Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Законодательного собрания
Иркутской области
от 21 декабря 2005 г. N 17/9-ЗС
Областная государственная социальная программа
"Экономическое и социальное развитие
коренных малочисленных народов
в Иркутской области до 2011 года"
25 октября 2006 г.
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 22 декабря 2006 г. N 100-ОЗ на сумму 428 тыс. рублей
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 25 октября 2006 г. N 25/23-ЗС в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной государственной социальной программы
"Экономическое и социальное развитие
коренных малочисленных народов
в Иркутской области до 2011 года"
1. | Наименование программы | Областная государственная социальная программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов в Иркутской области до 2011 года" |
2. | Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке программы |
Распоряжение губернатора Иркутской области от 10 июня 2005 года N 204-р "О разработке проекта областной государственной социальной программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов в Иркутской области до 2011 года" |
3. | Наименование, дата и номер нормативного акта об утверждении программы |
|
4. | Государственный заказчик программы |
Администрация губернатора Иркутской области |
5. | Ответственный исполнитель программы |
Главное управление социальной защиты населения Иркутской области |
6. | Основные разработчики программы |
Департамент по делам Севера администрации губернатора Иркутской области, главное управление здравоохранения Иркутской области, главное управление общего и профессионального образования Иркутской области, комитет по культуре Иркутской области, департамент по строительству администрации губернатора Иркутской области, Государственное учреждение "Управление капитального строительства администрации области" |
7. | Основная цель программы | Создание условий для социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов (далее - малочисленные народы), защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов на основе принципов самообеспечения, путем развития традиционных отраслей хозяйствования, повышения уровня образования, профессиональной подготовки, обеспечения охраны здоровья |
8. | Основные задачи программы | 1) развитие системы охраны здоровья, включая профилактику заболеваний малочисленных народов; 2) повышение образовательного и профессионального уровня малочисленных народов, улучшение условий обучения и воспитания детей, формирование у них здорового образа жизни; 3) содействие духовному, национально-культурному, физическому развитию малочисленных народов, просветительская работа в данной среде; 4) поддержка и развитие традиционных отраслей хозяйствования малочисленных народов; 5) улучшение условий проживания и материального положения малообеспеченных семей малочисленных народов; 6) создание факторий и развитие факторийных форм торговли и товарообмена; 7) содействие в поддержании транспортной доступности территорий проживания малочисленных народов и территорий традиционной хозяйственной деятельности |
9. | Сроки и этапы реализации программы |
2006 - 2010 годы I этап: 2006 - 2008 годы II этап: 2009 - 2010 годы |
10. | Перечень основных мероприятий |
1) развитие системы охраны здоровья, включая профилактику заболеваний малочисленных народов; 2) совершенствование системы образования, обучения и воспитания детей малочисленных народов, создание условий для повышения квалификации специалистов; 3) духовное, национально-культурное, физическое развитие малочисленных народов и просветительская работа в этой среде; 4) поддержка развития традиционных отраслей хозяйствования и промыслов малочисленных народов; 5) улучшение условий проживания и материального положения малочисленных народов; 6) строительство (приобретение) социально-значимых объектов для малочисленных народов |
11. | Исполнители основных мероприятий |
Главное управление здравоохранения Иркутской области; Главное управление общего и профессионального образования Иркутской области; Комитет по культуре Иркутской области; Департамент по строительству администрации губернатора Иркутской области; Государственное учреждение "Управление капитального строительства администрации области"; Департамент по делам Севера администрации губернатора Иркутской области; Главное управление социальной защиты населения Иркутской области |
12. | Планируемые объемы финан- -сирования (с расшифровкой по годам и источникам) |
Средства областного бюджета: всего - 27885 тысяч рублей в том числе: 2006 г. - 5577 тыс. руб. 2007 г. - 5577 тыс. руб. 2008 г. - 5577 тыс. руб. 2009 г. - 5577 тыс. руб. 2010 г. - 5577 тыс. руб. Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год, исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимых для реализации Программы |
13. | Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
В целом реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность прямой государственной поддержки малочисленных народов и снизить остроту социальных проблем в данной среде |
14. | Система организации и контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляется органами государственной власти Иркутской области в установленном порядке |
1. Введение
Областная государственная социальная программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов в Иркутской области до 2011 года" (далее - Программа) разработана департаментом по делам Севера администрации губернатора Иркутской области.
Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
В Иркутской области насчитывается около 2,5 тыс. человек предста- вителей коренных малочисленных народов (далее - малочисленные народы), в том числе около 700 детей. Действие Программы территориально охватывает 40 населенных пунктов на территории Иркутской области, являющихся местностями компактного проживания малочисленных народов - эвенков и тофаларов, численность которых составляет 1743 человека.
Правовым актом, на основании которого разработана Программа, является распоряжение губернатора Иркутской области от 10 июня 2005 года N 204-р "О разработке проекта областной государственной социальной программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов в Иркутской области до 2011 года".
Реализация Программы будет осуществляться в период с 2006 по 2010 год за счет средств областного бюджета.
Программа разработана в соответствии с Федеральными законами от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", от 07 мая 2001 года N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 года N 564. В указанной федеральной целевой программе отмечается необходимость реформирования и адаптации механизма государственной поддержки малочисленных народов Севера к изменяющимся экономическим условиям, определения новых подходов и приоритетов в решении проблем этих народов.
2. Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения
В России, в том числе Иркутской области, проблемы малочисленных народов тесно связаны с общей социально-экономической ситуацией в стране. Огромная территория Иркутской области, разбросанность населенных пунктов со слабо развитой инфраструктурой создают особые проблемы в жизни северян, а наиболее остро это отражается на здоровье и развитии малочисленных народов, включая детей дошкольного и школьного возраста.
Малочисленные народы оказались подвержены влиянию факторов, связанных с переходным периодом становления нового общественного строя. Низкий среднедушевой доход населения (от 700 до 1000 руб. в месяц), высокий уровень скрытой безработицы и плохие жилищные условия многие годы отрицательно отражаются на жизни малочисленных народов. Кризисное состояние традиционных отраслей хозяйства приводит к обострению социальных проблем.
Комплекс серьезных проблем со здоровьем, нерешенные вопросы в обучении детей и приобщении к общей и физической культуре, низкий уровень подготовки выпускников школ и интернатов - все это требует внимания со стороны государства и обусловливает необходимость реализации программных мероприятий, направленных на нормализацию жизнеобеспечения малочисленных народов, включая мероприятия по поддержке детей из числа малочисленных народов.
Предметом Программы является создание дополнительных условий для нормализации жизнеобеспечения малочисленных народов. Обостряющиеся проблемы малочисленных народов показывают, что назрела необходимость реформирования механизма их государственной поддержки к изменяющимся экономическим условиям, определения новых подходов и приоритетов в решении этих проблем.
Перечень населенных пунктов Иркутской области, охватываемых Программой, приведен в приложении 1.
Ситуация становления рыночных отношений характеризуется значительным ухудшением социально-экономического и духовного состояния малочисленных народов, фактической борьбой за выживание, сохранение особенностей хозяйственного уклада и культуры. В этих сложных условиях задачи по поддержке и адаптации малочисленных народов, имеющих компактное (многосемейное) проживание более чем в 40 глубинных таежных поселениях, ложатся не только на федеральные, но и на региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
К важнейшей хозяйственной проблеме, требующей безотлагательного решения, относится поддержка развития традиционных отраслей хозяйствования малочисленных народов (оленеводства, охотничьего промысла и рыболовства), которые не выдерживают рыночной конкуренции и переживают глубокий кризис. Из-за отсутствия комплексной переработки сырья и продукции, роста тарифов на транспортные услуги значительная часть продукции традиционных отраслей и промыслов не доставляется в места потребления и, следовательно, не может быть реализована. Остро назрела необходимость в создании факторийной системы торговли и товарообмена.
Для детей из числа малочисленных народов, проживающих в условиях экстремально дискомфортного климата Севера, ограниченной транспортной доступности, характерен очень высокий уровень заболеваемости - в 2,0 - 2,5 раза выше чем в среднем по Иркутской области. Распространены аномалии развития, туберкулез, отиты, риниты, менингиты, болезни органов дыхания, стоматологические заболевания.
Меры по развитию системы охраны здоровья, включая профилактику заболеваний среди малочисленных народов проводятся в недостаточном объеме из-за нехватки финансовых средств на выезды медицинских бригад и приобретение медикаментов. Высокие тарифы на авиационные перевозки и ограниченность времени использования зимних дорог не позволяют вести регулярные медосмотры и профилактические мероприятия, что способствует распространению и таких заболеваний, как чесотка, гепатит, туберкулез и другие.
