегодно уточняются с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
40. Главное управление сельского хозяйства области совместно с исполнителями основных мероприятий программы осуществляет подготовку предложений по объемам и условиям предоставления области средств федерального бюджета для реализации программы.
V. Механизм реализации
программы и система организации
контроля за исполнением
41. Приобретение материально-технических средств или иного имущества, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных приложениями 4, 6 программы, осуществляется на основании государственных контрактов (договоров), заключенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
42. Приобретаемое в рамках настоящей программы имущество поступает в установленном порядке в государственную собственность области.
43. Реализация мероприятий по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан и обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов осуществляется в порядке и на условиях, установленных Правилами предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, при условии доведения в установленном порядке соответствующих лимитов софинансирования за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858.
Доля средств областного бюджета на реализацию мероприятий программы по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан и обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов (за исключением субсидий из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели) составляет не более 40 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Взаимодействие с органами местного самоуправления, работодателями при реализации мероприятий программы по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан и обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Количество квадратных метров жилья, которое должно быть построено в рамках реализации программы, регулируется специальными соглашениями между администрацией области и органами местного самоуправления, получающими средства областного бюджета на реализацию соответствующих мероприятий программы.
Средства областного бюджета на реализацию мероприятий программы:
1) по улучшению жилищных условий граждан - предоставляются гражданам в форме субсидий на строительство (приобретение) жилья.
Гражданин, которому предоставляется субсидия, вправе ее использовать:
а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности в пределах муниципального района, в котором он постоянно проживает;
б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - строительство жилого дома) в сельской местности в пределах муниципального образования, которое он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в пределах сельского поселения (сельского населенного пункта), которое он избрал для постоянного проживания.
Субсидии перечисляются на банковские счета получателей субсидий, предназначенные для зачисления средств субсидий, в порядке, определенном Правилами предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
Перечисление средств субсидии с банковских счетов получателей субсидии производится в установленном порядке кредитной организацией:
- продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилое помещение;
- исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда на строительство жилого дома для получателя субсидии;
- застройщику, указанному в договоре долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, в котором получатель субсидии является участником долевого строительства;
- продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами, осуществляемого получателем субсидии.
Приобретенное или построенное получателями субсидии жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан, при этом общая площадь жилого помещения в расчете на одного члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Гражданин вправе осуществить приобретение (строительство) жилья сверх установленного в пункте 22 программы размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных (в том числе заемных) средств стоимости приобретения (строительства) части жилья, превышающей указанный размер. Жилое помещение оформляется как общая собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве;
2) по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов - предоставляются бюджетам муниципальных образований в порядке межбюджетных трансфертов в форме субсидий.
Субсидии на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов могут быть направлены:
а) на приобретение жилых помещений, в том числе на вторичном рынке жилья;
б) на строительство жилого дома, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилых домов;
в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.
В соответствии с правилами предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления или органы местного самоуправления совместно с работодателем с целью обеспечения молодых семей и молодых специалистов жильем заключают договоры куплипродажи жилого помещения, подряда на строительство жилого дома либо участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.
Жилые помещения, приобретенные (построенные) органами местного самоуправления или органами местного самоуправления совместно с работодателем в рамках проведения мероприятий программы по обеспечению молодых семей и молодых специалистов жильем в соответствии с Правилами предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации оформляются соответственно в муниципальную собственность или общую собственность муниципального образования и работодателя.
Указанные жилые помещения относятся к жилищному фонду коммерческого использования и предоставляются молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения в соответствии с Гражданским кодексом Pоссийской Федерации с правом последующего выкупа по цене, не превышающей 10 процентов расчетной стоимости строительства (покупки) жилья, в порядке и на условиях, установленных Правилами предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
44. В целях определения порядка взаимодействия при проведении программных мероприятий администрация области заключает с органами местного самоуправления соответствующие соглашения.
45. Средства областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований области на реализацию иных мероприятий программы предоставляются в форме межбюджетных трансфертов в установленном законодательством порядке.
46. Ответственные исполнители мероприятий программы ежемесячно осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о реализации программы по своим направлениям деятельности и предоставляют указанную информацию координатору программы в срок до 10 числа следующего за отчетным месяца.
47. Контроль за исполнением программы осуществляется уполномоченными органами государственной власти области в пределах их компетенции в установленном порядке. Финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VII. Прогноз
ожидаемых социально-экономических результатов
реализации программы
48. Реализация программы позволит:
1) улучшить жилищные условия граждан, проживающих или изъявивших желание проживать в сельской местности;
2) создать условия для закрепления молодых специалистов в организациях агропромышленного комплекса и социальной сфере села, а также уменьшить миграцию молодежи из сельской местности, создать условия для улучшения демографической ситуации;
3) увеличить количество ученических мест в благоустроенных общеобразовательных учреждениях сельской местности на 766, повысить качество образования учащихся;
4) укрепить материально-техническую базу медицинских организаций в сельской местности, повысить обеспеченность указанных организаций профессиональными медицинскими кадрами;
5) улучшить условия оказания первичной медико-санитарной помощи в медицинских организациях, расположенных в сельской местности, повысить ее качество и доступность для населения сельской местности;
6) увеличить количество мест в стационарных учреждениях социального обслуживания на 35 проживающих, улучшить качество обслуживания населения в сельской местности и создать дополнительно 11 рабочих мест;
7) увеличить возможность оказания психологической реабилитации и адаптации детям, укрепить систему мер профилактики, безнадзорности и беспризорности;
8) расширить культурно-досуговую деятельность в сельской местности, создать 25 рабочих мест в сельских учреждениях культуры;
9) в целях реализации полномочий области в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий осуществить телефонизацию 27 населенных пунктов сельской местности и ввести 4 010 телефонных номеров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.