Из-за недостатка врачей узких специальностей осмотры и лечение детей в периферийных населенных пунктах проводят педиатры или медицинские сестры. До 12% детей и подростков находится на диспансерном учете. На их обследование и лечение в районных и областных больницах у подавляющего большинства семей, имеющих среднедушевой доход менее 1 тысячи рублей в месяц, нет средств.
Кроме того, под влиянием неблагоприятных условий Севера и высокогорья (в Саянах) у многих детей происходит отставание возрастного развития иммунной системы, а значительная часть территорий, особенно лесоболотных ландшафтов равнин, является очагами природных инфекций. Все это требует постоянного контроля за санитарно-эпидемиологическими условиями проживания и существенных дополнительных мер по профилактике заболеваний и оздоровлению населения из числа малочисленных народов.
Дисперсность системы расселения малочисленных народов в труднодоступных поселениях - основная причина обучения детей преимущественно в малокомплектных и неполных школах, а также в школах-интернатах. Выпускники школ имеют низкий уровень подготовки, большинство детей не могут сдать вступительные экзамены и продолжить обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, получить профессию. Многие дети не учатся, их досуг не организован, зачастую они оказываются на улице. Все это приводит к росту числа правонарушений, распространению алкоголизма и наркомании среди подростков.
Криминализация подростковой среды, детская безнадзорность, социальное сиротство, разрушение этнически своеобразного уклада жизни и семейного воспитания малочисленных народов (в связи с проживанием и обучением детей в интернатах) являются причинами кризисного положения семьи в обществе.
Семьи в периферийных поселениях остро нуждаются не только в нормальных объектах здравоохранения и образования. Более половины из них живут в домах довоенной постройки. При вышеуказанном среднедушевом доходе многие из семей, особенно многодетные, остро нуждаются в улучшении жилищных условий.
Создание необходимых условий и предоставление реальной поддержки актуальным направлениям развития малочисленных народов является государственной проблемой. Ее решение требует участия различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, межотраслевой координации их действий, а в целом - программного подхода к решению данной задачи.
Реализация в Иркутской области федеральной целевой программы "Экономическое социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" показывает, что предоставление средств федерального бюджета осуществляется при условии реализации аналогичной региональной программы. Указанные обстоятельства обусловливают необходимость утверждения областной государственной социальной программы, направленной на поддержку малочисленных народов.
3. Основные цели
и задачи Программы,
сроки и этапы ее выполнения
Целью Программы является создание условий для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов на основе принципов самообеспечения, путем развития традиционных отраслей хозяйствования, повышения уровня образования, профессиональной подготовки, обеспечения охраны здоровья.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Развитие системы охраны здоровья, включая профилактику заболеваний малочисленных народов, в том числе: организация выездов медицинских бригад; оснащение отделений центральных районных больниц (далее - ЦРБ) и фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП) медицинским оборудованием; обучение и специализация медицинских кадров для работы в ЦРБ.
2. Повышение образовательного и профессионального уровня малочисленных народов, улучшение условий обучения и воспитания детей, формирование у них здорового образа жизни, в том числе: оснащение образовательных учреждений школьной и спальной мебелью, хозяйственными товарами первой необходимости; оснащение факультативных учебных спецкурсов для 5-9 классов "Охотоведение", "Рыболовство", "Оленеводство" оборудованием и инвентарем; издание и приобретение учебной и художественной литературы на родном языке; финансовое и попечительское содействие в подготовке кадров; комплектование школ учебной и методической литературой, комплектами образовательных электронных и прочих учебных пособий.
3. Содействие духовному, национально-культурному, физическому развитию малочисленных народов, просветительская работа в данной среде, в том числе: приобретение оборудования и инвентаря для школьных кружков народных ремесел; оснащение оборудованием летних лагерей для обучения школьников традиционным промыслам "Охотник", "Рыбак", "Оленевод", приобретение спортивного оборудования, проведение национальных спортивных соревнований; организация районных и областных национальных праздников малочисленных народов и участие в фестивалях и конкурсах.
4. Поддержка и развитие традиционных отраслей хозяйствования малочисленных народов.
5. Улучшение условий проживания и материального положения малообеспеченных семей малочисленных народов, в том числе: строительство и ремонт жилых помещений, обеспечение продуктами питания, лекарственными препаратами, одеждой и обувью.
6. Создание факторий и развитие факторийных форм торговли и товарообмена.
7. Содействие в поддержании транспортной доступности территорий проживания малочисленных народов и территорий традиционной хозяйственной деятельности, в том числе ремонт мостов и дорог.
Реализация Программы предусматривается в период с 2006 по 2010 годы, в том числе по двум этапам:
I этап - 2006 - 2008 годы;
II этап - 2009 - 2010 годы.
4. Перечень
основных мероприятий программы
с указанием сроков их исполнения, объемы и
источники финансовых, материальных и иных затрат
Перечень мероприятий Программы (приложение 2 к настоящей Программе) состоит из 6 направлений.
Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета в объеме 27885 тыс. руб., в том числе по годам:
I этап, всего - 16731 тыс. руб.
в том числе:
2006 год - 5577 тыс. руб.
2007 год - 5577 тыс. руб.
2008 год - 5577 тыс. руб.
II этап, всего - 11154 тыс. руб.
в том числе:
2009 год - 5577 тыс. руб.
2010 год - 5577 тыс. руб.
Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год, исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимых для реализации Программы.
Финансирование
мероприятий Программы по направлениям:
1. Развитие системы охраны здоровья, включая - 4169 тыс. руб.
профилактику заболеваний среди малочисленных
народов
2. Совершенствование системы образования, - 5178 тыс. руб.
обучения и воспитания детей малочисленных
народов, создание условий для повышения
квалификации специалистов
3. Духовное, национально-культурное, физическое - 2461 тыс. руб.
развитие малочисленных народов и
просветительская работа в этой среде
4. Поддержка развития традиционных отраслей - 2132 тыс. руб.
хозяйствования и промыслов малочисленных
народов
5. Улучшение условий проживания и - 1730 тыс. руб.
материального положения малочисленных народов
6. Строительство (приобретение) социально- - 12215 тыс. руб.
значимых объектов для малочисленных народов
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 25 октября 2006 г. N 25/23-ЗС в Раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Механизм реализации
Программы и система организации
контроля за ее исполнением
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в соответствии с законом Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Реализация мероприятий Программы осуществляется в муниципальных образованиях, на территории которых распространяется ее действие.
Финансирование отдельных мероприятий Программы будет осуществляться путем предоставления:
1) бюджетных средств основным исполнителям,
2) субсидий бюджетам муниципальных образований на осуществление целевых расходов,
3) субсидий муниципальным учреждениям на осуществление целевых расходов;
4) субсидий гражданам на осуществление целевых расходов.
Государственное учреждение "Управление капитального строительства администрации области" осуществляет мероприятия по строительству (приобретению) зданий факторий с последующей регистрацией в установленном порядке права областной государственной собственности на построенные (приобретенные) объекты.
Приобретение оборудования, аппаратуры, инвентаря или иного имущества осуществляется путем заключения государственных контрактов в установленном законодательством порядке.
Выделение средств для улучшения жилищных условий малочисленных народов будет осуществляться в соответствии с порядком, установленным администрацией Иркутской области.
В процессе реализации Программы Главное управление социальной защиты населения Иркутской области обеспечивает:
1) ежегодное формирование сводной бюджетной заявки и сметы расходов для реализации Программы;
2) свод итогов по результатам работы соисполнителей Программы;
3) сводную квартальную и годовую отчетность;#
Контроль за реализацией Программы осуществляется органами государственной власти Иркутской области в установленном порядке.
6. Прогноз
ожидаемых социально-экономических результатов
реализации Программы
Анализ рассматриваемой проблемы показывает, что решение поставленных задач в период реализации Программы позволит достичь следующих результатов:
1. В сфере развития системы охраны здоровья, включая профилактику заболеваний среди малочисленных народов:
1) охватить профилактическими медицинскими осмотрами выездных врачебных бригад ежегодно около 600 человек из числа малочисленных народов, а за 5 лет реализации Программы - около 3000 человек. В результате выездов медицинских бригад общая заболеваемость среди малочисленных народов снизится на 12% и приблизится к средне - областному уровню заболеваемости базисного 2004 года (151969,4 болезни на 100000 человек населения). Уровень младенческой смертности снизится на 10%;
2) оздоровить в лечебных учреждениях и санаториях около 10 человек ежегодно, а за время реализации Программы - около 50 человек из числа малочисленных народов, что на 15% больше чем в 2004 году;
3) оснастить ЦРБ и ФАП необходимым оборудованием и аппаратурой на 1621 тыс. рублей;
4) обучить 5 человек на курсах повышения квалификации медицинских работников для работы в ЦРБ;
5) сформировать банк данных о состоянии здоровья малочисленных народов с целью принятия конкретных мер.
2. В сфере совершенствования системы образования, обучения и воспитания детей малочисленных народов, создания условий для повышения квалификации специалистов:
1) обеспечить муниципальные учреждения образования комплектами образовательных электронных и прочих учебных пособий в количестве 10 шт., наглядным учебным оборудованием для кабинетов физики, химии, биологии в количестве 5 комплектов, что позволит увеличить укомплектованность школ необходимыми учебными пособиями и оборудованием на 30%;
2) оказать поддержку в организации непрерывного образования "школа - колледж - вуз" в г.Иркутске для 8 школьников из числа малочисленных народов. Это увеличит количество выпускников школы из числа малочисленных народов, поступающих в ВУЗы на бюджетной основе, на 25%;
3) подготовить около 12 специалистов с высшим и среднетехническим образованием на договорной основе из числа малочисленных народов, а также обучить около 15 человек на курсах по подготовке рабочих специальностей;
4) обеспечить материальное снабжение детских домов, школ-интернатов новой мебелью и хозяйственными товарами первой необходимости на сумму 584 тыс. рублей;
5) обеспечить 400 семей малочисленных народов одеждой, обувью и продуктами питания;
6) оснастить муниципальные учреждения образования оборудованием и инвентарем для организации факультативных учебных курсов 5-9 классов, по специальностям "Охотоведение", "Ондатроведение", и "Оленеводство", приобрести лодочные моторы в количестве 5 шт., охотничьи ружья в количестве 10 шт.;
7) оснастить оборудованием и инвентарем летние лагеря по обучению школьников традиционным промыслам "Охотник", "Рыболов", "Оленевод", приобрести лодочные моторы в количестве 10 шт., охотничьи ружья в количестве 10 шт., палатки в количестве 15 шт.
3. В сфере духовного, национально-культурного, физического развития малочисленных народов и просветительской работе в этой среде:
1) издать или приобрести учебники и детскую литературу на родном языке на сумму 324 тыс. рублей;
2) приобрести материалы, инструмент и оборудование для работы в школах и интернатах кружков детского творчества на сумму 64 тыс. рублей;
3) закупить спортивное снаряжение, оборудование и инвентарь для муниципальных учреждений образования (лыжи, ботинки, мячи футбольные и волейбольные и т.д.) на сумму 645 тыс. рублей;
4) укомплектовать муниципальные библиотеки художественной литературой на сумму 713 тыс. рублей;
5) ежегодно организовывать и проводить районные национальные праздники с участием коллективов художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, соревнования;
6) обеспечить участие делегатов и представителей общин малочисленных народов в работе съездов, конференций, учебных семинаров.
4. В сфере поддержки развития традиционных отраслей хозяйствования и промыслов малочисленных народов:
1) оказать помощь в развитии оленеводства и ветеринарного обслуживания, закупить оленей для оленеводческой базы в Тофаларии в количестве 100 голов;
2) обеспечить общины малочисленных народов мотонартами в количестве 5 шт., охотничьими ружьями в количестве 20 шт., радиостанциями в количестве 5 шт.;
3) обучить 10 граждан из числа малочисленных народов на курсах традиционных занятий этих народов (пошив меховых изделий, охотоведение и т.д.).
5. В сфере улучшения условий проживания и материального положения малочисленных народов:
1) оказать поддержку в ремонте жилых помещений, дорог, мостов, конно-пеших троп, дизельных электростанций и других коммуникаций и оборудования на территориях компактного проживания на сумму 713 тыс. рублей;
2) приобрести одежду, обувь, продукты питания и лекарственные препараты для семей малочисленных народов на сумму 517 тыс. рублей.
6. В сфере обеспечения строительства (приобретения) социально-значимых объектов для малочисленных народов:
1) построить (приобрести) три здания для создания факторий (включая разработку проектно-сметной документации);
2) улучшить жилищные условия 16 семей малочисленных народов.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 25 октября 2006 г. N 25/23-ЗС в Раздел 7 настоящей Программы внесены изменения
7. Сведения
о государственном заказчике
и разработчике Программы
Государственным заказчиком Программы является Администрация губернатора Иркутской области (город Иркутск, ул. Ленина, 1 а).
Основной разработчик Программы - департамент по делам Севера администрации губернатора Иркутской области. Ответственный исполнитель Программы: Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.